Образование

 

Рецепт от Владимира Вольфовича, или

как уберечься от революций

 

Берусь утверждать, что в конце минувшего года в России случился мало кем осознанный контрреволюционный переворот. Звучит, быть может, провокационно, но, по существу, недалеко от истины.

 

Страна получила новый Закон «Об образовании», который иначе как «переворотным» не назовешь.

 

Доходчивее всего суть нового законодательного начинания российской власти разъяснил народу лидер ЛДПР Владимир Жириновский, сделавший по этому поводу громкое заявление. Озвученное им 17 октября 2012 года при обсуждении в Госдуме проекта нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», оно поразило россиян своим цинизмом.

 

Пообещав абсолютную поддержку своей фракции правительственному законопроекту, политик сказал дословно следующее: «Хорошее образование ведет к революции, при хорошем уровне образования образованные люди выходят на улицы и свергают власть, создавшую такую систему обучения».

 

Тем самым главный кремлевский шоумен, неизменно подставляющий власти плечо и поддерживающий даже самые ее одиозные инициативы, недвусмысленно дал понять, что высокий уровень образования опасен для страны и приводит к революциям. По сути, это явилось прямым предупреждением. В качестве примера лидер ЛДПР сослался на ряд арабских стран, пошедших, якобы, в своей образовательной политике по пути России, в результате чего в них закономерно произошла цепь революционных потрясений. В США же, по мнению политика, никогда не случится революции, поскольку-де образование там носит избирательный характер. Чуть позже, в эфире «Русской Службы Новостей», Жириновский пошел еще дальше, договорившись до того, что качественное образование вообще должны получать лишь избранные.

 

Нет сомнений, что российская власть вместе с думским большинством «единоросов» хорошо услышала адресованный ей посыл и сделала все возможное, чтобы, невзирая на массированную критику со всех сторон, «продавить» через парламент наскоро скроенный законопроект, представленный медведевским правительством.

 

21 декабря прошлого года спорный закон в третьем чтении с огромным количеством поправок (свыше1400, из которых около 1000 было отклонено!), был тем не менее принят Госдумой, а 26 декабря одобрен Советом Федерации. 30.12.2012 года важнейший государственный документ был подписан президентом В. Путиным и, таким образом, должен вступить в законную силу с 1 сентября 2013 года. Вопрос, «машут ли после драки кулаками», в этом контексте остался открытым.

 

Характерно, что принят Закон был буквально за день до того, как Дума проголосовала за другой позорный Закон «Димы Яковлева». В своей логической взаимосвязи оба эти документа вполне «естественно» дополняют друг друга: следствием «сиротского» закона определенно  станут сломанные судьбы и здоровье тех, о ком государство просто не способно должным образом заботиться, во втором же случае оно узаконено отказывается от всех социальных обязательств по отношению к школьникам, студентам и преподавателям.

 

Нельзя сказать, чтобы российские граждане отнеслись ко всему случившемуся   безучастно. Протесты против фактического уничтожения образования, в которых принимали участие представители различного спектра политических сил, от демократов до коммунистов, начались задолго до принятия Закона. В начале февраля этого года Инициативная группа педагогических работников и граждан, неравнодушных к судьбе российского образования (так именует себя эта группа), распространила в Интернете «Открытое обращение к Президенту России» с требованием «отправить Федеральный Закон №273-Ф3 „Об образовании“ на доработку для приведения в соответствие с Конституцией РФ, правами и свободами человека». По мнению подписавших обращение, в Законе не указаны важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ, некоторые пункты просто противоречат друг другу.

 

В этом же месяце представители московского отделения ОГФ провели рядом со зданием Минобрнауки флэшмоб под лозунгом «Похороны российского образования». Подобного рода акции прошли в течение января-марта этого года и в ряде других российских городов.

 

А коммунисты и вовсе вознамерились обратиться в Конституционный суд, чтобы оспорить ряд положений Закона, расходящихся с Конституцией. Многие, в том числе и сами педагоги, назвали новый Закон не просто антинародным, а «детоненавистническим». Даже после соответствующих доработок, предпринятых уже после его принятия, документ так и не смягчил многие спорные антисоциальные установки.

 

Основное «достоинство» закона «Об образовании» – отказ сохранить необходимые социальные гарантии и обязательства государства в данной сфере.

 

В первую очередь, узаконивается необязательность получения общего среднего образования детей, чем нарушается статья 43 Конституции РФ.

 

Будут отменены ограничения на рост цен в детские сады. Сейчас родители должны платить не более 20% от цены присмотра и ухода. Ясно, что большинство родителей все полностью оплачивать не смогут.

 

По новому Закону дети-сироты также лишаются социальных гарантий. Они не будут более иметь право на внеконкурсное поступление в профессиональные учебные заведения. А ведь их число мало, не более 10%.

 

Предполагается значительное уменьшение студенческих бюджетных мест в высших и средне-специальных учебных заведениях. Подсчитано, что их за 3-5 лет станет примерно на 700 000 меньше. Снято ограничение на плату студентов за общежитие. До сих пор она не должна была превышать 5% от студенческой стипендии.

