Ближний Восток

 

 

Израиль ЗАЙДМАН

 

Иран завилял хвостом

 

Как Иран ни хорохорился – мы найдем других покупателей на нашу нефть! мы перекроем Ормузский пролив! – а последний пакет санкций его таки достал. Нефть у него покупать перестали, а больше ему нечего предложить миру. В итоге стала рушиться его денежная система.

 

В четверг 27 сентября курс иранского риала составлял 26 900 риалов за доллар, а в субботу 29-го за один зелененький надо было давать уже 28 600 риалов, то есть на 6,3% больше. А всего за 9 месяцев этого года риал потерял 60% своей стоимости. Цены на продукты питания за это же время выросли более чем на 50%. Естественно, население кинулось скупать золото, доллары и другую валюту. И спираль закрутилась. В течение одного дня 1 октября курс риала обвалился еще на 13%, достигнув к вечеру 33 800 риалов за доллар. За 1 евро давали 40 000 риалов. Как отмечают эксперты, падение вызвано не только санкциями, но и утратой доверия иранцев к экономической программе властей.

 

Тем не менее, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пытался держать хвост трубой. На пресс-конференции 2 октября в Тегеране он заявил, что Исламская республика не собирается сворачивать работы по своей ядерной программе, несмотря на существующие экономические проблемы. По его словам, Центробанк Исламской республики располагает достаточным количеством твердой валюты для импорта нужных товаров, несмотря на отказ европейских и некоторых других государств от покупок иранской нефти.

 

Он также добавил, что враги Ирана развернули психологическую войну против Исламской республики. Помимо внешних врагов, вину за переживаемые страной трудности он возложил на некие внутренние силы, которые пытаются воспользоваться ситуацией и развернуть психологическую и агитационную кампанию против правительства, которое делает все возможное для их преодоления.

 

В подтверждение этого тезиса агентство MEHR приводит слова генерального прокурора Ирана Голама Хосейна Мохсени-Эджея, который заявил: юридические органы со всей серьезностью отнесутся к делам, заведенным против тех, кто своими действиями способствует дестабилизации валютного и золотого рынков (как это знакомо бывшим советским людям старших поколений!).

 

Эксперты констатируют, что иранское правительство не знает, как реагировать на расширяющийся кризис, в то время как коллапс национальной валюты представляет непосредственную опасность для иранской экономики. Власти перестали публиковать данные об инфляции, однако граждане страны ощущают ее стремительный рост на собственном кармане.

 

10 000 человек поставили подписи под петицией, адресованной министру труда Ирана. Они протестуют против падения уровня жизни и требуют привести зарплаты в соответствие с расходами.

 

«Падение курса валюты до рекордно низкого уровня свидетельствует об успехе международного давления, которое все сильнее сказывается на экономике Ирана. США и наши союзники не допустят создания ядерной бомбы и поставят иранские власти перед необходимостью сделать выбор», – заявила пресс-секретарь Государственного департамента США Виктория Нуланд.

 

Попытки Ирана обойти санкции не увенчались успехом. Не имеющая выхода к морю Монголия, в июле разрешившая 12 иранским кораблям ходить под ее флагом, сообщила об отмене этого разрешения. Представители Улан-Батора заявили, что не собираются противодействовать решениям международного сообщества.

 

Экономический кризис привел и к росту напряженности в иранском руководстве. Члены парламента сообщили, что собираются вызвать президента Махмуда Ахмадинежада на особые слушания. Главе государства придется ответить на вопросы об экономической политике властей и мерах по стабилизации уровня жизни иранцев.

 

Усилились и противоречия между верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи и командиром спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции генералом Касемом Сулеймани, который отвечает за взаимодействие Ирана с его союзниками. Хаменеи возмущен тем, что, несмотря на масштабную помощь сирийскому режиму, КСИР не сумел помочь Башару Асаду подавить восстание. Особое недовольство аятоллы вызывает то, что поддержка Асада обошлась Ирану в десять миллиардов долларов – по мнению верховного лидера, эти средства можно было использовать на стабилизацию экономики.

 

Развитие событий в Иране убедило израильское руководство в том, что международные санкции могут стать эффективным средством борьбы против ядерных разработок режима аятолл. Справедливости ради, напомним, что ранее это руководство настаивало на том, что никакие санкции не остановят ядерную программу Ирана – только военный удар.

 

Как пишет 2 октября газета «Маарив», теперь глава правительства Биньямин Нетаниягу и министр иностранных дел Авигдор Либерман добиваются принятия Евросоюзом нового, предельно жесткого, пакета санкций. Он должен предусматривать введение полного торгового эмбарго и изоляцию финансовой системы Ирана, что повлечет экономический коллапс.

