Турция

 

Таксим и Тахрир

«Арабская весна» в Турции

 

Думал ли турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, в свое время горячо приветствовавший арабские революции, а теперь являющийся непреклонным сторонником ухода Башара Асада, что колокол «весны» может зазвонить и по нему, а стамбульская площадь Таксим все более станет походить на знаменитую теперь египетскую площадь Тахрир?

 

А ведь началось все с совершенного пустяка – с экологической акции протеста местного значения. В начале последней недели мая несколько сот человек – экологи, ряд депутатов и общественные деятели – выступили против строительства торгового центра в парке Гези. Этот парк – единственный зеленый островок в районе Таксим и один из немногих в Стамбуле. Естественно, для строительства торгового центра нужно было вырубить парковые деревья.

 

Думается, не забылось еще, с чего собственно началась «арабская весна» – с еще меньшего пустяка. Тунисская полиция оштрафовала и отобрала лоток с сельхозпродукцией у молодого тунисца Мухаммеда Буазизи. В поисках справедливости он обратился в мэрию, но его не захотели выслушать. Тогда Буазизи, для которого торговля на рынке была на тот момент его единственным средством к существованию, от отчаяния поджег себя. И полыхнуло так, что мало не показалось никому, и не только в Тунисе.

 

Но премьер Эрдоган, судя по всему, забыл уроки «арабской весны». Он не захотел прислушаться к общественности, не согласной с планами уничтожения парка – заметим, их требования относились исключительно к конкретному случаю, не носили никакого обобщающего и уж тем более политического характера. Ну что бы ему не выслушать доводы специалистов-экологов?

 

Но разве могут авторитарные лидеры прислушаться к мнению гражданского общества – толпы, как воспринимают его они. Уступить – значит, проявить слабость.

 

Но людей не только не стали слушать. В пятницу 31 мая полиция самым брутальным образом, применив водометы и слезоточивый газ, вытеснила протестующих из парка, хотя их акция носила не насильственный, можно сказать, интеллигентный характер. Люди не били витрин, не поджигали машины, просто сидели в парке Гези.

 

По свидетельствам очевидцев, полиция действовала без разбора, окатывая водой не только демонстрантов, но всех подряд, случайных прохожих, тех, кто мирно завтракал в парке. Слезоточивый газ применялся столь обильно, что им отравились и жители близлежащих домов. Сообщается, что пострадал ряд политиков, журналистов и даже туристы.

 

И вот в результате этого явно непропорционального ответа властей всего за сутки конфликт местного значения перерос в протест по всей стране, мгновенно став политическим! Разумеется, как и в 2011 году решающую роль здесь сыграл Интернет, социальные сети: информация о случившемся и призывы выйти на улицу распространились мгновенно.

 

В субботу Стамбул получил вместо мирной акции горстки людей многотысячные манифестации протеста и массовые беспорядки. Тысячи людей направились в парк Гези на подмогу активистам, но были встречены турецким ОМОНом, опять пустившим в ход водометы и слезоточивый газ. Демонстранты перекрыли главный проспект, попытались прорваться к офису правящей Партии справедливости и развития. К вечеру субботы полиция дрогнула и отступила, демонстранты тут же начали строить баррикады по периметру площади Таксим.

 

Но только Стамбулом дело не ограничилось. По официальным данным, озвученным главой турецкого МИДа, за два выходных дня по стране прошло 235 протестных акций в 67 городах страны!

 

Премьер Эрдоган призвал сограждан прекратить манифестации и даже допустил, что полиция в отдельных случаях превысила свои полномочия, пообещав в каждом таком эпизоде тщательно разобраться: «Несмотря на провокации незаконных организаций, несмотря на ущерб, нанесённый ими местным магазинам, несмотря на нападения с применением камней и бутылок с зажигательной смесью, полиция действует в рамках своих полномочий. Как я уже говорил ранее, я отдал распоряжение министру внутренних дел и губернатору предпринять необходимые шаги, если были зарегистрированы случаи непропорционального применения силы». Эти заявления не помешали полиции с понедельника вновь начать применять против демонстрантов водометы и слезоточивый газ. Также Эрдоган исключил возможность отказа от планов реконструкции парка Гези. Это только подлило масла в огонь на улицах.

