СНГ

 

Янукович: то ли Гамлет, то ли Подколесин

 

Украина уже несколько лет стоит перед тяжким выбором. Не то чтобы «быть или не быть», но почти столь же мучительным: с кем быть – с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана или же с ЕС. Сама, бедняжка, исстрадалась и женихов измучила. Но эта многосерийная мыльная опера, похоже, близка к развязке.

 

О фронтальной августовской атаке России на украинскую экономику вам расскажет украинская журналистка Инна Булкина, затем мы познакомим вас с последними новостями на эту тему.

 

Таможенная война: так победим?

 

Тяжелый месяц август на этот раз прошел в Киеве под знаком «таможенной войны». Объявлена она была в ночь на субботу, 14-го, за 10 дней до очередной годовщины украинской независимости. Хотя спорадические маневры начались еще весной, когда Украина ввела дополнительные пошлины на ввозимые автомобили (страдательная фигура – «Жигули»). Это, по правде сказать, мало кто заметил. Тогда же Россия пообещала обложить пошлинами украинские трубы и шоколад, что, в конечном счете, и произошло. Так что когда чрезвычайный санитар Онищенко «обидел» сладостную продукцию украинских кондитеров, о «торговой войне» заговорили всерьез.

 

Наконец, 14 августа российская таможня фактически заблокировала весь украинский импорт – от порошенковских конфет до ахметовского металла. Здесь важна тотальная неизбирательность в отношении потенциальных жертв: когда в конфетах принадлежащего Петру Порошенко концерна «Рошен» были обнаружены канцерогены, все было понятно – у Порошенко репутация западника, едва ли не главного идеолога евроинтеграции. Между тем, Ринат Ахметов со своим «Метинвестом» – основной спонсор «Партии регионов», чей электорат традиционно голосует за дружбу с восточными соседями.

 

Иными словами, конфеты были «упреждающим ударом». Украинцам, по всей видимости, предлагалось сделать выводы. Тут стоит пояснить, что военные действия разворачивались на фоне многомесячных и, как теперь уже понятно, тупиковых переговоров о вхождении Украины в Таможенный союз и столь же продолжительных, но куда более продуктивных переговоров об ассоциации с Европейским союзом. Фактически Москва давала понять Киеву, что, мол, игрушки кончились, пора определяться, это наше последнее китайское предупреждение.

 

Украинские убытки с момента блокады оценивались в 2,5 млрд. долларов. Аналитики с обеих сторон принялись сводить цифры торговых балансов: 65 млрд. долларов составляет внешний товарооборот Украины со странами Таможенного союза, со странами ЕС на сегодняшний день – 50 млрд. При этом россияне напоминают украинцам, что Европа покупает все больше лук и подсолнечное масло, тогда как Москва – двигатели для вертолетов.

 

Украинцам в самом деле есть что терять, но, судя по последним отчаянным заявлениям российского вице-премьера Игоря Шувалова и украинского премьера Николая Азарова, Киев остался при своем. С отрицательным сальдо, но с европейской перспективой. С дырами в бюджете, но с ощущением, что за 22 года независимости хоть какие-то небольшие шаги к этой независимости, наконец, сделаны. Говорят (впрочем, говорили и прежде), что, потеряв российские рынки, Украина получит стимулы к модернизации и через некоторое количество тяжелых лет придет к тому, к чему, в конечном счете, пришли страны Балтии. Еще говорят, что после недвусмысленного российского «пинка» украинские энергетики буквально за две недели провели рекордную серию переговоров с Chevron, ExxonMobil и Shell по разработке месторождений сланцевого газа, что Нафтогаз планирует и впредь сокращать поставки российского газа и обещает к 2020 году полностью от них отказаться. Все это можно расценить как реальную перспективу, а можно – как демонстративную риторику в формате обмена военными действиями. Но, как бы там ни было, эту войну – пусть на уровне эмоций – Украина выиграла. По крайней мере, в Киеве сегодня есть ощущение, что «нас хотели нагнуть, но не нагнули».

 

После переговоров 26 августа украинский премьер-министр признался, что готов воспринимать грядущий Таможенный союз «как реальность», но и грядущую ассоциацию и зону свободной торговли Украины с ЕС тоже следует «воспринимать как реальность». Судя по симметричному заявлению Игоря Шувалова, в России уже такой уверенности нет: ассоциация Украины с ЕС предполагает «бесконечные переговоры со странами Таможенного союза об уровне таможенно-тарифного регулирования», как заявил Шувалов. И продолжил: «По сути это означает, что никакого Таможенного союза не будет» (для Украины. – И.З.)

