Рейнский карнавал

 

 

Григорий КРОШИН

Факт остается фактом: небольшая, но все же вполне отрицательная температура, неуютный, порывистый ветер и в целом весьма неутешительный прогноз погоды не испугали веселых ряженых оптимистов. Суть всех рейнских карнавалов – а главными городами тут являются Кельн, Дюссельдорф и Майнц – с годами неизменна: «Jeder Jeck ist anders!» –

 

«Каждый шут дурачится по-своему!»

 

Карнавал в рейнской столице Дюссельдорфе хотя и на 2 года моложе, чем в Кёльне, но зато на целых 11 лет старше, чем в Майнце. Самые главные дни карнавала в Дюссельдорфе в этом году (как и ранее) полностью совпали по времени и с Кельном, и с Майнцем:

 

«Бабий четверг» (Altweiberfastnacht) – 7 февраля – Карнавал стартовал в этот день в Кёльне на площади Alter Markt, в Дюссельдорфе – на ратушной Marktplatz: с раннего утра городские улицы заполняют энергичные женщины в карнавальных одеждах, многие из которых сначала идут на работу в офис или в магазин, а в 10 часов уже собираются на площади. Горячая фаза «пятого времени года» начинается со штурма Ратуши. В 11 часов 11 минут толпы женщин штурмуют ратуши Кельна, Дюссельдорфа и Майнца и таким образом открывают уличный карнавал. Почувствовавшие на один день свою силу представительницы слабого пола с победными криками врываются в мэрию и, отрезав галстук у самого дюссельдорфского обер-бургомистра Дирка Эльберса, захватывают у него символически ключ от города. В этот день мужчинам – в частности, чиновникам – рекомендуется, по возможности, не надевать галстуки, особенно дорогие – ведь женщины, вооруженные ножницами, по традиции, отрезают галстуки всем попавшимся на их пути мужчинам, и попробуйте только сопротивляться, когда в городе установлен матриархат!  

 

Карнавальное шествие (Rosenmontag) – 11 февраля, когда Карнавал достигает своего апогея. В этот последний понедельник масленицы миллионы зрителей наблюдают за карнавальным шествием, в центре которого и вокруг – многочисленные повозки, карнавальные фигуры (викинги, клоуны, дьяволы, скелеты, уголовники, животные и фрукты), музыканты, лошади и тысячи зрителей, все в карнавальных костюмах – обычная одежда в этот день скорее исключение, чем правило, и выглядит несколько странно. В каждом рейнском карнавальном городе, в том числе в Кёльне, Дюссельдорфе, Майнце, есть Принц и Принцесса, и также гвардия принца, переодетая в костюмы XVIII века. В кёльнской толпе постоянно слышен клич «Kφlle Alaaf!» («Да здравствует Кёльн!»), а в Дюссельдорфе – «Hellau!».

 

«Фиалковый вторник» (Veilchendienstag) – 12 февраля – последний день веселья. В этот день по традиции сжигается соломенная символическая фигурка (Nubbel), провисевшая на дверях домов и пивных всё «пятое время года» и символизирующая совершенные грехи. Сначала «шуты» с плачем и стенаниями снимают эти фигурки с дверей, прощаются с ними, «карнавальные монахи» отпевают их и в присутствии всех собравшихся, а в полночь торжественно сжигают на ближайшей площади.

 

«Пепельная среда» (Aschermittwoch) – 13 февраля – начало предпасхального поста. В этот день ставят друг другу на лоб пепельные кресты, а, к примеру, в ресторанах Дюссельдорфа и Кёльна традиционно подают рыбные блюда.  

 

Руководитель дюссельдорфского карнавального поезда Герман Шмиц пообещал нам: «Мы гарантированно предлагаем самый озорной, самый красивый и самый актуальный карнавал страны». И в «розовый понедельник» именно он, Герман Шмиц, ровно в 12.30 дал старт на рейнской набережной Йозефа Бойса к началу 6,5-километрового карнавального шествия: «Hellau! Хеллау!»…

 

Ушлые статистики рейнской столицы уже подсчитали: почти в 5-часовом городском шествии прошли в общей сложности 6500 шутов, в том числе – 3500 участников в 70 театрализованных группах, 1500 дураков, развлекающих гостей из машин, и еще 1500 музыкантов из 59 ансамблей, проехали 105 автомобилей, в том числе 54 корпоративных, 26 повозок и прочих вагонов, 43 обоза (на которых сыто и лениво топталась всяческая сельскохозяйственная живность – коровы, гуси, куры, ослы, кабаны) и 30 лошадей, а также десяток красочных автомобилей с актуальным девизом… Кстати, по традиции, каждый год ознаменован новым карнавальным девизом. В этом году его предложил сам начальник карнавального поезда Герман Шмиц: на рейнском наречии – «Och dat noch!», что в переводе на современный немецкий означает произносимое на выдохе – «Auch das noch!», а по-русски – «И ещё это!..».

 

«Это кратко, лаконично и невероятно универсально – этот слоган можно использовать и в позитивном смысле, и в негативном», – похвалил президент дюссельдорфского Карнавального Комитета Йозеф Хинкель.

