Климат

 

От потепления к похолоданию?

 

Давно мы не писали о климате. Без нашего надзора он может совсем испортиться. Посмотрим, что ученые сообщали о нем в последние 9 месяцев.

 

Жером Беилен и Николя Эмбер, руководители программы «Лаборатория Земли», писали в «Le Mond» 27 декабря 2012 г. в статье «Надо срочно спасать Арктику»: «Необходима новая мировая структура по управлению океанскими пространствами. Арктика испытывает на себе воздействие глобального потепления, и мы призываем сделать регион зоной, подконтрольной новой международной структуре.

 

Темпы таяния паковых льдов в этом году достигли рекордного уровня. По оценкам директора департамента физики Северного Ледовитого океана Кембриджского университета Питера Уэдэмса, полное разрушение летнего ледникового покрова Арктики может произойти уже через четыре летних сезона. Такое быстрое таяние способствует настоящей арктической гонке между прибрежными государствами, компаниями по разведке и добыче ископаемых и фирмами, специализирующимися на морских международных перевозках...

 

Подобная перспектива чревата многими рисками, экологическими и гуманитарными, в экосистеме, которая имеет важнейшее значение для экологического равновесия планеты. Необходимо создать новую международную структуру, которая бы занималась мониторингом ситуации в регионе, разрабатывала принципы профилактики экологических катастроф, меры воздействия на виновных в загрязнении, прозрачные механизмы и способы немедленного реагирования на возникающие проблемы».

 

Сюзан Голденберг в «The Guardian» 15 февраля 2013 г. в статье «Тайное финансирование сети антиэкологических организаций»: «Миллиардеры-консерваторы использовали секретный способ финансирования, чтобы перевести почти 120 млн. долларов более чем 100 группам, которые ставят под сомнение научные исследования, посвященные проблеме климатических изменений.

 

Эти средства позволили создать обширную сеть организаций и групп активистов, работающих на одну цель: превратить проблему изменения климата из нейтрального научного факта в вызывающий резкие противоречия вопрос...

 

Поток денег воспламенил сопротивление консерваторов экологической программе Барака Обамы, что уничтожило всякую возможность для Конгресса предпринять хоть что-то по вопросу о перемене климата. Те же самые группы сейчас выступают против попыток Обамы предпринять шаги в этом направлении во втором сроке. Главный получатель тайно переводимых средств подверг детальной критике раздел о климате в докладе президента Конгрессу о положении дел в стране в эту среду».

 

Ханна Девлин в «The Times» 6 марта в статье «Корабли смогут ходить через Северный полюс к 2050 году»: «По прогнозам американских ученых, корабли смогут ходить через Северный полюс к середине века. Никто никогда не говорил о судоходстве через вершину Северного полюса, – отметил руководитель исследования профессор Лоренс Смит из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. Это полностью неожиданная возможность.

 

Он сказал, что открытие новых судоходных маршрутов, которое станет возможным с сокращением ледяного покрова, открывает большие экономические возможности. При этом он выразил опасения по поводу сохранения уникальной экологии Арктики и безопасности судов. Результаты исследования были опубликованы в журнале „Proceedings of the National Academy of Sciences Plus“».

 

                           Коллаж «Рубежа»

 

Наше недоумение. Если Жером Беилен и Николя Эмбер утверждают (см. выше), что «полное разрушение летнего ледникового покрова Арктики может произойти уже через четыре летних сезона», зачем ждать до 2050 г., чтобы открыть судоходство через Северный  полюс? И что может угрожать безопасности судов, если льдов не будет?

 

Майкл Слежак в «New Scientist» 17 февраля в статье «Антарктический лед тает быстрее, чем в прошлом тысячелетии»: «В некоторых регионах Антарктики таяние льда достигло самого высокого уровня за тысячелетие. Каждое лето лед тает в десять раз быстрее, чем 600 лет назад. Более того, самой высокой скорость таяния стала с середины XX века.

