Утрата

 

Умер философ Григорий Померанц

 

 

В Москве на 95-м году жизни скончался философ Григорий Померанц.

 

Померанц известен как автор философских работ, распространявшихся в самиздате в 1960-70-е годы и оказавших большое влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции. В частности, в многолетней заочной полемике с Александром Солженицыным Померанц критиковал «почвеннический утопизм» и отстаивал либеральные ценности.

 

Григорий Соломонович Померанц родился 13 марта 1918 года в городе Вильно, с семи лет жил в Москве. В 1940 году окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа Померанца о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 году.

 

В 1941 году Померанц пошел на фронт добровольцем, был ранен. Демобилизовавшись в 1945 году, Померанц возвращается в Москву, работает в «Союзпечати». В 1949 году он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден на 5 лет. В 1953 году освободился из Каргопольлага по амнистии, в течение трех лет работал сельским учителем в Краснодарском крае. После возвращения в Москву Померанц работал библиографом в ИНИОН РАН. Его первые философские эссе написаны в 50-е годы.

 

В 1959-60 гг. вокруг Померанца образовался полуподпольный философский и политэкономический семинар. Тогда же он знакомится с видными деятелями правозащитного движения и художниками-«лианозовцами». В 1960 году Померанц знакомится с поэтессой Зинаидой Миркиной, которая станет его женой. По словам Померанца, его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

 Фото: Pomeranz.ru

Начиная с 1962 года Померанц публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии, выступает с докладами, при этом он поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1968 году, после того как Померанц подписал «Письмо 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению» Ларисы Богораз и Павла Литвинова, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии. С 1976 года прекращается публикация научных статей Померанца в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской прессе.

 

В 1984 году Померанцу вынесли официальное предупреждение в связи с его зарубежными публикациями. В 1985 году прошел обыск в квартире, где хранился его архив, все бумаги были конфискованы.

 

С конца 80-х годов Померанц регулярно выступал с публицистическими статьями в прессе, выпустил несколько философских и литературоведческих книг.

 

Грани.ру, 16 февраля

 

* * *

Наиболее интересными и глубокими (на семинаре Валентина Турчина в 1970 году. – Ред.) были доклады Григория Померанца – я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова... Основные концепции Померанца, как я их тогда понял (может, не полно): исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности. Эти мысли, выраженные Померанцем с большим блеском и тактом, иногда с горьковатым юмором, – очень мне близки. Мне кажется, что вклад Померанца в духовную жизнь нашего времени недостаточно пока оценен. И уж совсем несправедливы нападки на него, которые иногда приходится читать. Я не знаю обстоятельств личной жизни Померанца. Но весь его облик свидетельствует о полной самоотверженного и повседневного труда, стесненной в материальной сфере жизни независимого и честного интеллигента.

 

Андрей Сахаров,

«Воспоминания»

 

Как определить его профессию? Философ? Не вполне? Богослов? Не очень? Религиозный писатель? Да и не писатель... глубоко верующий рассуждатель о смысле жизни. Родился он в 1918 году, прошел войну, именно там, рядом со смертью, пережил встречу с вечностью, и больше ни о чем думать, ни о чем говорить, ни о чем писать не хотел, да и не мог. Только о главном... Царствие Небесное человеку, который спокойно, тихо и светло прошел тот путь, какой считал единственно правильным.

 

Александр Архангельский, литератор, телеведущий

http://arkhangelsky.livejournal.com/294979.html

 

Из всех ныне живущих духовных людей, тексты которых я читала, Григорий Соломонович – самый ясный и светлый.

 

Татьяна Толстая, писательница

http://youtu.be/e3lLTE6nMFE

 

Померанцу каким-то образом удалось прожить полвека при советской власти отщепенцем, свободным художником, не считаясь с принятыми в СССР жесткими правилами. Удалось, не кривя душой, писать только то, что он хотел. Ему повсюду отказывали, но он относился к этим отказам по-философски...

 

В России его начали печатать только в эпоху Перестройки, когда ему исполнилось 70 (!) лет, хотя во многих странах к тому времени его уже давно считали одним из крупнейших мыслителей современности. Именно мыслителей – Померанц предпочитает это более абстрактное понятие термину философ, потому что, помимо философии, его труды затрагивают многие другие гуманитарные науки: историю, культурологию, этнографию, социологию, лингвистику, литературу и теологию. Он много писал о поэтах–символистах начала ХХ века, а символисты, как известно, считали, что прожить яркую, изобилующую опасными приключениями жизнь, не менее важно, чем преуспеть в творчестве. Биографии Померанца позавидовал бы любой символист, по ней можно создать увлекательный роман или художественный фильм.

 

Азарий Мессерер, журналист

http://pomerants.livejournal.com/21733.html

 

Сам Померанц, будучи, безусловно, человеком глубоко верующим, не принадлежит ни к одной конфессии. Он этого и не скрывает. При этом в их совместной с З. Миркиной книге «Великие религии мира» они пишут о каждой из них с глубочайшим уважением. В ответ его с одинаковым уважением и симпатией воспринимают обладатели самых разных мировоззрений и верующие постоянно пикирующихся между собой религий. На первый взгляд, это кажется чем-то удивительным и необычным, и даже «ненормальным», но Померанца без внутреннего отторжения часто воспринимают и буддист, и мусульманин, и христианин, причем независимо от деноминации и уровня собственного фундаментализма.

 

При этом Померанц – принципиальный и последовательный антифундаменталист.

 

...Еще в школьном сочинении Григорий Померанц написал, кем он хочет быть: самим собой! И это ему удалось!

 

Владимир Ойвин, редактор портала Credo.Ru

http://www.portal-credo.ru/site/?act=rating&id=36