Наши пастыри

 

Пасхальная история

 

Давая в прошлом номере газеты развернутый материал о скандале с группой Pussi Riot вкупе с описанием череды скандалов, имевших место в последние годы с патриархом всея Руси Кириллом, мы полагали, что исчерпывающим образом осветили тему, и в майском номере возвращаться к ней навряд ли придется. Казалось нам, что исчерпывающе обрисован и моральный облик пастыря православных.

 

Но оказалось, что не бывает предела не только совершенству. Не то что к майскому номеру – уже буквально в день выхода апрельского, как раз, кстати, накануне пасхи, с патриархом Кириллом, в миру Владимиром Гундяевым, случился очередной скандал: на этот раз его буквально схватили за руку, уличив в прямой лжи и подлоге. Вот сухая хронология событий, и пусть читатель сам выводит мораль и делает вывод, чтó за человек стоит во главе РПЦ.

 

Часы Breguet, притча во языцех для нашего патриарха. Впервые они были «застуканы» на руке Кирилла в июле 2009 года во время визита Его Святейшества на Украину. Подлые папарацци постарались.

 

На волне скандала с Pussi Riot эта относительно давняя уже история всплыла наряду с другими. Поскольку тыкать часами в лицо патриарху стали все, кому не лень, он, очевидно, решил расставить все точки над «i» и рассказать россиянам – православным и не только – как все было на самом деле. Причем, рассказал опосредованно – через журналиста весьма своеобразной репутации Владимира Соловьева. Почему гражданин Гундяев не захотел дать нормальное интервью – под диктофон или запись – мы можем только догадываться. Ну, будем считать, что патриарх решил обратиться к пастве через журналиста на манер Господа Бога, обратившегося к избранному им народу посредством Моисея.

 

Пришлось бедолаге Соловьеву в эфире радиостанции «Вести FM» пересказывать содержание беседы с патриархом. Поскольку возражений со стороны интервьюируемого не последовало, надо полагать, смысл сказанного патриархом журналист не исказил.

 

Оказывается, тогда, в 2009 году, на патриарха возвели напраслину, на его запястье во время проведения молебна не было и не могло быть не только часов Breguet, но и вообще никаких других часов! Цитата из патриарха, как ее запомнил сам Соловьев: «Когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы. И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял – а ведь это коллаж! Но после того как появилась эта фотография, я пошел и стал смотреть. Ведь приходят многие и дарят. И стоят зачастую коробки, которые не открываешь и не знаешь, что там. И я увидел, что действительно есть часы Breguet, и поэтому я нигде не дал комментариев, что у патриарха таких часов нет. Потому что да, коробка с такими часами, ни разу не надеванными, есть, и она лежит». А в жизни носит он совсем другие часы: «Да, я ношу часы. Вот эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич. Это наши русские часы, недорогие часы с гербом – маленькие, аккуратные часы».

 

Вот такое вот сверхблагородство продемонстрировал Кирилл: его оклеветали, но, поскольку где-то среди множества подарков обнаружились и Breguet, он не счел возможным опровергать поклеп! Рафинированное благородство! А с другой стороны – каким же еще быть пастырю всея Руси?

 

Здесь, отвлекаясь несколько от истории собственно с часами, не могу не подкрепить этот образ благородного во всем патриарха еще одним примером. Просматривая публикации по теме, наткнулся на интересную информацию в Википедии. Информация касается небезызвестной табачной и алкогольной деятельности патриархии, начатой еще при Алексии II, в те самые «лихие 90-е», в результате которой некоторые иерархи церкви составили себе состояния. К слову, в те годы именно к нашему герою намертво приклеился ярлык «табачный митрополит» (он был митрополитом Смоленским и Калининградским), теперь, в соответствии с повышением по службе, логично трансформировавшийся в «табачный патриарх».

 

В разделе Википедии, посвященном этому своеобразному для патриархии бизнесу, рассказывается о первом в далеком уже 1997 году публичном освещении этой деятельности «Московским комсомольцем», когда журналист Сергей Бычков (автор, кстати, термина «табачный митрополит») опубликовал в газете ряд статей на эту тему. Оказывается, тогда, после публикаций, протоиерей Всеволод Чаплин и Роман Силантьев подали (и выиграли) против Бычкова несколько исков по ряду затронутых в публикациях моментов, однако относительно информации о деятельности «табачного митрополита» ни они, ни сам Кирилл в суд не обратились.

