Скандал

 

МракоБЕСЫ

 

Второй месяц не утихают страсти в связи с панк-молебном группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Три исполнительницы – Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич – арестованы. Ополчилась против них вся православная и правящая рать. Сам патриарх Кирилл, пастырь россиян, долженствующий, согласно учению Христа, подавать пример милосердия, настаивает на наказании грешниц.

 

Как всегда, не остались в стороне и иные деятели культуры. Иосиф Кобзон, выступая в эфире телеканала «Дождь», заявил, что активисток из Pussy Riot наняли за деньги. А наказание, которое им грозит, пойдет только на пользу обществу, считает певец: «Ничего страшного в этом не вижу, если это будет уроком для остальных».

 

А ведь что случилось? Pussy Riot обратились к Деве-Богородице с молитвой. Да, в необычной форме, но – с молитвой. Как отмечают многие комментаторы, какое бы ни было содержание молитвы, оно по определению не может делать ее кощунственной. Молитва есть молитва, человек молится, о чем считает нужным. 

 

Казалось бы – вся эта история и яйца выеденного не стоит – средневековое мракобесие. В 21-то веке, казалось бы, покрутить пальцем у виска да и пройти мимо батюшек-мракобесов. Но это если бы они были отделены от государства де-факто, а не только де-юре. Но сращение церкви и государства дошло до такой степени, что арестованным участницам группы всерьез светит семь лет лишения свободы – столько в России получают сегодня убийцы и насильники – а «церковное возрождение» России достигло таких масштабов, что, согласно данным Левада-центра, 46 % опрошенных россиян считают такое наказание вполне адекватным, 35 % считают его чрезмерным, и только 9 % респондентов полагают, что имевшая место акция вообще не заслуживает уголовного преследования. Результаты этого соцопроса – пожалуй, самый прискорбный факт в данной истории.

 

Если дело так дальше пойдет, вскоре церковь вынесет на обсуждение общества вопрос об учреждении инквизиции. Хотя нет, зачем – функции инквизиции уже вполне успешно выполняет прокуратура.

 

К скандалу как нельзя более кстати подверсталась «коммунальная» история с патриаршей квартирой в знаменитом «Доме на набережной» (144 метра квадратных, представьте себе на минуточку) – см. об этом ниже заметки из Граней и newsru.com.

 

К счастью, среди более низового звена церковных служителей, есть и другие люди: читайте ниже мнение священника Романа Зайцева. Также публикуем достойный ответ участниц Pussy Riot патриарху Кириллу – все очень толково и по делу.

 

И знаете – у нас закрадывается страшное подозрение. В чем состоит главное иезуитство Кирилла, Чаплина и всей приближенной к ним камарильи. Не сомневаюсь, они назовут это предположение кощунственным, но, похоже, что эти так называемые служители Бога в Бога-то и не верят! Иначе не поступали бы они столь демонстративно и регулярно не по-христиански – хотя бы из элементарного и вполне практического чувства самосохранения. Даже минимальной вероятности его существования не допускают – иначе убоялись бы неминуемого в этом маловероятном случае наказания. Наказания, думается, вполне сурового, и не иначе, как в аду.

 

У них нет никаких сомнений на этот счет, они твердо знают, что Бога нет.

 

Патриарх Кирилл, по окончании Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве:

 

Думаю, все вы знаете о том, что произошло недавно в Храме Христа Спасителя. Вот давайте соотнесем свою мысль с тем фактом, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя…

 

Ну что, казалось бы, должно быть? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы – и слава Богу, что прошли. Но что должно было бы быть в земле нашей, которая самим фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, подвигавшей народ наш на величайшие подвиги – в том числе на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет, появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными.


Давайте проведем эту линию между храмом Ризоположения здесь, на Донской, событиями века
XVII, и тем, что произошло в XXI веке перед величайшей святыней Церкви нашей и всего православного мира – перед частицей Ризы Господней. Думаю, ни один верующий человек не должен сказать: «это меня не касается», «это не мое дело». Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому я призываю всех вас усилить молитвы о стране нашей и о народе нашем. Ибо нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка.


