Германия – Россия

 

По следам наших выступлений

 

Подводя общий итог этим заметкам, мы вынуждены сказать, что так подобострастно, как руководители Германии, к путинской России не относится ни одно европейское правительство. И, как мы видим, это не зависит от партийной принадлежности немецких правителей. Тут у них – консенсус!.. Немцы оказывают этим плохую услугу России, а в конечном итоге – и самим себе.

 

Так заканчивалась наша статья в предыдущем номере газеты. Мы рады сообщить вам, что, во-первых, нашу критику подхватила немецкая пресса, и, во-вторых, Бундестаг и немецкое правительство ее услышали. В итоге тон во взаимоотношениях Германии с путинским режимом стал меняться, но, правда, на наш взгляд, слишком робко, что мы попытаемся обосновать в нашем заключительном комментарии. Впрочем, ознакомившись с приведенными ниже материалами, вы сможете составить собственное представление на этот счет.

 

Уже 9 ноября Никита Жолквер на Deutsche Welle сообщал: «В пятницу в германском бундестаге состоялись дебаты по проекту резолюции, посвященной проблемам гражданского общества и правовой государственности в России. У этого документа примечательная предыстория».

Автор описывает уже известную нашим читателям историю о проекте резолюции, подготовленном заместителем председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Андреасом Шоккенхоффом к очередному «Петербургскому диалогу», о хамской реакции на него Российского МИДа и трусливо-подхалимской реакции на эту реакцию германского МИДа во главе с Гидо Вестервелле.

 

Далее Жолквер пишет, что принятый после дебатов «окончательный вариант проекта резолюции оказался на две трети посвященным нарушениям прав человека в России, дефицитам правовой государственности и демократии, гонениям, которым подвергаются представители оппозиции со стороны российских властей.

 

Некоторым диссонансом прозвучало выступление представителя фракции Левой партии Вольфганга Герке. Он призвал своих коллег подумать о том, как бы они реагировали, если бы Государственная дума то и дело ставила в повестку дня обсуждение внутриполитической ситуации в Германии.

 

Проект резолюции был принят большинством голосов депутатов правительственных партий. Оппозиционные фракции воздержались или голосовали против, поскольку представили собственные, отчасти еще более острые, варианты резолюции».

 

Нетрудно догадаться, что «еще более острый вариант резолюции» был представлен партией зеленых, депутат от которой Марилуизе Бек в дебатах особенно резко критиковала путинскую внутреннюю политику. Воздержались, очевидно, депутаты от СДПГ (партии Герхарда Шредера), а голосовали против, не представив своего варианта резолюции, депутаты от наследницы ГДР-овской СЕПГ – Левой партии, которую правильнее было бы определить как Крайне левую (ибо просто левой в Германии является СДПГ).

 

А теперь краткие выдержки из откликов на ситуацию в германо-российских отношениях немецких и других западных изданий.

 

«Frankfurter Allgemeine», 14 ноября: «До сих пор политика ФРГ в отношении России исходит из того, что среднесрочное и долгосрочное тесное сотрудничество с Москвой во многих сферах ведет к модернизации не только экономики и технологий, но и российского общества в целом. То есть к возникновению России, которая ориентировалась бы на западные представления о демократии и правовом государстве. Но сейчас совершенно очевидно, что нынешнее российское руководство не заинтересовано в таком сотрудничестве, каким его представляют себе немцы. Немецкие политики должны расстаться с иллюзиями о том, что при нынешней российской власти возможно некое „стратегическое партнерство“ между Германией и Россией.

 

Но альтернативой ему должна стать не новая „холодная война“, а реалистичное и четкое отстаивание интересов Германии и Европы. Это включает в себя однозначную, не завуалированную дипломатическим этикетом, критику нарушений прав человека и основ правового государства.