 

Почему не было обращения в суд – если это клевета – рассказал в 2009 году епископ Венский и Австрийский (ныне председатель ОВЦС, Отдела внешних церковных связей) Иларион: «В девяностых годах я не раз спрашивал митрополита: „Почему вы не отвечаете на эти нападки? Если вы не подписывали документы, почему не назовёте имена тех, кто их подписывал?“ Его ответ всегда был один и тот же: „Я никого не могу и не хочу „подставить“. Называя имена, мы нанесём удар по Церкви“ ... Помню, как я спрашивал владыку Кирилла: „Почему вы не подадите в суд на журналиста и газету, которая публикует клеветнические статьи?“ На это он отвечал, что, во-первых, Господь заповедал подставлять правую щёку, когда ударяют левую (выделено мной. – В. З.). Во-вторых, священнослужителю не пристало решать вопросы в светском суде. А в-третьих, если начнётся судебное разбирательство, та же самая газета и тот же самый журналист будут его освещать. И даже если суд докажет безосновательность обвинений и обяжет газету опубликовать опровержение клеветы, за то время, пока длился процесс, на Церковь будет вылито столько грязи, что ущерб, нанесённый Церкви, будет ещё более велик».

 

Поразимся подобному благородству. И не будем, раздавленные таким нравственным совершенством, задавать каверзные вопросы, почему же, несмотря на ту же угрозу очернения Церкви, подавались иски по другим моментам в статьях Бычкова, почему сейчас женщина, живущая в его квартире в «Доме на набережной», которую Гундяев называет троюродной сестрой, судилась с соседом по дому и отсудила у него 20 млн. рублей, наконец, почему по наущению Кирилла и Ко арестованы участницы группы Pussi Riot – ведь скоро от репутации Церкви может просто ничего не остаться…

 

Не будем задавать никаких таких вопросов, продолжим лишь бесстрастное изложение событий и фактов.

 

Надо же было так случиться, что как раз после этого интервью Предстоятеля РПЦ Владимиру Соловьеву вездесущие блогеры обнаружили на сайте РПЦ одно любопытное фото. Оно было сделано тоже в 2009 году во время встречи патриарха Кирилла с главой Минюста РФ Александром Коноваловым. На руках Его Святейшества, облаченного в патриаршее одеяние, в котором, напомню, «часы невозможно надеть, невозможно носить часы», никаких часов действительно не просматривается. Казалось бы, что и требовалось доказать – патриарху и его пресс-службе, разместившей фото на сайте. Но, на их беду, стол, на котором лежали руки Кирилла, был отполирован до блеска, и в нем предательски отразились часы! Такое вот не иначе как чудо случилось.

       

 

Подлинная фотография...                                                     ...и подложная

Разразился очередной скандал. Опровергать очевидный в данном случае подлог и доказывать, что это продолжение ведущейся против патриарха кампании, было весьма затруднительно. Впрочем, совершенно прав Алексей Навальный, так прокомментировавший случившееся: «Какое позорище. Вот это и есть кампания против патриарха».

 

Уже через час после обнаружения блогерами этого дивного фото, оно было удалено с сайта РПЦ, а взамен размещена исходная фотография, без ретуши. Но, увы, удаленное фото уже успели перепечатать тысячи сайтов, и оно продолжало множиться в интернете, точно амеба! Крыть было нечем, пришлось пресс-службе РПЦ – впервые, кажется, в современной истории – извиняться. Но не спешите хвалить чиновников от церкви хотя бы за это.

 

Как я и обещал, не будем морализаторствовать, мораль сей басни и без меня видна невооруженным глазом. Но не могу не высказать некоторую тревогу по части умственных способностей пастырей россиян.

 

Первое и очевидное, для меня, во всяком случае: зачем нужно было вообще устраивать историю с ретушированием, даже если существовала минимальная опасность разоблачения подлога (я, как долголетний пользователь Photoshop, могу свидетельствовать, что опытный пользователь разоблачил бы и не такую очевидную подделку, то есть, даже в том случае, если бы часы были затерты и в отражении)? Не проще ли было попросить патриарха не надевать Breguet на ряд официальных встреч, и выложить на сайте эти подлинные фотографии?

 

Далее. Они, как известно, извинились. Но если бы они ограничились только этим… Однако пресс-служба, извинившись, начала нести нечто несусветное: «Сотрудниками фоторедакции при работе с фотоархивом, размещенным на сайте, была допущена нелепая ошибка. Одним из основных принципов нашей работы является принципиальный отказ от использования программ редактирования фотографий для изменения вида изображений. На каком основании в данной ситуации было допущено грубое нарушение нашей внутренней этики – вопрос, который будет разбираться очень тщательно, виновные будут строго наказаны».

