Марина Салье

 

21 марта умерла Марина Салье. Это имя знакомо нашим читателям: мы подробно рассказали о ней и ее деятельности в мартовском номере «Рубежа» за 2010 год в материале «Серийный скандал», когда она прервала свое 10-летнее отшельничество и молчание. Замолчала она в 2000 году после первого пришествия Путина – ее предупреждение о том, кого страна собирается избрать себе в президенты, оказалось гласом вопиющего в пустыне. Почти в пустыне... Ее не услышало ни общество, ни политики, на которых лежала ответственность за судьбу страны.

 

Не будем повторяться – в материале Льва Шлосберга, который мы печатаем ниже, описывается история деятельности Марины Салье в качестве руководителя депутатской группы, расследовавшей «деятельность» Владимира Путина – в начале «лихих 90-х» подчиненного мэра Петербурга Анатолия Собчака. Также печатаем выдержки (из-за нехватки места, в основном пришлось опустить скрупулезно приводимые автором документы и доказательства, свидетельствующие о мошеннической деятельности Путина В.В.; с полным текстом можно ознакомиться на сайте нашей газеты) из письма-предупреждения Марины Салье, датированного 18 марта 2000 г., но и этого достаточно, чтобы схватиться за голову: кто же руководил Россией все эти 12 лет!

 

Может быть, теперь, когда в России постепенно наступает отрезвление, письмо Марины Салье хотя бы прочтут?

 

P.S. Уже после смерти Марины Салье на ее странице Facebook выложен огромный массив документов по «редкоземельному» делу 1992 года. Похоже, на митинге в феврале она дала не пустое обещание довести это дело до суда. Адрес страницы в интернете: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.384728321551803.94156.273762169315086&type=1

 

Воля петербуржской римлянки из Ладино

Памяти Марины Евгеньевны Салье

 

Сегодня в Санкт-Петербурге прошло прощание с Мариной Евгеньевной Салье.

 

Она скончалась от обширного инфаркта в ночь на 21 марта в Островской центральной районной больнице Псковской области, на 78-м году жизни.

 

Доктор геолого-минералогических наук, политик, общественный деятель, Марина Салье была очень заметна и в конце 1980-х, в плеяде российских демократов первой волны. Ее видели и слышали. У нее была исключительная по силе репутация честного, смелого и работоспособного человека. Она рассталась с наукой и пришла в политику – сделала нравственный выбор.

 

Марина Салье в 1992 году была руководителем депутатской группы по вопросу реализации комитетом внешних связей при мэре Санкт-Петербурга квот на сырье и материалы под бартерные поставки продовольствия в город в январе-феврале 1992 г., которые проводились под непосредственным руководством председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимира Путина, когда городскому бюджету был, по результатам расследования депутатской группы, причинен ущерб более чем на 100 миллионов долларов.

 

Марина Салье на трибуне Ленсовета. 17 октября 1990 г.

Путин впоследствии отрицал само существование документов, которые в подлинниках имелись в архиве Салье и были ею предусмотрительно размещены в надежном месте.

 

Депутатская группа Петросовета потребовала увольнения Путина с занимаемой должности и возбуждения уголовного дела.

 

Итоговый отчет группы во главе с Мариной Салье был одобрен и поддержан решением Малого Совета Петросовета во главе с Александром Беляевым.

 

Марина Салье обратилась также за содействием к начальнику контрольного управления администрации президента РФ Юрию Болдыреву, который заинтересовался материалами, но вскоре был уволен.

 

Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак выполнить рекомендации комиссии Петросовета отказался.

 

Все дела были остановлены.

 

Длительное время их не вспоминали.

 

В 1993 году Марина Салье прекратила депутатскую деятельность и осталась только в общественной сфере политики.

 

18 марта 2000 года, накануне первого путинского срока, Марина Салье предупредила всех о последствии этого политического события в пророческой статье «В. Путин – „президент“ коррумпированной олигархии!».

 

Салье, хорошо разглядевшая нутро Путина, одна из первых публично сказала, что Путин – это надолго, и два конституционных срока ему не помешают.

 

Молва разнесла по прессе информацию о некоем новогоднем поздравлении мафиозного стиля, которое Марина Салье якобы получила на новый 2000 год: «Желаю крепкого здоровья, а также возможности им пользоваться. В.В. Путин».

 

Она сама аккуратно отрицала наличие такой «поздравительной телеграммы» и говорила, что решение об отъезде из столицы приняла после того, как встретила в кабинете Сергея Юшенкова, с которым вела тогда переговоры, на конфиденциальной политической встрече «человека, которого я не хотела видеть никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах».

 

Интуиция не подвела Марину Евгеньевну: вскоре Юшенкова убили.

 

В конце декабря 1999 года, за несколько дней до назначения премьер-министра Путина и. о. президента, к Марине Салье пришел тогдашний корреспондент тогдашнего НТВ Евгений Ревенко и взял интервью о Путине.