 

И тем не менее, по сообщению корреспондента Евроньюс, большая часть демонстрантов – не экстремисты: «Большинство участников акций сейчас не только выступают против проекта (реорганизации площади. – В. З.), они протестуют против действий правительства, которое не считается с мнением граждан. Демонстранты организуют протест через социальные сети.
В их рядах экстремистов немного. Большинство протестующих – обычные люди. Они стараются не вступать в столкновения ни с полицией, ни с радикалами. Большинство демонстрантов не являются хулиганами. Следует говорить о народном движении в Стамбуле».

 

В воскресенье 2 июня протестные акции перекинулись на Европу. Сотни человек в Брюсселе приняли участие в демонстрации перед зданием Европарламента, требуя от Эрдогана уйти в отставку. Акции протеста прошли и в других европейских странах, в том числе в Германии.

 

Также 2 июня пришло сообщение, что многие известные фирмы отказались открывать магазины в будущем торговом центре, раз из-за этого страдают люди и сносят парки. Если это не только слова, но и реальные намерения, это делает бессмысленным упорство Эрдогана.

 

Таких протестов Турция не знала уже очень давно, на памяти ныне живущих поколений, видимо, их вообще не было. Наблюдатели оценивают нынешние события как крупнейший вызов правлению Эрдогана. Но самое прискорбное для него состоит даже не в массовости выступлений, а в том, как быстро они стали политическими. Эрдогана обвиняют в авторитарных замашках, в исламизации – ползучей и не очень – Турции и даже в стремлении воскресить Османскую империю.

 

Тот же Евроньюс передает слова одного из демонстрантов: «Мы хотим сначала избавиться от этого правительства и получить больше свободы, свободы слова. Мы хотим, чтобы в Турции было лучшее правительство с идеями Ататюрка. Подобное уже было в прошлом».

 

Такая моментальная переориентация характера протестов говорит о том, что дело тут не только в социальных сетях. В обществе должно было накопиться вполне определенное недовольство властью, ее курсом на исламизацию светского государства, созданного Ататюрком.

 

В конце концов, какое дело протестующим в других городах до стамбульского парка Гези? Ну допустим, благодаря социальным сетям, люди вышли на улицу, выразили солидарность с жителями Стамбула. Но, если бы не было давно копившегося раздражения нынешней властью, то акции в других городах быстро выдохлись бы. А так – события вокруг парка Гези просто послужили толчком к выплеску накопленного недовольства, так же, как события в провинциальном тунисском городке послужили искрой, из которой занялось пламя «арабской весны».

 

Не исключено, что многие жители других городов даже не очень в курсе, с чего все началось. Они откликнулись на призыв в социальных сетях к протесту против действующей власти, потому что давно созрели к протесту.

 

Именно поэтому, подозреваю, даже если бы Эрдоган пошел на попятную и согласился отозвать план реконструкции Гези, это бы уже не помогло, протесты уже продолжились бы на автопилоте. Общество захватила идея отставки правительства исламистов, и парк Гези тут уже не причем. Но это – если бы… Эрдоган не собирается не только в отставку, но и отказываться от планов реконструкции. Что ж, тем хуже для него.

 

Но мало того: в понедельник 3 июня, в самый разгар кризиса, турецкий премьер отправился в турне по Северной Африке, рассчитанного почти до конца недели. Бросил страну в момент крупнейшего вызова его правлению. Причем, выступая в Марокко, он выразил уверенность, что к моменту его возвращения «проблемы будут урегулированы».

 

Вообще-то, весьма двусмысленная формулировка: проблемы могут быть урегулированы по разному, в том числе и его смещением. Впору просто развести руками: не похож Эрдоган на беспечного политика, способного оставить «галеры» в самый судьбоносный момент.

 

Эрдоган обвинил в организации беспорядков оппозицию и заграницу. Знакомое дело: виноваты все, только не он и проводимая им политика. «…Могу вам сказать, дорогие друзья, что наши спецслужбы уже работают. Но пока нет необходимости называть какие-то имена. Мы, впрочем, поговорим с их (оппозиции. – В. З.) лидерами и если нужно, призовем их к ответу. Мы настроены очень решительно», – обнадеживающе пообещал премьер.

 

События в Турции, наряду с событиями «арабской весны», с другой стороны до боли напоминают процессы в одной северной стране, где за почти тот же промежуток времени, что Эрдоган находится у власти, так же шло ползучее – и не очень – наступление на демократию, так же наступали на светское общество клерикалы, стремящиеся погрузить страну в самое дремучее средневековье… Оказывается, как стало известно сейчас благодаря последним событиям, бóльшая часть СМИ в Турции так или иначе контролируется государством. Факт, что они умудрились ничего не писать о разразившихся событиях, по крайней мере, на начальном этапе. Даже Запад, словно проснувшись, удивился: как такое может быть в стране, признанной им, Западом, демократической, да еще и члене НАТО?

