Прощание с Уго

 

Обзор Инопрессы

 

«Чавес выполнил свои обещания.

Он может служить примером для Обамы»

 

По словам философа Сантьяго Забалы, при Чавесе стало меньше бедных и неграмотных, тогда как американский президент всего лишь давал обещания, пишет Паоло Манцо.

 

«В книге „Герменевтический коммунизм“ мы с Джанни Ваттимо утверждаем, что Чавес может служить примером для Обамы, – говорит философ Сантьяго Забала. – Президент Венесуэлы, в отличие от президента Соединенных Штатов, действительно изменил страну: Чавес вытащил из бедности 70% населения, в четыре раза увеличил пенсии, снизил уровень неграмотности, он вел за собой целый регион в направлении избавления от зависимости от МВФ. Обама также давал обещания, но ему так и не удалось осуществить изменения, объявленные в ходе избирательной кампании: тюрьма Гуантанамо все еще открыта, беспилотники убивают всех без разбора, бедных в США становится все больше. Безусловно, политическая реальность США совершенно иная, но Венесуэла, следуя социалистической политике, в этом году добилась роста в 10,1%. Отсюда наш вывод: почему Чавес не может быть примером для Обамы?».

 

«Чавес называл свою революцию боливарианской и социалистической, но мы предпочитаем говорить о коммунизме, – продолжает Забала. – Вне всякого сомнения, это не коммунизм в старом понимании – он более слабый, т.е. демократический и учитывающий этнические отличия каждой общины. Иными словами, это герменевтический коммунизм». 

 

Паоло Манцо,

La Stampa, 7 марта

 

Ложь, обман, убийства и поощрение к ним

 

Невероятно, удивляется автор статьи, почему в Латинской Америке люди такого склада, как Чавес, пробиваются на самый верх. Это «люди, которые врут, обманывают, убивают, поощряют убийства, не соблюдают ни законы, ни ранее заключенные договоренности, сеют хаос и неуверенность, и от которых без ума низшие слои населения».

 

Возможно, долю ответственности за это несет латиноамериканская интеллигенция, чаще воспевающая, нежели осуждающая в своих произведениях людей такого типа, продолжает журналистка, рассуждая о «двуличности» Чавеса. С одной стороны – он заботливый отец нации, а с другой – властитель, который не остановится ни перед чем, властитель, превративший свою страну в подобие иранского режима. И основана его власть, говорится в статье, была не в последнюю очередь на том, что Чавес мастерски играл на давних обидах и предубеждениях стран «третьего мира» против Запада и его воображаемого могущества.

 

Не смог изменить глава государства и ситуацию в нефтяной промышленности. Ведь нефть, как-то названная известным венесуэльским дипломатом Хуаном Пабло Перезом «экскрементами дьявола», приносит лишь краткосрочную прибыль, а не богатство на долгосрочную перспективу. Его «социализм XXI века» принес стране лишь хаос, утверждает автор статьи: в экономике царит разруха, многие предприятия закрыты, Венесуэлу покинуло большое количество представителей способной молодежи.

 

Смерть Чавеса, подводит итог Штаусберг, безусловно, привнесет движение в регион. Вполне возможно, что теперь – когда Венесуэла ввиду тяжелой экономической ситуации у себя дома сократит поставки бесплатной нефти Кубе – последняя возьмется за реформы, пусть даже косметические. «Да и сама Венесуэла без Чавеса развиваться будет намного лучше», – не сомневается журналистка.

 

Хильдегард Штаусберг,

Die Welt, 7 марта

 

Правда ли, что на момент смерти

у Чавеса было более 1 млрд. долларов?

 

Авторитетный аналитик утверждает: защитник венесуэльских бедняков Уго Чавес наживался на нефтяных богатствах страны и накопил более 1 млрд. долларов. «В докладе фирмы Criminal Justice International Associates (CJIA), которая занимается оценками рисков и анализом глобальной ситуации, говорится, что семья Чавеса и сотни других приближенных похитили десятую долю от 1 триллиона долларов, с 1999 года вырученного Венесуэлой от продажи нефти», – сообщают журналисты.

 

Глава CJIA Джерри Бруэр заявил: после того как в 1999 году Чавес пришел к власти, его семья вступила в альянс с преступными организациями и присвоила 100 млрд. долларов.

 

Между тем вчера десятки тысяч сторонников Чавеса вышли на улицы Каракаса, по которым провезли гроб президента. Тело выставлено для прощания в Военной академии, похороны состоятся в пятницу. Обстоятельства смерти окутаны туманом: испанская газета ABC утверждает, что Чавес скончался не в Венесуэле, а на Кубе, куда его отправили в пятницу для срочного лечения.

 

Марио Ледуиз, Хьюго Гай и Джилл Рейлли,

The Daily Mail, 7 марта

 

После Чавеса появилась возможность прогресса

 

В течение 14 лет антикапиталистические тирады Уго Чавеса превращали его в глазах бедных в Робин Гуда и давали чувство самосознания обездоленным, пишет The Financial Times.

 

«Но будут ли о нем тосковать долго? Возможно, только российские торговцы оружием и китайские государственные банки, которые обеспечили добычу венесуэльской нефти в будущем кредитами в 40 млрд. долларов», – иронизируют авторы статьи.

 

FT указывает потенциальные проблемы теперешнего венесуэльского руководства: обеспечение единства в охваченном фракционностью правительстве и борьба с оппозицией на президентских выборах. «Третья и самая большая проблема – когда Венесуэла очнется от скорби, что она увидит? Злоупотребления, коррупцию, инфляцию, дефицит и растущее насилие, превратившее Каракас в город с одним из самых высоких уровней смертности», – утверждает издание.

 

Венесуэла заслуженно хвалится сокращением уровня нищеты с 52 до 32%. Но многие страны достигли того же самого, если не большего, не разграбив собственную экономику, как Чавес. В статье приводятся в пример такие страны с либеральной экономикой, как Бразилия, Перу и Чили.

 

«Большинству латиноамериканцев, возможно, нравилось наблюдать, как темная лошадка Чавес щелкает по носу США. Но было очевидно, что венесуэльскую модель, основанную на нефтепромышленности, невозможно повторить где-либо еще», – рассуждают журналисты.

 

Чавес, в конце концов, был одним из многих, кто за последнее время сплотил регион более сильным чувством единства. Он был движущей силой ALBA – левой организации, в которую входят Куба, Эквадор и Боливия и которая «была бельмом на глазу Тихоокеанского альянса – договора о свободной торговле, объединяющего Мексику, Колумбию, Перу и Чили». Без идеологического присутствия и чековой книжки Чавеса региональное влияние Венесуэлы исчезнет. Ее место займет Бразилия или другие страны Тихоокеанского альянса с еще быстрее растущей экономикой», – считает FT.

 

«Он демонстрировал свою любовь к бедным с пафосом телепроповедника. Это было трогательно, однако его уход пойдет на пользу региону», – заключает The Financial Times.

 

Редакция The Financial Times, 7 марта,

В изложении Инопресса.ру