Белоруссия

 

Во владениях последнего диктатора Европы

 

Австрийская «Der Standard» 25 июня под заголовком «Андрей Санников: „ЕС протягивает руку диктатору – где здесь логика?“» опубликовала интервью с Андреем Санниковым, который в 2010 г. имел наглость конкурировать с Александром Лукашенко за пост президента Белоруссии, за что 16 месяцев провел за решеткой, а с октября 2012 г. живет в Великобритании.

 

Санников говорит: «Тому, кто хоть однажды побывал в белорусской тюрьме, никогда не избавиться от этого опыта. Меня вынудили покинуть родину. И поверьте мне, это было невероятно сложное для меня решение...

 

Выборы Лукашенко проиграл... Мирная демонстрация вечером 19 декабря 2010 года усилила страх диктатора. В случае дальнейшей либерализации он ни за что не смог бы удержаться у власти. Вот он и выбрал путь репрессий.

 

Уже 19 лет Лукашенко показывает, что ни о какой демократизации, ни о какой либерализации при нем и речи быть не может. У ЕС достаточно возможностей – на самых разных уровнях – повлиять на ситуацию в Белоруссии. За то время, что Лукашенко находится у власти, ЕС значительно расширился. С 2004 года мы находимся у восточной границы ЕС. Торговля с тех пор стала более оживленной, европейских инвестиций в Белоруссии прибавилось. Так что не нужно мне рассказывать, что у ЕС нет инструментов (имеются в виду инструменты воздействия на диктатора – И.З.).

 

Всякий раз, когда отношения с Западом находятся в стадии охлаждения, он (Лукашенко. – Прим. ред.) использует этот момент для того, чтобы еще сильнее привязать к себе милицию, спецслужбы и армию... После массовых арестов в декабре 2010 года ЕС ввел санкции. Такое положение сохранялось до начала 2012 года. Затем ЕС намекнул, что с его стороны вновь есть заинтересованность в сближении с Белоруссией. А Лукашенко в то время никоим образом не проявил готовности к позитивным сигналам. Ситуация с правами человека все ухудшалась и ухудшалась. И на этом фоне ЕС протягивает руку диктатору? И где же здесь, позвольте спросить, логика?

 

Следовало бы предпринять позитивные шаги, направленные непосредственно на наш народ. Я горячо поддерживаю облегчение визового режима со стороны ЕС, расширение спектра возможностей для молодых белорусов в смысле образования и путешествий. Нужно поддерживать родственников и семьи политзаключенных, как и независимые СМИ... Можно и дальше проводить политику кнута и пряника, но немного по-другому: кнут – для диктатора, а помощь – белорусскому народу, оппозиции, гражданскому обществу и независимой прессе.

 

По-моему, Россия сама заинтересована в „диалоге“ между ЕС и диктатором, чтобы не приходилось в одиночку нести косвенные экономические издержки диктатуры. Потому что России эта диктатура тоже очень дорого обходится».

 

Санников прав в том, что без российской поддержки Лукашенко долго бы не продержался. Но он зря беспокоится по поводу того, что эта поддержка дорого обходится России. Когда речь идет об отношениях России с бывшими советскими республиками, надо всегда помнить, что, по мнению Путина, стало в ХХ веке самой большой катастрофой в мире. Если кто забыл, напомним: не две мировые войны, не приход нацистов к власти в Германии, а распад Советского Союза. Поэтому, как мы говорили выше, ничего не жалко, чтобы вновь слепить некое подобие его.

 

Что же касается упреков в адрес ЕС в недостаточной его жесткости по отношению Лукашенко, то здесь Санников, в принципе, прав. Но, как нам представляется, последнего диктатора Европы вряд ли чем-то удастся достать, пока он может опираться на поддержку предпоследнего диктатора.