 

Обе стороны нуждаются друг в друге. И России, вероятно, Запад нужен гораздо больше. Поэтому германо-российские правительственные консультации, которые будут проходить на этой неделе в Москве, несмотря ни на что, полезны и важны. Существует целый ряд тем, связанных с безопасностью, экологией, экономикой и социальной политикой, которые позволили бы сблизить европейские, немецкие и российские интересы, но только, если Москва подойдет к решению вопросов прагматически, а не прежде всего с точки зрения раздела сфер влияния».

 

«Le Figaro», 14 ноября: «После возвращения Путина к власти политический класс Германии считает необходимым пересмотреть отношения с Россией. Многие ведущие фигуры правоцентристской коалиции Меркель поставили под вопрос обоснованность стратегического партнерства между Москвой и Берлином. Бундестаг призывает правительство ясно высказать критику, связанную с возвращением Владимира Путина в Кремль. Сближение с Россией производилось в надежде, что оно со временем повлияет на российскую политическую систему. Политический класс Германии считает, что этот подход провалился и что пересмотр двусторонних отношений с Россией необходим.

 

„Реальность заключается в том, что сегодня полиция, судебная система и законодатели делают ставку на унижение и подавление гражданского общества. Россия выбрала неправильный путь“, – заявил Андреас Шокенхофф, специальный представитель канцлера в России. Критика Шокенхоффа не понравилась Кремлю до такой степени, что российское правительство заявило, что депутат не имеет больше права высказываться официально от имени Германии. Меркель отметила, что она изумлена российскими заявлениями в отношении Шокенхоффа».

 

«Tagesspiegel», 15 ноября. Клаудия фон Зальцен в статье «Вернер Шульц: „Не обниматься с Путиным“»: «Вернер Шульц, депутат Европарламента, во времена ГДР осуществлявший правозащитную деятельность, в интервью „Tagesspiegel“ заявил, что рад резолюции Бундестага о недостатке демократии и правовой государственности в России. Нужно прямо говорить о том, что думские выборы были сфальсифицированы, и нелегитимная Дума принимает репрессивные законы… Коррупция – неотъемлемая часть путинской системы, а „модернизационное партнерство было большим блефом тогдашнего президента Медведева“.

 

По словам Шульца, не нужен „мягчайший Петербургский диалог, где все хлопают друг друга по плечу“ и уверяют в том, что разделяют одни и те же ценности. В ходе Петербургского диалога нужно задавать критические вопросы, в частности, о роли Православной церкви на пути к православному обществу. „Когда Путин говорит, что с активистками Pussy Riot в арабских странах обошлись бы совсем по-другому, это показывает, с кого он берет пример“, – объясняет Шульц, а „вновь идущие в России показательные процессы напоминают 30-е годы в СССР“.

 

При этом Шульц напомнил и об участниках демонстрации на Болотной площади, против которых ведется дело о призыве к массовым беспорядкам, и о деле Магнитского, фигуранты которого до сих пор не наказаны. Государство „скорее старалось посмертно доказать вину Магнитского, а не людей, повинных в его смерти“. Что до визита Ангелы Меркель в Россию, то Шульц рекомендовал канцлеру „не обниматься и не целоваться с Путиным“. По его словам, требуется продемонстрировать дистанцию и говорить о проблемах напрямую вместо того, чтобы „прогибаться и говорить: нам нужен ваш газ“. Он напомнил, что „Газпром“ также зависит от европейского рынка».

 

«Financial Times», 16 ноября в статье «Меркель собирается отговорить Путина от наступления на демократию»: «Ангела Меркель собирается озвучить растущие опасения Германии относительно наступления на гражданское общество в России при встрече с Владимиром Путиным в пятницу. Германский канцлер вооружится резолюцией бундестага, в которой выражена обеспокоенность развитием политической ситуации в России с момента возвращения Путина в Кремль. Источник из числа высших официальных лиц в Берлине заявил: несмотря на то, что Меркель не приняла резолюцию полностью, она затронет многие из ее 17 пунктов в беседе с российским президентом.