 

Закон фактически ставит крест на сельской малокомплектной школе. Формальный предлог – в таких школах невозможно осуществлять качественное обучение детей, но тратиться на ее поддержку государство не желает. Проще возить детей в хорошо оснащенные школы в десятках километров от сел. Всем, однако, хорошо известно, что закрытие сельских школ равноценно разрушению и гибели села: ведь родители неминуемо последуют за детьми. Чем это может обернуться, к примеру, для опустевших территорий Сибири и Дальнего Востока объяснять нет необходимости.

 

Закон дает старт для значительных сокращений педагогических кадров. Вот общеизвестные цифры из российской прессы. Согласно так называемой «Дорожной карты системы образования в России» предлагается до 2018 г. сокращение на 140 тысяч человек или на 44% преподавателей вузов. При этом нагрузка на оставшихся должна возрасти на 28%. На 87 тысяч человек (7%) сократится число школьных учителей – соответственно, нагрузка на одного учителя вырастет на 19%. Всего планируется уволить 422 910 педагогов: 87 025 учителей, 74 209 преподавателей профессиональных училищ, 261 676 вузовских преподавателей!

 

Характерно, что многие аналитики и журналисты, изучающие образовательную сферу, пишут о предельно минимальном финансировании российского образования на уровне 4,1 – 4,2 %, что даже по мнению комиссии Общественной Палаты составляет половину от минимальной потребности. Как подчеркивает журналист И. Иванова-Гладильщикова в «Русском журнале»,  «никто в мире не осуществлял успешной модернизации в этой отрасли меньше, чем на 7% от валового внутреннего продукта. Например, Бразилия к 2020 году предполагает увеличить расходы на образование до 10% от ВВП». И далее, цитируя председателя ОП России Я. Кузьминова, автор пишет: «Мы не просим 10%, мы просим столько, без чего нельзя модернизироваться».

 

Впрочем, проблема модернизации в свете последних событий в стране кажется уже неактуальной.

 

Я привел здесь весьма незначительную часть узаконенных антисоциальных мер, которые стартуют в системе образования с 1 сентября 2013 года; их полный перечень был бы намного шире и значительней. Все они до настоящего времени достаточно подробно комментируются российской прессой под всевозможными броскими заголовками (типа: «Закон „Об образовании“. Окончательный конец?», «Новый Закон „Об образовании“ приведет к краху России», «Верните школу детям» и т.д.)  и не составляют никакой государственной тайны.

 

На фоне всего не может не поразить цинизм представителей «Единой России» в Госдуме. Один из них, Председатель Комитета по образованию Александр Дегтярев и вовсе заявил: «Сильной стороной нашего закона является его социальная составляющая. Принятие данного закона … значительно укрепит защиту интересов личности в области образования».

 

Куда важнее, однако, то, о чем Закон упоминает вскользь, поскольку это реально противоречит статьям Конституции РФ. К примеру, проблема воспитания  в структуре общего образования. Согласно Закону его призвана заменить Церковь, а духовно-нравственная культура в нем сводится исключительно к религии. Становится обязательным и изучение религиозной культуры. О том, насколько это увязывается со светским характером образования, которое декларирует Конституция РФ, вполне естественно умалчивается.

 

Говоря по правде, новый Закон «Об образовании» всего лишь отразил уже давно наблюдавшуюся политическую тенденцию: «светская школа» в России утрачивает свои позиции, уступая натиску Русской Православной Церкви. Именно РПЦ стала сегодня самым влиятельным государственным институтом и идеологическим оплотом нынешнего политического режима в стране. Того и гляди, в российскую жизнь вновь на законных основаниях вернется известная доктрина романовского правления: «Самодержавие. Православие. Народность». Результаты ползучей «православизации» российского образования на всех его этапах, начиная со стадии дошкольного воспитания и заканчивая различными уровнями высшей школы, наблюдаются почти повсеместно.

 

Имеют место и вовсе беспрецедентные случаи, как, к примеру, в обычной государственной муниципальной школе №33 Ленинского района Кемерова. Здесь в сентябре 2012 года состоялось торжественное открытие и… освящение храма. Вдумайтесь, не оснащенного по последнему слову техники кабинета физики или информатики, не школьного театра или планетария, а... православной церкви!

 

Активными темпами осуществляется также «единение» церкви и вузовского образования. Свидетельство тому – знаковое совещание на тему «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», проведенное 28 ноября 2012 года под председательством Патриарха Кирилла, в котором принимали участие многие иерархи РПЦ. Мероприятие «почтили» своим присутствием помощник Президента РФ А. Фурсенко, вице-президент АН РФ, ректор МГУ В. Садовничий и ряд других деятелей образования. Можно лишь только гадать, что сможет выиграть от такого сотрудничества высшая школа!

