Олимпиада

 

 

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ

Олимпийцы на приеме

 

Суббота, итоговая программа «Вести-Спорт».

 

Каково же главное спортивное событие дня? Ну, с трех раз? Первый тур чемпионата России по футболу? Итальянский предсезонный турнир «Интер-Ювентус–Милан»? Этап велогонки Тур де Франс?

 

Фиг вы угадали.

 

Путин в Кремле принял олимпийцев перед их отправкой в Лондон!

 

На полвыпуска хронометражом, взахлеб.

 

Голос за кадром: «Самые смелые выразили желание сфотографироваться с первым лицом страны». Ну да, отчаянной смелости люди… особенно если вглядеться в это лицо…

Но, чу! – слушайте, что случилось в Кремле дальше:

 

«Владимир Путин никому не отказал, чем вселил еще большую уверенность в лучших спортсменов нашей страны».

 

Это пародия?

 

Нет, это деградация.

 

Услужливый дурак, давно ставший нормой.

 

Есть легенда позднесоветских времен – якобы «дорогой Леонид Ильич» узнав, что по телеку вместо хоккея запустили его речь, сказал главе Гостелерадио Лапину: «Не ссорьте меня с народом».

 

Скорее всего, замечу, ничего такого Брежнев не говорил, потому что к тому времени воспринимал реальность уже не вполне систематически («сиськи-масиськи»), – но само появление легенды отражает подсознательную или сознательную заботу о его имидже. Мол, не конченный человек наш Леонид Ильич! Старенький, плохонький, но не злобный… Он не виноват…

 

И в это, кстати, верилось. Безумного старика под занавес его жизни волокла и вертела в своих шестернях проржавевшая система, которую не он собирал и которой не он управлял…

 

Дорогой Владимир Владимирович на людях еще не заговаривается и мимо трапа не промахивается, но представить себе, что он делает выговор федеральным идиотам, наглухо засорившим эфир его изображением и голосом, – невозможно. Это – его личный бред, его персональный комплекс…

 

Это – психологическое отличие.

 

А типовое драматическое сходство со случаем «дорогого Леонида Ильича» и Ко заключается как раз в том, что модифицировать авторитарную систему невозможно в принципе. На то она и авторитарная, что держится не на поиске новой точки опоры, как демократический «велосипед», а на попытке удержания ржавеющего статус-кво.

 

Никакого «Путин 2.0» нет и не будет. Эти ржавые шестеренки однажды просто разлетятся к чертовой матери…

 

Но зачем об этом думать?

 

Олимпийских побед вам, любители фотографироваться в Кремле!

 

Виктор Шендерович,

«The New Times», 22 июля