Дискуссия

 

В защиту Радзиховского

В споре о народе рождается не очень приятная истина

 

По-моему, совершенно не по делу – в данном конкретном случае – досталось Леониду Радзиховскому от Андрея Пионтковского. 18 декабря Пионтковский на Каспаров.ру сравнил два поста ЛАРа (Леонида Александровича Радзиховского) в блоге на «Эхе Москвы» – от 17 декабря и на следующий день от 18-го. И если в первой статье, по мнению Андрея Андреевича, Радзиховский «вновь после долгого перерыва напомнил нам, как невероятно талантлив и как он может писать, когда его перо резонирует с возмущением общества» (имеется в виду история с запретом на усыновление российских сирот американцами), то во второй «он напомнил нам о своих других качествах. Завел привычную песню о том, каким безнадежным быдлом является весь российский народ, как ничтожны и власть и оппозиция...»

 

К Леониду Радзиховскому, конечно, есть вопросы. Например, по поводу его дружбы с Владиславом Сурковым вообще, и участия в небезызвестной «тайной вечере» у того же Суркова в частности. Не зря на форуме, где обсуждалась первая статья Радзиховского от 17 декабря (понравившаяся Пионтковскому), были в том числе и такого рода отклики: «Леонид. Не узнал вас. Прямо Навальный какой-то». Но в данном случае, что первый пост – действительно, блестящий, не в бровь, а в глаз – что второй – тоже, все по делу.

 

Во второй статье Радзиховский перечисляет различные российские организации (некоторые из которых напрямую призваны заниматься проблемами детей), Совет по правам человека, РПЦ, вспоминает творческую интеллигенцию, в конце концов, весь российский народ. Где их протест? – в этом пафос его статьи.

 

Не будем про вышеперечисленные инстанции и организации, с ними все ясно, остановимся на народе, который принято считать самым духовным и отзывчивым, и за который обиделся Пионтковский.

 

«Ну, а НАРОД? – риторически вопрошает Радзиховский. – Безмолвствует».

В данном случае безмолвствует, и не всегда это еще самое худшее.

 

Вспомним различные политические ток-шоу на федеральных каналах, где практически всегда побеждают выразители самых ретроградных, порой человеконенавистнических взглядов. Самым ярким примером тут являются ток-шоу Кургиняна, где он, как правило, по итогам зрительского голосования побеждал своих оппонентов (Сванидзе, Млечина) с разгромным счетом. А еще круче – это общенациональное голосование 2008 года «Имя Россия», когда одно из первых мест занял Иосиф Сталин!

 

Выйдет ли что-то хорошее, если либеральные силы будут идеализировать российский народ, а не видеть его таким, каков он есть? Другое дело, надо говорить о том, что все прошедшие 12 лет «вставания с колен» власть, вместо того, чтобы как-то цивилизовать народ, предпочитала потакать его порой самым дремучим инстинктам, и использовала это в своих политических целях. И по всем федеральным каналам беспрерывно кормила его различными шоу наподобие кургиняновских.

 

Поэтому не могу не согласиться с главным выводом Радзиховского: Госдума совершенно легитимна в том смысле, что она соответствует духу общества. Отражает это общество. Представляет его. Да, может быть, эта истина неприятна, но от этого она не перестает быть истиной.

 

Чем больше я наблюдаю нынешнее российское зазеркалье, это погружение уже даже не в сталинизм, а во мрак средневековья, тем больше я думаю о том, что это некое наказание высших сил за то, что в свое время страна с такой радостью приняла крошку Цахеса за богатыря былинного, способного в одночасье поднять Россию с колен. Причем, принял как народ, так, по сути, и вся элита. Я уже писал в прошлом номере (см. «Сказку о Мурси и золотой рыбке») о том, что 12 лет назад даже все лидеры нынешней непримиримой оппозиции (за редким исключением) с надеждой взирали на «мессию» из спецслужб. Вот и несут с тех пор наказание.

 

Возвращаясь к претензиям Пионтковского к конкретному посту Радзиховского, замечу, что, кажется, он просто обиделся на последнего за поименование выстраиваемых им сценариев скорого краха режима как «снов Андрея Андреевича». Увы, и здесь не могу не согласиться с довольно метким определением Радзиховского.

