Выборы

 

Европа выбирает

 

Франция

 

Во Франции состоялись очередные президентские выборы. Победителем первого тура, который состоялся в воскресенье 22 апреля, стал социалист Франсуа Олланд, набравший 28,63% голосов избирателей, нынешний глава государства Николя Саркози, баллотирующийся на второй срок, получил 27,18%. Их соперничество разрешится во втором туре 6 мая.

 

Мировые СМИ отмечают два знаковых факта этих выборов. Во-первых, за всю историю Пятой республики (с 1958 года по настоящее время) ни один действующий президент Франции не проигрывал в первом туре. Но настоящей сенсацией стало третье место лидера ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен, для которой эта президентская гонка была первой. Марин набрала 17,9% голосов.

 

С первого взгляда этот расклад сил сулит победу во втором туре Саркози, ибо голоса избирателей, отданные в первом туре за крайне правую Ле Пен, должны отойти к нему: он, казалось бы, им все же ближе, чем левый Олланд. И Саркози, особенно в последнее время, старался перехватить у крайне правых некоторые требования: ужесточение правил приема иммигрантов, усиление борьбы с преступностью в иммигрантской среде, запрет мусульманских головных уборов для женщин, запрет халяльного убоя скота. Он даже грозился выйти из Шенгенской зоны, если ЕС не согласится с мерами по ограничению иммиграции.

 

Но всего этого может оказаться недостаточно, чтобы обеспечить ему гарантированную поддержку во втором туре избирателей Ле Пен. А пойти на открытый предвыборный союз с партией, которую во Франции и в Европе многие считают расистской, он вряд ли решится.

 

Далее, нужно учесть голоса избирателей, отданные еще за двух кандидатов, сумевших преодолеть трехпроцентный барьер. Неокоммунист Жан-Люк Меланшон получил 11,11% голосов. Столько во Франции коммуняки давно не получали. Наблюдатели оценивают этот успех Меланшона, как еще одно свидетельство кризиса нынешней партийной системы, который подогревается финансовым кризисом в Еврозоне. Естественно ожидать, что его голоса отойдут к социалисту, а это прибавка достаточно весомая.

 

Наконец, лидера центристского «Демократического движения» Франсуа Байру поддержали 9,13% избирателей. Кого из двух оставшихся кандидатов они предпочтут  во втором туре, сказать трудно.

Но все же наиболее весомы и лакомы 17,9% голосов, отданных за Ле Пен. Она сама сразу после первого тура, гордая своим успехом, заявляла, что не будет рекомендовать своим сторонникам, за кого отдать голоса во втором туре. Но затем появились сообщения, что она склоняется… к социалисту.

 

Дело в том, что позиция крайне правых и левых неожиданно (но так ли уж неожиданно?) совпала по некоторым пунктам: и те, и другие выступают за уменьшение зависимости Франции от Брюсселя, а также от мировой «финансовой плутократии». Для националистов крайне правого Национального фронта это естественно.

 

А вот что сообщила 25 апреля итальянская «Corriere della Sera» о позиции Франсуа Олланда по этим вопросам: «Заявления против мира финансов помогли Франсуа Олланду стать победителем в первом туре президентских выборов. И он продолжает тему, прошедшую через всю его предвыборную кампанию: „Рынки, финансы, биржи не будут принимать решения вместо французского народа“, – заявил Олланд в ходе митинга в департаменте Эна».

 

И далее: «Выступая по ТВ, Олланд вновь заявил о намерении, в случае своего избрания президентом, поехать в Берлин и подтвердить канцлеру Меркель нерушимость франко-германской дружбы, но он также готов подвергнуть пересмотру пакт стабильности, в котором слишком много внимания уделяется строгости и мало экономическому росту».

 

А по сообщению французской «Le Libιration», Олланд, апеллируя напрямую к тем, кто голосовал за Ле Пен, сказал: «Только левые могут их защитить, потому что многие из них были на стороне левых и вновь могут встать на сторону справедливости, против привилегий и финансовой глобализации».

