Выборы. Украина

 

 

Израиль ЗАЙДМАН

Что позволено Юпитеру, то не позволено быку

Парламентские выборы в Украине

 

28 октября, как мы и предсказывали, состоялись выборы в Верховную Раду Украины. Об их результатах, оценках и возможных последствиях наше повествование.

 

И в воздух чепчики бросали…

 

Напоминаем, что всего в украинский парламент избирается 450 депутатов. Из них половина избирается по партийным спискам, а другая половина впервые после 2002 года – по мажоритарным округам.

 

Насколько честными были выборы по партийным спискам, можно судить по приведенным ниже данным для партий, преодолевших 5%-ный барьер. В числителе для каждой из них приводится средний результат из 5 экзит-полов, проведенных разными организациями, в знаменателе – результат, зафиксированный украинским ЦИКом, в процентах. В скобках указывается количество мандатов, завоеванных каждой из партий.

 

Партия регионов  29,96 / 30,00 (72)

«Батькивщина»    23,57 / 25,54 (62)

«Удар»                  14,33 / 13,96 (34)

КПУ                      12,27 / 13,18 (32)

«Свобода»            10,43 / 10.44 (25)

 

Нетрудно видеть, что совпадение данных экзит-полов с последующими официальными данными ЦИК вполне удовлетворительное. Только для основной оппозиционной силы – «Батькивщины» – экзит-полы дали заниженный на 2% результат. Отметим еще, что данные экзит-полов, проведенных различными организациями, мало отличались друг от друга.

 

В целом результаты выборов по партийным спискам отвечают самым высоким критериям. Конечно, нельзя исключить давления на избирателей на ранних этапах кампании, неравные условия для партий в СМИ и т.п. Но в том, что подсчет голосов был честным, сомневаться не приходится.

 

Читатели, которые следили за нашими публикациями о ходе предвыборной кампании в Украине, отметят, что результаты выборов близко соответствуют августовским прогнозам, а не более поздним. Прогнозы конца сентября и октябрьские показывали внезапное перераспределение голосов внутри оппозиции: резкий скачок вверх числа голосов за «Удар» и такое же резкое снижение за «Батькивщину». Эти ожидания не оправдались. И полностью опровергнуты все прогнозы для «Свободы»: по августовским она не дотягивала до 5%-го барьера, более поздние прогнозы говорили, что она, возможно, все же его преодолеет. А она вдвое превзошла его.

 

Но радоваться или огорчаться успеху ультра-националистов? Вопрос требует отдельного рассмотрения. А пока посмотрим на расклад сил в будущей Раде. Две оппозиционные силы – «Батькивщина» и «Удар» получили в сумме почти на 10% голосов больше, чем провластная Партия регионов. Но у последней тоже есть союзник – КПУ. И вместе с коммунистами у регионалов оказывается уже 43% голосов против около 40% у двух оппозиционных партий. Но «Свобода» – тоже явно оппозиционная к режиму Януковича партия. И с нею у оппозиции оказывается 50% голосов избирателей против 43% у противника. Еще ярче картина по мандатам: у трех оппозиционных партий в сумме оказывается 121 мандат, а у тех – 104.

 

И мы уже мысленно в воздух чепчики бросали…

 

Так вот где таилась погибель моя…

 

Но… мы на минутку забыли о второй половине депутатов – тех, кто избираются по мажоритарным (одномандатным) округам. Читатель скажет: да ведь избиратели будут голосовать за одномандатников, исходя, опять же, из их партийной принадлежности или симпатий. Поэтому на Востоке и Юге выберут регионалов или тех, кто примкнет к регионалам, а на Западе и в Центре – оппозиционеров или тех, кто будет голосовать вместе с оппозиционерами. Словом, соотношение сил в парламенте должно оказаться примерно таким, как распределение мандатов по партийным спискам.

 

А-га, теоректически, как говорил Райкин, это, может и так, а практически – вот что получилось. Ниже приведено распределение мандатов: в числителях – уже приведенные выше количества мандатов, полученных партией по партийным спискам, в знаменателях – в одномандатных округах, в скобках – общее число мандатов.

 

Партия регионов  72 / 113 (185)

«Батькивщина»     62 / 39  (101)

«Удар»                   34 / 6      (40)

КПУ                        32 / 0     (32)

«Свобода»              25 / 12   (37)

Независимые           0 / 43   (43)

Другие партии          0 / 7      (7)

 

Контраст между результатами голосования по партийным спискам и по одномандатным округам очевиден. Без «технологий» во втором случае дело явно не обошлось.

 

За ходом голосования наблюдали 3 тыс. 797 официальных наблюдателей от 28 иностранных государств и 35 международных организаций. Янукович понимал, что от их оценки выборов в очень большой степени будет зависеть отношение Запада к его режиму. Отношение это и без того испорчено из-за судебных приговоров Тимошенко и Луценко, и нельзя его еще усугубить выборами.

