Ближний Восток

 

От перемены мест…

 

В арифметике есть такое «железное» правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Пора ввести подобное правило в дипломатию: от перемены мест ведения переговоров результат не меняется.

 

В предыдущем номере «Рубежа» (в статье «Израиль – внутри, а также вокруг и около») мы сообщали о провале состоявшихся в Багдаде переговорах «шестерки» с Ираном по поводу его ядерной программы и о том, что они будут примерно через месяц продолжены в Москве. Нас еще тогда удивило: почему переговоры, окончившиеся ничем в одном месте, могут дать результат в другом – при абсолютно том же составе участников.

 

Удивлялись мы не зря: продолженные 18-19 июля в Москве переговоры точно так же окончились ничем. Что теперь? Объявить, что переговоры будут продолжены в том же составе в третьем месте – это было бы уже совсем смешно. Чтобы Западу совсем не потерять лицо, объявили, что они будут продолжены в Стамбуле, но на более низком уровне – на уровне экспертов.

 

В истории дипломатии известны случаи, когда повышение уровня переговоров приносило успех там, где на более низком уровне договориться не удавалось. Это понятно: на более высоком уровне больше власти, и, если, скажем, министры иностранных дел не смогли договориться, гордиев узел могут разрубить главы правительств. Но обратных примеров история не знает, и их и быть не может.

 

А тем временем подошло 1 июля, и вступили в силу ранее объявленные ЕС новые санкции в отношении Ирана: запрет на ввоз иранской нефти. До этого Иран хорохорился: нам, дескать, ничего не стоит найти других покупателей на нашу нефть. Но, видно, это оказалось не так уж просто. Во всяком случае, введение этого эмбарго привело в ярость иранских парламентариев, и 3 июля, около 100 депутатов иранского меджлиса подписали законодательную инициативу с требованием блокировать поставки нефти в Европу через стратегически важный Ормузский пролив. Через этот пролив поставляют нефть в Европу, США и на Дальний Восток сам Иран и ряд арабских стран.

 

Поскольку эту угрозу Иран озвучил еще ранее, США сосредоточили в регионе мощные военно-морские силы и авиацию.

 

3 июля Иран провел новые ракетные испытания в рамках маневров под кодовым названием «Великий пророк 7». В ходе учений были запущены и ракеты дальностью 2000 километров, способные поразить территорию Израиля и военные базы США на Ближнем Востоке. В качестве мишени на учениях использовался макет такой базы. Заместитель командующего элитной Революционной гвардией генерал Хосейн Салями заявил, что ракетные испытания призваны продемонстрировать «решимость, волю и силу иранского народа в защите своих национальных интересов и основных ценностей».

 

Бахвалиться иранские военные и депутаты меджлиса могут сколько угодно. Но они прекрасно знают, что первая же попытка реального применения силы окончится для них уничтожением всех значимых военных и ядерных объектов Ирана.

 

Эти строки пишутся 8 июля. Кончается восьмой день с момента введения нефтяного эмбарго.  О каких-либо действиях по блокированию Ормузского пролива ничего не слышно.

 

* * *

Еще один связанный с Ираном сюжет. 2 июля информационный сайт Ynet распространил следующее сообщение:

 

Группа из 8 иранских профессоров 1 июля резко осудила антисемитские высказывания вице-президента страны Рахими, который на прошлой неделе обвинил сионистов в мировой торговле наркотиками.

 

«Обвинения в адрес сионистов безосновательны и противоречат интересам иранского народа и правительства нашей страны», – пишут иранские ученые. Часть этих профессоров работает в Иране, а другая часть трудится за границей. 


«Стыдно, что эти люди совершенно лишены ответственности по отношению к иранскому народу и используют свои взгляды законченных идиотов в угоду невероятным политическим интересам», – говорится в заявлении иранских профессоров, принадлежащих к реформистскому движению в Иране. 


«Подобные заявления людей, занимающих высокие государственные должности, несомненно усиливают возможность военной атаки на Иран, а также ужесточение экономических санкций против нашей страны. Большинство иранцев не признает нынешнего правительства и его политической линии на международной арене», – пишут профессора, известные в научном мире, как в Иране, так и за его пределами.


* * *

Мы уже писали о том, что относимся с большим уважением к иранскому народу. Надеемся, что военного столкновения между Израилем и Ираном удастся избежать.

И. Давидович