Сирия

 

Вселенский сирийский позор

 

Почему сирийский, понятно: два с половиной года сирийцы убивают сирийцев, зверствуют обе стороны, убийствам и зверствам не видно конца. Набили уже больше ста тысяч человек. Но что же остальной мир? Рассмотрим по порядку.

 

Арабский мир

 

Но это и всеарабский позор, и не только потому, что арабы убивают арабов. Почему арабские страны взывают к вмешательству Запада? Почему они не могут положить конец этой массовой бойне сами?

 

Газета «Süddeutsche Zeitung» в номере от 7 августа этого года сообщала: «Правительство Германии только в течение первой половины 2013 года одобрило поставки вооружений в шесть стран региона Персидского залива на сумму 817 млн. евро. В числе этих стран – Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты». То есть все страны Залива.

 

И далее: «Крупнейшим закупщиком немецкого оружия является Катар. В первом полугодии он заказал в ФРГ вооружений на 635 млн. евро. На втором месте – Саудовская Аравия – 118 млн. евро…» Газета напоминает, что в 2012 году к вывозу в страны Персидского залива из Германии было допущено оружия на сумму 1,42 млрд. евро. Годом раньше эта сумма составляла 570 млн. евро.

 

Но это все копеечные суммы. В апреле 2011 г. журнал  «Der Spiegel» опубликовал статью Бенджамина Биддера и Клеменса Хогса «Поставки оружия в арабские страны в центре внимания», в которой, в частности, приводились такие данные: «В прошлом году Вашингтон объявил о крупнейшей в истории экспортной сделке по поставке оружия. Саудовская Аравия в предстоящие 5-10 лет планирует закупить самолеты на общую сумму 60 миллиардов долларов. Деньги не проблема, и саудовские ВВС должны получить истребители-бомбардировщики F-15, ударные вертолеты Apache, ракеты, радиолокационное оборудование и бомбы... Еще за 30 миллиардов долларов саудовская королевская семья планирует модернизировать свои ВМС».


И еще об одной арабской стране: «Только в 2010 году ОАЭ заказали в США вооружений на общую сумму 40 миллиардов долларов». ОАЭ – это Объединенные Арабские Эмираты.

 

Можете не сомневаться, Катар и другие богатенькие страны Залива не отстают от своих соседей. Они вооружаются, прежде всего, против Ирана. Да, они помогают сирийским повстанцам оружием. Но почему они призывают вмешаться в конфликт западные страны, а не вмешаются сами своими вооруженными силами?

 

Весьма значительные вооруженные силы имеют Египет, Алжир и некоторые другие арабские страны.

 

Война между Ираком и Ираном длилась около восьми лет (1980 – 1988 гг.), потери обеих сторон превысили миллион человек. Можно вспомнить и неоднократные нападения армий арабских стран на Израиль.

 

А гасить сирийскую междоусобицу должен Запад? При этом арабы знают, что Совет Безопасности  ООН парализован позицией России и Китая в этом вопросе. А у них есть своя Лига арабских государств, через которую они могут организовать коллективные действия. Но, как писала «Die Welt» 3 сентября, «Лига арабских государств, которая никогда не отличалась ни смелостью, ни единством, резко осуждает политику Асада, но этим дело и ограничивается». 

 

Россия

 

Россия с самого начала сирийского конфликта заняла позицию безоговорочной поддержки режима Асада.

 

Эдвард Лукас в «The Times» 23 августа, не отрицая частичной вины «нерешительного Запада» за трагедию Сирии, в то же время считал: «И все же более других повинна Россия. В пику Западу она блокировала все попытки усилить давление на асадовский режим, когда еще можно было о чем-то договориться. Вновь и вновь она накладывала или угрожала наложить вето в Совбезе ООН, а министр иностранных дел Сергей Лавров вошел в роль Мистера Нет, которую во времена холодной войны играл Андрей Громыко.

 

Без московских покровителей Дамаску было бы гораздо труднее делать ставку на грубую силу, зато при поддержке России он может по-прежнему плевать на остальной мир, независимо от того, какую цену за это заплатит сирийский народ.

