Pussi Riot

 

Новодворская и Pussy

 

Уважаемая Валерия Ильинична Новодворская решила вдруг поведать общественности о своих этических и эстетических расхождениях с группой Pussi Riot – никакого другого обоснования, почему им нужно отказать в статусе узников совести, преследуемых по политическим мотивам, я в ее статье не нашел.

 

Валерия Ильинична сразу оговаривается, что, несмотря на ее оценку «пусей», «девушки должны быть освобождены немедленно, уголовное дело надо закрыть». Я тоже сразу оговорюсь: она, конечно, имеет полное право на свое мнение и уж тем более на свои вкусовые пристрастия; ее литературоведческий экскурс о футуристах очень интересен, но – виноват – нельзя ли было подождать, пока девочек все-таки освободят, а потом уже начинать высокоинтеллектуальную дискуссию?

 

Трудно придумать большего подарка тем самым, как Валерия Ильинична их именует, «озверевшим инквизиторам», чем подобная поддержка со стороны диссидента советской еще закалки, заклятого оппонента нынешнего режима, который она иначе чем «кровавым» не называет. А делаемые ею оговорки нисколько эту неожиданную поддержку не нивелируют, тем более, что «инквизиторы» эти оговорки попросту пропустят мимо ушей. 

 

Валерия Ильинична, признавая, что «и РПЦ плохая, и патриарх далек от идеалов Христа», задается вопросом, за что было проявлено «неуважение к богомольному народу», за что были обижены рядовые верующие, посещающие ХХС (Храм Христа Спасителя). Если бы я был верующим человеком, меня гораздо более, чем эта необычной формы молитва «пусей», оскорбило бы абсолютное нравственное падение нынешней РПЦ, поддержка ею – поддержка априори – любых мерзостей режима; меня чрезвычайно оскорбляло бы, что патриарх, призывающий меня к духовности и стойкости к искушениям современного мира (читай – дьявола), сам алчен до необузданности, не гнушается с помощью ручных судов осуществлять рейдерские захваты чужой собственности, и попросту, как сейчас выяснилось, лжет, не моргнув глазом. А для подтверждения этой лжи еще и выставляет в сеть подложное фото (его подчиненные выставили).

 

Кстати, все это стало предметом обсуждения общественностью – и активно и массово обсуждается уже второй месяц – именно благодаря акции Pussi Riot. Новодворская приводит в пример Алексея Козлова: «Узником совести надо объявлять Алексея Козлова, вынесшего из лагерно-бутырско-прокурорской избы столько сора». Да уж сколько сора вынесено, благодаря акции «пусей», из избы РПЦ – если собрать до кучи, повыше, пожалуй, ХХС будет.

 

Верно заметил Лев Рубинштейн («Да, вольность», Грани.ру, 27 марта, мы также печатали ее в прошлом номере «Рубежа»): «…получилось так, что им каким-то образом удалось ткнуть палкой даже не в муравейник – в осиное гнездо. Прямое попадание в болевые точки общественной жизни – одна из фундаментальных задач искусства». Вольно или невольно, но «пуси» так высветили неблаговидную роль РПЦ на нынешнем этапе российской истории, как до сих пор не удавалось всем правозащитникам, вместе взятым. Вольно или невольно, но именно их акция вывела Кирилла и Ко за ушко да на солнышко, и они предстали перед нами во всей своей неприглядной красе.

 

Да, в свое время предметом обсуждения стали часы Breguet патриарха, но это скорее выглядело пусть ярким, но эпизодом. Сейчас же ему вспомнили все, начиная с его табачно-алкогольного бизнеса; достоянием широкой огласки стали факты, о которых мало кому было известно. Так, судебная история с квартирой Юрия Шевченко в «Доме на набережной» началась, как выяснилось, еще в 2010 году, и только сейчас она стала предметом широкого обсуждения. И патриарх в ответ на вытаскиваемые одно за другим явно не богоугодные деяния, стал совершать ошибки, которые еще выпуклее показали публике, чтó на самом деле представляют из себя их пастыри.

