Мир

 

О чем пошептались друг Барак с другом Дмитрием

 

26 – 27 марта в Сеуле прошел саммит по ядерной безопасности. В нем приняли участие представители 53 стран и четырех международных организаций, прежде всего, страны, имеющие прямую заинтересованность в данном вопросе: США, Россия, Китай, Япония, Южная Корея.

 

Основные темы саммита были: нераспространение ядерного оружия, недопущение его попадания в руки террористов, а также анализ ситуации в ядерной индустрии и энергетике после прошлогодней фукусимской катастрофы.

 

Что касается последнего вопроса – АЭС и их безопасности, здесь, как пишет испанская La Vanguardia, было понимание того, что атомная энергия – главный фактор промышленного развития, без нее не обойтись, особенно в условиях истощения и недостатка углеводородов, и обсуждать здесь нужно, как обеспечить безопасность атомных электростанций. Президент России Дмитрий Медведев сказал, что «без ядерных технологий прогресса у человечества быть не может», добавив без ложной скромности: «Наши ядерные технологии – самые передовые в мире». «Впереди планеты всей», одним словом.

 

В вопросе же, касающегося проблемы ядерного оружия, главными «героями» повестки дня саммита стали Иран и Северная Корея. Барак Обама, обычно возлагавший надежды на дипломатические усилия на иранском направлении, теперь не исключил и более жестких «разборок» с режимом.

 

А вот Северная Корея преподнесла к саммиту сюрприз, объявив о предстоящем запуске космического спутника. Он должен быть осуществлен в середине апреля и будет приурочен к 100-летию со дня рождения отца нации, родоначальника династии Кимов и основоположника чучхе Ким Ир Сена.

 

Разумеется, северокорейские власти заявили, что запуск спутника преследует исключительно мирные цели – это метеорологический спутник, в нем сильно нуждается сельское хозяйство страны (да есть ли оно такое в находящейся в состоянии перманентного голода КНДР?). Однако Южная Корея и Япония уверены, что запуском спутника Пхеньян маскирует испытательный пуск баллистической ракеты, которая может использоваться для доставки атомной боеголовки.

 

Но «бомба», пока еще информационная, объявленного решения о запуске заключается в том, что только в феврале на переговорах между представителями США и КНДР, состоявшимися в Пекине, была достигнута договоренность о введении Пхеньяном моратория на ядерные и ракетные испытания, а также программу обогащения урана в ядерном центре в Йонбене, в обмен на продовольственную помощь США в объеме 240 тысяч тонн.

 

Исторически сложилось, что Северная Корея действует на международной арене исключительно методом шантажа сердобольного мирового сообщества. «Дайте нам продовольствие, а то будем проводить ядерные испытания!» Им поставляют продовольствие в обмен на прекращение испытаний, и они вводят мораторий ровно на столько, пока не съедят все, что им прислали. Потом песня начинается с начала: «Ах, то, что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели, и ждем не дождемся, когда же ты снова пришлешь...» А не пришлешь – пеняй на свою империалистическую жадность, продолжим денно и нощно ковать ядерный щит для защиты наших великих завоеваний.

 

Ноу-хау молодого вождя КНДР заключается в том, что он, кажется, решил попробовать получить помощь, не вводя мораторий, о котором была достигнута договоренность, а вместо моратория – для запудривания мозгов – милостиво согласился допустить на свою территорию каких-то инспекторов. Надо признать, подобная наглость имеет под собой основания: когда десятилетия проводится политика терпимости по отношению к крокодилу, не стоит удивляться, если когда-нибудь крокодил обнаглеет совершенно и захочет съесть тебя самого.

 

Исполняющий обязанности помощника министра обороны Питер Лэвой сообщил, выступая 28 марта в Конгрессе США, что запланированный Пхеньяном запуск ракеты «отражает нежелание следовать взятым на себя международным обязательствам, и поэтому мы вынуждены приостановить продовольственную помощь Северной Корее». А на саммите США и Китай договорились координировать ответные действия в случае, если запуск ракеты состоится.

 

Дмитрий Медведев продемонстрировал, что Россия, пекущаяся, как всегда, о мире, и на этот раз не отступит от своих принципов: он пообещал, что она сделает все возможное, чтобы вернуть КНДР и Иран за стол переговоров с мировым сообществом: «Было бы неплохо, чтобы государства, о которых много говорят, принимали более активное участие в дискуссиях... Будем надеяться, что рано или поздно они вернутся за стол переговоров, и мы сможем этот диалог продолжить – как в существующих форматах для обсуждения ядерной программы, допустим, того же самого Ирана или Северной Кореи, так и в более расширенных форматах, не исключая такого рода саммита». Голубь мира.

