Наука и техника

 

Тот, кто конструирует будущее

                 

Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести.

                                                                                            

Денеш Габор, физик, лауреат Нобелевской премии   

             

На волне панических прогнозов конца света, переполнявших в минувшем году весь Интернет и изрядно потрепавших нервы некоторым чувствительным натурам, как-то неожиданно вспомнился один почти забытый эпизод из американских впечатлений пятилетней давности. Как некий пример того, что есть на самом деле научно-обоснованное предсказание.

 

В последний из апрельских дней 2008 года в центре вечернего Манхэттена, ближе к переливающейся огнями рекламы Таймс-Сквер, с огромного экрана беззвучно, под бегущие титры, вещал один человек неприметной наружности, в очках. Удивительно, но еще минуту назад  плывшая в обоих направлениях беспечная толпа вдруг замедлила свое течение и уперлась взглядом в экран. Сопровождавшие меня спутники тоже остановились: «Да это же Рэй Курцвейл», – заметил один из моих родственников, – его слушают у нас  намного внимательнее, чем Президента. Ведь его предсказания всегда сбываются».

 

Тогда-то я и услышал впервые имя этого человека. Что необычного излагал он в тот вечер с экрана, мне так толком понять и не удалось. Доподлинно известно, однако, что на сегодня Рэймонд Курцвейл – человек безмерного интеллекта, один из самых выдающихся футурологов планеты, ученый, прогнозам ближайшего и отдаленного будущего которого доверяет не только политическая элита США, но и практически все мировое сообщество.

 

Этого человека сравнивают с Томасом Эдисоном по количеству изобретений, его награждают эпитетами «думающая машина», «фонтанирующий гений», он получил 19 почетных титулов доктора. Но более всего он знаменит своими многочисленными предсказаниями, которые всегда сбываются.

 

В конце 70-х он предсказал появление Интернета (всемирной сети WWW, связывающей воедино миллионы компьютеров), победу компьютера над чемпионом мира по шахматам в 1997-м и расшифровку ДНК в 2000-х годах. Сам Билл Гейтс назвал его лучшим в мире прогнозистом будущего. При этом Рэй Курцвейл ученый, а не писатель-фантаст, предсказания которого основаны на глубоком понимании и интерпретации закона «экспотенциального (т.е. ускоренного. – А.М.) развития информационных технологий».

 

Безукоризненно точным оказался и его прогноз середины 80-х о падении Советского Cоюза: наряду с прочими факторами, этому способствующими, Рэй Курцвейл указал, что крушение строя, а затем и страны произойдет, кроме прочего, и за счет развития новых технологий связи, которые подорвут способность тоталитарного режима контролировать разнообразную информацию.

 

По утверждению «Wall Street Journal», ни один человек в мире не достиг такого уровня в изучении искусственного разума как Рэй Курцвейл, при этом его ноу-хау – технологии распознавания информации.

 

В 1999 году ученый получил Национальную медаль технологий – высшую награду США в области технологий – от президента Клинтона в Белом доме. В 2002 году он был введен в Зал Изобретателей Национальной Славы, установленный патентным ведомством США. Он стал одним из 18-ти аналитиков, выдающихся мыслителей современности, отобранных Национальной инженерной академией США для того, чтобы составить список важнейших научно-технических проблем, с которыми человечество столкнется в текущем столетии.

 

Личность этой культовой фигуры, столь мощно влияющей сегодня на человеческие умы, интересна сама по себе. Не в последнюю очередь потому, что от разного рода гадалок и патентованных астрологов его отличает строго выверенный научный прогноз и неуемная страсть, используя собственные изобретения, предсказывать тенденции развития научно-технического прогресса.

 

Быть может, поэтому в конце минувшего года футурологу предложили занять пост директора по техническим разработкам корпорации Google, где он будет заниматься развитием систем обработки языков и машинного обучения, т.е. фактически находиться на самом пике научно-технического прогресса.