 

Валерия Ильинична сама признает, что акция «пусей» заслуживает «не более чем 15 суток за хулиганство, причем мелкое». А их держат под стражей уже почти два месяца, и им грозит до 7 лет лишения свободы (столько сегодня в России дают насильникам и убийцам). Уже сама неадекватность наказания говорит о политической подоплеке дела. Которая состоит вот в этом: «…Мы, равно как и миллионы христиан, были тяжело опечалены тем, что вы (патриарх Кирилл. – В. З.) позволили Церкви стать орудием в грязных предвыборных интригах, призвали верующих отдать свой голос за человека, поступки которого бесконечно далеки от Божией Правды» (это из их ответа Предстоятелю, см. в прошлом номере «Рубежа»).

 

Новодворская посылает «пусей» «бороться с Путиным в Кремль или к нему же на госдачу». Это, надо ее понимать, было бы достойно. А в чем принципиальная разница между этими местами – Кремлем, госдачей Путина и ХХС? В том, что Путин «живет» не в Храме, а в Кремле или на госдаче? Ну так в молитве наравне с Путиным фигурировал и Кирилл, а где же сказать о иезуитской роли нынешней РПЦ, как не в храме?

 

Гарри Каспаров еще 26 марта в статье «Шабаш фарисеев» (kasparov.ru) предположил, что если бы в тексте молитвы вместо «Богородица-Дева, Путина прогони» было «Боже, Путина храни. Сильный, державный, царствуй», то никто бы и не заикнулся ни о каком кощунстве и оскорблении святынь. Эта гипотеза блестяще подтвердилась сейчас, когда стало известно о таком же по форме выступлении Филиппа Киркорова в храме Пророка Илии, напротив ХХС. Никто не грозит анафемой Филиппу Бедросовичу, никто не спешит арестовывать его за осквернение святынь. А Валерия Ильинична толкует нам, что Христос был диссидентом и узником совести, потому что у него в багаже было Евангелие, а «пусси» таковыми не являются, потому что у них в багаже лишь «глупые вирши». Вирши, может, и глупые, но с каких это пор качество виршей стало служить критерием того, узник совести этот человек или просто узник?

 

И зря она изо всех сил пытается выставить их глупыми пустоголовыми девчонками, и ругается на их «послания из тюрьмы». Чтобы не быть голословным, вот еще одна цитата из их ответа Кириллу: «Вы говорите, что мы верим в пропаганду, в СМИ, в ложь и клевету, в деньги и оружие – но ничего этого и в помине нет у нас, как нет у нас и веры в эти сущности, с которыми сегодня тождественна власть того царя Ирода, за которого вы призывали голосовать и молиться, с именем которого вы связываете процветание русской земли. Всепроникающая и лживая пропаганда на государственном телевидении сперва вырвала у народа победу для Путина, а теперь при помощи откровенной неправды очерняет оппозицию и пытается хоть кого-то уверить в том, что девушек с маленькими детьми „за нарушение храмовых законов“ необходимо содержать в крепости под стражей. Так на чьей стороне пропаганда, СМИ, ложь и клевета? На чьей стороне вера в деньги? На стороне ли солисток Pussy Riot, чья жизнь близка к аскетизму, необходимому для всякого творческого осмысления? Или же вера в деньги на стороне тех, кто возвел небывалую государственную роскошь в канон поведения для любого высокопоставленного мужа?».

 

Написано и весьма толково, и по делу. Не в бровь, а в глаз. Не хуже, чем это умеет делать сама Валерия Ильинична. Таково же и последнее их письмо (см. выше), где они сравнивают реакцию всей православной и правящей рати на свое выступление и выступление Филиппа Киркорова. Это совсем не «пустые вирши».

 

И держатся они хорошо, по-мужски. Ведь давно могли покаяться, признать свою акцию кощунственной – мол, бес попутал – и их, пожурив, отпустили бы. «Узницы без совести» так бы себя и повели. А они держатся, и обосновывают свою позицию. И говорят о том же, о чем говорили люди на Болотной и Сахарова. И вызывают еще бóльшую ответную ярость режима. Почему же им надо отказывать в праве «стать в ряды защищающих свободу»? Они несут расплату не только за свою акцию, но и за стойкость после нее, а Новодворская подозревает их в геростратовом тщеславии.

 

Да уж не ревнует ли к ним Валерия Ильинична? Именно к их диссидентскому успеху?

 

Вадим Зайдман,

Грани.ру, 12 апреля