 

Для того чтобы занять зрительское место поудобнее (и уж, тем более, на гостевой трибуне, рядом с городским правительством на Ратушной площади), желающим пришлось, конечно, прийти в Старый город задолго до начала шествия. А когда оно наконец началось по стартовому выстрелу руководителя Карнавального поезда Германа Шмица и появилось на Ратушной площади, – пробиться в первые, самые выгодные для обозрения происходящего ряды было уже практически невозможно. Как водится, парад принимали высшие чины – отцы города во главе с самим обер-бургомистром Дирком Эльберсом, членами его правительства, Принцем и Принцессой карнавала и шефами городского Карнавального комитета.

 

Что касается содержательной части карнавальной вакханалии, то ей, как всегда, уделяется местными смехачами, глупцами и шутами особо пристальное и весьма творческое внимание. Многолетний главный идеолог дюссельдорфской программы талантливый художник-карикатурист Жак Тилли и на этот раз воочию показал, что не зря на него после каждого карнавального шествия всерьёз обижаются известные политики и прочие общественные личности.

 

Сколько их было, таких «высочайших» обид, на памяти Жака Тилли: «И когда мы высмеяли на карнавале научное головотяпство министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга, и отставку федерального президента Кристиана Вульфа, и женские увлечения Сильвио Берлускони!.. Они все были идеальными моделями для наших карикатур в Дюссельдорфе… Мы ведь на карнавале в Дюссельдорфе и Герхарда Шредера, и Ангелу Меркель изображали в голом виде. А, кстати, наши коллеги-дураки в Кельне этого сделать не посмели: в 2009 году у них кукла Ангелы Меркель, согласно проекту, должна была «проехать» по городу топлесс, но затем их вынудили… скромно закрасить куклу, «надев» на нее бюстгальтер…»

 

И, по свидетельству главного карнавального художника Жака Тилли, далеко не все его персонажи в большом восторге от его карикатур. И часто очень неохотно идут на контакт. Например, в этом году на все предложения художника встретиться и обсудить будущие карнавальные сюжеты пресс-служба архиепископа Кёльна отвечала многословными отговорками типа: «Кардинал Мейснер находится в отпуске и сейчас абсолютно недоступен. Всяческие варианты по этому вопросу исключены». Так каждый раз отвечал сотрудникам Жака Тилли  пресс-секретарь, а в конце-концов предложил художникам использовать в своей работе мнение духовенства, озвученное кардиналом еще аж… в 2009 году. Даже от тренера дюссельдорфской футбольной команды, участницы бундеслиги «Фортуна» Норберта Майера не удалось получить художнику ни одного внятного комментария. Он тоже оказался совершенно недоступен для запроса.  

 

    

 

     

Но, несмотря ни на какие трудности в общении с будущими персонажами, в этот раз – кого только не было среди моделей карикатур из папье-маше! Здесь и скандальный федеральный министр образования и доктор наук (и тот и другой уже бывший) член ХДС и любимица канцлера Аннетте Шаван, уличенная в плагиате при написании докторской диссертации на весьма многозначительно звучащую сегодня тему «Персона и совесть»: художники изобразили ее под именем «ПлагиАннетте» выстреливаемой как из пушки из Дюссельдорфского университета... Здесь и госпожа канцлер Ангела Меркель со словами на рукаве «Вы должны экономить», которой злорадно хохочущий руководитель Греции пририсовывает черным фломастером гитлеровские усики… Тут и российский президент Владимир Путин вместе с православным священником, растерянно разводящие руками при виде пляшущей девицы c призывом «Свободу Pussy Riot!»… И бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в голом виде, насилующий символического быка-Европу: «Ваш Берлускони возвращается»…И немецкий церковник, прикрывающий своей мантией с надписью «Замолчать и затушевать» многотомник под названием «Случаи педофилии»… И берлинский бургомистр Воверайт с его скандалом с аэропортом... И чересчур активно пропагандирующий свою персону кандидат в будущие федеральные канцлеры от социал-демократов Пер Штайнбрюк (Peer Steinbrόck), куклу которого сатирики окрестили «Schweer SteinDrόck»… И снова госпожа канцлер, теперь – в качестве партнера по коалиции со стремительно теряющими популярность либералами… И много еще такого, что то и дело вызывает дружный смех и аплодисменты веселящихся трудящихся.

 

 

И, кстати, сам автор карикатур Жак Тилли признался, что очень любит, замаскировавшись, чтоб не узнали его, в клоунский наряд, незаметно наблюдать реакцию людей, стоящих во время прохождения карнавального поезда на обочине, чтобы констатировать с гордостью: «Иногда аплодируют моим карикатурным фигурам». А в разговоре с журналистами накануне «розового понедельника», смеясь, поделился своей мечтой: «Когда я умру, мои кости должны быть использованы при изготовлении клея, применяемого для формирования из папье-маше кукол-карикатур. Тогда я как бы снова буду участвовать в этом потрясающем Карнавале».

 

…Словом, погуляли на славу! Хотя вроде и капризная погода не радовала, и халявная «манна с неба» в виде летящих с проезжавших повозок привычных дармовых кондитерских изделий была не столь щедра. Это, правда, по сравнению с предыдущими годами. А вообще-то, судя по статистике, сладкой «манны с неба» упало не так уж и мало: более 40 тонн…

 

Фото автора