 

Премьер-министр Израиля собирается посетить Берлин, Париж и Лондон, чтобы убедить лидеров ведущих европейских стран в необходимости подобного шага. Эмбарго коснется и товаров первой необходимости. В Иерусалиме надеются, что резкое снижение уровня жизни заставит иранцев выступить против властей.

 

А министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в беседе с корреспондентом газеты «Гаарец» заявил, что международные санкции против Ирана, отказывающегося прекратить разработку ядерного оружия, наносят значительный ущерб его экономике и способны вызвать народное восстание, подобное тому, что произошло на площади Тахрир в Египте. При этом, Запад должен быть готов к подобному развитию событий, чтобы в нужный момент оказать необходимую поддержку прогрессивным силам.

 

Михаэль Лачински 4 октября в «Die Presse» писал: «Если свежие сообщения из Ирана правдивы, то сейчас речь идет о большем, нежели о протестах угнетаемого среднего класса… По-видимому тегеранские теократы теряют контроль над краеугольным камнем экономики – стоимостью денег».

 

А 5 октября появились признаки того, что иранские теократы завиляли хвостом. Дэвид Сэнджер в «The New Times» в статье «Иран продвигает отвергнутый Соединенными Штатами план урегулирования ядерного кризиса» сообщал: «В условиях жестких санкций и на фоне первых за три года крупных протестов в Иране иранские чиновники приступили к описанию „девятиэтапного плана“ урегулирования ядерного кризиса в отношениях с Западом путем постепенного приостановления производства того урана, который будет проще всего преобразовать в ядерное оружие».

 

Но план требует такого количества уступок со стороны Запада, начиная со снятия всех санкций, блокирующих продажи нефти и ведущих к краху иранской валюты, что американские чиновники отклонили его как неработоспособный. Тем не менее, иранцы воспользовались своим визитом в США на прошлой неделе (на сессию Генеральной Ассамблеи ООН), чтобы попытаться заручиться поддержкой своего плана, дав понять, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи наконец ощутил давление, отмечает автор.

 

Один из американских чиновников сказал, что план составлен так, что Иран в любое мгновение сможет возобновить свою ядерную программу. План расценивается, как попытка со стороны Ирана выиграть время. Естественно, он отклонен, пока, правда, неофициально.

 

Последнее сообщение на иранскую тему, которое мы имеем на момент написания статьи, – из британского еженедельника «Sunday Times» от 7 октября. Издание пишет, что власти Ирана отозвали действовавшее в Сирии подразделение 400 из спецназа «Эль-Кудс», направленное на помощь президенту Сирии Башару Асаду для борьбы с повстанцами. По данным западных разведслужб, 275 бойцов элитного иранского подразделения покинули Сирию в конце минувшей недели.

 

По мнению газеты, отзыв иранского спецназа из Сирии может свидетельствовать о том, что в Тегеране уже не уверены в способности Башара Асада удержаться у власти. Однако в качестве основной причины данного шага называются серьезные финансовые проблемы в самом Иране. Обвал курса иранского риала по отношению к доллару и беспорядки на Тегеранском рынке беспокоят руководство Исламской республики значительно сильнее, чем ситуация в Сирии. Тем более, что финансовый кризис произошел на фоне публикаций, согласно которым режим аятолл потратил на поддержку режима Асада более 10 миллиардов долларов.

 

Не исключено, что в следующем номере «Рубежа» мы сможем сообщить вам, что режим аятолл, наконец, поджал хвост.

 

Сирийский узел

 

В Сирии более полутора лет продолжается внутренний конфликт, переросший в натуральную гражданскую войну. Как водится в гражданских войнах, обе стороны проявляют жестокость к противнику, а случается, и к мирному населению.

 

17 сентября Русская служба ВВС передала, что правозащитники из организации Human Rights Watch обнародовали новый доклад, в котором обвинили оппозиционные вооруженные группировки Сирии в пытках, внесудебных расстрелах своих противников, а также расправах над мирными жителями в Алеппо и его окрестностях. Правда, в Human Rights Watch не преминули подчеркнуть, что сирийские власти нарушают права человека более масштабно и систематически.

 

Руководитель созданной ООН комиссии по расследованию событий в Сирии Паулу Пинейру также заявил, что составил очередной засекреченный список вооруженных формирований и отдельных лиц, обвиняемых в совершении военных преступлений и обязанных понести уголовную ответственность, уточняет РБК.

 

При этом он подчеркнул, что его сотрудники собрали «впечатляющие и убедительные свидетельства» таких нарушений, совершаемых обеими сторонами конфликта. В связи с чем, он, как и Human Rights Watch, призвал Совет Безопасности ООН передать собранные данные в Международный уголовный суд.

