Олимпиада
Зачем нужно министерство спорта?
Вот такой простой вопрос возник у меня в дни Олимпиады. А возник он потому, что министру спорта Мутко накануне Игр настойчиво задавали другой вопрос: подадите ли вы в отставку, если в общемедальном зачете сборная вдруг не окажется в первой тройке? Уже понятно, что за общее первое место будут бороться Китай и Штаты, а Британия мечтает на домашних аренах стать третьей. Ну а России вроде как по статусу положено в тройке быть. И вот что станет с Мутко, если в тройке нас не будет?
Да какая разница?! Что случится, если мы будем, допустим, четвертыми или даже шестыми?
На эту ситуацию можно посмотреть совсем просто. В какой еще области человеческой деятельности Россия входит в число бесспорных мировых лидеров? Я имею в виду те области, которые являются значимыми в мировом масштабе. Не сбор белых грибов, добыча можжевельника и плевки на дальность – а что-то глобальное, что важно для всего мира. Так вот нету, кроме спорта, таких областей. Если мы в каких-нибудь рейтингах и лидируем, то исключительно в рейтингах коррупции, детской смертности, употребления алкоголя и табакокурения. Так что если наша сборная на Олимпиаде вдруг будет не третьей, а пятой – то она все равно окажется в числе лидеров в деле, за которым сейчас следят сотни миллионов людей по всей планете.
Но штука совершенно в другом. Мутко спрашивают об Олимпиаде и оценивают его работу по ее результатам, забывая о том, что Олимпиада – это профессиональный спорт высших достижений. И все. Не менее, но и не более. Но ведь министерство-то у нас называется не министерством профессионального спорта, не олимпийским министерством. Это министерство просто спорта. И важнейшая его задача вообще никакого отношения к Лондону или будущему Сочи не имеет. Мутко должен, в первую и главную очередь, заниматься тем, что громко именуют «здоровьем нации».
Разве у нас растут здоровые дети? Нет! Вы поглядите все эти ужасающие данные по детскому здоровью, хроническим болезням. Поглядите, как мало у нас в городах спортивных площадок, а в деревнях о таком и говорить смешно. Как мало секций спорта, какие копейки получают детские тренеры. Вспомните о том, что школьная физкультура – это полнейшая профанация. А когда решили ввести дополнительный урок физ-ры, то решение это обставили так, что мы, типа, будем растить мускулистых дебилов. Мол, вместо русского и литературы детки станут прыгать через «козла». Не «вместо» должно это быть – а «вместе» с остальными предметами!
А посмотрите как мало возможностей для занятия физкультурой и спортом для людей уже взрослых. И хотя мы лидируем по числу престижных медалей, мы остаемся одной из самых неспортивных стран. А отсюда же возникают и проблемы здравоохранения. Потому что человек, у которого есть возможность вести здоровый образ жизни и заниматься для своего здоровья спортом – он просто реже болеет. И лучше работает. И на пенсию может выйти позже. Вот вам и большие экономические выгоды для страны. Но разве кто-нибудь спрашивает с Мутко за физкультуру в школах, за доступные для всех площадки, комплексы и арены? Разве на уровне президента и премьера заходит об этом речь? И не в общих фразах, а так, чтобы конкретно вкладывать в это деньги? Нет, конечно.
Зато про план по олимпийским медалям мы слышим на каждом шагу. Под этот план у государства выбивают деньги, деньги эти неизвестно еще как тратят. Потом отчитываются, получают нагоняи, лишаются постов. Все потому, что здоровье нации государство не интересует. И за это с Мутко не спросят.
А интересует государство имидж, показуха, положительный победный образ страны. Этими медалями можно прикрыть все безобразие с массовым спортом, физкультурой и здоровьем, которые у нас есть. Все эти беды не показывают на весь мир. А вот золотые медали показывают. Поэтому бейся, Мутко, за медали! Иначе дадут пенделя.
Антон Орехъ,
«Ежедневный журнал», 1 августа