 

В отдаленной перспективе сирийский конфликт может закончиться чем-то вроде Дейтонского соглашения, положившего конец Боснийской войне. Многие не доживут до этого дня, а пока что Западу надо проститься с иллюзиями относительно России. Пора понять, что ее поведение – это не временное отклонение от демократических идеалов, а отражение сущности ее клептократического, параноидального, мстительного и глубоко антизападного режима».

 

6 сентября в том же издании бывший посол Великобритании в России писал: «Неужели русские не понимают, как ужасен режим Асада…Российская сторона понимает, что Асад – кровавый лидер, за которого стыдно, но подчиняет внешнюю политику не нравственным соображениям, а национальным интересам.

 

Для России Асад – ключевой ближневосточный союзник. Россия хочет покончить с привычкой Запада свергать режимы, дружественные России (Ирак, Ливия). И, наконец, Россия считает, что внимание Запада к правам человека – ханжество и прямая угроза российскому режиму».

 

Обозреватель «New Republic» Юлия Иоффе 11 сентября сочла, что «Путин и Асад околпачили Обаму. В понедельник госсекретарь Керри заметил, что удара по Сирии, может, и удалось бы избежать, если бы Асад за неделю сдал международному сообществу весь свой химический арсенал. Тот факт, что Керри тут же добавил: „Но он не собирается это делать, и, очевидно, это невозможно сделать“, похоже, никого не смутил.

 

Россия немедленно уцепилась за предложение Керри. Глава МИДа Сирии Муаллем высказался в его поддержку… Но это вовсе не „свет в конце тоннеля“, а полный хаос. Все ухватились за эту идею, точно за реалистичное предложение. А оно не реалистично».

 

Европа

 

Европа и в этом случае выступила в своем амплуа. «The Los Angeles Times» 8 сентября сообщала: «Европейская позиция оказалась двойственной – с одной стороны министры иностранных дел 28 стран-членов ЕС, собравшиеся в столице Литвы Вильнюсе, заявили, что „международное сообщество не может сидеть сложа руки“ после применения в Сирии 21 августа химоружия. С другой, Евросоюз отказался поддерживать военный удар по Сирии без одобрения этих действий со стороны ООН».

 

Со стороны ООН – это означает со стороны Совета безопасности. Как будто в Европе не знают, что этот Совет уже два с половиной года парализован вето России и Китая.

 

Вдобавок к этому приведем еще характеристику позиции Германии в данном вопросе, которую 4 сентября дал обозреватель «Die Welt» Михаэль Штюрмер: «Берлин надеется на чудо, на совместный ответ мирового сообщества, как будто бы он возможен. Берлин указывает на Совет Безопасности ООН, прекрасно зная при этом, что Китай и Россия, обладающие в нем правом вето, сделали все, чтобы действия сирийского диктатора остались без последствий.

 

В результате Конвенция ООН о запрещении химического оружия превратилась в ничто иное, как клочок бумаги. Зато у немецкого пацифизма совесть чиста. Значимость этого документа теперь зависит только от США. Их европейские союзники пока увиливают от ответственности».

 

Америка

 

Как всегда в подобных случаях все ждут спасения от Америки. Но Америку саму бы сейчас спасать от слабого президента.

 

Когда стало известно о химической атаке сирийских войск 21 августа, от которой, по имеющимся данным, погибло 1429 человек, в основном  мирных жителей, Обама так раздухарился, что  казалось: все, завтра США будут бомбить Сирию. Но потом он решил посоветоваться с Конгрессом. Потом он тянул резину по другим поводам. Наконец, он дождался спасительной подсказки от Путина, позволяющей ему ничего не предпринимать под предлогом согласия Асада на уничтожение его химического оружия.

 

А 11 сентября из Дамаска поступило официальное заявление: план уничтожения химического оружия не предусматривает его вывоза из Сирии. А что означает его уничтожение на территории Сирии в условиях идущей там гражданской войны – читайте в приведенной ниже статье российского военного эксперта Александра Гольца.

 

И. Давидович