 

И проведенные вскоре после первого тура опросы показали, что за Олланда готовы проголосовать 53-54% французов, а за Саркози 46-47%.

 

Что ему, бедному, в этой ситуации делать? Для Олланда на кону стоит Елисейский дворец, а Саркози в случае проигрыша может светить гораздо менее приятное помещение. Как напомнил 26 апреля журнал «Le nouvel Observateur», «в случае проигрыша на выборах Саркози сразу будут ждать в суде. В частности, имя президента связывается со скандальным „делом Карачи“. По версии следствия, в 1994 и 1995 году Эдуар Балладюр, тогда возглавлявший кабинет министров, и Николя Саркози, занимавший пост министра финансов, передавали комиссионные некоторым посредникам, занимавшимся продажей французских подводных лодок Саудовской Аравии и Пакистану, с целью незаконного получения выгоды от сделок. Кроме того, потеряв президентский статус неприкосновенности, Николя Саркози также может быть вынужден дать показания по делу о незаконном финансировании его партии „Союз за народное движение“ владелицей компании L’Oreal Лилиан Бетанкур».

 

Саркози, естественно, отвергает все обвинения. Но его предшественник на посту президента Жак Ширак тоже отвергал. Однако, в сентябре прошлого года Исправительный суд Парижа признал его виновным по делу о создании фиктивных рабочих мест и растрате общественных средств в бытность парижским градоначальником еще в 1980-90-х годах! По данным следствия, зарплата, которую «мёртвые души» получали из городской казны, шла на финансирование основанной Шираком политической партии. Экс-президенту, который руководил Францией с 1995-го по 2007-й годы, грозило тюремное заключение сроком до 10 лет и штраф 150 тысяч евро. Однако в итоге суд приговорил его только к двум годам условно и символическому штрафу в один евро.

 

Но все равно жутко неприятно: обратите внимание на название суда – Исправительный! Значит, бывший президент, как какой-нибудь воришка, нуждается в исправлении!

 

Нелепые все же законы у этих французов. Ну, куда годится такой президентский иммунитет, который действует только, пока ты на посту. Другое дело, например, в России: иммунитет от судебного преследования, если не ошибаюсь, сохраняется и после ухода президента в отставку. Так, вероятно, обстоит дело и в других передовых государствах, как то: Венесуэле, Сирии, Зимбабве и пр.  А вот в Израиле несчастного Кацава осудили даже в середине срока! В Германии совсем недавно Вульфа совсем уж за пустяки судить не стали, но пост оставить попросили. Отсталые страны…

 

Ой, что-то я отвлекся! Николя Саркози, по сообщению той же «Corriere della Sera», произнес фразу, на которую не отважился бы чуть раньше: «Марин Ле Пен – совместима с Республикой». Все последние годы позиция правых заключалась в «уважении к избирателям Национального Фронта и презрении к его лидерам», поскольку «требования граждан справедливы, но Ле Пены дают на них ошибочные ответы».

 

А теперь, когда выбирать приходится между Елисейским дворцом и, возможно, тюремной камерой, приходится идти ва-банк. Поможет ли?

 

Я пишу эти строки в воскресенье 29 апреля. Второй тур выборов во Франции ровно через неделю. Мы, конечно, сообщим вам об их результатах. Вы можете спросить, к чему тогда было все  изложенное выше? – Чтобы вы ощутили весь драматизм этих выборов, тем более, что они во многом отражают нынешнюю ситуацию во всем ЕС.

 

P. S. Последние известия из Парижа: Выступая на первомайском митинге в Париже, приуроченном к 600-летнему юбилею Жанны д’Арк, Марин Ле Пен подвергла резкой критике действия обоих оставшихся кандидатов в президенты. «Выборы закончились, начался процесс найма на работу. Николя Саркози или Франсуа Олланд, неважно, кто будет выбран 6 мая, он будет наемным работником Европейского центрального банка, который будет регулярно отчитываться перед Ангелой Меркель» – сказала она. Сама она опустит в урну пустой бюллетень, а своим сторонникам разрешила голосовать по собственному усмотрению.

