Утрата

 

«Борис Васильев – личность высокого таланта и высокого мужества»

 В Москве на 89-м году жизни скончался выдающийся писатель-фронтовик Борис Васильев, автор популярных романов и повестей «А зори здесь тихие...», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», «Иванов катер», «В списках не значился» и многих других произведений. В 90-е годы он увлекся историей России и выпустил серию исторических романов. Многие его повести и рассказы были экранизированы в большом кинематографе и адаптированы для театральной сцены. Борис Васильев был удостоен множества наград и премий, в том числе Государственной премии СССР и премии имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество».



 

«Для меня Борис Васильев, прежде всего, явление нравственное, писательское, культурное, явление человеческого духа, – сказал „Голосу Америки“ Андрей Дементьев. – Личность высокого мужества и высокого таланта. Мы с ними дружили, я часто приезжал к нему на дачу. Он был писателем необычным, он видел войну через простых людей. Он ушел на фронт добровольцем вместе со своим классом, а вернулось домой всего трое-четверо. Для меня Борис Васильев, так сказать, сгусток реализма, честного, правдивого отношения к людям и, в то же самое время, романтического, несколько наивного, высоконравственного отношения к своим героям. Он был настоящий офицер, настоящий боец, и, одновременно, убежденный антисталинист. В те годы нужно было иметь мужество, чтобы рассказывать о сталинских репрессиях, нужно было отстаивать свою позицию. Он никогда не поступался своими принципами».







 

«Борис Васильев был нравственным ориентиром для многих людей, и не только в нашей стране, – отметил далее Юрий Кара. – Его отличали цельность, глубокие познания жизни, честность и порядочность, которые проявлены и в его персонажах. Большинство его героев гибнут на войне, потому что всегда первыми гибнут самые честные. Васильев был представителем того именно поколения, которое первым уходило на фронт, первым ложилось под танки, первым принимало смерть. Из этого призыва в живых осталось, по статистике, три процента. Сам Васильев был контужен в 1943 году, долго лечился. Мне он сказал, что эта повесть – долг памяти его сверстников, одноклассников, погибших на войне. За эти годы мы с ним встречались по разным проектам, он мне давал точные, грамотные советы. Недавно я написал сценарий по одному из его исторических романов, хотел ему представить на суд, но, как видите, не успел. Считаю своим долгом его завершить и посвятить светлой памяти Бориса Львовича».

 

«Борис Васильев старался писать вещи человечные, с живыми характерами, – сказал Марк Розовский. – Да, он вписывался в искусство „социалистического реализма“, но его искусство было, так сказать, с человеческим лицом. Сам был честняга и ценил в других людях порядочность. Если коротко его характеризовать – порядочный человек и хороший писатель, который владел словом и, особенно, сюжетом. Многие наши прозаики много лет создавали литературу, в которой сюжет был, как правило, ослаблен. А вот Васильев умел создавать интересные, увлекательные сюжеты, поэтому был востребован не только как прозаик, но и как автор, хорошо подходящий для театральных подмостков и кинематографа».

 

Олег Сулькин,

golos-ameriki.ru, 11 марта