 

Была дана строжайшая команда местным властям и своим людям в избиркомах: результаты голосования по партийным спискам будут сверять с экзит-полами, поэтому здесь – чтобы комар носа не подточил, ни малейшего мухлежа. А вот по мандатным округам никому и в голову не придет экзит-полы устраивать, и здесь мы должны взять свое. И взяли.

 

Кроме того, в одномандатных округах от партии власти в кандидаты выдвигались местные чиновники, и тут уж – даже не для партии родной, а для себя лично – вовсю запускался административный ресурс. Так Партия регионов, поступившись позициями при голосовании по партийным спискам, взяла реванш в одномандатных округах.

 

Но, заметит дотошный читатель, даже после этого Партия регионов вместе с коммунистами имеют в парламенте 217 мандатов. Этого недостаточно даже для простого большинства, которое нужно для формирования правительства, принятия законов и которое составляет минимум 226 мандатов.

 

Дотошному читателю надо знать, что голосование по одномандатным округам создает еще (в условиях Украины) золотой резерв для партии власти. 43 депутата, избранных в одномандатных округах – «независимые», а еще 7 относят себя к мелким партиям, не преодолевшим 5%-ный барьер.  Как вы думаете, к кому (в условиях Украины) примкнет большинство из этих 50 депутатов – к партии власти или к оппозиции?

 

Почему я так настаиваю на «условиях Украины»? Потому что известно: в Украине легко купить голоса не только избирателей, но и депутатов. Не все, конечно, продаются, но всегда можно найти готовых на это. Да и не мудрено: в стране, в которой большинство населения влачит нищее или полунищее существование, депутату предлагают миллион долларов (а бывало и 5 миллионов) за такой пустяк, как переход из одной партии в другую (когда не хватает нескольких голосов). Да на такие деньги можно решить все семейные проблемы: достойная квартира, достойное образование для детей и пр. А главное, такой шанс никогда в жизни больше не представится. Устоять трудно…

 

«Украинская правда» 11 ноября сообщила, что заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Украины Жанна Усенко-Черная (от «Батькивщины») в особом мнении, которое по ее просьбе было приобщено ко всем протоколам, принятым 5, 6, 8, 9 и 10 ноября, написала, что «смешанная система выборов сделала невозможным проведение демократических выборов в Украине». По ее словам, «в мажоритарных округах были широко распространены такие явления как подкуп избирателей и административное давление».

 

Среди главных недостатков выборов она назвала также существование технических партий, которые получили право участвовать в формировании участковых комиссий. «Несмотря на сбалансированные законодательные предписания относительно формирования избирательных комиссий, практика функционирования в Украине технических партий создала возможность для имитации их участия в избирательном процессе через делегирование их представителей в избирательные комиссии. В результате большинство участковых избирательных комиссий контролировались одним субъектом избирательного процесса, подтверждением чего являются многочисленные изменения в составе участковых и окружных избирательных комиссий».

 

О «технических партиях» и их негативной роли в избирательном процессе мы писали в предыдущих обзорах.

 

Но главным злом, по мнению Усенко-Черной, стали одномандатные округа. А я вспоминаю свое негодование, когда эти округа отменили в России. Я с большим уважением относился и отношусь к Владимиру Рыжкову. Он был депутатом Госдумы России первых четырех созывов (с 1993 по 2007 гг.), занимал в них руководящие посты и хорошо себя зарекомендовал. Последний раз, в 2003 г., не найдя места в твердеющей системе российских партий, был избран по одномандатному округу у себя на родине, на Алтае.

 

Затем в России одномандатные округа отменили, и Рыжков и ему подобные люди были фактически исключены из политического процесса. То же самое еще раньше, в 2002 г., произошло в Украине. Поэтому, когда здесь выборы по одномандатным округам восстановили, я радовался: приличные люди смогут быть избранными, не входя в партийную систему.

 

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Сейчас я не уверен в том, что те, кто восстанавливал в Украине одномандатные округа, хотели как лучше. Но не в этих округах дело. Помните шутку советских времен: «Что бы русские ни делали, получается танк или автомат». Сейчас можно сказать: «Какая бы избирательная система в постсоветских государствах ни создавалась, получается орудие для фальсификации выборов».

 

В западных странах существуют самые разные избирательные системы, но о фальсификации итогов выборов вопрос нигде даже не возникает. Видимо, дело не столько в избирательной системе, сколько в людском материале. Совковый народ – это супер…

 

Ловкость рук и никакого мошенства

 

Лучше всех международных наблюдателей сущность этих украинских выборов выразила, пожалуй, вице-президент Национального фонда демократии США Надя Дюк, входившая в состав американской делегации наблюдателей. «Украинцы технически умеют проводить выборы таким образом, чтобы международные наблюдатели не увидели массовых нарушений перед своими глазами. Но общий фон не был хорошим», – сказала она.

