Француз
 
Законченный россиянин

 

Истоки этой истории лежат еще в предвыборных обещаниях тогда кандидата на пост президента Франции Франсуа Олланда повысить налог на богачей. В декабре уже президент Олланд Франсуа свое обещание выполнил: ввел 75-процентный налог на тех, чьи доходы превышают один миллион евро в год. Налог должен был действовать в исключительном порядке только в течение 13-го и 14-го годов. Специалисты отмечают, что налог этот носит скорее символический характер, никакой практической пользы от него нет – в случае введения его платили бы всего 1500 французов, это капля для экономики.

 

У раннего Задорнова – когда он еще был сатириком, а не историком-пропагандоном – был рассказ на тему «отнять и поделить». В рассказе была такая фраза (привожу по памяти): вы думаете, если вы конфискуете все платья, висящие в шкафу у жены тамбовского губернатора, их хватит всем женщинам Тамбовской области? – Нет, только города Тамбова». По-моему, исчерпывающая иллюстрация инициатив Олланда. Но с другой стороны – а что было ждать от социалиста да еще в эпоху кризиса? К тому же он об этом честно предупреждал – так что «бачилы очи, шо купувалы»…

 

Тут еще один за одним французские богачи стали «линять» с родины, так что эффект от введения налога стал стремиться к абсолютному «пшику». В этих условиях 29 декабря Конституционный совет Франции отменил налог по причине того, что он не соблюдает равенства граждан «перед государственными сборами». Но процесс бегства французов «уже пошел».

 

Среди обиженных оказался и актер Жерар Депарье. 19 декабря французская Le Monde сообщила, что Депардье накануне отъезда в Бельгию, пригласив нескольких друзей в свой ресторан, бахвалился, что его готовы принять три страны: Бельгия, где он недавно купил дом, Черногория, где у него друзья и бизнес, и Россия. «Путин мне уже прислал паспорт!» – ляпнул актер, будучи в подпитии.

 

А уже 20 декабря Путин – какова реакция у бывшего подполковника КГБ! – на той самой пресс-конференции, где его «задолбали» вопросами про закон Димы Яковлева, заявил, что готов предоставить гражданство Депардье. «Если Жерар действительно хочет иметь вид на жительство или российский паспорт, то будем считать, что это вопрос решенный».

 

Бюрократической волокиты на этот раз не случилось – уже 3 января нового года Путин подписал указ о присвоении Депардье российского гражданства. Тот, оказавшись в несколько нелепой ситуации, поспешил заявить, что сам попросил о гражданстве. В общем, можно считать, что актер попался, и ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Завербовали в российское подданство, одним словом. Вот к чему приводит пьяная болтовня!

 

В субботу 6 января в Сочи Депардье получил паспорт лично из рук Путина.

 

Да, я сделал запрос на получение паспорта, и я рад, что мой запрос был принят.

Я обожаю вашу страну, Россию, ваших людей, вашу историю, ваших писателей.
Мне нравится здесь делать фильмы, в которых я работаю вместе с такими актерами, как Владимир Машков.
Я обожаю вашу культуру, ваш образ мышления.
Мой отец в свое время был коммунистом и слушал Радио Москвы! Это тоже часть моей культуры.

В России хорошо жить. Не обязательно в Москве, которая для меня слишком крупный мегаполис.
Я буду учить русский язык.

Я уже говорил об этом с нашим Президентом, Франсуа Олландом. Я все это ему уже говорил.
Он знает, что я очень люблю вашего Президента Владимира Путина, и это взаимно.
И я сказал ему, что Россия – страна великой демократии, это не та страна, где премьер-министр мог бы назвать гражданина своей страны жалким человеком.

 

Из обращения Депардье к российским журналистам,

Первый канал, 3 января

 

История эта в буквальном смысле взорвала медиапространство, что российское, что мировое, затмив, пожалуй, обсуждение позорного «сиротского» закона.

 

Фабрис Ноде-Лангуа в Le Figaro в статье «Дело Депардье: откровенная издевка Путина» пишет: «Указ, подписанный Владимиром Путиным о предоставлении российского гражданства Жерару Депардье, можно назвать откровенной насмешкой над Францией Франсуа Олланда. Подписывая президентский указ, Владимир Путин демонстрирует тот факт, что если надо, то он будет поступать как абсолютный правитель в своей стране и может предоставлять российское гражданство по своему усмотрению».

 

С другой стороны, констатирует автор, Путину льстит внимание мировых знаменитостей: «Подвергающийся критике по вопросам демократии, Владимир Путин с удовольствием демонстрирует, что его не только посещают, но и обхаживают сильные мира сего, главы государств, спортсмены, звезды шоу-бизнеса. Как на том благотворительном концерте в 2010 году, когда он старательно на английском исполнял My Blueberry Hill перед улыбающимся Жераром Депардье и такими звездами, как Моника Беллуччи и Кевин Костнер».

 

«Отношения с Франсуа Олландом, президентом Франции, остаются холодными. Фактом остается то, что сирийское досье является главным предметом разногласий между Парижем и Москвой. Новый хозяин Елисейского дворца воздерживается от фамильярности в отношении Путина, в отличие от своего предшественника Николя Саркози. В ответ на холодность Олланда российский президент, вне всякого сомнения, хорошо рассчитал реакцию международной прессы на свой указ от 3 января 2013 года».

