В Таганрогский суд Ростовской области
подано заявление о признании сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
экстремистской. Из заключения культурологической экспертизы: «Буратино являет
собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа». Ну и доказательства:
папа-плотник, сам в воде не тонет, за 30 монет продал букварь и т.д.
Конечно, я в данном случае субъективен. Обиду, нанесенную Буратино, воспринимаю
как глубоко личную, ведь мы с ним оба – Карловичи. «Мы оба пострадавшие, а
значит, обрусевшие».
Но дело не в этом. А в том, что не смешно.
Когда глухие маргиналы, злобные юродивые не просто являют себя во всей
гоблинской красе Городу и Миру, а начинают диктовать с позиции силы, с позиции
государственной власти этические и поведенческие нормы – тут не до смеха. Тут
впору святых выносить.
В мире идет война. Война культурных установок. До недавнего времени казалось,
что мы с нашей многонациональностью, многоконфессиональностью, мировоззренческой
неустойчивостью не станем влезать в эту войну. Как бы не так. Вляпались. Причем
сознательно.
Глобальная линия фронта имеет вполне четкие, видимые географические и
конфессиональные очертания: условный Восток против условного Запада, радикальный
ислам против всех остальных. В России ситуация иная. Здесь по обе стороны
водораздела можно найти и православных, и мусульман, и верующих, и неверующих, и
столичных жителей, и провинциалов.
Фундаментализм против гуманизма.
Противостояние принципиальное. Оно глубже политического, имеет характер
ценностный.
Джинн мракобесия был выпущен из бутылки прошлой зимой, когда власть, напуганная
неожиданной массовостью и веселым драйвом оппозиционных митингов, сделала ставку
на наиболее консервативные силы и лозунги. В результате на сцену из гнилых
щелей, из-под замшелых коряг вылезли персонажи гоголевского «Вия» и в
ультимативной форме предъявили обществу ХХI века
намерение командовать парадом. Подкрепляя свои претензии вполне себе реальными
судебными решениями, энергичными законодательными инициативами и нескрываемой
благосклонностью высшего государственного руководства.
При этом гроб с трупом старой ведьмы Софьи Власьевны, принявшей после кончины
образ прекрасной панночки, знай порхает под музыку Александрова, смущая умы
многомиллионной массы малых сих.
Малые сии, в умственном смущении принимая гроб с музыкой не то за Гагарина, не
то за дельтаплан, тепло его приветствуют и хором призывают дохлую Софью
Власьевну вернуться. Так детвора зовет пьяную Снегурочку на новогодней елке.
Вся эта тяжелая, дурная фантасмагория, кошмарная смесь из дремучей родоплеменной
дикости, грубого популизма, благодатного огня, ханжества и КГБ ядовитым облаком
навалилась на страну и отравила воздух.
Стало душно и смрадно. Очень хочется проветрить помещение.
Но вряд ли получится.
Сегодня всесторонняя властная поддержка фундаменталистской кампании преследует
две основных цели.
Во-первых, добиться консолидации консервативного большинства, не допустить его
расслабления, рассредоточения и отхода от В.В. Путина. Это задача представляется
трудновыполнимой, поскольку консервативный российский электорат руководствуется
в своем политическом выборе мотивами прежде всего экономического порядка. При
сохранении социально-бытовой стабильности он всегда будет за власть, а в случае
ее потери его не удастся удержать никакими шаманскими заклинаниями.
Во-вторых, морально, политически, эстетически дистанцироваться от Запада.
Разумеется, в нынешних условиях маловероятно повторение сталинского фокуса с
«железным занавесом» в полном объеме. Однако некоторые его базовые элементы,
скажем, введение для российских граждан выездных виз, т.е. возвращение
советского разрешительного порядка выезда из страны, вполне практически
осуществимы.
Растущая ксенофобия, мощнейшая антиамериканская пропаганда и святая народная
вера в теорию заговора постоянно подпитывают и без того сильные изоляционистские
настроения. И вот тут клерикальная истерика на государственном уровне очень ко
двору. Она усугубит тренд в сторону жесткого изоляционизма и может сделать его
долговременным.
Николай Сванидзе,
«Ежедневный журнал», 26 сентября
Православные «комсомольцы»
Дополнение к теме
В Ростове в связи с жалобой местных жителей отменили было показ мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса в постановке петербургского театра «Рок-опера». Один из авторов жалобы пояснил: «В связи с тем, что вышел новый закон, защищающий интересы верующих (пока он не вышел, а только «зашел» – на рассмотрение в Госдуму. – Ред.), мы решили обратиться к государству за поддержкой. На наш взгляд, образ Христа, который трактуют в опере, – неправильный с позиции христианства. Если такая постановка и имеет место быть, она должна быть согласована с патриархией».
Комментарий замдиректора филармонии Светланы Жабиной: «Мы были вынуждены так сделать. Продажа билетов приостановлена, пока вопрос о проведении мероприятия не решится окончательно в администрации».
Прокуратура уже проводила проверку по жалобе, когда 1 октября пришло сообщение, что Ростовская епархия РПЦ отмежевалась от ростовских же активистов. Руководитель информационного отдела епархии протоиерей Даниил Азизов заявил Интерфаксу: «Нас сильно удивила группа людей, которая называет себя верующими и желает, чтобы их мнение непременно совпадало с мнением всех православных людей. Но такого быть не может. Это всего лишь частное мнение 18-20 человек, которое не отражает ни позицию Русской православной церкви, ни позицию Ростовской епархии, ни позицию наших прихожан. 20 лет назад, когда еще не было в широком обиходе ни Библии, ни Евангелия, именно из рок-оперы „Иисус Христос – суперзвезда“ люди узнавали об Иисусе Христе. Это замечательная опера. В ней не отмечено такого, что оскорбило бы верующего человека». «Если бы у меня хватило времени, я бы сам лично пришел посмотреть эту рок-оперу», – добавил протоиерей.
И даже Владимир Легойда, руководитель информационного отдела московской патриархии, отмежевался от инициативы ростовских активистов. «Конечно, православный человек не может принять тот образ Христа, который там (в рок-опере. – Ред.) есть. При желании можно дискутировать по теме, но считать это оскорблением – явный перебор», – написал он на своей странице в Facebook.
О чем вся эта история говорит? Что активисты в своем «энтузязизьме» идут дальше вдохновителей, порой настолько, что тем приходится отмежевываться в итоге от исполнителей на местах, а также остужать их пыл. Так было и в сталинские годы, когда такие же комсомольцы-«энтузязисты» крушили церкви, и теперь, когда ситуация просто поменяла знак, те же по сути комсомольцы, только уже православные, крушат все, что, как они полагают, православие оскорбляет. А их вдохновители в Москве, выступая с законодательными инициативами, совсем не думают, какого джинна выпускают из бутылки. А может, наоборот, знают, и именно в этом и состоит их расчет?