 

Маринка в своем выступлении также напомнила о том, что в июне во Франции предстоят выборы в парламент и, естественно, призвала собравшихся голосовать за кандидатов от Национального фронта.

 

После этих выборов может сложиться ситуация, которая уже бывала во Франции: президентом будет социалист, а парламентское большинство – отнюдь не у социалистов. Впрочем, времени до новых выборов остается совсем мало, не исключено, что французы не успеют разочароваться в социалистах и их представителе.

 

Но пока последние опросы показывают, что Олланд опережает Саркози на 8-10% голосов потенциальных избирателей. Николя, небось, сушит уже сухари. Поделом ему: неужто среди 65 миллионов французов нельзя было сыскать одного Чурова?..

 

P. P. S. Во втором туре Олланд таки победил, правда, не с таким счетом, как предсказывали: он получил 51,62% голосов против 48,38% у Саркози. Явка на выборы была высокой – 81,34%. 2,13 миллиона избирателей опустили в урны пустые бюллетени, не поддержав никого из кандидатов.

 

Как водится у порядочных людей, Саркози позвонил сопернику, поздравил его с избранием и пожелал удачи на посту главы государства. Обращаясь к своим сторонникам, он сказал: «У Франции новый президент. Это – демократический и республиканский выбор, Олланд – президент. И его нужно уважать». Он также отметил, что спустя 35 лет в политике и 10 лет на высших государственных постах, он собирается стать «рядовым французом».

 

Олланд со своей стороны сказал, что уважает работу, проделанную во главе государства Николя Саркози, и пообещал быть президентом всех французов.

 

Как социалист, он, естественно, за социальную справедливость. В плане борьбы с финансовым кризисом, он предлагает отбирать в казну 75% доходов, превышающих миллионную планку. Одновременно в его программе предусмотрено повышение минимальной зарплаты и социальных выплат. Он обещает бороться за экономический рост в ЕС и за то, чтобы он не всегда сопровождался мерами жесточайшей бюджетной экономии. Как мы уже знаем, он выступает за отмену «пакта стабильности», который как раз и предусматривает жесточайшую экономию.

 

Штаб Олланда уже объявил о реализации одного из предвыборных обещаний: на саммите НАТО в Чикаго (20-21 мая) новый президент объявит о выводе французских войск из Афганистана до конца текущего года. Первый визит Олланд совершит в Германию. «Внешняя политика Франсуа Олланда, возможно, будет в большей степени, чем у Саркози, нацелена на вмешательство в дела других стран под предлогом защиты прав человека. Его политика, судя по всему, будет менее реалистичной. Я думаю, что Олланд не так рьяно как Саркози будет выступать за укрепление отношений с Россией. Его прошлые контакты ясно указывают на то, что он ориентируется на США и трансатлантическое сотрудничество» – заявил «Интерфаксу» известный французский эксперт по геополитике Эмерик Шопрад.

 

Марин Ле Пен предрекла новому президенту: «Он быстро разочарует сначала свой лагерь, а затем – Францию». Очень может быть…

 

Выборы в Греции

 

В воскресенье парламентские выборы прошли в Греции, которая, судя по тому, сколько о ней говорят и пишут, нынче тоже не последняя страна в Европе.

 

Выборы были досрочными. Проведены они за полтора года до конституционного срока по инициативе правоцентристской партии Новая демократия (НД) Самараса, рассчитывавшего, очевидно, на укрепление позиций своей партии в парламенте. Однако, по предварительным данным (после подсчета 95% бюллетеней), НД получила всего 19,02% голосов, что значительно меньше, чем на предыдущих выборах. Это давало правоцентристам 61 мандат. Но, поскольку партия все равно оказалась на первом месте по числу поданных за нее голосов, ей, по интересному греческому закону голосов, положен приз – дополнительно 50 депутатских мандатов. Таким образом НД будет иметь в новом парламенте 111 мест.

