Грузия

 

Неполиткорректные речи в политкорректной ООН

 

На той же 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, на которой новый президент Ирана Хассан Роухани собрал аншлаг (почти аншлаг, израильская делегация все-таки покинула заседание, но по сравнению с заполненностью зала во время выступлений экс-президента Ахмадинежада это был аншлаг), состоялось и прощальное выступление уходящего президента Грузии Михаила Саакашвили. Тут тоже аншлага не случилось – российская делегация покинула зал заседаний, как выразился официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, «в знак несогласия с теми оценками, которые транслировал господин Саакашвили с трибуны Генассамблеи».

 

А постпред России при ООН Виталий Чуркин уже после заседания так прокомментировал речь президента Грузии: «На этот раз это было даже не выступление, а набор бредовых измышлений, носивших не просто антироссийский, а русофобский и антиправославный характер. К счастью для грузинского народа, близок закат политической карьеры этого человека, чье психическое состояние требует профессиональной оценки».

 

Близок ли закат его политической карьеры – это, как говорится, бабушка надвое сказала, посмотрим, а вот президентство его действительно заканчивается, но он уходит, в отличие от некоторых коллег (не будем указывать пальцем), не цепляясь мертвой хваткой в президентские галеры.

 

А вот для того, кто в эти галеры вцепился, действительно может наступить закат карьеры – выскажем такое осторожное предположение – на второй день после того, когда его от этих галер таки оттащат.

 

Ниже приводим самые характерные выдержки из выступления Михаила Саакашвили без комментариев – пусть читатели сами делают выводы о том, «чье психическое состояние требует профессиональной оценки». С учетом того, что никогда российская делегация не покидала зал заседаний во время выступлений представителей самых одиозных режимов планеты, изгоев мирового сообщества, будь то Северная Корея, Иран или Сирия.

 

Сейчас, когда я здесь выступаю перед вами, те страны Восточной Европы, которые стремятся стать членами европейской семьи, членами содружества свободных и демократических государств, испытывают постоянное давление и угрозы.

Армению загнали в угол и вынудили вступить в Таможенный союз, что не входит ни в ее, ни нашего региона интересы. Молдове объявили блокаду, делают нападки на Украину, Азербайджан подвергается давлению, а Грузия оккупирована...

 

В отличие от большинства государств, Российская Федерация не заинтересована в существовали вокруг стабильных государств. Вечный хаос и беспорядок в соседних странах – это то, к чему стремится Кремль.

Он фундаментально отрицает идею сильных правительств в Грузии, Украине и Молдове, даже таких, которые будут дружественно настроены к его интересам.

Уважаемые делегаты,

как вы думаете, к примеру, желает ли Владимир Путин, чтобы Армения полностью одержала победу над Азербайджаном? Нет, так как это означает, что Армения будет слишком сильной и слишком независимой.

Думаете ли вы, что реальность противоположна – т.е. Москва желает победы Баку над Ереваном? Конечно же нет. Возрождение модернизированного Азербайджана будет равноценно кошмару для российских лидеров.

Нет, они не желают победы ни одной из сторон. Их целью является собственно конфликт, так как это обеспечивает зависимость обеих стран и препятствует их европейской интеграции.

Как вы считаете, обусловило ли поражение сил Оранжевой революции на выборах изменение отношения Москвы к Украине?

Наоборот. правительство Януковича постоянно является объектом нападок. Россия, перед запланированным в Вильнюсе саммитом, начала против Украины торговую войну, а российские должностные лица открыто говорят о перспективах развала этого государства.

Как вы считаете, готов ли Кремль рассмотреть вопрос деоккупации Абхазии и Южной Осетии сегодня, когда правительство уже изменилось в Тбилиси? Вовсе нет! Аннексия грузинской земли российскими войсками по-прежнему продолжается.

Ненависть Владимира Путина к правительству, возглавлять которое я имел честь в течение почти десятилетия, не обусловлена личной антипатией или культурным недопониманием. Все подобные интерпретации являются лишь ширмой.

Мой предшественник, президент Шеварднадзе, пришел из советской номенклатуры. Он вернулся к власти в 90-х годах путем военного переворота при прямой поддержке России. В отличие от меня, он был известен собственными советскими дипломатическими навыками. Несмотря на все это Россия постоянно пыталась подорвать его власть и несколько раз даже устраивала на него покушение.

Это касается не Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили или Иванишвили. Реально, имена не имеют большого значения. Дело касается будущего грузинской государственности.

Почему? Потому, что сегодняшние руководители России прекрасно знают, что как только будут построены крепкие институты в Украине, Грузии, Молдове или еще где-то, эти институты отразят и усилят желание народов этих стран быть истинно независимыми и частью европейской семьи.

