Российское средневековье

 

Хамсуд. Хампатриархия. Хамвласть

 

20 июля Хамовнический суд Москвы, конкретно судья Марина Сырова – народ должен знать своих героев – продлил срок содержания под стражей участницам Pussy Riot Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич еще на полгода. Итого, общий срок содержания девушек в СИЗО составит 11 месяцев (они останутся там до 12 января 2013 г.). Какие-нибудь иностранные граждане, которые не в курсе событий, узнав о таком сроке содержания в предварительном заключении, наверняка подумают, что речь идет как минимум о банде серийных убийц.

 

Адвокат одной из обвиняемых Виолетта Волкова в интервью Газете.ru сообщила, что прокуратура аргументировала необходимость содержания участниц панк-молебна под стражей тем, что их действия ни много ни мало спровоцировали недавнее покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя Валиуллы Якупова: «Один из аргументов, который заявил гособвинитель, звучал так: убийство муфтия было спровоцировано действиями подзащитных, поэтому их нужно „закрыть“». Правда, потом она сделала уточнение, что это была версия не прокуратуры, а адвокатов стороны, считающей себя потерпевшей (т.е. сотрудников, в том числе, охранников храма). Вот об этих адвокатах надо сказать особо.

 

Михаил Кузнецов и Сергей Штин, защитники охранника храма Владимира Потанькина, считающего себя глубоко оскорбленным акцией Pussy Riot, 19 июля, накануне вынесения судебного решения, дали интервью «Московским новостям». Уже само название материала говорит о многом: ««Группе Толоконниковой лучше понести наказание на земле, чем на небесах». Само же интервью таково, что после его прочтения хочется воскликнуть: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?!»

 

В материале «Колосс на глиняных ногах?», посвященном перспективам развития России (см. ниже) я пишу в связи с прозвучавшими обвинениями девушек в провоцировании убийства в Татарстане: «…Такими темпами девушек вскорости обвинят в поджоге Рейхстага, в интервенции в Россию Речи Посполитой в Смутное время, а также в самом Смутном времени». В иное время можно было бы посмеяться, но не до смеха. Интервьюируемые на полном серьезе договорились до того, что в свое время действия таких же «бесноватых», как участницы группы, привели к русско-японской войне, а также к 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Покрутим пальцем у виска? – Не очень-то покрутишь, когда тезис об убийстве в Казани уже послужил одним из оснований продления срока содержания в СИЗО.

 

Однако, все по порядку.

 

Сначала об охраннике (из отряда ЧОП «Колокол-А»), который обратился за защитой к М. Кузнецову и С. Штину. Он чувствует себя настолько глубоко оскорбленным выходкой девушек, что, можно сказать, спать и кушать не может с тех пор. Думаете, я ерничаю? – Вот что о страданиях Потанькина рассказал «МН» адвокат Кузнецов: «Глубоко переживает. Он немолодой женатый человек, православный. У него после преступления в храме проблемы со сном. Затронуты его глубокие чувства». А его коллега Сергей Штин добавил: «Во время панк-молебна они (охранники. – В. З.) дежурили в храме и стали свидетелями произошедшего. Сразу после возбуждения уголовного дела они были допрошены в качестве свидетелей и дали показания о том, что испытали моральные страдания, видя поведение обвиняемых». 

 

Интересно, что, по утверждению адвокатов, из 10 человек, признанными судом потерпевшими по делу, восьмеро – охранники. И все восемь, очевидно – такой же тонкой душевной организации люди. Какой-то особый, видать, отбор проходят кандидаты в ЧОП «Колокол-А».

 

Рассказав о страданиях охранников, адвокаты перешли к анализу деяний преступной панк-группировки.

 

Сергей Штин поведал, что «группа Толоконниковой» своей акцией не только возбудила ненависть и вражду, но создала экстремистское сообщество с коварной и дальновидной целью: своими действиями спровоцировать конфликт людей различных религиозных взглядов, который бы имел нарастающую тенденцию . «…Страшно предполагать, чем все это может закончиться», – сокрушается Штин.

 

Дальше – больше. Михаил Кузнецов: «Это преступное сообщество создано для расчленения общества. Если выполнять уголовно-процессуальный кодекс, то не возбудить дело по статье 282 УК РФ невозможно … Обвиняемые бесцеремонно, действуя под масками, забрались на место церковного богослужения, повернулись спиной к алтарю, включили звуковую аппаратуру и стали извиваться в немыслимых движениях. Полагаю, что данные действия при скоплении многих нельзя назвать иначе, как грубое нарушение общественного порядка. Но группа подсудимых во главе с Толоконниковой – это только маленькая видимая вершина айсберга экстремистов, стремящихся поломать тысячелетний устой Русской Православной церкви, спровоцировать раскол, обманом повести паству не к Богу, а к сатане. За всем этим стоят настоящие враги и нашего государства, и православия».

