Великобритания Россия

 

Обзор Инопрессы

 

Марина Литвиненко критикует коронера за отказ от публичного расследования

 

Вдова отравленного шпиона Александра Литвиненко в пятницу обвинила коронера в отказе «от поиска правды об ответственности российского государства за смерть ее мужа», говорится в статье, подготовленной по материалам британского агентства Press Association и опубликованной в The Huffington Post.

 

Жесткая критика со стороны Марины Литвиненко поступила после того, как сэр Роберт Оуэн, коронер, ведущий следствие по делу о гибели ее мужа, заявил, что не может заслушивать публично свидетельства, связанные с предполагаемым участием российского правительства.

 

Постановление было опубликовано после того, как коронер принял просьбу британского Министерства иностранных дел держать определенную информацию в тайне. В заявлении адвокатов Марины Литвиненко говорится: «Это очень грустный день для Литвиненко, трагедия для британской юстиции, которая до недавнего времени пользовалась уважением по всему миру и так старалась изобличить преступления, совершенные в результате сговора организованных преступников, действующих из Кремля».

 

«Литвиненко пришла в полнейшее смятение от решения коронера отказаться от поиска правды об ответственности российского государства за смерть ее мужа. Эффект сегодняшнего решения состоит в том, чтобы защитить тех, кто ответственен за заказ убийства гражданина Великобритании на улицах Лондона, и позволить российскому правительству спрятаться за требованием секретности, сделанным Уильямом Хейгом при поддержке премьер-министра Дэвида Кэмерона», – говорится в заявлении.

 

Press Association, The Huffington Post

 

Бывший российский шпион согласился дать показания

в ходе открытого разбирательства по делу о смерти Литвиненко

 

«Как стало известно Independent, ключевой свидетель по делу об убийстве Александра Литвиненко, помогавший покойному диссиденту составить досье на крупного бизнесмена со связями в Кремле, согласен дать показания в ходе открытого разбирательства по этому делу», –

сообщает журналист издания Алекс Делмар-Морган.

 

Автор публикации напоминает, что ранее коронер сэр Роберт Оуэн, расследующий обстоятельства смерти Литвиненко, «из соображений национальной безопасности» отказался рассматривать свидетельства причастности российских спецслужб к гибели бывшего агента КГБ. После этого вдова бывшего разведчика Марина Литвиненко обвинила суд в отказе «от поисков правды об ответственности российского государства» и потребовала заменить дознание открытым разбирательством.

 

По информации газеты, человек, о котором идет речь, также является бывшим агентом российской разведки и в настоящее время проживает в Америке. «Британские борцы с терроризмом считали его настолько ценным свидетелем, что трижды ездили в США, чтобы убедить его дать показания», – говорится в статье. Он помогал Литвиненко выполнить заказ компании Titon International – собрать досье на одного из руководителей «Аэрофлота», связанного с президентом России Владимиром Путиным. Впоследствии Литвиненко поделился собранными данными с главным подозреваемым – Андреем Луговым, который вывез документы в Россию, где они попали в руки представителей власти, предполагает Делмар-Морган.

 

Представители следствия отказываются комментировать данную информацию, заявляя, что «еще рано говорить о том, кто будет вызван в качестве свидетеля в ходе расследования», цитирует журналист.

 

Алекс Делмар-Морган,

Independent

 

В Великобритании дознание по отравлению полонием оказалось под вопросом

 

«Будущее британского дознания по отравлению в 2006 году бывшего агента КГБ Александра Литвиненко оказалось под вопросом, когда в пятницу судья поддержал требование британского правительства скрыть от публики некоторые засекреченные документы», – сообщает The Wall Street Journal.

 

Судья заявил, что без этих документов – которые, по его словам, относятся к возможной причастности российского государства к смерти Литвиненко и к любым фактам предварительного знакомства британского правительства с угрозами его жизни – дознание не будет «полным, честным и смелым», говорится в статье.

 

«Судья Роберт Оуэн предположил, что правительство может вместо этого пожелать провести открытое разбирательство по делу о смерти Литвиненко под председательством судей, которое позволит рассмотреть ряд документов на закрытых слушаниях, не подвергая их публичному рассмотрению», – пишет издание.

 

«Оуэн поддержал требование правительства сохранить в тайне только некоторые документы, но не все. Он ознакомился с предоставленными правительством материалами на закрытых предварительных слушаниях и заявил в своем решении, что он не может публично изложить их в деталях», – сообщает автор статьи.

 

Вдова Литвиненко была «чрезвычайно удручена» решением судьи, сообщил ее адвокат в своем заявлении в пятницу, в котором Великобританию и Россию обвинили в заключении «тайного политического соглашения, чтобы не дать правде когда-либо выйти на свет», отмечает издание.

 

В заявлении говорится, что Марина Литвиненко теперь будет добиваться публичного разбирательства, передает издание.

 

Джинн Уэйлен,

The Wall Street Journal

 

 

Дознание по делу о смерти Литвиненко превратилось в фарс,

но кто тут что скрывает?

 

Когда Александр Литвиненко скончался, лишь самые закоренелые скептики поверили бы, что через шесть с половиной лет британское общество не приблизится к разгадке этой смерти, пишет обозреватель Independent Мэри Дежевски. Но ныне скептицизм победил, и тот факт, что коронер, сэр Роберт Оуэн, исключил из дознания «некоторые аспекты дела целиком», лишь подкрепляют его. Собственно, дело Литвиненко уже 6 лет окружено завесой секретности, хотя первоначально британские политики велеречиво ужасались и создавали картину, будто по Лондону «рыщут киллеры, спонсируемые Кремлем».

 

«Те же самые коллеги Литвиненко, изобразившие его смерть как заговор Кремля, теперь воспринимают засекречивание дознания в Британии как доказательство, что „это сделал Кремль“», – говорится в статье.

 

Однако Дежевски полагает, что дознанию препятствует вопрос не о роли России, а о роли Британии: «Британская разведка платила Литвиненко, но за что конкретно? И не связана ли эта его деятельность с обстоятельствами его смерти? Пока на эти вопросы нет ответа, наша система останется не менее скомпрометированной, чем российская».

 

Мэри Дежевски,

Independent

Инопресса, 20 мая