Именно поэтому в России посчитали грузинский опыт успешных реформ и строительства настоящего государства определенным вирусом, который мог «инфицировать» весь бывший Советский Союз; вирусом, который необходимо искоренить любыми доступными средствами. И это тогда, когда мы, еще в недавнем прошлом несостоявшаяся, наиболее коррумпированная и криминализированная страна, стали наименее коррумпированной страной в Европе, первым реформатором в мире (согласно Всемирному банку) и лучшим местом для ведения бизнеса.

Мне становится плохо, когда офицер КГБ Владимир Путин читает миру лекцию о мире, ценностях и демократии.

Евразийский союз создан как альтернатива Европейскому Союзу, который Владимир Путин рассматривает в качестве главного проекта своего президентского срока.

Евразийский союз является нашим ближайшим прошлым и будущим, которое нам готовят в Москве бывшие офицеры КГБ. В противовес этому, наши традиции и многовековые стремления ведут нас в совершенно другой мир, который называется Европой.

И европейские общества далеки от совершенства. И там встречается страх, сомнения, зло и даже ненависть.

Но там меритократия стоит выше непотизма, а фундаментом общественной жизни является толерантность. Нынешние оппоненты являются будущими министрами, которых никто не сажает в тюрьму и не расправляется с ними физически.

Взгляните на наш регион сегодня. Кто знаком с историей Кавказа, знает, что армяно-азербайджанское кровопролитие, произошедшее в 1905 году, прямо манипулировалось царской администрацией. Разве нельзя сравнить его с началом карабахского конфликта в конце 80-х годов прошлого века?

Российская армия находилась там, к тому же, в большом количестве, и на ее глазах началась война. Они обеим сторонам показывали, что помогают, реально же разжигали конфликт.

Кто знаком с историей, легко вспомнит начало войны в Абхазии в начале 90-х годов, когда грузинские полувоенизированные формирования брали оружие у той же российской армии, которая, со своей стороны, управляла абхазскими формированиями и чеченскими наемниками, чтобы уничтожить всякое чувство солидарности среди народов Южного и Северного Кавказа.

Это происходило точно так же, как и сто лет назад, когда грузинские офицеры направлялись на передовую российских войн против чеченских, ингушских или дагестанских народов.

Можем посмотреть и на другие периферийные страны в разных исторических отрезках – к примеру, на Польшу и Украину. Мы увидим ту же картину. Империя поджигала отношения между порабощенными народами и разделяла их стеной фанатичного антагонизма.

К сожалению, такой подход оправдывал себя. Еще большее сожаление вызывает то, что это работает и сегодня.

Европейский союз – самый большой политический успех последних десятилетий – основан на трех китах, которые можно назвать и тремя «отрицаниями»:

Первое: отрицание радикального национализма, который дважды довел Европу до края коллективного самоубийства в виде двух мировых войн и нацистских ужасов;

Второе: отрицание коммунизма, угроза распространения которого существовала на континенте;

Третье: отрицание империализма и колониализма.

Евразийский союз же основан на точно противоположных принципах. Он основан на противостоянии, во главе его стоят структуры старого КГБ и его целью является оживление старой империи.

Именно поэтому вступить в Евразийский союз очень легко. Не существует политических, социальных или экономических критериев. Стать колонией вообще не требует никаких усилий. Пассивность и никакого выделения – вот единственный критерий.

С другой стороны, попадание в Европейский союз, т.е. в настоящее объединение, требует титанических усилий для удовлетворения тех точных критериев, на которых стоит Евросоюз.

Поэтому тем, у кого еще имеются сомнения по этому поводу, хочу сказать: именно потому, что вступление в ЕС требует усилий и соответствия определенным критериям, именно потому, что ЕС не пытается нас проглотить (как об этом мечтает второй союз), наш выбор яснее ясного.

В то же время существует аргумент получше для прояснения сказанного. Это то, что российский проект обречен на провал. Сегодня не сможет существовать ни одна империя, тем более российская.

Если посмотреть на историю, Британия и Франция потеряли колонии не только потому, что колонии боролись за независимость, но и потому, что в Париже и Лондоне не верили в империи. В эффективность империй не верили не только на периферии, но  и в центрах. Именно это происходит сейчас в России.

Отрицание имперской мечты, как мы увидели, сначала происходит на перифериях, но главное то, что империю отрицают и в центре. Подобное отрицание проявляет себя не только в народном протесте или даже в возрастающей поддержке оппозиции в больших городах России. Это отрицание, в первую очередь, проявляется в циничном отношении к этому проекту Путина со стороны российской элиты. В этот проект не верят именно те, кто должен ему служить.