 

Также совершенно непонятно, какие цели, если не чисто политические, преследует созданный, к примеру, в марте прошлого года так называемый «Союз православных педагогов Новосибирской области», членами которого является ряд преподавателей различных вузов города и области. Означает ли это, что данная категория педагогов принципиально ставит себя в привилегированное положение по отношению к неправославным  работникам высшего образования?

 

Словом, «светская школа», желает того власть или нет, явно приносится в жертву Церкви по соображениям политической конъюнктуры. Вряд ли в этой связи стоит рассчитывать на их плодотворный альянс.

 

А вот в части формирования у школьников «единственно правильного исторического сознания» власть явно рассчитывает на успех. Для чего же иначе президент дал указание разработать единый учебник по истории для средней школы! И хотя представители исторической науки и известные методисты уже давно и открыто призывают перестать смотреть на школьную историю как на инструмент военно-патриотического воспитания и «формирования» исторически правильных оценок», к этому, очевидно, все может свестись вновь при подготовке подобного учебника.

 

Каноническую версию истории России, укладывающуюся в школьный учебник, к созданию которой прямо призвал В. Путин, хочет иметь не только «Единая Россия», но и РПЦ, КПРФ и, разумеется,  национал-патриоты. Некоторые из них уже «бьют тревогу» по поводу того, что он будет из себя представлять. «Нам нужен единый имперский учебник истории» – категорически вещает некто иерей Александр Шумский  на сайте «Русская народная линия». И далее «…все упирается в вопрос, кто будет определять характер, содержание и идеологию единого учебника истории, патриоты-имперцы или либералы-разрушители? Создать единую команду из тех и других… не получится – либералы значительно преобладают над патриотами в системе образования»

 

Мне же почему-то представляется, что все обстоит с точностью до наоборот. Стоит лишь вспомнить недавно упраздненную за ненадобностью Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Именно она до недавнего времени надзирала за «правильным» толкованием фактов из истории страны.

 

Многие историки вполне справедливо полагают, что очередная кампания за написание «правильной» истории определенно обречена на провал, хотя и не отрицают возможность разработки единой общенациональной концепции такого учебника. Невозможно, однако, даже теоретически предположить, чтобы был создан единый учебник, содержание которого способно было бы удовлетворить потребности всего политического спектра российского общества. Можно не сомневаться, что в этом случае в изложении истории по-прежнему будут обходиться острые углы, сглаживаться противоречия, замалчиваться некоторые преступления, а также тоталитарные и преступные методы управления.

 

Как знать, не будет ли в угоду «Единой России» и РПЦ в качестве учебника создан некий гибрид, освещающий российскую историю с позиций православного патриотизма и имперской державности?

 

Важна, наконец, та оценка, которая будет дана периоду путинского правления.

 

Тем временем в самом российском образовании и вокруг него наблюдается целая череда скандалов. Громкий резонанс вызвал диссертационный скандал, когда в Московском госпедуниверситете 11 человек, уличенных в плагиате и других нарушениях, были лишены ученых степеней. Комиссия Минобразования, блогеры и общественные активисты обнаружили обширные заимствования и в диссертациях ряда чиновников и депутатов Госдумы. В незаслуженном получении кандидатских и докторских степеней были обвинены депутаты Госдумы Владимир Жириновский и Владимир Бурматов, глава Чечни Рамзан Кадыров, статс-секретарь министра образования Наталья Третьяк, детский омбудсмен Павел Астахов. Обнаружился обширный плагиат в диссертациях и у менее известных фигур из депутатского корпуса: члена Комитета по налогам и бюджету Татьяны Алексеевой, бывшего руководителя Федерального Агентства по образованию, ныне депутата Николая Булаева и ряда других.

 

Вынужден был в связи со скандалом покинуть свой пост глава Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Феликс Шахмалов. Последующая проверка установила, что только за 2012 год ВАК незаконно выдал 1300 дипломов доктора наук.

 

Увы, как пел когда-то В. Высоцкий, в России «все не так, как надо». С госдумовскими «учеными» и другими чиновниками ничего не произошло, по всей видимости, даже краски на лице не случилось, а вот на  инициировавшего расследования борца с «липовыми» диссертациями замминистра образования Игоря Федюкина пошел мощный «накат», после которого его вынудили подать в отставку.

 

Как детище нынешней российской власти, реформа образования заставляет задуматься о многом. Сдается, что как всегда прямолинейный, Владимир Вольфович несколько преждевременно раскрыл ее истинный замысел. К тому же ему, к сожалению, зачастую не достает образности. Этому, впрочем, не грех поучиться и у более авторитетных политиков. Хотя бы вот у этого: «Образование – это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках, кого этим оружием хотят ударить».

 

Хотите знать, кому принадлежит столь выразительная цитата? Иосифу Виссарионовичу Сталину. Так образно высказался Вождь и Учитель в беседе с английским писателем Гербертом Уэллсом в 1934 году. Уж он-то точно знал, кого и как образовательным оружием следует ударить. Для этого и создал на долгие годы «Краткий курс истории ВКП (б).

 

Быть может, тоже для того, чтобы не допустить… обратной революции?

 

Александр МАЛКИН