 

Но, пожалуй, главным скандалом, не имевшим отношения к повестке дня саммита, стала информационная утечка: достоянием журналистов, а через них – общественности, стали несколько фраз, которыми обменялись президенты США и России, тихонько шептавшиеся друг с другом в ожидании начала пресс-конференции по итогам российско-американской встречи в рамках саммита. Понятно, фразы эти для прессы не предназначались. Но аудиоколонки подло включились ранее начала брифинга, и уже собравшиеся в зале журналисты услышали последние реплики беседы двух лидеров, аккуратно записали их на диктофоны, а потом опубликовали – такое вот коварство! Случайно ли включились микрофоны... Тут вспоминается финальный эпизод из «Карнавальной ночи», когда звукотехник специально оставил включенной громкую связь, и по всему новогоднему залу разнеслись гневные реплики товарища Огурцова, диктовавшего секретарше письмо-кляузу в обком партии: «...Прошу принять соответствующие меры против вышеуказанных товарищей, которые очень наивно думают, что они нашли в моем лице дурака!»

 

Итак, вот распечатка этого обмена мнениями. Разговор велся без переводчиков, на английском языке, поэтому приводим оригинал, чтобы знающие английский могли оценить точный смысл сказанного, и перевод на русский язык.

 

Барак Обама. ...continue with missile defense... This can be solved. It is important to give the space.

...продолжая с ПРО... это может быть решено. Важно дать пространство...

Дмитрий Медведев. I understand your message about space. There is a place for you. There is a space for you.

Я понял твой месседж насчет пространства. Есть место и для вас. Есть пространство для вас.

Барак Обама. This is my last election. After my election, I have more flexibility.

Это мои последние выборы. После выборов у меня будет больше гибкости.

Дмитрий Медведев. I understand. I transmit this information to Vladimir.

Я понял. Я передам эту информацию Владимиру.

 

Тут следует отметить, что на самой пресс-конференции оба лидера с удовольствием говорили друг другу комплименты. Медведев назвал Обаму «другом и коллегой», тот парировал: «Я не могу и желать лучшего партнера, чем Дмитрий». Далее Дмитрий Анатольевич сказал, что отношения США и России последние три года – лучшие за все десятилетие, несмотря на разные оценки перезагрузки: «Диалог с Обамой в последнее время был образцовым, мы научились слушать друг друга, он комфортный партнер». Еще бы не комфортный, когда, как выясняется, он готов будет идти на уступки по ПРО – подождите только до ноября…

 

Я думаю, такая похвала в устах российского президента – не комплимент, а свидетельство провальности американской внешней политики на российском направлении (как, впрочем, и на многих других). Давно не секрет, что Кремль под перезагрузкой понимает односторонние уступки со стороны США, сам же он перезагружаться не собирается – не случайно Дмитрий Анатольевич оговорился о разных оценках пресловутой перезагрузки, они ох какие разные! Похвала Медведева означает только одно – что в Кремле довольны, как Обама прогибается перед Россией, по сути, ставя свое переизбрание выше национальных интересов Штатов. И история с невольно подслушанным разговором двух президентов это только подтвердила.

 

Разумеется, разразился скандал. Фаворит республиканских праймериз, наиболее вероятный соперник Обамы Митт Ромни еще ранее призывал забыть о договоренностях и, разворачивая ПРО, помнить только об интересах США; он также обещал «обуздать Москву». Теперь, после скандала, Ромни заявил, что американцы имеют право знать, в чем именно Обама в отношениях с русскими пообещал быть более гибким – по сути, это намек на предательство национальных интересов. Обама «пудрит мозги американскому народу», сказал Ромни, и напомнил, что Россия является «главным геополитическим противником США».

 

Такая оценка России взбесила в свою очередь российских ястребов-государственников. Ромни получил достойный отпор. Глава комитета Госдумы по международным делам небезызвестный Алексей Пушков (какие времена на российском дворе – такие и главы комитетов!) выразил их консолидированную позицию: «Заявление Митта Ромни следует рассматривать как выражение позиций тех кругов США, которые еще не навоевались, которые намерены навязать миру американскую гегемонию и которые видят в России главное препятствие своим планам … Те же обвинения и те же характеристики мы слышали либо от них, либо от их окружения. Это не удивительно: среди главных советников Ромни по внешней политике мы видим все тех же неоконсерваторов, которые непосредственно влияли на выработку внешней политики США при Буше … Мы словно вновь слышим сенатора Маккейна: заявление делает Ромни, а ощущение такое, что говорит Маккейн. Митту Ромни надо бы напомнить, что точно с такими же подходами Маккейн проиграл четыре года назад. Тогда Америка отвергла его как прямого продолжателя дела Буша и выбрала Обаму». Ну, это ему так хочется, чтобы кандидат с такими подходами опять проиграл. Но, надо думать, американцы будут слушать не только Алексея Пушкова.

 

На таком фоне оценка заявления Митта Ромни самим Медведевым выглядела более чем дипломатичной: «Всем кандидатам в президенты США я бы советовал при заявлениях включать доводы рассудка и следить за часами – сейчас не середина 1970-х годов. В том, что касается различных идеологических клише, я всегда опасаюсь, когда та или иная сторона использует конструкции типа „враг номер один“ и так далее. Это очень пахнет Голливудом и определенными временами».