 

«Как страшно жить. Что за враги и где они сейчас?», – иронизирует интервьюер Дарина Шевченко, но адвокаты, закусившие уже удила, не замечают иронии и отвечают, что это можно выяснить, если провести расследование «под призмой закона» «О противодействии экстремистской деятельности» (силами небезызвестного «Центра Э», надо полагать). Далее они пускаются в исторический экскурс и сравнивают девушек из Pussy Riot с комсомольцами сталинских времен, осквернявших храмы, а также с «ненавистниками христиан», храмы взрывавших (в том числе и ХХС) и уничтожавших священников.

 

«Связь с делом девочек из Pussy Riot – нетерпеливо спрашивает журналистка. «Безусловно, прошлые события не привяжешь к подсудимым из группы Толоконниковой, – отвечает адвокат Штин, и мне так и слышится в его ответе „к сожалению, не привяжешь“. – Но повод задуматься для православного человека и для любого россиянина есть». Ну как тут не вспомнить классику: «…Потом на развалинах часовни…» – «Простите, часовню тоже я развалил?» – «Нет, это было до вас, в 14-м веке» («Кавказская пленница»).

 

Остапа, т.е. адвоката Штина, несло дальше: «И еще один случай из нашей истории. В основном храме одного известного монастыря какой-то бесноватый забрался на солею и тоже начал бесноваться на священном месте: прыгал, ругался, что-то кричал, а вскоре началась кровопролитная русско-японская война».

 

Вот! А вы думали, это я так ерничаю, когда про Речь Посполиту вспомнил? А Pussy Riot, как выясняется, и впрямь задумали супостата на землю русскую натравить. Просто страшно представить, что случилось бы, если б их коварные планы не разоблачили адвокаты Кузнецов и Штин, эти Минин и Пожарский нашего времени.

 

«Ваша логика погрузила меня в глубокое недоумение», – печально замечает Дарина Шевченко. И адвокат Кузнецов продолжил разъяснять несмышленой журналистке и читателям газеты суть вражеских козней: «По масштабам спланированной и осуществленной провокации, к которой привлекли и группу Толоконниковой, со стороны православных усматривается и мистическая составляющая, которая непонятна атеистам сатанинского толка и иным сочувствующим, но хорошо понятна воцерковленным людям. Лично для меня понятно, что деяния, осуществленные в воссозданном храме Христа Спасителя группой Толоконниковой, очень скоро могут перерасти в события сопоставимые с взрывом башен близнецов 11 сентября в Америке. После этого теракта мы быстрее всех в мире организовали международную конференцию. Уже тогда было четко доказано разными учеными и специалистами, что данную акцию осуществили не американские власти, не ЦРУ, а силы, стоящие над ними. Например, все работники торгового центра были информированы по тайным масонским цепям не выходить 11 сентября на работу».

 

Во как! Ради высших масонских сил они даже сняли обвинения во взрыве башен с ЦРУ!

 

«Вы намекаете, что действия Pussy Riot и теракт в США организовали одни люди?» уточняет, во избежание недоразумений и недомолвок, журналистка.

 

Кузнецов: «В первом случае – сатанинская группа, во втором – мировое правительство. Но обе эти группы связаны на высшем уровне».

 

Дарина Шевченко: «Кем, прошу прощения?»

 

Кузнецов: «Сатаной».

 

«Чувствую себя Иваном Бездомным…», – метко подытоживает Дарина. 

 

Надо полагать, мы имеем дело, согласно выводам адвокатов, ни много ни мало с очередным всемирным заговором, по масштабам сопоставимым с заговором сионских мудрецов. А девушки из Pussy Riot – его исполнители.

 

Но вам не кажется, если уж вспоминать великий роман Булкагова, что сейчас бы самое время появиться Воланду и разобраться с этой сворой мракоБЕСОВ?

 

Антон Орехъ в своей статье «Где предел?» (в «Ежедневном журнале» 14 июня) призывает, говоря о сегодняшних репрессиях власти, не поминать всуе 37-й год: «37-ой – это ужас, какой нам и не снился. И ужас, который, скорее всего, невозможен даже в облегченном варианте». Хотелось бы, конечно, надеяться, что это так, но ситуация, как мы видим, скатывается к какому-то зазеркалью, мракобесию в чистом виде. По масштабу репрессий это, конечно, далеко не сталинщина, но идеологическое обеспечение вполне уже соответствует не только 37-му году, но и худшим образцам средневековья.

 

Между тем в понедельник 30 июля все в том же Хамовническом суде началось слушание дела по существу. Подсудимые отказались признать свою вину, заявив, что они действовали не из религиозной ненависти, что вменяет им обвинение, а по политическим мотивам. Следствие же, по их мнению, в упор не увидело очевидной политической подоплеки дела в силу своей ангажированности.