 

Что же это за «сотрудники фоторедакции», затеревшие именно часы, а не что-нибудь другое? Не куплены ли они, часом, американцами? Алексей Садовский иронизирует по этому поводу: «Пресс-службе патриарха надо извиняться за то, что она считает меня идиотом, так как только идиот может поверить, что замена исходной фотографии на обработанную может произойти из-за нелепой технической ошибки, помимо воли хотя бы одного конкретного человека … Ну ладно, если бы у патриарха по ошибке пропала голова. Но нет, пропали именно часы, про которые столько клеветали враги РПЦ». Вот-вот, и я говорю – все это устроили враги РПЦ.

 

Итак, замечательно: американцы – или наша «пятая колонна», финансируемая госдепом, одним словом, враги РПЦ – заменили фотографию на сайте, и патриархия извиняется за допущенный недосмотр. Но тогда возникает главный вопрос: значит, она признает, что на оригинальном фото (которое теперь и выложено на сайте) на руке Кирилла наличествовали Breguet? Поняла ли сама пресс-служба, что принесенными извинениями уличила своего шефа во лжи, когда он «на голубом глазу» поведал журналисту Соловьеву о том, что никогда не надевал часы, будучи в патриаршем одеянии, так как это технически невозможно?

 

В прошлом номере «Рубежа» в статье «Анатомия вранья», посвященной фальшивке, сработанной НТВешниками в адрес оппозиции, я писал о том, что у нынешних властителей России совсем небогатая фантазия. Будучи не в состоянии придумать ничего оригинального, они банально и тупо обвиняют оппонентов в собственных грехах. Сами снимают подложные ролики с целью скомпрометировать оппозицию, а волшебник Чуров говорит, что видео, на которых зафиксированы нарушения на избирательных участках – на самом деле постановки, снятые оппозицией на квартирах. Духовные пастыри, похоже, действуют теми же методами, что и пастыри светские: сами заретушировали часы в Фотошопе, а фотографов, запечатлевших Кирилла с Breguet на запястье, обвиняют в монтаже!

 

В прошлом же номере в статье «Путин опускает Россию» мы писали о нравственном состоянии общества, ежедневно наблюдающего цинизм и вранье власти. Но цинизм, лицемерие и просто вранье главы Церкви, который всем образом жизни своей (а не только на словах в проповеди) должен подавать пример нравственности, гораздо хуже. 

 

Вот случай, описанный Юрием Пронько: «Пока супруга ездила в магазин, дети переключали каналы и „нарвались“ на программу, где активно обсуждалась ситуация вокруг РПЦ и патриарха Кирилла. Дети у меня воцерковленные, ходят в храм и учатся в воскресной школе. И услышанная информация их шокировала. „Папа, а патриарх может обманывать?..“ Попытался объяснить ей (дочке. – Ред.), что есть разные мнения, разное видение одного и того же, а сам думаю: я же ее обманываю ... Вера – это любовь и нравственность, а с этим в последние дни стало очень проблематично. Я, конечно, „отобью атаку“ детей, но... Вот уж ситуация ... Я очень расстроился после звонка дочери. Она будет взрослеть, и ее будут окружать двойные, тройные стандарты, но как быть тогда с верой?»

 

Думается, если дело и дальше будет продолжаться в том же духе, разбежится у них попросту вся паства… Против них действительно существует заговор, и главные заговорщики – они сами.

 

Коснусь еще краешком истории с Pussi Riot. Даже многие из тех, кто осуждает их акцию в Храме Христа Спасителя, считают, что привлекать ее участниц к уголовному преследованию не следует. Такое мнение высказали министр юстиции РФ Александр Коновалов (тот самый, что на отретушированном снимке с Кириллом), министр культуры Александр Авдеев, профессор МГИМО Андрей Зубов. Все они – православные верующие. Зубов в выступлении на телеканале «Дождь» прямо назвал совершенно неприемлемым, когда протоиерей Всеволод Чаплин «начинает требовать каких-то невероятно жестоких наказаний для ослушниц, когда по московским храмам собирают подписи, что не только эти женщины, но и все, кто им как-то симпатизирует или их поддерживает, должны подвергаться строгим прещениям». (Прещение – церковное дисциплинарное наказание, предусмотренное церковным правом. – В. З.). Массовая кампания с подобными призывами инициирована руководством РПЦ по всей стране. Это что-то сильно напоминает 1937 год.

 

Не обошел Андрей Зубов и скандала вокруг патриаршей квартиры в Доме на набережной: «Так не может быть. Ну не может же предстоятель Русской церкви, пусть даже через даму, которая вроде бы зарегистрирована на этой жилплощади, предъявлять иск священнику той же Русской церкви, только, по-моему, Украинского экзархата… Понимаете, это какие-то неестественные вещи, которые нам – людям верующим – непонятны. Я в церкви активно служу с 70-х годов. Нас гнали, нас выгоняли из институтов. Но почему же теперь церковь, совершенно не гонимая, должна заниматься таким безобразием?» – задается вопросом А. Зубов. По его мнению, это отвращает молодежь от РПЦ, что он видит по студентам МГИМО, где он преподает.