 

Этот шаг последовал за все ожесточающимся спором между двумя странами по поводу роли Андреаса Шокенхоффа, специального представителя канцлера в России, резко осудившего действия властей против оппозиции. Российский МИД обвинил его в клевете и заявил, что не признает более Шокенхоффа официальным посредником немецкого правительства. После того как в среду Шокенхоффа не пропустили в Думу, где у него была назначена встреча с российским парламентарием, он заявил: „Все, что исходит из-за рубежа, считается шпионскими действиями, направленными против интересов России“.

 

Меркель будет сопровождать большая делегация представителей крупного немецкого бизнеса, а также восемь министров и высших чинов, что подчеркивает важность торговых отношений между странами».

 

«Der Spiegel» 16 ноября рассказал об уже прошедшем 14-16 ноября в Москве XII-м германо-российском форуме «Петербургский диалог»: «В ответ на ужесточение российского закона о собраниях и придание НКО статуса „иностранных агентов“ немецкий бундестаг принял резолюцию с критикой Путина, на что российский МИД стал обращаться с координатором российско-германских отношений по вопросам гражданского общества Андреасом Шокенхоффом как с персоной нон-грата. Он попытался получить аудиенцию в МИДе, однако получил отказ.

 

Никогда раньше на „Петербургский диалог“ не смотрели таким критическим взглядом, как в этом году. Москва вместо правозащитников регулярно присылает на форум прокремлевских активистов, а представители Германии так старались не рассердить российскую сторону критическими замечаниями, что их стали подозревать в подхалимстве.

 

В этот раз испытанию подвергается не только „Петербургский диалог“, но и вся политика Германии на российском направлении: Германия с давних пор представала как адвокат России в Европе, а канцлеры Гельмут Коль и Герхард Шредер старались установить не только стратегическое партнерство, но и дружбу. Однако сейчас Берлин все сильнее задается вопросом, как ему обходиться с усиливающимся сползанием России в сторону авторитарных моделей поведения.

 

В рабочей группе „Политика“ немцы хотели допросить авторов закона об НКО, объявляющего их „иностранными агентами“, однако россияне спустили вопрос на тормозах, а второе заседание неожиданно отменили, заменив его концертом Чайковского (почему бы не „Лебединым озером“? – Ред.).

 

В ответ на просьбу немцев об открытом разговоре от России выступили депутаты-единороссы Вячеслав Никонов и Алексей Пушков. Пушков заявил, что Запад обращается с Россией как с партнером низшего класса, что США и Европа больше не являются образцами для подражания и что Мари-Луизе Бек, вместо того чтобы выговаривать России за несоблюдение прав человека, стоило бы „основать комиссию по правам человека в Испании и Греции“. Представитель российского МИДа, со своей стороны, гневно заявил, что резолюция бундестага „необъективна и недружественна“».

 

«The Christian Science Monitor», 19 ноября: «Нарастающая в Германии критика жестких мер Путина в отношении внутренней оппозиции в последнее время наталкивается на растущее нежелание российской стороны принимать „наставления“ от европейских лидеров.

 

„Наши отношения с Германией переживают кризис в эти дни, но это поверхностный кризис“, – сказал Алексей Пушков, председатель комитета Госдумы по международным делам. „Экономическая основа прочная, но имеются реальные политические разногласия, похожие на приближения штормового фронта. Европа все в меньшей степени является для нас моделью. Это по-прежнему хорошее место, но мы не желаем следовать советам и принимать от них критику. Это в прошлом“, – сказал Пушков.

 

„Немцы думают, что хорошие экономические отношения – для нас подарок, в обмен на то, чтобы мы изменялись и становились такими, какими они нас хотят видеть. Но мы думаем, что Россия – хороший рынок, который они должны пестовать и ценить. Вся эта критика вызывает все большее раздражение в России“, – добавил он».

