Навальный

 

Садистские забавы

 

Ситуация вокруг «дела Навального» с некоторых пор развивается несколько непривычным для путинского режима образом. С некоторой претензией на оригинальность сюжета. Еще год назад в его авторстве можно было бы заподозрить писателя Суркова, но Владислав Юрьевич от дел – не совсем по своей воле – уже отошел.

 

Вспомним, как «шили» дело Михаилу Ходорковскому – что первое, что второе. Без искры вдохновения, с фельдфебельской тупостью, наплевав на здравый смысл и общественное мнение.

 

Дело Алексею Навальному стряпали, в общем, с той же тупостью, столь же наплевав и на общественное мнение и на здравый смысл, но как это все обставили!

 

У всех на памяти, как жестко отбраковывали любых претендентов от несистемной оппозиции в пору президентской кампании. А тут вдруг, чтобы зарегистрировать кандидатом в мэры Москвы несистемнейшего из несистемных, действующий городской голова Сергей Собянин, по сути, пошел на нарушение закона, призвав муниципальных единоросов, т.е. тех самых, по версии Навального, «жуликов и воров», отдать Навальному недостающие подписи (всего их должно было быть 110) для прохождения муниципального фильтра. И единоросы послушно выстроились в очередь, чтобы поставить подписи за Навального!

 

В итоге его регистрируют кандидатом в мэры, причем, как раз накануне вынесения приговора. Согласитесь, это все не самые стандартные сюжетные ходы.

 

Ну и, наконец, уже после вынесения приговора прокуратура – та самая, которая вот только что требовала присудить Навального к шести годам заключения – вдруг совершенно неожиданно подала протест в связи с тем, что Навального и Офицерова арестовали до вступления приговора в законную силу. Бывают, конечно, ситуации, когда прокуратура проявляет вегетарианство, озабочивается вдруг соблюдением процессуальных норм – но это в тех редких случаях, когда под судом оказываются работники самих правоохранительных органов или властных структур. А тут...

 

Наблюдатели сейчас пытаются расшифровать эти странные и алогичные на первый взгляд поступки власти, гадают, что сие означало и означает, строят различные версии.

 

Предполагают желание российских правоохранителей придать хотя бы некое подобие законнности происходящему, прикрыть хоть каким-то фиговым листком полнейший произвол. Поведение московских властей расшифровывают желанием прикрыть тем же листком отсутствие нормальных выборов – самого Навального зарегистрировали, что ж вы еще хотите?! Многие полагают, что Собянин, основываясь на данных соцопросов, согласно которым у Навального нет сколько-нибудь реальных шансов на победу (за неделю до вынесения приговора рейтинг оппозиционера было всего 9 %, тогда как у действующего мэра – 54 %, данные ВЦИОМ), вознамерился взаправду допустить того к выборам – чтобы тем сокрушительней выглядела победа самого Сергея Семеновича. Тут, правда, возникает вопрос – зачем в таком случае нужно было спешить с вынесением приговора – чтобы добавить Навальному популярности и голосов?

 

Все это, наверное, резонно, и поведение власти в истории с Навальным объясняется различными факторами. Но в других случаях расправлялись с неугодными без всяких фиговых листков и выборы проводили, нисколько не стесняясь и не озираясь на общественность, как свою, отечественную, так и международную. Вели себя вполне по-хамски, на манер крутых пацанов из подворотни.

 

И тут самое время вспомнить о главном качестве пахана на галерах – его злопамятности, мстительности. Алексей Навальный не просто, как другие оппозиционеры, выходил на протестные акции, требуя демонтажа режима вообще. Он, имеющий соответствующее образование, назвал всю эту камарилью «жуликами и ворами» не в качестве полемического перехлеста, а со знанием дела, имея на руках факты и цифры. Говоря на понятном этим товарищам сленге, «отвечая за базар». И потому представлял для них вполне конкретную опасность.

 

Зримую угрозу он представлял и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.

 

Здесь можно вспомнить, что еще в 2011 году против Навального возбуждалось уголовное дело, но тогда проверка, проведенная управлением по Кировской области, состава преступления не выявила, и дело было закрыто. Но в прошлом году Навальный сцепился с Бастрыкиным лично, потребовав от СКР возбудить против ее директора уголовное дело в связи с вывозом тем журналиста «Новой газеты» Сергея Соколова в лес и угрозами убить его. Вот Бастрыкин и устроил на коллегии разнос своим подчиненным за закрытие дела.

 

Навальный затем усугубил свою вину в глазах Бастрыкина отягчающими обстоятельствами, опубликовав данные, согласно которым Александр Иванович, занимая важный государственный пост, по сути является настоящим, в буквальном значении иностранным агентом. В общем, делу – Навального, а не Бастрыкина – был дан новый ход, и закончилось оно на данном этапе приговором 18 июля.

 

Так что здесь можно гадать, кто – лично ли Путин, «вдохновитель и организатор всех наших побед», или же Бастрыкин, которого Навальный достал конкретно – в данной истории был движущим мотором, генератором идей, но, думается, главное объяснение происходящему сегодня состоит в том, что власть решила с садистской утонченностью и изощренностью поиздеваться над известным блогером. Потому его и зарегистрировали кандидатом в мэры, прямо накануне оглашения приговора, потому, едва огласив приговор, внесли протест на взятие Навального (и Офицерова за компанию) под стражу. А облсуд тут же протест удовлетворил и освободил подсудимых прямо в зале суда.

 

Это ли не утонченный садизм? – Посадить людей на сутки за решетку, на другой день выпустить их, зная, что те отлично понимают, что тюрьмы, скорее всего, не миновать?

Власть играет с Навальным, как кошка с мышкой, прежде чем ее слопать.

 

Именно поэтому Алексею, наверное, не следовало подыгрывать власти – подавать заявку на участие в мэрской – во всех смыслах – кампании. Трудно представить, чтобы Алексей с самого начала не понимал, что власть затеяла нечистую игру. Возможно, он рассчитывал – и не без оснований – что власть увлечется и заиграется (лишь бы зарегистрировали кандидатом, а там посмотрим!), и он сумеет переиграть ее. Как умный Штирлиц всегда переигрывал фрицев.

 

Власть, конечно, очень увлеклась игрой в кошки-мышки с Навальным, но представляется сомнительным, как уже пророчат иные политологи, что «Заключение под стражу Алексея Навального ускорит ход грядущего переворота». Я, конечно, очень бы хотел здесь ошибиться, но не похоже, чтобы власть увлеклась настолько, чтобы забыть о главном – отомстить Навальному за его деятельность. Собственно, она и увлечена-то именно и прежде всего этой целью.

 

Вадим Зайдман