 

А вот что по поводу преследования Pussy Riot в передаче «Грани недели с Владимиром Кара-Мурзой» сказал философ Игорь Чубайс (при том, что, как можно понять из контекста, саму акцию в Храме Христа Спасителя он тоже не одобряет, называя участниц группы «странными, глупыми девочками»): «Но если за оскорбление Церкви им светит 7 лет (и об этом все время говорят: „Они издевались, они опорочили нашу Церковь“), у меня вопрос: а что тогда нужно было сделать с Лениным, со Сталиным, которые уничтожили 200 тысяч священников и разрушили 80-90% православных храмов, которые вообще уничтожали православие, взорвали Храм Христа Спасителя? А что же тогда вы их не трогаете? Почему они погребены в центре столицы: один в мавзолее, а другой в 10 метрах от него? Где логика? Вы Pussy Riot наказываете, а Сталин у вас на билбордах. Шизофрения полная».

 

Между тем, 19 апреля суд, по ходатайству следствия, продлил до 24 июня срок содержания под стражей трех арестованных участниц Pussy Riot – видимо, ввиду их особой опасности для общества, не убийцы какие, чай. А 26 апреля достоянием гласности стала информация о том, что следственная экспертиза не обнаружила мотивов ненависти и вражды в действиях Pussy Riot. Любопытно, что результаты экспертизы стали известны следователям еще 2 апреля, что не помешало им выступить с ходатайством о продлении ареста.

 

В воскресенье 22 апреля патриарх Кирилл совершил молебен «В защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени», на который собралось (не будем думать, что и на эту акцию нагнали бюджетников) около 50 тыс. человек. Не будем удивляться этой акции: давно известно, что лучший способ защиты – это нападение. Впрочем, название молебна определено точно: вера, доброе имя Церкви с некоторых пор действительно нуждаются в защите.

 

Работая над этой статьей, обнаружил на главной странице сайта patriarchia.ru высказывание патриарха Кирилла из его выступления 16 сентября 2011 года на торжествах, посвященных 100-летию канонизации свт. Иоасафа Белгородского (надо полагать, цитата программная, основополагающая, раз вынесена на титульную страницу): «Сегодня священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, за состояние дел в приходах – несет ответственность за духовное состояние всего народа, а значит за благополучие нашей страны. Речь идет о том, чтобы жизнь Церкви стала близкой, понятной современному человеку. Тогда изменится эта самая жизнь».

 

«Висит» на сайте с совершенным бесстыдством, как будто ничего такого за последнее время и не случилось. А к моменту окончания статьи эта цитата сменилась другой (по-видимому, на сайте патриархии идет этакая калейдоскопическая презентация самых «ценных» откровений патриарха): «Церковь никогда не включается в политический процесс, Церковь никогда не борется за политическую власть или экономическое могущество, – потому что каждый человек, вне зависимости от его взглядов, убеждений, национальности, вне зависимости от достатка, должен помнить, подходя к дверям храма, что здесь нет его врагов. Это то место, где весь народ объединяется».

 

8 апреля на братской, как отмечается на том же сайте, трапезе, состоявшейся по окончании праздничного богослужения в Храме Христа Спасителя, Кирилл сказал, обращаясь к ее участникам: «Есть тревожное чувство, что если в XXI веке народ окончательно отвернется от своей веры, то это будет означать погибель России». Далее он пустился в пространные рассуждения о том, что надо предпринять, чтобы эта катастрофа не случилась: «Сегодня наша работа должна быть направлена на то, чтобы разрушительная пропаганда, действующая, особенно на молодых людей, через средства массовой информации и Интернет, не переформатировала, как теперь говорят, сознание и душу нашего народа. Борьба идет именно за то, чтобы переформатировать Россию. И, конечно, все те, кто пытается это сделать, в первую очередь сталкиваются с Русской Церковью. Она стоит как твердыня, как крепость». В общем, ничего нового, старые песни о главном. А погибель России и вправду может наступить, если народ не отвернется от веры… таким пастырям.

 

В опубликованной в предыдущем номере «Рубежа» статье о Столыпине приведено мнение Александра Солженицына, относящееся к российской катастрофе 1917 года: «При всем том на краю пропасти еще могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь». Но не было уже в начале ХХ века в России авторитетной церкви, люди видели, что она всегда на стороне власти, и катастрофа стала неминуемой. Какой «твердыней» нравственности является ныне РПЦ, мы видели. Остается только надеяться, что судьба России ныне менее зависит от авторитетности Церкви.

 

Вадим Зайдман