 

«Der Spiegel», 19 ноября: «Нынешний визит немецкого лидера Ангелы Меркель в Россию, где прошел XII российско-германский форум „Петербургский диалог“, наглядно показал, что отношения между Германией и Россией вновь напряжены и ни о каком единении и укреплении гражданских обществ обеих стран, ради которого и проводятся подобные встречи, речи не идет.

 

Ангела Меркель заговорила о принятых после возвращения Путина в президентское кресло законах, целью которых, по ее словам, является криминализация и очернение деятельности правозащитников и оппозиционных активистов, навешивание Западу еще советских ярлыков „враждебной заграницы“, и о том, что не каждая критика деструктивна, но ее атака буквально захлебнулась в контратаке Путина – вежливой по форме, жесткой по содержанию и не всегда честной. Посыл его речи предельно понятен: во-первых, вы просто не понимаете, что у нас здесь творится, ну а во-вторых, метите только перед своей дверью!

 

Да и с Pussy Riot все не так однозначно – российский лидер не преминул упрекнуть Ангелу Меркель в потакании группе, в арсенале которой есть и антисемитские выходки. Российскому лидеру при этом совершенно не важно, правда это или нет – на самом деле акция, в ходе которой в московском супермаркете было повешено чучело еврея, была направлена против дискриминации.

 

Журнал характеризует сегодняшнюю ситуацию как „холодный мир“, но подчеркивает, что, как и прежде, обе страны сильно зависят друг от друга. Россия остается важным поставщиком энергоресурсов и вторым экономическим партнером Германии после КНР, и только в пятницу с концерном „Сименс“ было подписано соглашение о поставке в Россию почти 700 электровозов, где цена вопроса – два с половиной миллиарда евро».

 

«Handelsblatt», 19 ноября: «Встреча Ангелы Меркель и Владимира Путина, приуроченная к 14-м германо-российским межправительственным консультациям, прошла под знаком ухудшающихся отношений между двумя странами. Однако Меркель и Путину удалось уверенно и, можно сказать, с юмором несколько разрядить эту напряженную ситуацию. В Александровском зале Большого кремлевского дворца зрители увидели уверенную в себе госпожу Меркель, которая не постеснялась открыто говорить о проблемных темах, например о процессе по делу Pussy Riot.

 

Меркель не забыла упомянуть и о правах человека, а также о жестких законах, принятых в России в прошлые месяцы. Вывод канцлера: по некоторым вопросам существуют „разные позиции“. Однако не похоже, чтобы Меркель и Путин стали ближе друг другу. И все же единогласный и примиряющий итог встречи таков: диалог должен продолжаться».

 

«Westfalen-Blatt»,19 ноября: «Российскому президенту публично преподали урок. Доходчивые объяснения Меркель о том, как функционирует политика во времена свободного общества, были для хозяина газа и нефти, словно пощечины, следовавшие одна за другой. Ангела Меркель проверила, где лежат границы дозволенного. И теперь будет выступать более взвешенно. Почему бы и нет, ведь основные акценты уже расставлены – прямо в царском дворце».


«
Rheinische Post», 19 ноября: «После германо-российских консультаций ясно одно: даже канцлеру Ангеле Меркель не превратить авторитарного российского правителя Владимира Путина в „демократа чистой воды“. Свобода для Путина – это отсутствие беспорядков. Российский глава воспринимает критически настроенное гражданское общество как „излишние неудобства“. И в Москве он снова продемонстрировал это более чем доходчиво.


Так что Путин вновь не воспользовался предоставленным ему шансом. А Меркель в свою очередь предпочла принять эту ситуацию как данность. Она остановилась на мягком несогласии, не ответила даже на очевидную ложь президента по поводу панк-группы
Pussy Riot и вместо этого озаботилась реальными улучшениями экономического сотрудничества.


В эти сложные в экономическом отношении времена Меркель не может игнорировать эту сторону немецко-российских связей. А значит, она становится все более похожа на своего предшественника Герхарда Шрёдера, тоже предпочитавшего
Realpolitik».