 

И еще: «Я думаю, что Западу нельзя замыливать глаза. Для украинской власти было важно показать, что выборы были хорошими, но большинство тех, кто приехали наблюдать, особенно из западных стран, знают, что такое настоящие выборы и они видят, что их в Украине не было в этот раз… Это шаг назад, в 2010 году, в 2007 году были уже лучшие выборы в Украине. Очень жаль, что украинские граждане не имели таких выборов в этот раз».

 

Уже на второй день после выборов, 29 октября, руководители крупнейших делегаций высказали свое нелицеприятное мнение о выборах.

 

Глава делегации парламентской ассамблеи ОБСЕ Вальбурга Габсбург Дуглас на пресс-конференции заявила: «День голосования в целом прошел спокойно и мирно, процесс голосования и подсчета голосов в целом оцениваем позитивно, а процесс установления итогов голосования оценивается негативно из-за недостаточной прозрачности… Некоторые аспекты предвыборного периода в целом стали шагом назад в сравнении с последними выборами в Украине. Я считаю, что избиратели не должны подвергаться преследованию и запугиванию от своих работодателей или государственных органов».

 

В отчете миссии наблюдателей ОБСЕ сказано: «28 октября парламентские выборы характеризовались недостаточным уровнем соревновательности, причинами чего в основном стали злоупотребление админресурсом, недостаточная прозрачность кампании и финансирования партий, а также несбалансированность в медиа-среде».

 

Председатель делегации наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреас Гросс сказал: «Олигархизация всего процесса выборов значила, что граждане лишились возможности управлять выборами, а также потеряли веру в них. К сожалению, огромный демократический потенциал украинского общества не был реализован в ходе вчерашнего волеизъявления». По словам Гросса, ЦИК не удалось предпринять значительных шагов, чтобы исправить нарушения, которые происходили. При этом он подчеркнул, что беспокойство международных наблюдателей возникает на фоне тюремного заключения Юлии Тимошенко и Юрия Луценко.

 

В свою очередь, глава миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека Одри Гловер подчеркнула, что «отсутствие адекватного ответа властей на разные нарушения в ходе выборов привело к созданию вокруг них атмосферы безнаказанности». Это, по ее словам, «бросило тень на выборы и прогресс в развитии демократии, который до сих пор Украина демонстрировала».

 

Отрицательно оценили выборы в Украине официальные представители правительств США, Канады, Швеции, Великобритании, генсек НАТО  Андерс Фог Расмуссен.

 

В телефонном опросе, в котором гражданам Украины было предложено ответить на вопрос «Были ли фальсификации на выборах в Верховную Раду Украины?», ответили более десяти тысяч человек. Ответы распределились так:

 

Полностью сфальсифицированы – 57%.

Были на отдельных округах – 29%.

Были, но не значительные – 9%.

Не было – 5%.

 

На некоторых участках происходили подлинные побоища, иногда с участием бойцов «Беркута». Оппозиция митинговала у здания ЦИК, грозилась аннулировать свои мандаты, но было понятно, что на это никто не пойдет.

 

Две недели ЦИК не мог подвести окончательные результаты выборов. Наконец, 11 ноября они были объявлены, но без учета пяти одномандатных округов. ЦИК признал невозможным определить по ним результаты голосования. В этих округах в январе следующего года будут проведено повторное голосование. Пока Рада будет работать в составе 445 депутатов.

 

Казнить нельзя помиловать

 

Надо сказать, что еще до этих выборов насчет их исхода в Европе иллюзий не питали: что такое Янукович с компанией, представление имели. «Financial Times Deutschland» 25 октября писала: «Оценка Брюсселем парламентских выборов на Украине будет иметь решающее значение для дальнейшего развития страны. Негативные выводы ЕС вытолкнут Киев в сферу влияния Москвы.

 

Никаких сюрпризов в отношении результатов голосования не ожидается, смена правительства маловероятна. Но по-настоящему взрывной потенциал таит в себе день после выборов, когда наблюдатели из ЕС, Совета Европы и ОБСЕ изложат свою оценку хода голосования. До сих пор подобные оценки редко обладали столь важным значением. Если ЕС сочтет выборы в значительной мере демократическими и честными, то ему придется подписать и утвердить уже готовое соглашение об ассоциации с Украиной. Если европейцы придут к негативным выводам, то в обозримом будущем не будет ни соглашения, ни, соответственно, зоны свободной торговли с ЕС.