 

Инна Булкина,

«Ежедневный журнал», 29 августа

 

* * * 

К концу августа стало ясно, что Украина ускользает из объятий «старшего брата». Российское руководство изо всех сил пытается не допустить этого, в ход, понятно, идут и кнут, и пряники.

 

Сам Путин 22 августа не угрожал – как вы могли так плохо о нем подумать? – но разъяснял, что в случае ассоциированного членства Украины в ЕС Россия просто вынуждена будет принять защитные меры.

 

4 сентября в интервью «Первому каналу» и агентству Assotiated Press он опять так мягко-мягко стелил: «Ну, посмотрим, каким будет выбор украинского руководства. К любому, какой бы выбор ни был сделан, мы отнесемся с уважением и, безусловно, будем продолжать работать».

 

Путинская челядь выражается не столь витиевато. На передний край выдвинулся его советник Сергей Глазьев, который чуть ли не ежедневно выступает на эту тему. 3 сентября в интервью изданию «Коммерсантъ-Украина» он заявил, что подписание Киевом соглашения с ЕС «перечеркнет саму возможность вступления страны в Таможенный союз (ТС), Единый экономический союз (ЕЭС) или (будущий) Евразийский экономический союз».

 

Он пугал украинцев: дескать, соглашение с ЕС «несимметрично» – «ЕС получит все, а Украина – только то, что посчитает нужным Евросоюз». Соглашение, по его словам, в одностороннем порядке открывает для ЕС украинский рынок.

 

«Украина с подписанием соглашения теряет самостоятельность и перестает быть для нас не просто стратегическим, но даже полноценным партнером», – заявил Глазьев.

 

Поэтому, по его словам, на последних переговорах в Москве премьер РФ Дмитрий Медведев предупредил своего коллегу Николая Азарова, что, по мере того как Киев будет обнулять свои пошлины на импорт из ЕС, ТС будет вводить свои пошлины на ввоз этих товаров с Украины.

 

Постращав украинцев кнутом, Глазьев перешел к пряникам. Он уверял: «останься» Украина с Россией, она могла бы рассчитывать на серьезную скидку на цену газа. В рамках будущего ЕЭП стоимость топлива для Украины «была бы близка к той, по которой его получают белорусы, то есть речь идет о двух- или трехкратном снижении».

 

Поставки газа по внутренним ценам ТС и отмена экспортных пошлин на нефть и газ принесли бы Киеву 7-8 млрд. долларов экономии ежегодно. В целом, по подсчетам кремлевского советника, за счет экономии на газе, ликвидации защитных мер во взаимной торговле, снятия технических барьеров, отмены экспортных пошлин Украина «в случае ее участия в евразийском интеграционном процессе» могла бы получать 11-12 млрд. долларов в год.

 

Если 3 сентября Глазьев соблазнял украинцев «двух- или трехкратным снижением» цен на газ, то 8 сентября, выступая на «Эхе Москвы», он уже говорил о чисто «трехкратном снижении» этой цены.

 

Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов в Брюсселе 2 сентября на совещании руководителей представительств ИТАР-ТАСС в странах Европы пряниками не располагал, но, как большой специалист по нравам ЕС, пугал украинцев: «Если Украина подпишет в ноябре в Вильнюсе на саммите стран Восточного партнерства ЕС соглашение об ассоциации с Евросоюзом, то еще не факт, что его ратифицируют все 28 стран ЕС. Не исключено также, что соглашение будет подписываться не полностью – может быть подписана только политическая часть, а раздел о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли оставлен на будущее»,

 

А что касается упований Украины на полное членство в ЕС, «то это случится не раньше, чем лет через тысячу». А вот в Таможенный союз – хоть сегодня.

 

9 сентября свою лепту в запугивание Украины внес премьер-министр России Дмитрий Медведев. На совещании со своими вице-премьерами он заявил: «Если Украина подпишет соглашение об ассоциированном членстве в Европейском союзе, то вход для нее в Таможенный союз будет закрыт». Дескать, спохватитесь, проситься будете, плакать будете, – но будет поздно.

 

Но, похоже, это уже для России поздновато стало загонять Украину в стойло. Как сообщает «Зеркало недели», 4 сентября во время встречи с фракцией Партии регионов сам президент Украины Виктор Янукович обвинил российских партнеров в нарушении целого ряда договоренностей и объявил, что выбор сделан, и выбор этот – ассоциация с ЕС.

 

«Пожаловавшись на невыполнение взятых на себя российской стороной обязательств, нарушение договоренностей и стремление унизить и задавить, Янукович подчеркнул, что таким образом его визави в Кремле и „Газпроме“ наносят оскорбление не просто президенту, но всей Украине», – сообщают источники издания.