 

А Шрёдер оказался легок на помине. 26 ноября журнал «Focus» опубликовал редакционную статью, в которой говорится: «Несмотря на всяческую критику с разных сторон в адрес российского лидера Владимира Путина, бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер считает, что „Россия находится на демократическом пути“.

 

„Ведущие политики хотят превратить Россию в страну, где будут господствовать принципы правового государства, стабильность и демократия“, – заявил Шредер. По мнению экс-канцлера, первоначальная задача президента России Владимира Путина состояла в том, чтобы восстановить государственность и стабилизировать ситуацию в стране. „Владимир Путин данную задачу выполнил, и это его историческое достижение“».

 

Наш комментарий. Хорошо, что тема эта начала обсуждаться немецкими политиками. Но как же робко, даже трусливо они преподносят ее своим российским партнерам! Утверждения «Westfalen-Blatt», что объяснения Меркель стали для Путина пощечинами – абсолютная глупость. Отвратительна деланная радость «Handelsblatt» по поводу того, что «Меркель и Путину удалось уверенно и, можно сказать, с юмором несколько разрядить эту напряженную ситуацию». В наглом вранье Путина относительно Pussy Riot газета увидела юмор? Ну, да понятно: «Handelsblatt» – орган деловых кругов Германии.


Первое, что должна была сделать Меркель – защитить от хамского отношения российских официальных лиц Андреаса Шокенхоффа. Как это его, официального представителя Германии на этом форуме, отказались принять в МИД РФ, как это его не пустили на запланированную встречу в Госдуму России? Как это Россия берется определять, кто должен представлять Германию на этом форуме? Все это оскорбления не Шокенхоффа, а Германии.


 

И как это Алексей Пушков позволяет себе заявлять: «Мы не желаем следовать советам и принимать от них критику»? «От них» значит – от европейцев, включая немцев. А зачем в таком случае этот форум, единственное объявленное назначение которого – обсуждение проблем гражданского общества? Другое заявление Пушкова – «Мы думаем, что Россия – хороший рынок, который они должны пестовать и ценить» означает: если вы заинтересованы в экономических отношениях с нами, вы должны на все остальное закрывать глаза.

 

Меркель и Вестервелле, по сути, так и поступают. И утверждение «Rheinische Post», что Меркель «становится все более похожа на своего предшественника Герхарда Шрёдера, тоже предпочитавшего Realpolitik», не так уж далеко от истины. Правда, она, в отличие от Шредера не ищет в этом личной выгоды – синекуры от Путина, – но это мало что меняет.

 

Все дело в экономических отношениях, – может быть, даже не столько в поставках российских энергоносителей, сколько в экспорте продукции немецкой промышленности в Россию. Еще Маркс сказал, на что готов капитал ради прибыли. Но не будем лицемерить: в благополучии немецкой экономики, очень сильно завязанной на экспорт, заинтересованы не только капиталисты, но и мы все: рабочие – в сохранении рабочих мест, получатели различных пособий – в том, чтобы концерны вносили в казну налоги.

 

Но, во-первых, экономическая заинтересованность является обоюдной: Россия тоже заинтересована в Германии как в крупном рынке сбыта своих энергоносителей и как в поставщике высококачественной продукции машиностроения. И, в целом, как верно заметила «Frankfurter Allgemeine», «России, вероятно, Запад нужен гораздо больше».  А, во-вторых, если вы так уж боитесь нарушить экономические отношения с Россией, ладно, устраивайте себе с ней экономические форумы, но этот – «Петербургский диалог», – потерявший всякий смысл, где вам только плюют в лицо, – закройте. Именно это, кстати, и предлагает Шокенхофф.

 

Но Меркель и ее правительство робеют сделать даже это. Только их робость, как и правителей других западных стран, питают наглость Путина и усвоивших его манеры пушковых.

 

Израиль Зайдман