 

Для Украины это может иметь самые серьезные последствия. Поскольку страна не может позволить себе оказаться в экономической изоляции, то, по всей вероятности, она будет вынуждена присоединиться к российскому проекту Таможенного союза. А ввиду все более авторитарного поведения российского руководства это будет означать отход от Европы и ее правовых норм. Москва уже предложила Украине снижение цен на газ как вознаграждение за вступление в Таможенный союз. Таким образом, ЕС должен принять решение с далеко идущими последствиями. Выпустит ли он на долгое время стратегически важную страну с почти 45-миллионным населением из своей сферы влияния? Или он попытается притянуть к себе Украину и тем самым продолжит цивилизаторский проект, начавшийся восемь лет назад принятием в сообщество Польши, Чехии и других государств бывшего соцлагеря?»

 

1 ноября британская «Financial Times» опубликовала статью Романа Олеарчика «Янукович держится за власть, в то время как тучи над экономикой сгущаются». Автор писал: «Миссия наблюдателей ОБСЕ заявила, что выборы продемонстрировали отход от демократических завоеваний, достигнутых Украиной в последние годы. Это означает, что двустороннее соглашение о свободной торговле и ассоциации не будет ратифицировано ЕС в ближайшее время. Россия, со своей стороны, продолжит давить на Киев в надежде заставить его повернуться на восток.

 

Свежие экономически данные показывают, что страна движется к замедлению роста, если не к умеренной рецессии. Согласно правительственным данным, в третьем квартале реальный ВВП снизился на 1,3% в годовом исчислении... Юлия Цепляева, главный экономист BNP Paribas по России и странам СНГ, связывает спад со снижением цен на сталь и скромным урожаем в сельском хозяйстве. Однако это только начало проблем, с которыми столкнется Янукович. Правительство обнаружило, что дефицит бюджета вырос в три раза за 9 месяцев года, что стало следствием 15% увеличения социальных расходов, которые помогли партии Януковича выиграть выборы».

 

И в тот же день «Die Zeit»: «Парламентские выборы на Украине вновь показали наличие плюрализма в стране. Выборы прошли свободнее, нежели во многих других постсоветских республиках, пусть даже честными их не назовешь… Брюсселю стоило бы попытаться нарушить безмолвие по отношению к Киеву. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, замороженное из-за ареста Юлии Тимошенко, было бы подходящим средством. Оно способно экономически и политически приблизить Украину к Европе.

 

Последствия этого события коснулись бы и России. Ведь ныне Москва пытается использовать слабость Европы и заманить Украину в европейско-азиатский Таможенный союз. Для Европы было бы лучше предложить Украине собственный встречный позитивный проект: не только в виде краткосрочной выгоды и экономических саммитов, но и в долгосрочной перспективе участия во внутриевропейском диалоге, культурных связях, свободе передвижений и взаимовыгодных обменах. Это стало бы тем самым предложением, которого ждет, прежде всего, оппозиция и те украинцы, которые отдали за нее свои голоса».

 

И в самом деле: при всех нарушениях, выборы в Украине прошли свободнее, чем во всех остальных странах СНГ, в том числе и в России. В Украине, в отличие от России, Белоруссии, Узбекистана и т. д. есть многочисленная и действенная оппозиция. При всех недостатках формирования избирательных комиссий, украинский ЦИК, в отличие от чуровского в России, живой орган, где представители оппозиции могут сказать свое слово. И ведь это неопровержимый факт большого значения: в Украине оппозиция по партийным спискам обошла провластные партии.

 

Будет ли справедливым и благоразумным, если ЕС, который все прощает Путину, додавливающему свою и без того полуживую оппозицию, отвернется от Украины? Конечно, потребуется политическое искусство, чтобы помочь Украине, не поощряя при этом Януковича. Но только так можно создать условия, чтобы в 2015 г. оппозиция смогла сместить его с престола. Янукович отчаянно нуждается в кредитах. Условие: кредиты в обмен на реформы.

 

Огромные усилия, чтобы помочь Украине, на всех европейских уровнях по-прежнему прилагают поляки. Последняя информация из европейских кругов, которой мы располагаем – из сообщения Deutsche Welle от 7 ноября. В нем, в частности, говорится: «На этой неделе мониторинговая группа Европарламента возобновляет свою работу на Украине. В ее состав входят бывший президент Польши Александр Квасьневский и экс-председатель Европарламента Пэт Кокс. В Киеве они встретятся с представителями украинского правительства, адвокатами осужденных политиков и лидерами оппозиции. Гости собираются обсудить не только возможность освобождения Тимошенко и Луценко, но и реформу правовой системы Украины.

 

19 ноября Евросоюз планирует обнародовать официальное заявление, посвященное Украине. По словам пресс-атташе представительства ЕС в Киеве Давида Стулика, это произойдет по окончании встречи глав МИД стран Евросоюза. „Министры подробно обсудят ситуацию с выборами на Украине и дела находящихся в заключении лидеров оппозиции“».

 

Будем держать вас в курсе…