 

Дэвид М. Хершенхорн в The New York Times в статье «Жерар Депардье, российская кинозвезда» пишет о том, что желание Депардье стать российским гражданином, чтобы не платить «налог на богачей», прекрасно соответствует желанию Путина изобразить Россию не только геополитической ровней западных государств, но и страной, превосходящей их по многим параметрам, в том числе экономическим. Также автор напоминает, что Депардье – не чужой человек в России. В октябре он посетил Грозный, где принял участие в праздновании 194-летия города вместе с Рамзаном Кадыровым, который предложил актеру переселиться туда, а также согласился сыграть в фильме, сценарий которого написала Гульнара Каримова, старшая дочь президента Узбекистана.

 

Себастьян Хаммельэле в «нашем» Der Spiegel вообще назвал Депардье «Ходячим анекдотом» уже в заголовке статьи. Он тоже вспомнил, как в октябре прошлого года, находясь в Грозном на дне рождения Кадырова, Депардье, потрясая кулаком, провозгласил: «Слава Грозному, слава Чечне, слава Кадырову!» «За что именно Кадырову, по мнению Депардье, полагается слава, история умалчивает – вряд ли за многочисленные преступления вплоть до заказных убийств, в которых его обвиняют», – комментирует автор.

 

Бегство актера от налогов, пишет журналист, превратилось в «трагикомедию международного масштаба». «Однако настоящую выгоду из этого неожиданного и на первый взгляд анекдотичного хода извлечет Владимир Путин. Суд над Pussy Riot нанес его международной репутации удар и вызвал протест многих деятелей искусства, но если Жерар Депардье и правда станет россиянином, это окажется самым крупным пиар-ходом в пользу России после высказывания Герхарда Шредера о „чистейшем демократе“». По словам Хаммельэле, благодаря Депардье Россия может превратиться в «подобие хосписа для стареющих знаменитостей». Депардье, купаясь в лучах славы, пишет автор, даже «не замечает, что в ходе своей эгоцентричной кампании против Франсуа Олланда давно опустился до роли пляшущего медведя на пиру автократов».

 

В общем, вся журналистская братия, не скупясь и смачно вытерла ноги о беднягу Жерара. Но надо признать, он давал тому повод не только по сути, но и по форме, особенно когда в Саранске дал нацепить на себя какую-то нелепую косоворотку. И при таких-то своих размерах он действительно стал напоминать медведя, уж не знаю, на чьем пиру. А еще больше – шута горохового.

 

Если же подводить итог этой истории, то он довольно краток. Признавая за любым человеком право жить там, где ему нравится (даже в России, да хоть в КНДР), заметим, что люди, изъясняющиеся в любви к Путину (Кадырову), если это не их родственники, могут быть только или законченные подлецы или клинические (хотя, разумеется, полезные) идиоты. Так что г-н Депардье может выбирать, что ему больше нравится.

 

И, кстати: гражданство гражданством, но так пока и непонятно: собирается ли новоиспеченный российский гражданин переехать на ПМЖ в Россию? Вот СМИ сообщили, что во время посещения Мордовии глава республики Владимир Волков предложил Депардье поселиться в Саранске и вручил ему ключи от квартиры в одной из новостроек города (а затем обещал построить для него дом в лесу на берегу реки Инсар). Тем не менее, в тот же вечер Депардье покинул не только Саранск, но и Россию.

 

Если же случится невероятное, и Депардье переедет жить в Россию, у него есть шанс стать современным маркизом де Кюстином.

 

Вадим Зайдман

 

P.S. Вы, возможно, будете смеяться, но в пятницу 4 января СМИ распространили сообщение, что российское гражданство готова попросить французская актриса, по совместительству известная защитница животных Бриджит Бардо (так что гипотеза немецкого журналиста о том, что Россия превращается в «хоспис для стареющих знаменитостей», становится реальностью). Она сделает это, если власти Франции не откажутся от планов усыпить двух больных слонов в цирке Лиона. «Если те, кто обладают властью, будут иметь трусость и бесстыдство убить двух слонов, Бэби и Непала, я потребую российское гражданство, чтобы бежать из этой страны, которая все больше напоминает мне кладбище для животных».

 

Ну, хорошо, разделим негодование актрисы по поводу безжалостного отношения к слонам. Но почему она попросит именно российское гражданство? Видимо, за то, что в 2011 году, в бытность премьером, Путин ввел запрет на торговлю шкурами гренландского тюленя, за что актриса назвала его – Путина, а не тюленя – премьером своего сердца. Ну, после полета Путина со стерхами она, надо полагать, вообще воспарила от радости.

 

Тут очень вовремя подоспело «Открытое письмо Бриджит Бардо» Юлии Латыниной (см. ниже), в котором она провела ликбез для очередной соискательницы российского гражданства, рассказав обо всех свершениях ее кумира и вожака стерхов Путина на ниве защиты животных и природы.

 

Кроме того, интересно, эта защитница животных что-нибудь слышала о людоедском законе им. Димы Яковлева? И в курсе ли она, если развить ее метафору о Франции, как кладбище для животных, что вся Россия в течение 20 века стала кладбищем, но не для животных, а для миллионов людей?