 

По их же данным, Янукович напомнил, что во время согласования Харьковских соглашений российская сторона на самом высоком уровне пообещала, что частью достигнутых договоренностей станет изменение формулы цены газа, продаваемого «Газпромом» в Украину, но впоследствии россияне свое обещание не сдержали.

 

Кроме того, как рассказал президент, во время переговоров в Москве Янукович представил своим визави информацию о ценах, по которым «Газпром» продает газ Германии, Италии, Австрии и ряду других государств. В то время как Украине он обходился в 430 долл. за тыс. кубов (это уже с учетом отминусованных 100 долл. платы за аренду баз Черноморским флотом России в Крыму), эти страны платили от 360 до 380 долл. за тыс. кубометров.

 

«Приведя еще ряд примеров, Янукович сделал вывод о том, что партнерского и уважительного отношения северного соседа к Украине ожидать не приходится. Поэтому его решение в пользу европейского вектора безальтернативно».

 

Но вот самое трогательное свидетельство того, до чего северный сосед довел президента Украины: «Янукович сообщил, что каждое утро он начинает с молитвы, в которой просит, чтобы Бог дал ему терпение и выдержку для общения со стратегическим соседом».

 

В вопросах евроинтеграции  наметилось полное единство украинской власти и оппозиции. В повестке дня пленарной недели Верховной рады значилось шесть законопроектов, которые входят в пакет документов, необходимых для подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Пять из них оппозиция поддержала сразу, в частности такие: о гарантиях независимости судебной власти, о гарантиях исполнения судебных решений, об облегчении условий содержания под стражей. Как такие не поддержать?

 

Не поддержала оппозиция проект о внесении изменений в закон «О таможенном тарифе». Но 4 сентября глава фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк объявил, что оппозиция поддержит и этот проект.

 

Политолог, глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко так объяснил это единодушие: «Сегодня мы наблюдаем, что подавляющее большинство оппозиционеров прислушалось к призывам Юлии Тимошенко и Юрия Луценко объединиться с властью вокруг подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, как стратегическому курсу страны. Даже „Свобода“ в лице Олега Тягнибока, несмотря на ряд оговорок, поддерживает евроинтеграционные стремления Украины».

 

Впрочем, полного единодушия все же не получилось: оппозиция линии власти на евроинтеграцию страны обнаружилась в самой партии власти. «В Партии регионов российская колонна подняла мятеж. Лидеры мятежников – Нестор Шуфрич, Олег Царев и другие. Всего около 40 штыков. Это те, кто служит не Януковичу, а тем более не Украине, а Путину и России», – написал на своей странице в Facebook народный депутат Владимир Куренной (от партии «УДАР»).

 

Представители Партии регионов, правда, отрицают раскол – Шуфрич заверял журналистов, что не планирует выходить из фракции, однако не исключил, что в Раде может быть создано «объединение депутатов за сотрудничество с Таможенным союзом». Но ведь уже предельно ясно: с Таможенным союзом означает без Евросоюза.

 

8 сентября, выступая на проходившей в столице Литвы Вильнюсе европейской конференции по внешней политике и безопасности, спикер Верховной Рады Владимир Рыбак заявил: «Мы выполним все условия уже в октябре, включая правовые решения проблемы с освобождением Юлии Тимошенко и лечением ее в Германии. Последние штрихи сейчас согласовываются с нашими европейскими партнерами. На Вильнюсский саммит Украина приедет готовая для подписания ассоциации».

 

По его словам, «Украина намерена выдержать любое давление России ради подписания Соглашения об ассоциации с ЕС».

 

Выражая общее мнение государств Евросоюза относительно давления России на Украину, министр иностранных дел Литвы (которая сейчас председательствует в ЕС) Линас Линкявичюс сказал, что подобное поведение недопустимо, и это негативно отразится на отношениях ЕС и России. Аналогичное предостережение России сделал и председатель Европейского совета Херман ван Ромпей.

 

А вот что касается освобождения Юлии Тимошенко, Владимир Рыбак поторопился. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко 10 сентября заявил Радио «Свобода»: «Президент Виктор Янукович и его администрация больше не рассматривают освобождение Юлии Тимошенко как условие Евросоюза к подписанию соглашения об ассоциации. Как минимум до конца сентября никто Тимошенко освобождать не будет. На Банковой получили информацию, что сейчас для Европейского Союза вопрос о Тимошенко не является ключевым вопросом, от которого зависит подписание соглашения. Решающую роль сыграла ситуация с давлением России на Украину. Борьба за Украину является решающим геополитическим фактором».

