То, чего не было, но что должно было бы быть

О пользе мистификаций

 

Сейчас все рассылают друг другу «линки» на самые горячие новости, интересные или скандальные события. Я тоже получаю множество таких ссылок. Бывает, за день их приходит столько, что успеваю лишь прочитать заголовки событий.

 

Таким образом пришла на днях ссылка на скандальную историю с дирижером Валерием Гергиевым. По сопроводиловке понял, что он вроде бы в знак протеста против средневекового судилища над Pussy Riot отменил свой концерт в Англии. Ну, отменил и отменил, подумал я, после Ксении Собчак фронда режиму становится модой, даже Макаревич на 13-м году начал прозревать, почему бы не прозреть и Гергиеву?

 

Но на следующий день тема возникла в разговоре со знакомым, который в восторге пересказал мне содержание выступления знаменитого дирижера. Гергиев на весь огромный зал в «Ковент-Гардене», сообщил знакомый, поставил режиму (российскому, не английскому) ультиматум: если в течение месяца девочки не будут отпущены на свободу, он откажется от руководства Мариинским театром и вообще не вернется в Россию.

 

Признаюсь, я был несколько смущен таким конкретным условием и особенно столь малым сроком ультиматума – ведь месяц истечет быстро, а поверить в то, что маэстро, всего только пару месяцев назад бывший доверенным лицом Путина, исполнит свою угрозу, было невозможно. Я и сказал: как может резко стать оппозиционером человек, который только вот-вот был одним из доверенных лиц, и не просто был, но еще и истово доказывал, что без Путина России – хана.

 

Я говорил о том, что нет веры людям, 12 лет лизавшим соответствующие места Путину, что если они только на 13-м году стали прозревать и говорить о либеральных ценностях – это может означать только одно. Что они имеют более тонкий нюх, чем другие, и пытаются перекраситься с некоторым опережением. Чтобы потом никто не мог упрекнуть их в приспособленчестве, в том, что они стали демократами после краха режима, когда в демократы запишутся уже все поголовно. Веры таким людям может быть не больше, чем тому пастушку, который кричал «Волки! Волки!». Что бы они сейчас или потом ни говорили – «мы поименно вспомним всех…»

 

Таким образом мы побеседовали, но потом я подумал: какими бы мотивами Гергиев ни руководствовался, объективно его демарш – это ведь пощечина режиму! Недавнее доверенное лицо ставит ультиматум Путину! И полез в интернет почитать первоисточник.

 

Статья, опубликованная 5 августа на сайте fognews.ru, называлась «Валерий Гергиев выступил в защиту Pussy Riot».

 

В ней сообщалось, что на спектакле, состоявшемся 4 августа в «Ковент-Гардене», российский дирижер Валерий Гергиев потряс зрителей своим поступком. И приводится речь, с которой дирижер обратился к зрителям во время антракта.

 

Гергиев объявил, что вынужден прервать представление в знак протеста против судилища, проходящего в Москве. Он пригвоздил к позорному столбу как судебную систему в частности, так и в целом государство Российское, которое «сознательно вытравливает всякие попытки инакомыслия из любого, кто к этой мысли когда-либо был способен … демонстрирует своим гражданам своё полное презрение к самому понятию „гражданин“».

 

Далее он довольно смело сравнивает российское государство с доминантным самцом в обезьяньей стае, который «считает нужным показать всем свои половые органы, чтобы стая его боялась». «Так вот, уважаемое российское государство! – гневно восклицает дирижер. – Мы – не обезьяны. С нами нельзя делать всё, что вы считаете нужным. Мы представляем культуру нашей страны за её пределами, и мы не хотим, чтобы нам было за вас стыдно».

 

И далее – ультиматум: «Я требую, чтобы в течение месяца этот безобразный, позорящий мою страну процесс был прекращён. В противном случае я отказываюсь от руководства Мариинским театром, как и отказываюсь возвращаться в страну, где государство позволяет себе считать, что оно вправе поступать, как доминантный самец в стаде … На сегодняшний день быть российским гражданином – стыдно. И я отказываюсь представлять эту страну, пока она сама не научится себя уважать» («с этими словами маэстро переломил свою дирижёрскую палочку пополам», – сообщается в публикации).

 

«Я считаю, что противостоять уничтожению свободы слова в мире – наш долг. Иначе мы ничем не будем отличаться от тех, кто именует себя музыкантами, а поёт в кабаках», – под овации зала заключил Гергиев.

 

Я представил себе, как дирижер сходит со сцены, а ему со всех сторон несется: «Браво, маэстро!» Под впечатлением такого выступления, я и сам готов был забыть все, что я только что говорил и думал о Гергиеве и вслед за зрителями в «Ковент-Гардене» воскликнуть «Браво, маэстро!». Схожие чувства, видимо, испытывали и читатели статьи, примерно в таком духе отозвавшиеся о поступке дирижера: «Гергиев ГРАЖДАНИН и МУЖЧИНА. Браво!»

