Ближний Восток

 

Выборы в Израиле

 

22 января в Израиле состоялись выборы в Кнессет 19-го созыва. Выборы были досрочными (штатные должны были состояться в октябре этого года). Явка на них составила 67,8%. Из 32 участвовавших в выборах партий двухпроцентный проходной барьер преодолели только 13. Вот как распределились между ними голоса избирателей (в скобках, в процентах) и мандаты:

 

Ликуд – 21 (15,80 %)

Еш Атид – 19 (14,32 %)

Авода – 15 (14,39 %)

Байт Иегуди – 12 (9,12 %)

ШАС – 11 (9,75 %)

НДИ – 10 (7,52 %)

Яадут а-Тора – 7 (5,17 %)

А-Тнуа – 6 (4,99 %)

МЕРЕЦ – 6 (4,54 %)

РААМ-ТААЛ-МАДА – 4 (3,65 %)

ХАДАШ – 4 (3,00 %)

БАЛАД – 3 (2,56 %)

Кадима – 2 (2,10 %)

 

Когда в мае прошлого года Нетаньяху впервые заговорил о досрочных выборах в парламент, наблюдатели объясняли это тем, что он считает этот момент выгодным для укрепления позиций своей партии. Мало кто сомневался в том, что так оно и будет. С этой же целью было объявлено о создании единого блока между возглавляемой Нетаньяху партией «Ликуд» и партией «Наш дом Израиль» (НДИ), во главе с Авигдором Либерманом.

 

Еще 20 декабря, то есть за месяц до выборов, «Frankfurter Allgemeine» в статье «Израиль в преддверии парламентских выборов» сообщала: «У правительства, возглавляемого премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху, дела идут хорошо: согласно опросам, партия премьера „Ликуд“, входящая в коалицию с национально-патриотической партией Либермана „Наш дом Израиль“, без труда сможет сформировать новое правительство после выборов. Опрос, проведенный газетой „Israel Hajom“, показал, что поддержка блока „Ликуд – Наш дом Израиль“ среди выходцев из России также возросла. ..  В настоящее время более 80% населения Израиля уверено, что на предстоящих выборах победит Нетаньяху, ведь вряд ли кто-то, если верить опросам, сможет лучше него справиться с управлением государством».

 

Однако, автор статьи, Ханс-Кристиан Рёслер, все же оговаривался: «Между тем, все политические силы в Израиле отлично понимают, что политический маятник может качнуться в любую сторону – такое уже случалось с партией „Кадима“ бывшего премьера Ариэля Шарона. Если четыре года назад она была самой большой партией в израильском парламенте, то на нынешних выборах может не пройти даже 2-процентный барьер». Видно, некоторые тектонические сотрясения политической почвы Израиля уже ощущались…

 

И точно: политическое землетрясение в Израиле таки произошло: блок «Ликуд – НДИ» не только не прибавил отданных за него голосов избирателей и, соответственно, мандатов в Кнессете, но и понес большие потери. Если на предыдущих выборах, состоявшихся в феврале 2009 г., партии блока получили в сумме 42 мандата, то ныне – только 31. По отдельности «Ликуд» в 2009 г. получил 27 мест в парламенте, а ныне – 21, а НДИ соответственно – 15 и 10. Потери огромные…

 

Изменчивость, текучесть израильского политикума вообще бывает поразительной. Упоминавшаяся Рёслером партия «Кадима» действительно на предыдущих выборах получила больше всех мандатов – 28, но не смогла сформировать коалицию. Это удалось тогда «Ликуду», получившему на один мандат меньше. А на последних выборах «Кадима» практически исчезла с политической сцены. Ей все же удалось переползти 2%-ный барьер, но с позорным для такой партии результатом – 2,10 % голосов избирателей и всего 2 мандата.

 

Но что же на последних выборах подорвало позиции блока «Ликуд – НДИ»? Они бы получили свои проценты, если бы совсем незадолго до выборов «вдруг» не выскочили, как черт из табакерки, две новые политические силы. Одна из них – это партия «Еш Атид» («Есть будущее») бывшего телеведущего Яира Лапида. Лапид сыграл на недовольстве избирателей внутренней политикой правительства, прежде всего, резко возросшими ценами на жилье. Он также выступает за возобновление переговоров с палестинцами. Его партия, которую следует считать центристской, стала второй по численности в Кнессете, получив всего на два мандата меньше «Ликуда» и почти вдвое превысив результат НДИ.

 

За партию Либермана голосуют почти исключительно «русские» избиратели. Та треть из них, которых на сей раз лишился НДИ, сбежала, в основном, к Лапиду. Социальные вопросы затрагивают «русских» даже больше, чем остальных израильтян.

 

Вторая политическая сила, которая всколыхнула израильский политический муравейник – это партия «Байт йегуди» («Еврейский дом») во главе с бизнесменом-миллионером Нафтали Беннетом. Партия эта существовала и раньше, но была малозаметной: на предыдущих выборах она завоевала всего 3 мандата, а сейчас – 12. Беннет, став во главе ее, вдохнул в нее жизнь. Он не новичок в политике – был руководителем штаба Нетаньяху.