Мы все сегодня проходим через Великий пост. Диавол посмеялся над всеми нами, введя столько скорбей в те дни, когда мы должны уходить от волнений мира сего, погружаться в молитву, ограничивать себя постом, каяться в своих собственных грехах. Но, может быть, Господь проводит нас через эти испытания в святые дни Великого поста для того, чтобы мы все осознали ответственность за землю нашу, за Русь Святую, за веру православную. У православного человека это чувство ответственности выражается, в первую очередь, в горячей молитве к Богу. Те люди не верят в силу молитвы. Они верят в силу пропаганды, в силу лжи и клеветы, в силу Интернета, в силу СМИ, в силу денег и оружия. Мы верим в силу молитвы. И я призываю всю Церковь Русскую к горячим и усердным молитвам о стране нашей, о вере нашей, о народе нашем, чтобы Господь простил нам прегрешения наши, вновь приклонил к нам Свою милость, дал силу благодати Духа Своего Святаго, чтобы, пройдя через искушения и соблазны, мы вышли из них очищенными, сильными, способными устроять будущее свое в соответствии с Божиим законом и по человеческой совести.
Аминь.

 

24 марта


Ответ и послание группы Pussy Riot Предстоятелю Русской Церкви:


«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»
(Матф. 5:10)

Cвятейший Патриарх!


Горячая и искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством – в какой бы форме она ни происходила, а потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню, что мы глумились над святыней.


Нас терзают подозрения в том, что святыня, которую вы считаете оскверненной, в ваших помыслах неразрывно связана с Путиным, который, по вашим словам, вернул ее Церкви. И потому молитву Богородице с просьбой прогнать того, кто ежедневными своими действиями оскверняет самые светлые идеалы человеческой жизни в России и все возможные заповеди православной веры, вы восприняли как глумление над святыней.


В молитве упомянуты и вы, потому что мы, равно как и миллионы христиан, были тяжело опечалены тем, что вы позволили Церкви стать орудием в грязных предвыборных интригах, призвали верующих отдать свой голос за человека, поступки которого бесконечно далеки от Божией Правды. Нельзя верить в царя земного, если его деяния противоречат тем ценностям, ради которых Царь Небесный был распят на кресте. «Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит», – как сказано у Пушкина.


Вы бесконечно не правы, утверждая в своей проповеди, что мы не верим в силу молитвы – потому как, не веря в силу молитвы и слов, не стали бы мы так отчаянно и горячо молиться в храме, предчувствуя какие суровые гонения может обрушить на нас и наших близких весь репрессивный аппарат земной власти, который только и ждал подобающего момента, чтобы отомстить нашей группе за жесткую гражданскую позицию. Сила и правда нашей молитвы оскорбила не верующих, ведь чувства подлинно верующего человека, равно как и чувства Христа, слишком глубоки и всеобъемлющи, исполнены слишком большой любовью, чтобы их можно было оскорбить. Наша молитва оскорбила только Путина и его опричников и теперь три женщины брошены в тюрьму, матери отняты у маленьких детей, а с чиновных верхов раздаются ежедневные призывы продолжить аресты и наказания. Не верующим – но Путину нужно держать женщин в тюрьме, разделяя и властвуя.


Вы говорите, что мы верим в пропаганду, в СМИ, в ложь и клевету, в деньги и оружие – но ничего этого и в помине нет у нас, как нет у нас и веры в эти сущности, с которыми сегодня тождественна власть того царя Ирода, за которого вы призывали голосовать и молиться, с именем которого вы связываете процветание русской земли. Всепроникающая и лживая пропаганда на государственном телевидении сперва вырвала у народа победу для Путина, а теперь при помощи откровенной неправды очерняет оппозицию и пытается хоть кого-то уверить в том, что девушек с маленькими детьми «за нарушение храмовых законов» необходимо содержать в крепости под стражей. Так на чьей стороне пропаганда, СМИ, ложь и клевета? На чьей стороне вера в деньги? На стороне ли солисток
Pussy Riot, чья жизнь близка к аскетизму, необходимому для всякого творческого осмысления? Или же вера в деньги на стороне тех, кто возвел небывалую государственную роскошь в канон поведения для любого высокопоставленного мужа? У кого вера в оружие? Не у тех ли, кто призывает к смертоубийству во имя религиозных чувств? Не на стороне ли тех, кто 3 марта с криками и оружием наголо командовал облавой, во время которой десятки вооруженных мужчин были брошены на задержание двух женщин, подозреваемых в том, что они в храме громко просили Богородицу прогнать Путина?