 

Правда, несколько смутило то, что скандал никак не обсуждался на известных интернет-изданиях. Да ведь если это правда, это такая бомба, которая должна обсуждаться всеми и всюду!

 

О том, что Макаревич вдруг обнаружил разгул коррупции в стране и сообщил эту новость своему закадычному дружбану, с которым он ходит на концерты Маккартни, сообщалось и на Гранях, и в «ЕЖе», и на сайте Каспарова и многих других известных изданиях. И сам Владимир Владимирович очень оперативно откликнулся, о чем сообщили те же сайты. А тут – полный молчок. Ни на Каспарове, ни в «ЕЖе», ни на Гранях – ни слова. И Путин молчит, несмотря на такое предательство своего доверенного лица.

 

Затем я обнаружил имя автора публикации – Софья Перовская – что тоже говорило о многом.

 

Впрочем, никакого длительного расследования проводить не пришлось. Довольно быстро я наткнулся на опровержение информации. «Валерий Гергиев не выступал в Лондоне в поддержку Pussy Riot», – называлось это сообщение.

 

Эта мистификация заставляет о многом задуматься. Прежде всего, пожалеть, что это всего лишь мистификация. Что этого не было, а могло бы, и должно было быть. Автор, возможно, хотел натолкнуть Гергиева (и других «скурвившихся» деятелей культуры) на мысль о том, как должен поступать не холуй, а свободный человек, тем более человек, которого называют «совестью нации», и который в этом качестве должен подавать пример согражданам. Поскольку не действует лекарство обычное, когда его впрямую призывают устыдиться своего холуйства, применяется такое вот сильнодействующее лекарство. Этакое побуждение к порядочности, провоцирование совести. Чтобы, в конце концов, его стали отличать от тех, кто именует себя музыкантами, а поёт в кабаках.

 

В этом смысле хорошо бы подхватить почин Софьи Перовской и создать целую серию таких мистификаций. Юрий Башмет прерывает свое турне по Америке, становится невозвращенцем. Модельер Валентин Юдашкин объявляет, что в знак протеста закрывает свою «модную» деятельность. Алиса Бруновна Фрейндлих заявляет, что не снимется более ни в одном фильме. Больше ни одного фильму не сниму – заявляет Станислав Говорухин. Не поставим ни одного спектакля – говорят Олег Табаков и Евгений Миронов. Подает с поста Союза театральных деятелей Александр Калягин. Закрывает свой театр Геннадий Хазанов. Прекращает петь и напрочь отказывается от любых бабок Надежда Бабкина. В знак протеста, разумеется. Разрывает все мировые контракты на десять лет вперед Анна Нетребко и в знак особого протеста уходит в монастырь. И, наконец, дрессировщик Эдгар Запашный в знак протеста кидается в пасть тигру и пытается уговорить хищника сожрать его.

 

Может быть, такое сильнодействующее средство хоть кого-то заставит если не сделать что-то в знак протеста, то хотя бы устыдиться?

 

Но гротеск жизни превзошел всякую фантазию. Вы думаете, кто в первую очередь опроверг информацию о скандале в «Ковент-Гардене»? Читаем в микроблоге в «Твиттере» самого маэстро: «Во избежание недоразумений: „новость“ о В.А. Гергиеве, опубликованная сегодня на сайте fognews.ru, не соответствует действительности».

 

Просто поразительно, с какой оперативностью поспешил Гергиев опровергнуть подозрения в собственной порядочности. Что он способен на мужской поступок. Что он гражданин. Прочтите внимательно еще раз его речь-мистификацию – мы не обезьяны, с нами нельзя делать все, что угодно, без свободы «невозможны ни культура, ни искусство, ни музыка» – подлинный Гергиев утверждает, что он с этим не согласен.

 

Но отчего он, человек достаточно независимый, в том числе материально, мировая знаменитость, так поспешно принялся доказывать, что его ошибочно зачислили в человеки порядочные? Казалось бы: остановись, мгновенье, ты прекрасно! Как прекрасен и Гергиев, мировая знаменитость, ставший на защиту беззащитных «пусей», на которых ополчилась вся президентская и патриаршая власть, отвешивающий режиму публичные пощечины, ломающий над огромным аплодирующим ему залом дирижерскую палочку! Ему кричат «Браво, маэстро?!», он сходит со сцены. Концерт окончен. Финита ля комедия.

 

Неужели ни на минуту не залюбовался он собой таким, свободным человеком? Не позавидовал себе такому? Не захотелось продлить время, когда прочитавшие заметку сограждане с удивлением обнаружили, что он приличный человек? – Он поспешил опровергнуть такие их ощущения.

 

Он словно боялся, чтобы хоть кто-нибудь по недоразумению не заподозрил его в порядочности. И я даже догадываюсь, как зовут этого «кто-нибудь».

 

Что ж, это его выбор. Выбор, заключающийся в том, чтобы ничем не отличаться от тех, кто выступает в кабаках.

 

Вадим Зайдман