 

Тем не менее, он тоже критикует линию Нетаньяху (и Либермана), но, в отличие от Лапида, главным образом – во внешней политике. Их ошибка, по его мнению, уже в том, что они признали саму идею палестинского государства. Нетрудно понять, что партия Беннета в израильском политическом спектре – крайне правая. Ее считают религиозной партией. Будь это так, она отобрала бы голоса у других религиозных партий, но те свои голоса и мандаты получили. По-видимому, к Беннету отошли, в основном, голоса (и мандаты) избирателей «Ликуда», тоже недовольных недостаточной твердостью Нетаньяху в палестинском вопросе.

 

Нетаньяху начал переговоры с представителями партий о формировании правительства. Он не в первый раз решает эту задачу, но такой трудной, как в этот раз, она еще не была. В прошлом составе Кнессета Нетаньяху с Либерманом имели своих 42 мандата и до большинства (61 мандат из 120) им достаточно было добрать два десятка голосов, что решалось за счет депутатов (тоже правых) от религиозных партий.

 

Ныне, когда у Нетаньяху с Либерманом всего 31 мандат, прибавка мандатов религиозных партий ШАС (11 мандатов) и Яадут а-Тора (7) проблемы далеко не решает. Кроме того, союз с ними не дает Нетаньяху решить проблему ультра-ортодоксов (харедим), которых общество давно требует привлечь к военной службе и общественно полезному труду. Сами харедим считают, что оказывают услугу обществу, изучая Тору, и этого достаточно. Эта позиция, помимо всего, обрекает их собственные семьи на нищету. Поскольку у них высокая рождаемость, ситуация со временем только обостряется. Не решаются и некоторые другие проблемы гражданского общества.

 

Коалиция с левыми партиями Авода и Мерец для Нетаньяху и Либермана исключена. Три арабские партии (РААМ-ТААЛ-МАДА,  ХАДАШ и БАЛАД) с их 11 мандатами – явно вне игры.

 

В общем, остается следующий вариант: «Ликуд» (21 мандат) + НДИ (10) + «Еш Атид» Лапида (19) + «Байт йегуди» Беннета (12). Эта коалиция опиралась бы в Кнессете на большинство в 62 мандата. Но… как уживутся под одной крышей «Еш Атид» Лапида и «Байт йегуди» Беннета? По внутриполитическим вопросам их позиции схожи. «Байт йегуди», хоть и имеет религиозный уклон, но тоже выступает за решение проблемы харедим. Обе партии выступают за удешевление жилья. Но вот в отношении палестинцев их позиции прямо противоположны. Как Нетаньяху смог бы их примирить, представить трудно.

 

Есть, правда, еще один вариант: если в той же коалиции место «Еш Атид» Лапида (19) займут две религиозные партии ШАС (11) и Яадут а-Тора (7). Это будет твердая правая коалиция с минимальным большинством в Кнессете в 61 мандат, со схожей линией ее членов во внешней политике, но не способная решить ни одну проблему гражданского общества.

 

Легко показать, что коалиция левых и лево-центристских партий никак не дотягивает до минимально необходимого большинства в Кнессете. Так что если Нетаньяху не удастся слепить ни одну из представленных вам коалиций, останется один выход: новые выборы в Кнессет. Но вряд ли они дадут результат, существенно отличающийся от имеющегося…

 

К сказанному остается добавить, что 3 февраля перед еженедельным заседанием парламентской фракции председатель партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман провел брифинг для представителей СМИ. Либерман справедливо отметил, что пестрый и неоднородный состав нового Кнессета затруднит проведение реформ, которых требует  народ. Далее он рассказал о проекте политреформы, которую для выхода из политического тупика предлагает НДИ.

 

Основные ее пункты сводятся к следующему: «По итогам выборов глава крупнейшей партии автоматически становится премьер-министром. Ни один из членов правительства, за исключением премьер-министра, не будет параллельно депутатом Кнессета, что обеспечит разделение законодательной и исполнительной властей. Премьер-министр не будет обязан представлять состав правительства на утверждение Кнессета, и ему не потребуется парламентское большинство в 61 мандат, что позволит правительству функционировать и нейтрализует любые попытки шантажа… Электоральный барьер будет поднят до 3%».

 

Разумный пункт здесь один – повышение электорального барьера. Он имеет некоторые шансы (тоже не очень большие) на одобрение Кнессетом. Все остальное есть разрушение парламентской системы, и Кнессет на это никогда не пойдет…

 

* * *

Из других израильских новостей отметим бомбардировку израильскими самолетами… не совсем известно чего на территории Сирии. Сирийские власти сообщают, что это был Исследовательский центр недалеко от Дамаска. Западные СМИ пишут, что в этом Центре разрабатывалось то ли химическое, то ли биологическое оружие, а не исключено – даже ядерное. По другим источникам, вблизи ливанской границы был разбомблен караван, перевозивший из Сирии «Хезболле» оружие, по-видимому, российские ракеты земля-воздух. Нельзя исключить, что израильские самолеты не обошли вниманием обе цели – и так называемый Исследовательский центр, и караван.

 

Израильские власти пока никак не комментировали эти сообщения. Зато сирийские и иранские власти уже неделю источают угрозы отомстить Израилю за эту операцию. Видно, задето нечто важное…

 

И. Давидович