Мы верим, вопреки тому в чем вы убеждали паству во время проповеди, только в силу молитвы, только в силу искусства, только в силу слов, только в силу любви наших друзей и близких – потому что больше нам не во что верить и ничего большего наших молитв и песен у нас нет. Те, кто кинул трех женщин в темницу и те, кто требует продолжения репрессий, дальнейших арестов и уголовных дел – за ними, да, все те сущности, о которых вы упомянули – за ними деньги, оружие, ложь, клевета, СМИ и пропаганда. За нами же стоит только жгучее желание донести до людей нашу правду.


Мы будем молиться за тех, кто желает Надежде, Марии и Катерине и всем нам многих лет тюрьмы и мучений. Мы не верим, что в сегодняшнем мире можно оставаться христианином и требовать тюрьмы и свирепого наказания для тех, чья молитва звучит иначе и возносится в неканоническом месте. Нас восхищает гуманность и толерантность Иисуса, его способность спасать и возвышать человека – и к этому идеалу нам всем следует стремиться, вне зависимости от нашей веры. Ведь даже самый закоренелый атеист не может не признавать колоссальный вклад в человеческую этику, принесенный учением Христа. Что бы сказал Христос, узнав, что некоторые люди, называющие себя Его последователями, не возражали, когда в день, означенный как Прощеное Воскресение, путинские опричники открыли уголовное дело, согласно которому молитва – тяжкое преступление? Что бы сказал Христос, узнав, что во дни печальные Великого поста некоторые христиане радуются тому, что 3 женщины за молитву заточены в ужасную тюрьму?


Мы еще тридцать тысяч раз расскажем миру, что наша молитва не могла быть «глумлением над великими святынями», потому что в защиту святынь нашей земли мы и молились Богородице. Мы молились, чтобы Богородица дала смелость и силы нашему народу прогнать царя Ирода и его слуг и, прогнав его, устроить свою жизнь по человеческой совести.


группа
Pussy Riot,

блог группы,

http://pussy-riot.livejournal.com/20982.html

 

Православный священник о «PUSSY RIOT»

и ситуации в РПЦ: с кем вы, христиане?

 

Здравствуйте!

 

Зайцев Роман, заштатный священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Не смог я больше терпеть всей этой вакханалии, которая с каждым днем все более нарастает по поводу выступления девушек из группы Pussy Riot.

 

Все твердят как заведенные, что это было кощунство, это было богохульство, это было хулиганство.

Да, это действительно радикальное, возможно, шокирующее действо не совсем привычное для нас, но все же это не является ни кощунством, ни богохульством, ни хулиганством
 – молитва к Божьей Матери не может быть кощунственной, вы это знаете. Единственное, что делает не совсем правдивую картину, это смонтированный ролик, который мы видели в интернете и по телевидению, это не совсем то, что происходило в действительности 21 февраля в храме Христа Спасителя.

 Роман Зайцев

Так вот, к сути вопроса: девушки пришли помолиться в дом молитвы, дом молитвы, который, кстати, находится на балансе Московской мэрии и там происходят все различные действия, в том числе с песнями и плясками. Они молились в той форме, которую сочли наиболее подходящей для нашего времени и места. В богослужебной практики приходов РПЦ столько неуставной отсебятины, что говорить о нарушении каких-то правил просто смешно. Форма панк-молебна вполне адекватна публичным действиям людей, олицетворяющих собой церковь.