 

В эти определенные времена, помнится, другой американский президент-республиканец назвал Советский Союз империей зла. Уж как на него взъелись тогдашние кремлевские старцы и идеологическая обслуга, начиная с ЦТ и заканчивая пропагандистами от общества «Знание»! Ничего, сейчас утверждение, что СССР был империей зла, является общим местом. Да уже и сегодня многие согласны с утверждением Ромни: так, например, 65 % телезрителей канала RTVi положительно ответили на вопрос, заданный в передаче «Сейчас в мире»: «Согласны ли вы с заявлением М. Ромни о том, что Россия является противником США „номер один“»? А за часами, боюсь, скорее следовало бы следить Дмитрию Анатольевичу: на дворе 21-й век, а российские реалии во многом напоминают те самые 70-е...

 

И, кстати, сами господа пушковы, леонтьевы, шевченки и их национальный лидер, нисколько не стесняясь, в числе главных врагов России прежде всего называют Америку. Что же – вам можно, а американцам нельзя?

 

Вслед за Ромни очень жестко отреагировал на просьбу Обамы к Медведеву, точнее, к Путину, бывший полпред США в ООН Джон Болтон. Назвав его высказывание «набатом, возвещающим ночью о пожаре», он предположил, что Обама пойдет на уступки не только по ПРО, но и вообще по важным вопросам национальной обороны.

 

Разумеется, шквал критики обрушили на президента как американские, так и мировые СМИ.

 

Стивен Стромберг в The Washington Post, признает, что Обама, в отличие от Путина, «не фальсифицирует результаты выборов и не контролирует государственные СМИ». Но «когда президент ведущей демократии мира просит босса ведущей „управляемой демократии“ мира привязать дипломатические усилия к календарю выборов, он поощряет в Путине убеждение, будто российская демократия отличается от западной лишь степенью манипулирования народом, которое осуществляет политическая элита».

 

Другой обозреватель той же The Washington Post, Бретт Деккер, в статье «Тайный план Обамы» пишет о том, что у президента «припрятаны в рукаве опасные идеи». Но главную угрозу после случившегося он видит в самом втором сроке президента: «Второй срок Обамы – единственная угроза, которая еще опаснее для будущего Америки, чем все долги и неудачные политические решения, накопленные им за первый срок».

 

«Какое же соглашение с Россией хочет подписать Обама? Он сам считает его столь опасным в свете выборов, что его заключение предпочитает отложить на потом», – делает вывод автор статьи и высказывает предположение, что это соглашение наверняка пойдет во вред национальным интересам США. Он обращает внимание читателей и, по совместительству, избирателей на то, с какой легкостью Обама отодвинул национальную безопасность страны на второй план ради своего переизбрания, и страшно, что его позиция «выгодна России – стратегическому конкуренту и бывшему давнему врагу США».

 

Итальянская Il Messaggero в редакционной статье, название которой говорит само за себя – «Невыключенный микрофон предал Обаму: обещание Москве по ракетам» – делает прогноз, что случившееся весьма плачевно может сказаться на шансах Обамы переизбраться на второй срок: «Невыключенный микрофон может дорого обойтись Белому дому. Этот эпизод подарил республиканцам сильный аргумент для возобновления жесткой критики поведения Обамы в сфере внешней политики. Противники всегда называли президента застенчивым и уступчивым, например, в иранском вопросе. Теперь, вероятно, будут говорить и о „двойной игре“ с Россией. „Обещание“ президента, скорее всего, даст о себе знать в ближайшие дни в ходе избирательной кампании».

 

Под напором критики оправдываться пришлось самому Бараку. Он попытался представить дело так, что он имел в виду чисто техническую трудность ведения переговоров по серьезному вопросу во время президенсткой кампании: «Я не думаю, что для кого-то является сюрпризом, что вы не можете начинать переговоры за несколько месяцев до выборов президента и Конгресса США и тогда, когда они только завершили выборы в России».

 

На помощь «комфортному партнеру» Бараку пришел «комфортный партнер» Дмитрий: «Здесь никаких тайн нет, как и, собственно, нет ничего удивительного в том, что целый ряд вопросов очень сложно решать в конкретной политической ситуации. Есть лучшее время для решения вопросов и – худшее». Лучшим временем, по мнению Медведева, является ситуация, «когда все политические силы стабильны ... И ничего удивительного в этом нет, мы никогда ничего не скрывали, и президент Обама об этом мог сказать и публично, и не публично. Просто всегда, когда что-то выдергивается, это приобретает более интересный оттенок, возникают конспирологические вещи».

 

Косвенным доводом в защиту американского президента является объявленное 26 марта помощником министра обороны США Мадлен Кридон намерение строительства противоракетного щита не только в Европе, но также в Азии и на Ближнем Востоке. Созданию щита в этих регионах Штатам будут помогать Япония, Южная Корея и Австралия, он будет направлен на Иран и КНДР. Новый сюрприз для российского руководства.

 

Но как бы то ни было, что бы на самом деле не имел в виду Обама, шепчась с Медведевым, этого застенчивого и уступчивого президента, как верно подметила в редакционной статье Il Messaggero – особенно застенчивого и уступчивого в отношении всякого рода авторитарных режимов, добавим мы – лучше бы больше не избирать. По многим причинам, не только из-за этого скандала.

 

От греха подальше.

 

В. Зайдман