 

Надежда Толоконникова в своем заявлении написала, что следствие предлагало им сделку: «Мы не пошли на сделку с собственной совестью. Нам неоднократно говорилось, в том числе оперативниками центра по противодействию экстремизму, что если мы признаем вину, то нам изменят меру пресечения. Мы отказываемся признать вину».

 

Тем не менее, они готовы извиниться перед верующими, которых оскорбил их поступок: «Наше непризнание вины не означает, что мы не готовы объяснять наши действия и не признаем наши ошибки. Ошибка заключается в том, что разрабатываемый музыкальный жанр мы принесли в храм, и если кто-то оскорблен, то я готова признать, что мы совершили этическую ошибку … Это именно ошибка, поскольку сознательного намерения оскорбить кого-либо мы не имели. Наша этическая, подчеркиваю – этическая, а не предусмотренная Уголовным кодексом, вина заключается в том, что мы позволили себе отреагировать на расстроивший нас призыв патриарха голосовать за политика Владимира Владимировича Путина».

 

Защита ходатайствовала о вызове в суд в качестве свидетелей патриарха Кирилла и Владимира Путина, но, разумеется, суд ходатайство отклонил.

 

Владимир Путин поначалу отмалчивался по делу Pussy Riot. Зато несколько неожиданно по этому поводу в интервью The Times высказался глашатай свободы, либеральнейший наш Дмитрий Анатольевич. Высказался, как всегда, не в бровь, а в глаз. «В некоторых странах, – сказал премьер, – за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой, не говоря уже, что в определенных политических условиях такая деятельность могла бы весьма печально закончиться для тех, кто ее осуществлял бы, находясь в пределах того или иного храма – не важно, кстати сказать, какой конфессии». Хорошо прокомментировала эти откровения Медведева адвокат «пусей» Виолетта Волкова: «Я хотела бы уточнить по поводу его заявления о том, что есть другие страны, в которых наказание было бы гораздо более жестоким: это не те ли страны, где люди побиваются камнями? Если это те страны, то сравнение России с такими странами – по меньшей мере странно. Если Дмитрий Анатольевич считает, что мы сейчас должны скатиться в клерикализм, и что светское государство – это не та дорога, по которой должна идти Россия, тогда, конечно, такие заявления можно принять во внимание».

 

А еще Дмитрий Анатольевич призвал спокойно относиться к судебному процессу: ведь приговора еще нет. А если он к тому же будет и оправдательным, то девушкам вообще «повезло: они прославились, но ответственности не понесли». Правда, потом он признал, что то, «что часть этих девушек находится в тюрьме, – это довольно серьезное испытание для них и для их семей». Уж кому-кому, а Медведеву точно известно, что свобода лучше несвободы.

 

Тем не менее, надо признать, что стараниями доморощенных российских инквизиторов известность девушки действительно получили: ширится общественная кампания в их защиту не только в самой России, но и в мире. Еще в прошлом номере мы сообщали о письме в защиту Pussy Riot российских деятелей культуры – сегодня его подписали около 200 писателей, режиссеров, актеров и музыкантов. За немедленное освобождение девушек выступили Стинг, Марк Алмонд, Нина Хаген, группы Faith No More, Red Hot Chilli Peppers, Franz Ferdinand. Финский джазовый музыкант Ииро Рантала в знак протеста против «средневекового» процесса отменил гастроли в Москве. Знаменитый британский музыкант Питер Гэбриел написал девушкам письмо: «Надя, Катя, Маша. У вас есть право на собственные молитвы – от сердца. Я надеюсь, что вас освободят очень, очень скоро». Британский актер и писатель Стивен Фрай призвал своих читателей в Твиттере «сделать все возможное, чтобы помочь» арестованным участницам панк-группы. Как сообщается, твиттер Фрая читают более 4,6 миллиона человек. «Давите на Путина!» – призывает своих читателей Фрай, сопровождая запись гиперссылкой на публикацию о Pussy Riot в газете The Independent.

 

1 августа британские политики Дэвид Милибэнд, Малколм Рифкинд и Малколм Брюс, правозащитница Аньес Калламар и режиссер Терри Гиллиам опубликовали в The Times открытое письмо к Владимиру Путину с призывом освободить политзаключенных, в том числе участниц панк-группы Pussy Riot. Один из подписантов, режиссер Терри Гиллиам в интервью Русской службе Би-Би-Си сказал, что делом Pussy Riot движут «власть, паранойя и страх». «Я думаю, любой человек, обладающий каким-то человеколюбием и здравым смыслом, видит, что реакция на то, что они сделали, – это абсурд, это отвратительно и, возможно, это богохульство. Потому что если посмотреть на деяния Иисуса, особенно на то, как он выгнал менял из храма, он, возможно, выгнал бы половину православных священников», – сказал режиссер.