 

Рэймонд Курцвейл родился в 1948 году в США, в Нью-Йорке, в нерелигиозной еврейской семье. Его отец был композитором, мать – художником, сам же маленький Рэй зачитывался научной фантастикой и много фантазировал, размышляя о будущем. Среди широких интересов молодого мыслителя центральное место занимали думы о создании искусственного интеллекта, поэтому компьютеры и программирование имели позднее для студента-исследователя Массачусетского Технологического Института особое значение. В 15 лет Рэй Курцвейл написал компьютерную программу, способную сочинять музыку на основе существующей музыкальной теории, и с успехом представил публике свою революционную разработку. Когда его пригласили в эфир телепередачи «Я знаю секрет!» на одном популярном телеканале, Рэй сел за рояль и исполнил свое простое, ничем не примечательное произведение, вызвав поначалу у публики и телеведущего некоторое разочарование. Через минуту, однако, реакция публики переросла в восторг, когда подросток сообщил, что музыку сочинил компьютер по программе, которую написал он сам, и что в будущем компьютеры будут столь же интеллектуальны, как и люди. Сообщил он также, что они смогут не только творить и изобретать, подобно человеку, но и даже слиться с человеческим организмом, заменив многие не столь совершенные органы человеческого организма, изнашивающиеся в течение жизни.

 

Быть может, именно с того самого момента Рэй Курцвейл и стал знаменит, однако не столько за красивые слова и почти невероятные предсказания, сколько за те практические дела, которые ему позднее с блеском удавались. Он написал первую в мире интеллектуальную программу распознавания текста, работавшую независимо от типа шрифта, которым написан текст. Программе удавалось расшифровывать даже сделанные в спешке человеческие каракули. Изобретатель адресовал ее слепым людям.

 

Он является автором многочисленных изобретений, среди которых планшетный светодиодный сканер, средства оптического распознавания текста, машина для голосового воспроизведения печатного текста для слепых, система распознавания речи, музыкальный синтезатор, способный достоверно воспроизводить звуки фортепиано и других оркестровых инструментов. При этом при тестировании прибора приглашенные для анализа эксперты путались и не могли точно определить, где звучит настоящий рояль, а где – его электронная подделка, – настолько правдоподобно звучал новый инструмент.

 

Одной из первых разработок изобретателя стало устройство, читавшее вслух печатный текст для слепых. Были и другие пионерские разработки, несомненно, двинувшие вперед научно-технический прогресс.

 

Непосредственная вовлеченность в научный и инженерный поиск, блестящие аналитические способности позволили и позволяют Рэю Курцвейлу успешно подняться до высот философских обобщений, стать футурологом, человеком, прогнозирующим будущее, научно-технологический прогресс.

 

То, что мы сегодня имеем возможность пойти в кинотеатр и при помощи специальных очков видеть 3D фильмы; то, что в редком ухе нет сейчас гарнитуры сотового телефона, да и, пожалуй, то, что дни и ночи напролет человеческое общение на отдаленных расстояниях нам сегодня заменяет интернет – все это было предсказано Рэем Курцвейлом несколько десятилетий назад и пришло в нашу жизнь точно по расписанию мыслителя.

 

Сегодняшние философские и футуристические изыскания Рэя Курцвейла поражают не только своей необычностью, но и реальными шагами, сокращающими дистанцию между мечтой и реальностью. Он исследует ДНК, работает над созданием технологий интерактивного взаимодействия человека и компьютера, их интеграции в единое целое, продолжает работу над созданием искусственного интеллекта. И много пишет. Почти каждая книга ученого и изобретателя становится бестселлером. В 1990 году Курцвейл опубликовал свою первую книгу по футурологии «Эпоха мыслящих машин». В 1998 году из-под его пера выходит другое сочинение – «Эра духовных машин».

 

В следующей своей книге «Сингулярность уже близка», вышедшей в 2005 году, он полномасштабно развивает свои идеи о технологической сингулярности, т.е.о взрывном скачке технологического прогресса в более короткий промежуток времени в сравнении с предшествовавшими временными периодами истории. Одновременно на основе книги он снимает документальный фильм «Сингулярность уже близка: истинная история о будущем», посвященный неизбежному наступлению технологической сингулярности. Четыре года спустя, в содружестве с доктором медицины Т. Гроссманом, Р.Курцвейл выпускает книгу «Превысить» (девять шагов к вечной жизни), ставшую бестселлером, в которой авторы отстаивают идею единения компьютера и человеческого интеллекта и вечной жизни человеческого «я».