 

Назову несколько примеров: слеты православных байкеров, благословленных патриархом, так вот на этих слетах обычная картина — хоругви Спаса Нерукотворного, под хоругвями девицы топлесс, рок-группа «Сыновья России», солист иеродиакон Рафаил, между прочим, келейник небезызвестного архимандрита Илии Ноздрева. Так вот, ветераны с Волгограда жаловались, что этот солист пел им веселые песни на 9 мая – цитата из песни: «расстреляем всех коммунистов, убьем всех евреев» — христианская песенка. Пусть рок-игумен всея Руси так же прокомментирует подобное творчество. Наиболее креативные, это хоругвеносцы православные, их перфомансы круче всех, пожалуй: на Пушкинской площади эти ребята совершали ритуал вуду, протыкали осиновым колом портрет певицы Мадонны, на Славянской площади хоронили дарвинизм в образе плюшевой обезьянки, на Берсеневской набережной жгли Гарри Потера. Показы православной моды и, как апогеем этого показа, щеголял забавный чернокожий парень в лосинах. Никого это не шокировало, никто не был в предобморочном состоянии, почему-то кого-то покоробил текст их молитвы? Пусть докажут, что это не молитва! Не знаю, но это их молитва, их просьба, если там послышалось оскорбление человека по фамилии Гундяев, так пусть этот человек напишет заявление о защите чести и достоинстве своего имени, никто не против, все за, в чем проблема?

 

При всем желании, сложно квалифицировать это деяние не иначе как легкое административное правонарушение, но не тут-то было – по заявлению кротких прихожан, заводится уголовное дело по статье 213, создается аж специальный штаб по расследованию «страшного» преступления, что привело к аресту двух молодых женщин, двух матерей и еще никто не доказал, что именно они были в храме в тот день – нет доказательств. Вначале была задержана еще третья девушка, но она оказалась бездетной и ее решили отпустить от греха подальше, вдруг не расколется?

 

То, что сценарий можно предсказать, что девушек все же попытаются сломать, как они до сих пор не сломленные – удивительно, и «милостиво» будут ходатайствовать об их освобождении.

 

Эта ситуация разбудила весь этот серпентарий  сколько желчи, сколько ненависти было произнесено в адрес девушек как со стороны чиновников в рясах, так и их паствы.

 

Я воцерковился в самом начале 90-х, пришел в храм, учился в семинарии, и я приходил совершенно в другую церковь! Я помню, в семинарии мы могли с преподавателями поиграть в снежки, сейчас это в принципе невозможно. Сейчас это все только на чиновническом уровне.

 

Воцерковили целую страну, люди стали религиозно грамотные, но не имеют Христа, зато знают типикон и хорошо разбираются в рецептах постной кухни.

 

Вы сейчас кричите «распни, распни», завтра будете кричать осанна антихристу и уже кричите.

Настает время свидетельство о Христе и Его правде и за нас сейчас свидетельствуют о Нем, возможно, сами того не подозревая, две девушки, это: Надя Толоконникова и Маша Алехина и их малолетние дети.

 

Учитывая агрессивную политику РПЦ, политику контроля, репрессий и вмешательства во все сферы жизни, мы с вами своим молчанием из-за страха окончательно потеряем свою церковь. Через пять с лишним месяцев начнется новый учебный год и во всех школах будет преподаваться «Основы Православной культуры», кто там будет преподавать, скажите мне?

 

Возможно кому-то повезет, и действительно преподавать будет добрый, честный христианин, а возможно и нет.  Кто-то из тех, кто сбежал из этого серпентария – они из ваших детей будут делать уродов. У меня, к сожалению, нет детей, но если они появятся, я костьми лягу, но не пущу на это преподавание.

 

И рост антиклерикальных настроений будет только расти, да Бог бы с ними, с антиклерикальными, но будут расти и антихристианские настроения, благодаря чиновникам в рясах и нашему тихому потаканию им. Это вы наверняка знаете и без меня.

 

Сейчас момент истины: с кем вы, христиане?

