Pussi Riot

Валерия НОВОДВОРСКАЯ

Узницы без совести

 

«Не удалась моя карьера, и это по вине Вольтера. Судьбы сломалось колесо, и в этом виноват Руссо». Знаменитая максима Вольтера «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» начинает обесценивать и делать смехотворной правозащитную деятельность.

 

Насилие и жестокость власти тошнотворны, но некоторые объекты, предлагаемые нам для правозащиты, тоже вызывают морскую болезнь. Одно дело скромная, чистая и самоотверженная Светлана Бахмина, мужественный стоик Василий Алексанян, с таким достоинством сносящие свой жребий честные бизнесмены Лебедев и Ходорковский, ставший в заключении борцом и диссидентом еще один невиновный предприниматель Алексей Козлов. Другое дело – клон с украинских «Фемин», странный то ли рок, то ли панк-ансамбль Pussy Riot.

 

Сразу оговорюсь: девушки должны быть освобождены немедленно, уголовное дело надо закрыть. Плохое воспитание и неуважение к богомольному народу, бестактность и эпатаж тянут не более чем 15 суток за хулиганство, причем мелкое. Наши инквизиторы озверели и станут куда большими преступниками, чем бедные шалуньи. Но это не значит, что их надо объявлять узницами совести. Совести у них как раз нет. Узником совести надо объявлять Алексея Козлова, вынесшего из лагерно-бутырско-прокурорской избы столько сора, что на книгу хватило. Почему Ольга Романова, блестящий журналист и оппозиционер, работающий на общественное благо, должна платить одна за всех? А вот девушкам после освобождения, вопреки Пушкину, не надо устраивать радостную встречу и меч им отдавать. Просто не здороваться, пока не научатся себя вести в публичном месте.

 

Бороться с Путиным в храме Христа Спасителя так же уместно и концептуально, как бороться с ФСБ в Петербурге путем изображения фаллоса на Литейном мосту. Никогда не слышала, чтобы подобное заклинание помогало от чекистов. Некоторые христианские авторитеты даже считают, что крест здесь был бы более эффективен. Группа «Война» также безграмотна, бестактна и лишена всякой культуры, как наши «пуссики». Это не значит, что группу «Война» надо было посадить. Но не премии же давать за похабщину, и мост пусть бы помыли или заплатили за мытье. А бутылки с мочой против ОМОНа на протестном шествии – это просто хамство. У ОМОНа щиты и шлемы – а вдруг в прохожего попадет или в журналиста? За такие шуточки не в тюрьму ведут, а по зубам дают. И я такого прохожего или журналиста не стану осуждать.

 

Не надо сравнивать невоспитанных «пуссиков», полуголых фемин или оппозиционеров с фаллосом с теми, кому была посвящена когда-то свеча за колючей проволокой – символ Amnesty International. Хоть догола разденься, хоть в храме нагадь – но не сравнишься ни с Сергеем Ковалевым, ни с Александром Подрабинеком, ни с Владимиром Буковским, диссидентами, сидевшими за настоящее дело, а не за хамство и эпатаж. Да, надо освободить девушек, но отказать им в праве стать в ряды защищающих свободу. А «Фемины» пусть идут работать в стриптиз, им это больше подходит. До чего дошли соотечественницы Вячеслава Чорновила и Василя Стуса! Как все измельчало!

 

А мы еще получаем от «пуссей» послания из тюрьмы, что они считают себя правыми. Вот Юрий Самодуров выставкой «Осторожно, религия» и вторым мероприятием на тему «Осторожно, цензура» заставил зрителей глубже взглянуть на современное поверхностное христианство и советские «ценности», претендовавшие на место религии, а девицы чего добивались? Шли бы бороться с Путиным в Кремль или к нему же на госдачу. Что, не пускают? А храм чем виноват? Да, храм – новострой, и мойка под ним ужасная, и РПЦ плохая, и патриарх далек от идеалов Христа, но ведь кто-то же ходит в этот храм кроме Медведева с женой и Собянина. Их-то за что обижать? А Христос разве не был диссидентом и узником совести? Он-то как раз был. И багаж у него – Евангелие. Сравните с глупыми виршами девиц. Так что я в пикет за них не пойду, и у здания суда не встану. Не Ходорковского судят, не Самодурова с Ерофеевым, не горстку храбрых, вышедших в 1968 году на Красную площадь защищать Чехословакию.

 

И хотя я против всех преследований геев и даже за разрешение гражданских союзов между ними, но стоять в пикетах на эту сомнительную тему у школ и детских библиотек аморально. И дело здесь не в гомосексуальном аспекте – с гетеросексуальными вопросами тоже лучше держаться подальше от малых детушек. Здесь уж родители могут вмешаться, а не ОМОН. И я таких битых пикетчиков защищать не стану. Да, права! Да, равенство! Да, клубы! Да, гей-парады! Да, союзы! Но пикеты у школ – это хамство.

 

Что-то нас несет вместо свободы в разные помойки, как в 20-е годы XX века, когда борцы с религией плевали в небо, приглашая Бога спуститься и им ответить, или сбивали колокола, а из храмов делали овощехранилища. Что-то есть в наших Pussy Riot от комсомолок 20-го года.

 

Не мешает помнить, что из группы футуристов, шлявшихся по проспектам с морковками и в желтых кофтах, остался в памяти и в книгах один Маяковский, но не благодаря морковке, а из-за некоторых очень хороших и новаторских стихов. А вот Иосиф Бродский вообще с корнеплодами не ходил, но обрел и Нобелевку, и славу. Ибо был великим поэтом. Боюсь, что наши «пусси» руководствовались в храме Христа Спасителя теми же идеалами, которыми руководствовался Герострат, поджигая храм Артемиды Эфесской: тщеславием.

 

Так что Вольтер как хочет, но я лично желаю употребить остаток своей жизни на защиту тех, кто сам защищает разумное, доброе, вечное, а не то мелкое, вредное, гадкое, ничтожное или даже исторически преступное, которое предлагает мне для правозащиты нынешний век: «Фемины», группа «Война», Pussy Riot, пикетчики у школ с сексуальными плакатами, Лимоновы и Удальцовы.

 

Валерия Новодворская

Грани.ру, 11 апреля