Ближний Восток

 

Иранский тупик

 

26 – 27 февраля в Алма-Ате проходил очередной раунд переговоров между делегациями Ирана и шести мировых держав относительно иранской ядерной программы. Как обычно, единственным их достижением стала договоренность продолжить переговоры. Между тем, за несколько дней до этого инспекторы МАГАТЭ сообщили, что на заводе по обогащению урана в пустыне возле Натанзе начата установка центрифуг, в 4-5 раз более производительных, чем прежние. 4 марта Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано заявил, что Иран по-прежнему отказывается допустить инспекторов агентства на интересующие их объекты. Очевидно, есть, что скрывать.

 

Предлагаем вам с сокращениями опубликованную 7 марта в итальянской «Corriere della Sera» статью французского журналиста Бернара-Анри Леви о некоторых, по его мнению, отрадных новых явлениях в иранском обществе.

 

Скоро Иран пробудится, и Европа не может «наблюдать с балкона»

 

В Тегеране сейчас решается будущее демократии в регионе и вопрос о войне и мире на Земле. На прошлой неделе в Иране произошло событие огромной важности, о котором, как ни странно, французская пресса не обмолвилась ни словом (почему сам автор «не обмолвился» о нем во французской прессе, осталось для нас загадкой.И. З.)

 

Мансур Озанлу, председатель мощного профсоюза работников автобусной компании Тегерана, самый известный и уважаемый профсоюзный лидер в стране, выступил с торжественным заявлением о том, что «в Иране существуют условия для смены режима». Он сделал это заявление из тайного места через Skype, на телеканале, созданном несколько месяцев назад в Лондоне противником режима аятолл Амиром Хосейном Джаханшани, основателем Зеленой волны и автором книги «Иранский Гитлер». Эта новость имеет огромное значение по нескольким причинам.

 

Озанлу, которого еще называют иранским Лехом Валенсой, по-видимому, обладает способностью, объявив забастовку транспортников, парализовать столицу и не только. По словам британских наблюдателей, он впервые занял столь радикальную и решительную в политическом смысле позицию. Имеет огромное значение факт объединения иранского профсоюзного лидера и политического лидера в изгнании Джаханшани – это объединение гражданского общества, стремящегося к свободе, и иранских групп оппозиционеров за рубежом, ведущих подготовку к смене власти, и оно произошло в преддверии президентских выборов в июне. Как кажется, речь идет о новой линии, которую избрала оппозиция.

 

Нам остается только ждать и, ожидая, помогать: это лозунг дня. Мы не должны пропустить момент: не только судьба иранского народа-мученика, не только судьба одной из крупнейших мировых цивилизаций, которая сегодня подвергается унижению со стороны варваров, – в Тегеране сейчас решается будущее демократии в регионе и вопрос о войне и мире на планете. Было бы смертельной ошибкой для всех нас «с балкона» следить за тем, как разворачивается эта партия.

 

Бернар-Анри Леви,

Corriere della Sera, 7 марта,

в изложении Инопресса.ру

 

*  *  *

Чем «мы» можем помочь иранским оппозиционерам, автор не уточняет. В целом, честно говоря, статья напоминает радужные, но отчего-то плохо сбывающиеся ожидания перемен в некоторых других обществах, но… чем черт не шутит. Так хочется…