 

Роман Зайцев,

стенография видеозаписи

 

Церковь ответила на «информационный вброс»:

патриарх Кирилл вовсе не пытается отобрать

элитную квартиру у больного хирурга

 

Русской православной церкви пришлось комментировать громкий скандал, разразившийся в связи с обвинениями в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как утверждается, предстоятель РПЦ не первый год судится со своим соседом, который, делая ремонт, якобы засыпал пылью квартиру священнослужителя. Масштаб трагедии оказался немалым – ущерб оценили в 20 миллионов рублей, за что неудачливый сосед – хирург с мировым именем и одновременно священнослужитель – рискует потерять элитную квартиру в «Доме на набережной» и еще остаться должником. Сам патриарх всячески дистанцируется от происходящего – всем процессом руководит его таинственная подруга. Церковь также объявила, что патриарх Кирилл к происходящему отношения не имеет.

 

Эта запутанная история началась в 2010 году, однако впервые о ней в СМИ заговорили в конце прошлой недели. Тогда семья врача-кардиохирурга, бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко приобрела две квартиры в доме №2 по улице Серафимовича.

 

Как утверждают родственники Шевченко, по соседству оказалось жилище самого патриарха Кирилла. Его представители весной того года подали в суд на Шевченко за то, что хирург во время ремонта засыпал пылью всю 144-метровую квартиру патриарха. Замоскворецкий суд принял решение удовлетворить иск к Шевченко, обязав того выплатить Владимиру Михайловичу Гундяеву – так в миру зовут патриарха – 20 миллионов рублей. Сначала истцы хотели получить аж 26 миллионов. Столь внушительная сумма включала в себя следующие пункты: перевозка предметов из квартиры Гундяева и обратно – 376 тыс. рублей, ремонт квартиры – 7,3 млн рублей, аренда аналогичной жилплощади на время ремонта – 2,1 млн. рублей, испорченная мебель и предметы интерьера – 2,6 млн. рублей, спецочистка 970 книг – 6,3 млн. рублей, уборка имущества – 151 тыс. рублей.

 

Вообще, столь солидную сумму компенсации за пыль объяснили наличием в воздухе крайне опасных для здоровья элементов. Дело в том, что истцы приложили к иску заключение специалистов из института имени Н.С. Курнакова, обнаруживших в пыли некие наночастицы, «которые при возможном длительном контакте с человеком могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания, в том числе и онкологические».

 

В качестве гарантии выплаты решением суда была арестована квартира хирурга стоимостью в несколько десятков миллионов рублей. Однако суд недвижимость оценил только в 15 миллионов, то есть Шевченко, лишившись квартиры, еще и остался должен. Представители патриарха, рассказывают родственники Шевченко, пытались арестовать и вторую квартиру в том же доме, принадлежащую супруге хирурга, однако тут суд им отказал. Правда, и последовавшие апелляции Шевченко были отклонены.

 

Адвокаты Шевченко сейчас готовятся обжаловать решение Мосгорсуда в Верховном суде. Одновременно адвокаты подали в Замоскворецкий суд иск и к самому Владимиру Гундяеву о «необоснованном обогащении»: требуя выплаты компенсации за испорченное пылью имущество, патриарх не передал эти предметы ответчику. То есть, истец получил и мебель, и полную ее стоимость. Речь идет о 13 стульях, двух диванах, кресле и трех коврах, которым пыль нанесла ущерб в 2,6 млн. рублей.

 

Весьма любопытна одна деталь: сам патриарх в судебных разборках не участвует, а его интересы представляет некая Лидия Леонова, которая не предъявила никаких документов, подтверждающих ее полномочия как представителя Кирилла. Все, что известно об этой женщине, – она является давней подругой и соратницей священнослужителя.

 

«Мы не знаем, был ли в курсе сам патриарх об этих переговорах, или имело место нечто другое... Леонова просто прописана в данной квартире, а принадлежит она Гундяеву, который никаких доверенностей представлять его интересы в суде ни Леоновой, ни ее адвокату не выдавал. Патриарх вообще не подписал ни одного документа, связанного с данным разбирательством», – говорят родственники Шевченко.