 

Марина Салье находилась в тот момент в Москве: «30 декабря ко мне на работу пришел корреспондент НТВ Евгений Ревенко и стал задавать вопросы про этот доклад и про Путина, из чего я поняла – что-то не то происходит. СМИ давно мной не интересовались. Это было 30 декабря. А 31-го Ельцин объявил о своем преемнике. Тут я поняла, в чем дело. А на НТВ из моего длинного интервью прозвучало две-три фразы». Заместитель Марины Салье по расследованию дел Путина Юрий Гладков категорически отказался в 2000 году говорить о расследовании 1992 года. Марина Салье вспоминала: «Когда в 2000 году у него пытались брать интервью, он категорически отказался… Боялся. Мне он так и объяснил: «Нет, Марина Евгеньевна, я не могу».

 

Кончина относительно молодого Юрия Гладкова после мучительной и скоротечной болезни в октябре 2007 года вызвала вопросы у специалистов. Предполагали, что это были последствия очень странного, нетипичного отравления.

 

Салье считала неслучайной и скоропостижную смерть в феврале 2000 года в Калининграде непосредственного начальника Путина, Анатолия Собчака. Она считала его самым серьезным свидетелем по делам Путина и – более того – соучастником.

 

 

В начале 2000 года Марина Салье с сестрой покинули Петербург и Москву и уехали жить в деревню Ладино Новоржевского района – в дом, который она купила еще в 1975 году для своей «крестной мамы» – женщины, которая вырастила ее после войны (родная мать Марины Салье погибла в войну).

 

И более 10 лет Марина Салье незаметно для многих жила в некогда славной деревне Ладино, бывшей когда-то имением дворян Бороздиных, ныне гаснущей в трясине разрухи и небрежения.

Её дом стал одним из незаметных постороннему глазу интеллектуальных и политических центров свободной России.

 

Он не был известен широко.

 

Среди ее собеседников был известный опальный настоятель храма Воскресения Словущего в дер. Теребени (1757 г.) отец Георгий.

 

Большинство же людей услышали о новоржевском гнезде Марины Салье именно в связи с ее кончиной.

 

Я сам узнал о жизни Марины Салье в Ладино от потомственного интеллигента Елены Вячеславовны Пожар, нашего кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов по Новоржевскому, Бежаницкому и Островскому районам, только осенью 2011 года: они оказались давними знакомыми.

 

Елена же познакомила Марину Евгеньевну с «Псковской губернией» и «Гражданином».

 

17 ноября Марина Салье прислала нам в редакцию по электронной почте две своих авторских листовки к выборам 4 декабря.

 

Я получил приглашение на встречу.

 

«Псковская губерния» планировала подготовку специальной публикации о борьбе Марины Салье с Владимиром Путиным и современной общественной ситуации в России.

 

Теперь эта публикация будет посмертной.

 

Марина Салье нарушила некий «обет молчания», который длился целое десятилетие, два с небольшим года назад, когда уже всем мыслящим людям стало совершенно очевидно, что Путин идет на пожизненное правление.

 

Она стала давать обширные интервью, вести блог на сайте радио «Свобода», страницу в фейсбуке, высказываться по ключевым политическим вопросам, собирать документы для книги воспоминаний и писать эту книгу. Книга осталась незавершенной.

 

Она комментировала агитационные статьи третьей кампании Путина и саму эту кампанию, подробнейшим образом сравнивала программы кандидатов в президенты.

 

4 февраля Марина Салье выступила на антипутинском митинге в Санкт-Петербурге, специально для этого приехала в Питер, несмотря на состояние здоровья.

 

Она обещала довести до суда путинское дело 1992 года.

 

11 февраля «Свободная пресса» опубликовала интервью с Мариной Салье, в которое вошел не весь разговор с журналистом. 21 марта, в день кончины, у интервью появилось значительное дополнение: «То, что не вошло в интервью».

 

Среди неопубликованного 11 февраля значилась реплика: «…я раскопала материал, который свидетельствует о том, что тогда, весной 2000-го, Путин не прошел в первом туре. Там была огромная фальсификация с бюллетенями и подсчетом голосов. Собираюсь заняться этим в ближайшее время!..».

 

При всей ее силе воли и оптимизме, она понимала, что жизнь на исходе и решила максимально детально повторить стране всё, что однажды не было страной услышано.

 

Она сознавала, что есть совершенно недвусмысленные риски. Сестра боялась за неё, она же говорила: «Убьют меня. Наташа очень боится».

 

Заключительный её выход в свет был императивным действием по мотиву совести.

 

Будучи женщиной, она была похожа на достойного римлянина: жила по мужским правилам и принципам. Сила воли помогала ей преодолевать страх.

 

Марина Салье словно хотела сказать себе: «Я сделала всё, что могла. Пусть другие сделают больше меня после меня».

 

У живых остается эта возможность.

 

Более того – она стала долгом.

 

Лев Шлосберг,

блог на «Эхо Москвы», 25 марта 2012

автор – главный редактор газеты «Псковская губерния», член бюро «Яблока»