 

На этом фоне 20 с лишним российских литераторов (среди которых я увидел только одно знакомое имя – Валентина Распутина) опубликовали на сайте Интерфакс-Религия письмо, осуждающее деятелей культуры, вступившихся на Pussy Riot. Эти деятели, говорится в письме,  стали ни много ни мало соучастниками «грязного ритуального преступления», показав «свою внутреннюю антихристианскую сущность, свою агрессивно-безнравственную природу и русофобскую направленность своей лжекультурной деятельности».

 

«Оправдывать религиозное кощунство, бесцеремонно обеливать (так в тексте. – Ред.) преступных экстремисток, сознательно и целенаправленно совершивших заранее подготовленный акт надругательства над духовной святыней русского Православия и русского народа, могут только циничные деятели бескультурья, не имеющие за душой ни любви к России, ни уважения к ее тысячелетней истории», – говорится в письме. В итоге писатели земли русской призвали истинных патриотов не отмалчиваться и дать отпор «антихристианской провокации», во что бы то ни стало довести до конца уголовный процесс над Pussy Riot.

 

Тут самое время вернуться к интервью адвокатов потерпевшей стороны «Московским новостям». В конце интервью адвокат Кузнецов на вопрос журналистки, не жалко ли им девушек и их детей, которые «должны искупать эту сомнительную, на мой взгляд, вину разлукой с матерями», ответил, как истинный христианин: «Мне тоже жалко подсудимых, но им лучше понести наказание на земле, чем на небесах» – фраза вынесена в заголовок интервью.

 

Хотелось бы думать, что если некие высшие силы все же существуют, они прислушаются к мнению господина Кузнецова, и не промедлят с наказанием тем, кто устроил это позорное средневековое судилище в 21-м веке, а в равной мере и тем, кто разжигает погромные настроения в обществе.

 

Вадим Зайдман

 

P.S. Незадолго до сдачи этого номера в печать все-таки и Путин, находясь на Олимпиаде в Лондоне, успел высказаться по делу Pussy Riot. В том же русле, что и младший член тандема: «Мне не очень хотелось бы комментировать (чтобы не оказывать давление на суд?В. З.), но я думаю, что если бы девушки были бы, скажем, в Израиле и осквернили бы что-то в Израиле … так бы просто им оттуда не уехать. Или бы поехали на Кавказ … зашли, осквернили бы какую-нибудь святыню мусульманскую, мы бы даже не успели взять их под охрану».

 

Тем не менее, внимание! «Я не думаю, что их надо так уж строго судить за это, – сказал Путин. – … Я надеюсь, что суд вынесет правильное решение, обоснованное». Что сие означает: что Путин в результате мощного общественного давления – как внутри страны, так и особенно международного – подает суду некий сигнал, или же это его обычный циничный прием, и когда девушек осудят, он разведет руками – да, я был за снисхождение, но суд у нас, как вы знаете, инстанция совершенно независимая – мы узнаем очень скоро.

 

P.P.S. И вот буквально накануне сдачи номера очень кстати подоспело мнение, так сказать, «из первых рук». Имам Вологодской Соборной мечети Аль-Джума Наиль Мустафин в своем блоге в Twitter написал, как мне кажется, с некоторой обидой: «Все почему-то адресуют Pussy Riot в мечеть. Ничего бы им в мечети не сделали, отпустили бы с Богом!» И пояснил: «Это нас обязывает сделать Сунна нашего Пророка».

 

Меткое наблюдение – что все адресуют «пусей» в мечеть. Действительно, все – от одного нашего читателя транзитом через Михалкова и всякого рода писателей-деревенщиков и заединщиков до самого Путина. Не будем вспоминать христианские заповеди, но вот что, по свидетельству Мустафина, вытекает из ислама: «Мы опираемся на нашу религию. На тот базис, который был нам передан. У нас есть священный Хадис. Там был случай, что человек прямо в мечети помочился. Какой-то пастух, бедуин. Люди бросились на него, хотели его убить. Но Пророк сказал, чтоб его оставили. И потом мягко объяснил ему, что в храме так поступать не стоит. Надо поступать, как учит религия. Ни одна религия не учит, что нужно отомстить». И выражает пожелание, чтобы по поводу Pussy Riot высказались представители синагоги: «Их еще и туда отправляли. Я думаю, что они будут снисходительны».

 

Что касается католиков, то тут имам очень вовремя напомнил о том, что в свое время Папа Иоанн Павел II простил стрелявшего в него Али Агжу, и сделал вывод: «Суд над Pussy позволяет „набрать очки“ Римско-католической церкви».

 

«Не удивлюсь, если Pussy Riot приговорят к сожжению на костре на Красной площади „за ересь“», – заключает имам. Что же получается, православная церковь стараниями наших доморощенных мракоБЕСОВ становится самой кровожадной?