 

Кроме того, Пинейру отметил, что на территории Сирии, по его данным, действуют радикальные исламисты. Некоторые из них ведут бои самостоятельно, а некоторые присоединяются к оппозиционерам, ведущим борьбу против режима Башара Асада. Их присутствие в значительной степени влияет на радикализацию взглядов оппозиции.

 

Особую озабоченность мирового сообщества вызывает наличие у режима Асада химического оружия. Еще в начале сентября сообщалось, что правительство Сирии рассредоточило запасы химических вооружений по различным складам на территории страны. Речь идет о нескольких сотнях готовых химических боеприпасов и исходных компонентов, которые размещены на не менее чем 20 складах.

 

17 сентября «Der Spiegel» сообщил об испытаниях ракет и танковых снарядов, возможно, оснащенных химическими боеголовками, проведенных Сирийской армией на базе «Ас-Сафира», которая расположена в пустынной местности восточнее Алеппо и является крупнейшим полигоном химоружия в Сирии. Журнал отмечает, что на полигон были доставлены вертолетом офицеры иранского Корпуса стражей исламской революции – они, по всей вероятности, выступали в роли наблюдателей.

 

19 сентября «The Times» опубликовала признания беглого генерала Аднана Силу, отвечавшего в Сирии за химоружие. Генерал рассказал о планах Башара Асада: в критической ситуации этот вид вооружения будет применен против Сирийской освободительной армии, что не исключает массовой гибели мирных граждан. Кроме того, правящий режим поставляет оружие массового уничтожения террористам «Хезболлы», которые планируют использовать его против Израиля.

 

Аднан Силлу бежал из Сирии три месяца назад: уже тогда власти осознавали, что близится момент применения оружия массового поражения. «Мы серьезно обсуждали использование химоружия, включая то, как мы его применим и на каких территориях», – говорит он.

 

Сайт MIGnews.com 21 сентября сообщил о посещении делегацией «Хезболлы» посла РФ в Бейруте Александра Засыпкина. После встречи один из внешнеполитических руководителей «Хезболлы» Аммар Муссави сообщил репортерам о том, что посол, в частности, заверил представителей дружественной организации: «Мы не позволим тому, что произошло в Югославии, Ираке, Ливии, повториться в Сирии». 

 

Ливанское шиитское движение «Хезболла» все активнее поддерживает режим сирийского президента Башара Асада, отправляя в помощь ему своих бойцов, сообщал 27 сентября «Интерфакс» со ссылкой на американские СМИ. Факт переправки вооруженных отрядов «Хезболлы» в Сирию подтверждают представители властей США и Ливана.

 

«“Хезболла“ активно поддерживает сирийский правящий режим, отправляя своих бойцов. Они участвуют в боевых действиях», – сказал на условиях анонимности представитель ливанского правительства. В сентябре Вашингтон уже обвинял движение в оказании помощи сирийскому правительству, однако его представители в ответ заявили, что эта информация не соответствует действительности.

 

Однако «Хезболле» в последнее время все труднее скрывать факт оказания помощи Сирии. Ливанские чиновники подчеркивают, что эта помощь значительно усилилась после того, как 18 июля в результате взрыва бомбы в Дамаске были убиты четыре высокопоставленных военных Сирии.

 

2 октября ливанские СМИ сообщили, что в ходе боевых действий на территории Сирии был убит глава спецслужб «Хезболлы» Али Хусейн Насиф (Абу Аббас). Его называли преемником Имада Мугние, погибшего при взрыве в Дамаске в феврале 2008 года. В течение последнего года Абу Аббас руководил всеми операциями «Хезболлы» в Сирии и координировал их действия с сирийскими силовиками, верными президенту Башару Асаду. Похороны Абу Аббаса прошли в районе Баальбека (восточный Ливан) 1 октября, на них присутствовали руководители «Хезболлы».

 

Сайт телеканала «Аль-Арабия» (ОАЭ) 7 октября привел секретный документ сирийской разведки, свидетельствующий об участии боевиков «Хезболлы» в конфликте в Сирии практически с самого начала волнений. Речь идет о депеше, датированной 23 мая 2011 года и подписанной одним из командиров президентских сил безопасности. Она гласит: «Первая группа бойцов „Хезболлы“ в количестве 250 человек прибыла в Сирию и направлена в Алеппо».

 

25 сентября эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль-Тани, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, указал на «неспособность Совета Безопасности выполнять свою работу» и в связи с этим заявил: «Арабским странам будет лучше вмешаться в ситуацию в Сирии из соображений национальных, гуманитарных, политических и военных обязательств и сделать все возможное для прекращения кровопролития». При этом он отметил  имеющийся прецедент: «У нас уже есть прецедент, когда войска арабских стран вмешались в ситуацию в Ливане в середине 70-х годов прошлого века, остановив междоусобную войну. Этот шаг подтвердил свою эффективность и полезность».