 

Фесенко предположил, что Евросоюз вернется к настойчивой позиции в вопросе Тимошенко в процессе ратификации соглашения об ассоциации с Украиной.

 

То есть сначала спасем Украину от Путина, а потом будем спасать Тимошенко от Януковича.

 

В заключение украинской темы вернемся к словам Инны Булкиной о том, что «потеряв российские рынки, Украина получит стимулы к модернизации и через некоторое количество тяжелых лет придет к тому, к чему, в конечном счете, пришли страны Балтии».

 

Все, в принципе, так, но многие украинские семьи и без того находятся на грани выживания. Что с ними будет в предстоящие «тяжелые годы»? В странах Балтии простым людям тоже пришлось и еще приходится нелегко, но там правящие круги хоть не тянут куцее одеяло на себя. Как с этим обстоит в Украине, мы рассказали в предыдущем номере «Рубежа». Если бы президент Украины в своих утренних молитвах попросил Бога, чтобы его окружение поимело немного совести…

 

Милые бранятся – только тешатся?

 

А с 26 августа еще одна мыльная опера разворачивается между Россией и Белоруссией. В этот день генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, прибывший в Минск по приглашению премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, после переговоров с ним был в минском аэропорту арестован. Следственный комитет Белоруссии предъявил ему обвинение по статье «Злоупотребление властью и служебными полномочиями», которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества.

 

Какое, казалось бы, дело, Белоруссии до того, как исполняет свои полномочия менеджер российского предприятия? Оказывается, он еще занимал должность главы наблюдательного совета в «Белорусской калийной компании». Но на этой должности он, по определению, не имел никаких распорядительных функций и, следовательно, ничем не мог злоупотребить.

 

Лукашенко метил в одного из крупнейших российских олигархов Сулеймана Керимова, главного владельца «Уралкалия», но не имея возможности до того дотянуться, арестовал, по сути, в качестве заложника Баумгертнера.

 

А за что он ополчился на Керимова? Тот якобы (не исключено, что и действительно) стал продавать на мировой рынок калийные удобрения по демпинговым ценам, обвалив их в разы, чтобы разорить «Белорускалий» и затем купить его по дешевке. А у Лукаша продажа этих удобрений осталась едва ли не единственным источником иностранной валюты. Вот Отелло и  рассвирепело.

 

Наблюдатели гадают, сделал это Керимов по собственной инициативе или по наущению Кремля. Одни считают, что Лука Путину надоел, и он решил таким способом от него избавиться. Другие указывают на то, что этот скандал никак не в интересах российского президента, когда он изо всех сил старается продемонстрировать все преимущества членства в Таможенном союзе Украине. А ведь Белоруссия не только в Таможенный союз входит, она еще, если кто забыл, образует с Россией союзное государство, президентом которого является Лукашенко, а премьер-министром – Путин. Сейчас как раз идет подготовка к заседанию Совета министров этого союзного государства, в ближайшее время также должны пройти совместные военные учения «Запад-2013». 

 

Наше мнение: Путин вряд ли заинтересован в этом скандале. Во всяком случае, З0 августа он, как ни в чем не бывало, поздравил Лукашенко, которому исполнилось 59 лет, с днем рождения.

 

Что, правда, не помешало России сократить поставки Белоруссии нефти и ужесточить контроль за поставляемыми оттуда молочными продуктами. А Белоруссия тем временем обратилась в Интерпол, и тот уже объявил в международный розыск Керимова. Появились сведения, что Керимов продает акции «Уралкалия», потом  появилось их опровержение.

 

А 10 сентября гендиректор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин заявил, что после истории с арестом в Минске Владислава Баумгертнера он передумал ехать в Белоруссию на переговоры об объединении с белорусским ОАО «МАЗ».

 

Не правда ли, весело живут братья-славяне?

 

*  *  *

Нынешние вожди трех восточно-славянских государств очень близки друг другу по духу. Несомненно, каждый из них является патриотом своей страны. Но патриотизм их того рода, который был сформулирован в США еще в ХIХ веке и сводился к правилу: Техас должны грабить техасцы.

 

Двое младших паханов настаивают на соблюдении этого правила. А третий, считающий себя старшим (не по биологическому возрасту, а потому что у него паханат самый большой) требует от них признания его старшинства, со всеми вытекающими последствиями. А те – патриоты же – каждый на свой манер упираются.

 

Вот и все, вот и весь разговор…

 

Обзор подготовил Израиль Зайдман