 

На втором месте с 52 мандатами оказалась леворадикальная коалиция СИРИЗА, выступающая резко против уступок обнаглевшему ЕС, что и вывело коалицию на второе место.

 

Партнер «Новой демократии» по коалиции – левоцентристская партия ПАСОК, возглавляемая Венизелосом, заручилась поддержкой лишь 13% избирателей, таким образом, она получает 41 место в парламенте. Это почти вчетверо меньше, чем партия получила на выборах 2009 года. Избиратели наказали ПАСОК за то,  что она возглавляла правительство в начальный период кризиса, когда приходилось принимать одну за другой непопулярные меры экономии. Правоцентристы вошли в правительство позднее, они и наказаны меньше.

 

В сумме оба бывших партнера по коалиции получили таким образом 152 места в парламенте, в котором всего 300 депутатов. Это очень шаткое большинство. Но, хуже того, к концу дня, после уточненных подсчетов, выяснилось, что у них всего 149 мандатов. А все остальные преодолевшие пятипроцентный барьер партии выступают категорически против жестких мер экономии как условия кредитов от ЕС и МВФ.

 

И все равно, как предусмотрено конституцией, президент Греции Папульяс поручил формирование правительства Самарасу, как главе партии, получившей наибольшее число мест в парламенте. На переговоры с возможными участниками правительственной коалиции ему по закону отводилось 3 дня. Но уже в ночь на 8 мая Самарас вернул президенту мандат на формирование правительства. Самарас при этом заявил, что «Партии либо отвергли напрямую наши предложения, либо поставили условием участие в правительстве других партий, которые, однако, не соглашаются».

 

Теперь, в соответствии с Конституцией, президент Греции передаст мандат на попытку образовать кабинет лидеру Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) Ципрасу, как главе второй по значимости партии в парламенте. Ему на консультации будет отведено тоже три дня.

 

В случае, если и Циприса постигнет неудача, что вполне вероятно, настанет очередь Венизелоса, главы ПАСОК, третьей по числу мандатов силы в парламенте. Если до 17 мая правительство не будет сформировано, президенту страны не останется ничего другого, кроме как объявить через несколько недель новые парламентские выборы.

 

Судя по тому, как развиваются события, любое новое правительство Греции, сформированное этим парламентом или другим, потребует пересмотра соглашения с ЕС и МВФ и ослабления мер бюджетной экономии.

 

И остается только задаться вопросом: что же это будет с Грецией и с нами?

 

Выборы в Сербии

 

6 мая выборы прошли и в Сербии – сразу президентские, парламентские и местные. Президентские прошли досрочно. Полномочия бывшего президента Бориса Тадича истекали в декабре этого года, но 4 апреля он заявил о своей досрочной отставке, как считают, чтобы помочь своей партии лучше подготовиться к парламентским выборам. Временно исполняющей обязанности президента была назначена спикер сербской скупщины (парламента) Славица Джукич-Деянович.

 

На президентских выборах во второй тур, который состоится 20 мая, почти голова в голову прошли Борис Тадич и председатель Сербской прогрессивной партии Томислав Николич. По предварительным данным, первый получил 24,81% голосов, второй – 24,71%.

 

На выборах в скупщину (всего 250 мест) после обработки данных с 97,51% избирательных участков с 24,01% голосов (73 депутатских мандата) лидирует Коалиция оппозиционных сил «Сдвинем Сербию», объединяющая 12 блоков и партий, самой крупной из которых является Сербская прогрессивная партия Томислава Николича. 

 

Второе место занимает коалиция «Выбор за лучшую жизнь» – 22,07% голосов (67 мандатов). Эта коалиция состоит из шести союзов и партий, самой крупной из которых является Демократическая партия Бориса Тадича.