 

Мы еще со времен конфликта в Ливии высказывались за то, что Западу пора перестать быть затычкой к каждой бочке: пусть региональные объединения сами разрешают конфликты в своих пределах, в частности Лига арабских стран в странах-членах Лиги.

 

Но нашелся человек, который не согласился с эмиром и с нами, заявив о недопустимости применения силы в обход Устава ООН. «Интерфакс» приводит конкретные его слова: «Без опоры на международное право невозможно вести дела в современном мире. Попытки подменить универсальные принципы Устава ООН односторонними действиями или некими блоковыми договоренностями и тем более применять силу в обход Устава ООН – до добра, как известно, не доводят… Такие действия чреваты дестабилизацией и хаосом. Подстрекательство в разных формах к продолжению насилия с целью смены режимов заводит ситуацию только в тупик. Насилие порождает насилие». С особенной силой он подчеркнул: «Двойным стандартам здесь не место».

 

Вы, читатель, не догадываетесь, кто этот бескомпромиссный поборник международного права? Это слова из речи президента РФ Владимира Путина на церемонии вручения верительных грамот зарубежными послами 26 сентября, то есть на следующий день после выступления эмира Катара.

 

Может быть, уважаемый читатель, вы когда-нибудь слышали, чтобы Путин с такой же непреклонностью выступил против участия в сирийском конфликте иранского спецназа или боевиков ливанской «Хезболлы»? Нам что-то не доводилось. Или, возможно, он сам войну против Грузии в августе 2008 года начал, заручившись резолюцией Совета Безопасности ООН? Смешные вопросы…

 

Тем временем смертоубийство в Сирии идет полным ходом. 19 сентября телеканал «Аль-Арабия» сообщил о бегстве в Объединенные Арабские Эмираты сестры Башара Асада Бушры, чей муж Асеф Шаукат, занимавший пост замглавы генштаба, погиб во время теракта в Дамаске несколько месяцев назад. Нет, это не протест против политики брата, она просто спасает детей.

 

24 сентября «Frankfurter Allgemeine» сообщила о встрече бывшего сирийского премьер-министра Рияда Хиджаба с министрами иностранных дел Франции и Германии. Хиджаб опасается, что Сирия может превратиться в «инкубатор» исламских экстремистов. «Пока в стране нет угрозы „джихада“, однако чем дольше у власти остается этот режим и продолжаются страдания народа, тем больше его вероятность», – предупредил он. 

 

По словам Хиджаба, пока работа Совета Безопасности ООН блокирована Россией и Китаем, а  Иран, для которого Сирия является первым оборонительным рубежом, делает все возможное для сохранения режима Асада, необходимо оказывать всяческую поддержку повстанцам.

 
В этой же статье отмечается, что в 2011 году, когда конфликт уже начался, Махир Асад, родной брат сирийского лидера, выступил за реформы. Планировалось создание министерства национального примирения, которое бы вело диалог со всеми политическими силами в стране. Правительство собиралось выпустить на свободу политических заключенных, возместить ущерб жертвам режима и начать проведение реформ. Однако, Башар Асад наотрез отказался от проведения реформ, заявив на первом же заседании, что нынешнее правительство является «правительством военного времени». Теперь Башар говорит о «необходимости диалога между сторонами конфликта»…

 

3 октября «Le Monde» в статье «Отношения Дамаска и Москвы ухудшаются после ареста Абдулазиза аль-Хайера» рассказала, что этого лидера небольшой левой партии очень ценят Россия и Китай. Он планировал проведение крупной конференции оппозиции в Дамаске. Правда, многие радикальные оппозиционеры посчитали этот проект в лучшем случае наивным, в худшем – предательским. По их мнению, подобная конференция дает режиму возможность объяснить, что он борется только с «плохими» оппозиционерами и готов говорить с «хорошими».

 

Но Россия, Китай и даже Тегеран поддержали эту инициативу, надеясь с ее помощью перевести конфликт в Сирии в политическую плоскость. Но за три дня до открытия конференции службы безопасности Сирии арестовали аль-Хайера в аэропорту Дамаска, когда он возвращался из Пекина, где имел встречу с министром иностранных дел Китая. Конференция все же 23 сентября открылась – в присутствии российских, китайских и иранских дипломатов, но в отсутствии ее главного организатора.

 

Поскольку нам известно развитие событий в Сирии и вокруг нее за прошедшие после этой конференции две недели, мы можем сделать два вывода. Первый: конференция, по-видимому, никаких реальных плодов не принесла. Связано ли это с арестом ее организатора, мы не знаем. Второй вывод: надежды французской газеты не оправдались, Москва утерлась и с прежним пылом продолжает поддерживать родственный режим Дамаска.

 

А тем временем число жертв гражданской войны в Сирии докатилось до 30 тысяч…