 

Может возникнуть вопрос: как же так, Эрдоган и его партия пришли к власти в результате демократических выборов, ни о каких особых нарушениях на этих выборах не было слышно, а теперь люди требуют его отставки?

 

Ситуация в Турции, видимо, такая же, как во многих странах (в частности, хорошо и до боли известных нам), где население делится на две большие группы: первая – жители мегаполисов и крупных городов, и вторая – жители сел и мелких городков. При этом вторая группа преобладает численно, настроена консервативно и тяготеет к авторитарной власти. Первая же, более просвещенная, но меньшая по численности, политически более активна и выступает за демократию и против религиозного фундаментализма. Ведь и в западных странах переход к демократической форме правления «совпал» с эпохой быстрого роста городов.

 

Вспомним, как развивались события в последние пару лет в Египте. Антидеспотическую революцию совершили жители Каира и других крупных городов. А составляющие большинство жители сел на всеобщих выборах проголосовали за новую деспотию – Братьев-мусульман, то есть еще и за клерикальную деспотию.

 

Чем закончится нынешнее противостояние в Турции, станет ли площадь Таксим площадью Тахрир – в смысле, сметет ли она власть исламистов в Турции – сказать сейчас трудно. Еще совсем недавно свое веское слово могла бы сказать армия, со времен Ататюрка стоявшая на страже светских основ государства, но Эрдогану, в русле проводимой им политики, удалось подмять армию под себя. Так что, возможно, на этот раз ему удастся удержаться на «галерах», но процесс, как говорится, пошел. К тому же, протестующих поддержал имеющий большую силу в Турции профсоюз госслужащих, который 4 и 5 июня организовал «предупредительную забастовку», назвав в своем заявлении действия властей «государственным террором», а правящую партию «врагом демократии». Люди, похоже, так просто сдаваться не собираются.

 

В понедельник 10 июня, когда этот номер «Рубежа» подписывался в печать, совершенно еще не было ясно «чья возьмет». Накануне в воскресенье в Анкаре состоялись два многотысячных митинга: один собранный властями, другой – оппозиции. Эрдоган, выступая на проправительственном митинге, призвал ударить по протестным акциям массовыми выступлениями в поддержку правящей партии и проголосовать за нее на предстоящих через семь месяцев местных выборах. Протестующих он назвал «сборищем пьяниц и мародеров». Собравшиеся, точнее, собранные на митинг, как сообщает Евроньюс, скандировали: «Мы готовы умереть за тебя, Тайип!». «Я просто счастлива. Я ждала здесь целых три часа, но я ждала бы и сутки, только бы увидеть его!», – сказала одна из участниц собрания. Впрочем, что такое представляла из себя эта акция, мы хорошо представляем по известному нам митингу на Поклонной горе, тоже в поддержку лидера нации, только другого. Известно также, чего стоит такая поддержка и, как следствие, насколько она надежна.

 

А вот что сказала участница протестного митинга в Анкаре: «Премьер-министр должен понять, что он оскорбляет нас, называя мародерами и пьяницами, и такие агрессивные речи выводят на улицы все больше людей. Вот меня, например, не было бы здесь сегодня, если бы я не услышала этих его высказываний!» Участников этого митинга полиция опять разогнала водометами и слезоточивым газом.

 

А для Израиля, представляется, очень даже неплохо, что у Эрдогана появились другие заботы, помимо забот о несчастных палестинцах.

 

Кое-кто сейчас привычно возопит: предсказуемо и стабильно ненавидящее Израиль правительство исламиста Эрдогана – это лучше, чем некто, который сменит его на премьерском посту.

 

Напомним, что до правления этого господина Турция была основным союзником Израиля в регионе. А теперь эти отношения таковы, что хуже они у Израиля разве что с Ираном. Именно Эрдоган благословил памятную «Флотилию свободы» и затем бесновался, когда вдохновленные им боевики получили по зубам. А теперь ликовал, когда Нетаньяху позорно извинился за обиду, нанесенную мирным турецким террористам. И в эйфории от такого унижения израильского коллеги, совсем раздухарился: он-де заставит Израиль снять блокаду Газы и т.п.

 

Полезно, чтобы он покрутился, как уж на сковороде, от собственных забот.

 

Вадим Зайдман