 

Сюрпризом этих выборов стали результаты социалистов – партии бывшего лидера страны Слободана Милошевича. Они вместе с союзниками по коалиции получили почти 15% голосов (44 мандата) и претендуют на роль решающей силы в ходе формирования правительстве.

 

В парламент также проходят блок «Социалистическая партия Сербии – Партия пенсионеров – Единая Сербия» (лидер Ивица Дачич) – 14,54% (44 мандата) и Демократическая партия Сербии (лидер Воислав Коштуница) – 7% (21 мандат). Пятипроцентный барьер также преодолели коалиция «Поворот» (сформирована вокруг Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича) – 6,53% (20 мандатов) и Объединенные регионы Сербии (лидер Младжан Динкич) - 5,51% (16 мандатов).

 

Главной неожиданностью выборов стал провал Сербской радикальной партии (4,61%), председатель которой Воислав Шешель находится в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге по обвинению в военных преступлениях. Вопреки прогнозам радикалы не сумели попасть в парламент.

 

На парламентских выборах в 2008 году радикальная Партия заняла второе место. Вскоре после тех выборов партия пережила раскол – из нее вышел Томислав Николич, основавший свою Сербскую прогрессивную партию и даже поддержавший курс на интеграцию в ЕС. А куда деваться?..

 

В центре нынешней предвыборной кампании, как и везде в Европе, были проблемы экономики: уровень безработицы в стране достиг 24%, а объем внешнего долга составляет 24 млрд. евро. Явка была довольно низкой – 57,94%.

 

Теперь для формирования правительства предстоят сложные коалиционные переговоры.

 

Выборы в Армении

 

6 мая – какой-то жуткий день сплошных выборов. В этот день состоялись также парламентские выборы в Армении, и не подумайте, пожалуйста, что это я вам армянский анекдот рассказываю.

Победила на выборах, как и следовало ожидать, Республиканская партия Армении, возглавляемая действующим президентом Сержем Саргсяном, но с довольно скромным результатом 44,11% голосов. Второй идет «Процветающая Армения» бизнесмена Гагика Царукяна с – 30,14%, далее – Армянский национальный конгресс, руководимый экс-президентом Армении Левоном Тер-Петросяном – 7,11%. «Наследие» набрало на выборах 5,79%, Дашнакцутюн – 5,71%, «Оринац Еркир» – 5,50%.

 

Остальные партии не преодолели пятипроцентный барьер. С особым прискорбием сообщаем, что Коммунистическая партия Армении набрала только 1,06%.

 

Самым интригующим моментом этих выборов стало признание их полностью соответствующими общепризнанным нормам демократии главой Миссии наблюдателей СНГ Владимиром Гаркуном. А вот на президентских выборах во Франции – это я только сейчас спохватился – вообще, похоже, никаких международных наблюдателей не было. Как же так, это сколько там «каруселей» было, переписанных протоколов и пр….

 

Смена правительства в Румынии

 

В Румынии новых выборов проводить не стали – дорого. Вместо этого уже второй раз после нового года поменяли правительство. В январе недовольство населения вылилось в беспорядки в Бухаресте, после которых в отставку ушел кабинет Эмиля Бока. Однако уже через два месяца парламент отправил в отставку и кабинет сменившего его на этом посту Михая-Рэзвана Унгуряну. Теперь Президент Румынии Траян Бэсеску назначил новым премьер-министром лидера оппозиции Виктора Понта и поручил ему сформировать правительство, что тот успешно и выполнил.

 

Другой вопрос – надолго ли? Румынию тоже трясет от экономических проблем. Являясь одной из беднейших стран Евросоюза, она получает финансовую поддержку со стороны ЕС и МВФ. Под давлением кредиторов, правительство вынуждено было урезать зарплаты и пенсии, свернуть социальные программы, предпринять другие непопулярные меры. Новое правительство, как и предыдущие, окажется между тех же двух огней…

 

* * *

Воланд говорил, что москвичей испортил квартирный вопрос. Европейцев ныне портит финансовый вопрос.

 

Израиль Зайдман