Следовательно, в результате отрицания как на окраинах, так и в центре, империалистический путь заходит в тупик, Евразийский союз ожидает крах. Россия сформируется как национальное государство, которое будет вместо окраин иметь настоящие границы. Именно после этого она начнет формирование стабильных отношений с соседями. Именно после этого противостояние сменится сотрудничеством. Это произойдет быстрее, чем многие люди думают. От этого получат выгоду как находящиеся на окраине страны, но больше всего – русский народ. Это произойдет потому, что для поколения российских граждан, которое является наиболее активным пользователем интернета в мире, имперский проект является абсурдом. Это произойдет потому, что газ и нефть не смогут заменить экономическую модернизацию. Это произойдет из-за коррупции и отсутствия справедливости. Это произойдет потому, что целые регионы испытывают отчуждение из-за дискриминации и насилия, из-за того, что Чечня, Ингушетия, Дагестан, Татарстан или другие места настолько притеснены, что не чувствуют себя участниками одного с Москвой проекта. Это произойдет потому, что фрустрация, злость и ненависть очень сильны, а объединяющего начала практически нет. Это произойдет не в будущих десятилетиях, а в ближайшие годы.

Через несколько лет Владимира Путина не будет ни в Кремле, ни в российской политике, несмотря на то, что он намерен еще несколько лет оставаться на посту.

Для граждан России он останется тенью старого времени, империи, коррупции и гнета.

Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным. Никто не знает, будет ли преемник Путина либералом, националистом или и тем и другим. Здесь главное в другом: Россия не будет империей и она превратится в нормальное государство. Это перспектива, к которой мы все вместе должны подготовиться.

Сегодня, за небольшое время до Вильнюсского саммита Восточного партнерства, хочу повторить свой призыв, который я несколько раз делал в последние годы.

Созданием Восточного партнерства, как ответ на нападение России на Грузию в 2008 году, ЕС предложил нашим странам прекрасную платформу сотрудничества под своим зонтом. В это начинание нам следует приложить больше усилий.

 

Поясним. Саммит стран Восточного партнерства, о котором упомянул президент Грузии, должен пройти в ноябре в столице Литвы, на нем планируется подписание ассоциативного соглашения и договора о свободной торговле между ЕС и Украиной, а также парафирование соответствующих соглашений с Грузией и Молдовой. Кстати, стремление России не мытьем, так катаньем затащить Украину в Таможенный союз и не пустить ее в Европу – еще одна характерная иллюстрация отношения российских властей к бывшим союзным республикам, как к своим вассалам.

 

На заседании ООН выступила и хозяйка будущего форума, президент Литвы Даля Грибаускайте. В своем выступлении она, по сути, подтвердила правильность оценки Михаилом Саакашвили отношения российских властей к бывшим союзным республикам. Правда, о том, что российская делегация бойкотировала выступление президента Литвы, сообщений не поступало.

 

Даля Грибаускайте рассказала о давлении, с которым сталкиваются страны Балтии за годы своей независимости. Она также напомнила, что «через два месяца в Вильнюсе несколько стран Восточной Европы планируют подтвердить свою решимость завершить болезненные, но необходимые реформы, которые нужны для экономического роста, политической стабильности и обеспечения благополучия в обществе».

 

«Эти страны, – продолжила президент Литвы, – в течение долгих лет с трудом добивались внутренних договоренностей в плане реформ, их направления и масштабов. Они учились на своих ошибках, мобилизовали внутренние ресурсы, создавая свое будущее. Этим странам было нелегко определиться с путем развития. Однако они столкнулись с торговыми ограничениями, запретами на товары, манипуляциями с ценами на энергоресурсы, давлением и открытым унижением в информационном пространстве».

 

Далее она отметила, что «все еще появляются желающие навязать тот или иной путь развития, применяя экономическое, энергетическое или кибернетическое давление, представляя искаженную информацию или угрозы». «Ведь очень сложно выбирать, когда за свободный выбор получаешь не поддержку и советы, а угрозы поднять цену на газ или остановить торговлю. При таком давлении трудно выполнять некоторые реформы, которые уполномочили бы членов общества и предоставили бы им возможность участвовать в создании страны».

 

«Даже Литва, которая сегодня занимает пост председателя Совета Европейского союза и, казалось бы, уже успешно утвердила свой выбор, подвергается не меньшему давлению. Препятствия для путешествующих людей на границе, необоснованные задержки при перевозке грузов, „молочная война“ – это всего лишь несколько самых свежих примеров"», – заявила Грибаускайте.

 

По данным литовской стороны, с 30 августа на границе между Литвой и Калининградской областью российская сторона стала тщательно досматривать зарегистрированные в Литве легковые автомобили, следующие в обоих направлениях, а с 11 сентября начала детально проверять и грузовики, страна загрузки которых – Литва. Кроме того, Роспотребнадзор предъявил претензии к литовским производителям молочной продукции, так как в ней, по версии российской стороны, были найдены следы антибиотиков, введя временные ограничения на ввоз молочной продукции.

 

Ну, тут можно быть спокойным: Онищенко непоколебимо стоит на страже здоровья российских граждан.