 

Пионтковский очень любит цитировать огромными кусками свои же статьи многолетней давности, демонстрируя, как он в свое время все замечательно предвидел и предсказал. Но те материалы, когда он попадает пальцем в небо, он почему-то упускает из виду. А пальцем в небо он попадает всегда, когда с регулярной периодичностью пророчит скорый крах режима.

 

Еще три года назад в статье «Высокая болезнь» на Гранях.ру Пионтковский писал о том, что сегодня – то есть три года назад! – на наших глазах путинский режим умирает от «внутренной болезни – от непреодолимого экзистенциального отвращения к самим себе, от собственной исчерпанности и сартровской тошноты бытия», и рука младшенького по тандему уже занесена над указом об отставке премьер-министра – «Наш классический шварцевский бургомистр уже готов вот-вот торжественно провозгласить, что дракон застоя, коррупции и демодернизации наконец повержен, но рука с пером, занесенная над проектом указа, еще предательски дрожит». «Рука с пером», подрожав, так ни на что и не решилась, «тошнота бытия» с тех пор стала просто непреодолимой, но не для дракона: тот чувствует себя совсем не плохо, и сколько бы раз Навальный и другие благородные рыцари ни рубили дракону головы, на месте срубленных тут же вырастают новые.

 

А вот совсем недавний сценарий политолога: отставка Сердюкова – это ни много ни мало план, даже заговор элит по смещению Путина. Назначение на должность министра обороны Сергея Шойгу – первый шаг в данном сценарии, трамплин перед восхождением на «галеры», шаг второй: идите властвовать, Сергей Кужугетович! Интересно, сам Андрей Андреевич еще вспоминает об этом своем сценарии?

 

Видимо, нет, потому что Пионтковский опубликовал очередной (не прошло и двух месяцев после предыдущего) сценарий краха путинского режима с названием, которое говорит само за себя: «Почему Путин уйдет в 2013 году». Честно говоря, это уже какое-то политологическое графоманство; совершенно искусственные схемы, навеянные Пионтковскому то ли его фантазией, то ли действительно снами, не подкреплены никакими аргументами. Идея, которую я, признаюсь, с трудом сумел разглядеть сквозь дебри его политологических построений и нагромождений, в принципе, все та же, что и в статье «Высокая болезнь» три года назад: режим исчерпал сам себя, и элита ради самосохранения готовит операцию «Наследник-2» (наследником 1 был 13 лет назад сам Путин).

 

Даже если предположить, что Пионтковский своим гениальным политологическим чутьем на этот раз верно просчитал грядущие события, несколько смущает довольно точная и скорая дата падения режима: 2013 год. Смущает в том смысле, что будет в очередной раз неловко за Андрея Андреевича, когда этот год пройдет и ничего режиму в очередной раз не сделается.

 

Насколько я понимаю, главный принцип работы прорицателей всех времен и народов, начиная с Мишеля Нострадамуса и заканчивая Павлом Глобой, ничего не предсказывать конкретно, в том числе и сроки. Все должно быть туманно и неопределенно, чтобы предсказание можно было потом подогнать под то, что случится в действительности. Поэтому, когда тот же Павел Глоба в 90-м или 91-м году выдал пророчество, что Ельцин через год уйдет из политической жизни России, я очень удивился. Как оказалось, удивился не зря: Ельцин, как известно, просидел на троне в десять раз больше предсказанного. Поэтому мне сейчас тревожно за такую конкретику Пионтковского.

 

При этом не хочу быть Андреем Андреевичем неправильно понятым: я бы всей душой желал, чтобы хотя бы одно из его пророчеств, наконец, сбылось, и на обломках путинизма написали многие способствовавшие краху режима имена (в том числе, конечно, имена Радзиховского и Пионтковского), но хотелось бы, чтобы за всеми политологическими построениями были хоть какие-то основания, а не только фантазии и просто сильное желание, чтобы так случилось.

 

Вадим ЗАЙДМАН