 

«Леонова – это женщина, которая прописана в квартире патриарха. Кем она ему является, мы не знаем... Со слов соседей, она прописана там довольно-таки давно, точно сказать не могу», – заявил в интервью «Коммерсант FM» сын хирурга Шевченко. Он добавил, что, согласно его сведениям, о принадлежности квартиры в «Доме на набережной» патриарху говорят данные Федеральной службы регистрации. Собственником квартиры, по документам, Гундяев числится с 1994 года.

 

Что же касается Лидии Леоновой, то о ней сведений в открытых источниках крайне мало. В ряде СМИ высказывалось предположение, что она является сестрой Гундяева. Однако, как отмечает блоггер golishev, у патриарха есть только одна сестра – Елена, а также один брат.

 

Лидия Михайловна Леонова дружит с Гундяевым уже более 30 лет. А сейчас по домашнему адресу Леоновой в Смоленске зарегистрирован ряд коммерческих предприятий, так или иначе связанных с бизнесом самого митрополита, писал несколько лет назад «Огонек». В то же время блогосфера, избавленная от необходимости помнить о корректности и пунктах российского законодательства, определяющих ответственность за клевету, называет Лидию Леонову гражданской женой патриарха.

 

newsru.com, 26 марта, в сокращении

 

Шабаш фарисеев

Pussy Riot стали жертвами клерикалов,

напрямую связывающих свое благополучие с нынешним режимом

 

Стремительно разрастающийся скандал вокруг панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя вносит в политическую повестку вопрос о состоянии дел в РПЦ, который широкая общественность долгое время старательно обходила стороной. Все громче раздаются голоса, требующие придать огласке факты многолетнего сотрудничества гражданина Гундяева и его ближайшего окружения с конторой, давшей путевку в жизнь будущему национальному лидеру. Проблема уже не только в ставшей притчей во языцех коммерциализации церковных институтов, но и в фактическом превращении РПЦ в важнейшее звено идеологической вертикали власти.

 

Высшие церковные иерархи, нагулявшие административный и финансовый вес в ельцинскую эпоху, при Путине окончательно трансформировались в могущественную олигархическую клику, которая напрямую связывает свое благополучие с действующей моделью управления страной. Открытое выступление патриарха Кирилла в поддержку Путина лишило РПЦ остатков нейтралитета, сделав ее непосредственным участником политического процесса.

 

Безжалостное преследование группы Pussy Riot наверняка показалось как кремлевским, так и церковным пропагандистам той самой маленькой победоносной войной, которая обычно развязывается для сокрытия собственных больших преступлений. Участницы стилизованного молебна на солее ХХС внезапно стали главным объектом ненависти безликой путиноидной массы, накаченной за время недавней кампании низкопробным идеологическим дурманом.

 

Публичное выражение «правильной государственной» позиции по этому вопросу стало сегодня лучшим способом демонстрации лояльности режиму. Вслед за главным пропагандистским рупором РПЦ протоиереем Чаплиным и профессиональными погромщиками от идеологии Прохановым и Шевченко в хор возмущенных голосов влились мнящие себя «государевыми людьми» верховные муфтии и раввины.

 

А теперь на мгновение представим, что вместо обращенной к Богородице молитве «Богородица-Дева, Путина прогони» Pussy Riot пропели бы осанну вождю: «Боже, Путина храни. Сильный, державный, царствуй». Интересно, как бы повели себя в этом случае истовые хранители чистоты православной веры и моральных устоев российского общества. Также требовали бы самого сурового наказания кощунниц? Или же, мягко пожурив негодниц, начали бы с придыханием обсуждать современные формы народного творчества, использованные для выражения любви к верховной власти.

 

Поэтому давайте не будем морочить себе голову. Жестокость власти, спустившей с поводка пропагандистскую свору, связана совсем не с формой выражения, а с содержанием акции Pussy Riot.

 

Г. Каспаров,

kasparov.ru, 26 марта, в сокращении