 

Концепция Р. Курцвейла может быть не слишком понятна массовому читателю, но в упрощенном виде ее можно представить в следующем виде: если наша цивилизация сумеет избежать гибели, то сингулярность произойдет из-за прогресса в области искусственного интеллекта, интеграции человека с компьютером или других методов увеличения разума. Усиление разума объективно может привести к положительной обратной связи: более разумные системы могут создавать еще более разумные системы и делать это значительно быстрее, чем первоначальные люди-конструкторы. По мнению ученого, в настоящее время темп научно-технического прогресса ускоряется в два раза каждые десять лет.

 

Соответственно, полагает Рэй Курцвейл, растут и темпы внедрения в жизнь новых технологий. И приводит при этом следующий пример. После изобретения Иоганном Гуттенбергом в  ХV веке печатного станка прошло 400 лет до начала его массового производства. Для широкого распространения домашнего телефона понадобилось 50 лет, а сотового – всего 7 лет. Социальные сети же покорили мир всего за 3 года. Таким образом, в нынешнем столетии, – считает футуролог, – мы продвинемся не на сто, а на двадцать тысяч лет вперед, ибо скорость прогресса нарастает по экспоненте!

 

Все это позволит (и уже позволяет сегодня!) человеку создавать феноменальные технологии, ибо электронная среда меняет традиционную сферу жизни и у этой трансформации мощнейший потенциал. К чему же все движется?

 

На этот вопрос Рэй Курцвейл и отвечает своими футурологическими прогнозами, которые содержатся в его книгах, статьях и выступлениях. Вот лишь основные из них.

 

Уже к 2020 году персональные компьютеры достигнут интеллектуального уровня человеческого мозга. К 2029 году компьютер приобретет способности, доказывающие наличие у него разума, способного на человеческом уровне понимать значение слов. Это станет вполне возможным при компьютерной симуляции человеческого мозга. Подобно компьютерам, за два ближайших десятилетия, – утверждает Курцвейл в интервью The Daily Mail, – люди научатся создавать резервные копии своих воспоминаний, а специальные устройства будут проектировать изображения прямо в человеческие глаза, создавая эффект виртуальной реальности. Наш интеллект отойдет от своей изначальной биологической основы, которая его ограничивала, и станет в миллиарды раз мощнее, чем сейчас. В немалой степени этому будет способствовать уже зарождающаяся новая эра нанотехнологий.

 

В 2030-е годы, полагает ученый, основанные на нанотехнологиях роботы смогут имплантироваться прямо в мозг, осуществляя произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это создаст реальность «полного погружения», без требований дополнительного оборудования. Таким образом, биология станет информационной наукой – мы будем программировать себя, изменяя структуру своего генома, чтобы защититься от болезней. Внутри же нашего организма поселятся миниатюрные компьютеры и молекулярные нанороботы-врачи. Именно нано- и биотехнологии, по мнению исследователя, и дадут возможность в будущем надолго продлить человеческую жизнь. К 2045 году, предрекает Р. Курцвейл, вся планета превратится в единый гигантский компьютер.

 

«В сущности, наша цивилизация сегодня является машинно-человеческой. Машины осуществляют сотни видов деятельности на уровне человека или даже лучше. Мы используем их, чтобы преумножить наши физические и умственные возможности. Следующим шагом станет непосредственное слияние человека с машиной», – цитирует Рэя Курцвейла канал ВВС.

 

Что ж, с точки зрения исследовательской логики с ученым трудно не согласиться, но (так уж устроена человеческая натура!) осторожный скепсис по этому поводу многие просто не могут не выразить. Уж слишком все это звучит необычно!

 

Впрочем, как говорится, не будем «бить себя по рукам» и останемся оптимистами. Чего уж проще: ведь дожить-то осталось всего ничего!

 

Александр МАЛКИН