Ближний Восток

 

Сирия распадается…

 

Нынешнюю ситуацию в Сирии и вокруг нее ясно охарактеризовал cпецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими. По сообщению «Tagesanzeiger» от 30 января, выступая на заседании Совбеза ООН, он заявил, что Сирия «распадается на части», но его посредническая миссия не увенчается успехом, если СБ не выработает единую линию по урегулированию конфликта в стране. Редакция газеты так комментирует это его заявление: «В то время как США, Франция, Великобритания и другие западные государства поддерживают вооруженную сирийскую оппозицию и настаивают на принятии резолюции о санкциях против режима Башара Асада, Россия и Китай уже три раза накладывали на нее вето».

 

В то же время ответственность за продолжение кровопролития Брахими в равной степени возложил на Асада и повстанцев. «Объективно говоря, они работают сообща над уничтожением Сирии», – сказал он.

 

Антонио Карлуччи в «LEspresso» в тот же день писал: «Число погибших в Сирии растет с каждым днем. Лагеря беженцев переполнены. Можно погибнуть, только лишь встав в очередь за хлебом. Сирия тонет, а мировому сообществу не удается сделать шаг вперед, чтобы остановить гражданскую войну и убедить сирийского диктатора уйти со сцены.

 

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на своей ежегодной пресс-конференции заявил, что мир должен забыть о том, что Москва скажет „да“ падению режима Башара Асада. Москва не может жить без Асада, без единственного пристанища, оставшегося у нее на Ближнем Востоке. И неважно, что погибших станет на несколько десятков тысяч больше. Совет Безопасности ООН заблокирован жестким „нет“ Москвы и Пекина. Эти две страны, обладающие правом вето, решили, что диктатор должен остаться на месте, потому что он служит им разменной монетой».

 

4 февраля в Мюнхене открылась ставшая уже традиционной конференция по безопасности. «Le Monde» так комментировала ту часть выступления на конференции вице-президент США Джо Байдена, которая касалась ситуации в Сирии: «Американский вице-президент выразил готовность к диалогу с представителями сирийской оппозиции и министром иностранных дел России, однако Сергей Лавров не проявил признаков стремления к диалогу, и назначенные на субботу трехсторонние встречи прошли в двустороннем формате, „что оставляет мало надежд на дипломатический прорыв“».

 

Вместе с тем, «The Los Angeles Times» в тот же день сообщала с конференции: «Слабый проблеск надежды на прекращение дипломатической конфронтации по Сирии появился, когда Россия и Иран положительно отреагировали на неожиданное предложение о переговорах с правительством президента Асада, поступившее от ведущего деятеля оппозиции Муаза аль-Хатиба. Аль-Хатиб, возглавляющий поддерживаемую Западом оппозиционную коалицию, нарушил табу сторонников оппозиции и заявил, что готов к переговорам с представителями Асада при выполнении двух условий: освобождение 160 тыс. заключенных и возвращение паспортов изгнанникам».

 

Газета также отметила, что в Сирии «на театре военных действий сложилась тупиковая ситуация», то есть ни одна сторона не может взять верх, а «выдвижение боевиков-исламистов обеспокоило Белый дом и способствовало отказу от снабжения оппозиционных сил современным оружием».

 

Сдающая дела госсекретарь США Хиллари Клинтон в интервью «The New York Times», не преминув отметить, что «Иран и Россия продолжают снабжать Асада оружием и деньгами», также выразила обеспокоенность тем, что «оппозицию все в большей мере представляют экстремисты из „Аль-Каиды“».

 

Мы еще более года тому назад писали, что это два взаимосвязанных процесса: чем дольше усилиями некоторых благодетелей будет продлеваться агония режима Асада, тем больше в ряды оппозиции будет набиваться исламских экстремистов.

И. Давидович