 

Коллектив Австралийского национального университета в Канберре под руководством Нерили Абрам исследовал буровой образец льда длиной в 364 метра, насчитывающий 1000 лет. Образец был изъят с западного побережья Антарктического полуострова, а этот район быстро нагревается.

 

По слоям образца можно было отследить сезонное таяние и повторное замерзание льда. Как выяснилось, самый холодный период и наименьшая скорость таяния снега были 600 лет тому назад. В тот момент каждый год таяли и снова замерзали всего 0,5% снега. К началу XX века эта доля выросла вдвое, а к концу века – вдесятеро».

 

Не названный корреспондент «Daily Mail» 30 апреля в статье «Следующий период похолодания может продлиться 250 лет»: «Эксперты утверждают, что спад солнечной активности наблюдается раз в 200 лет, и следующие „заморозки“ начнутся к 2040 году

 

Российские ученые полагают, что каждые 200 лет активность Солнца временно снижается, и оно выделяет меньше тепла, в результате чего средняя температура на Земле падает на несколько градусов.

 

В последний раз такое явление наблюдалось между 1650 и 1850 годами – эпоху, получившую название „Малый ледниковый период“. Однако исследователи из Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге считают, что предстоящее похолодание, которое, по оценкам ученых, может начаться между 2030 и 2040 годами, будет не столь суровым, как в прошлый раз.

 

По словам члена Российской академии наук Владимира Котлякова, „нет никаких оснований полагать, что глобальное потепление продлится до конца этого века. Человеческая деятельность и промышленные выхлопы оказывают большое влияние на окружающую среду, но силы природы намного мощнее“».

 

Наше разочарование. А как же судоходство через Северный полюс к 2050 г.? Голова кругом идет: какие ученые правы – те или эти?

 

«The Age» 3 мая в статье «ООН бьет тревогу из-за таяния арктических льдов»: «Лед в Арктике таял рекордными темпами в 2012 году, девятом среди самых жарких лет, что усилило обеспокоенность изменением климата, показателем которого стали экстремальные погодные условия, как во время урагана „Сэнди“, заявила метеорологическая организация ООН.

 

В докладе о ситуации с таянием льдов в 2012 году Всемирная метеорологическая организация (ВМО) утверждает, что в период таяния льдов с августа по сентябрь ледовое покрытие Арктики уменьшилось на 18% по сравнению с предыдущим рекордно низким уровнем, зафиксированным в 2007 году. Генеральный секретарь ВМО Мишель Жарро назвал это „пугающим признаком изменения климата“.

 

„Например, из-за того, что уровень Мирового океана теперь на 20 см выше, чем в 1880 году, такие штормы, как ураган „Сэнди“, вызывают большее затопление суши, чем это было бы при других обстоятельствах. Продолжающаяся тенденция к увеличению концентрации в атмосфере парниковых газов и, как следствие, усилившийся радиационный прогрев атмосферы Земли свидетельствуют о том, что потепление продолжится“ – заявил Жарро.

 

Температуры выше среднего наблюдались над большей частью поверхности Земли, в основном в Северной Америке, Южной Европе, на западе России, частично в Северной Африке и на южной оконечности Латинской Америки».

 

Наше уточнение. Но в Северной Европе, на всем огромном востоке России, большей части Африки и Латинской Америки, что составляет, как минимум, половину поверхности Земли, никакого потепления, выходит, не было, а кое-где, возможно, даже наблюдалось похолодание? Не есть ли это обычные колебания климатической карты?

 

ИТАР-ТАСС 4 июня в статье «Медведев мечтает об увеличении емкости Севморпути и международных проектах в Арктике»: «Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе дискуссии на пленарном заседании глав правительств стран Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) заявил, что емкость Северного морского пути (СМП) может увеличиться до 10 млн. тонн грузов в год. Медведев также выразил надежду, что этот транспортный путь будет наращивать свои коммерческие преимущества.

 

Российский премьер подчеркнул, что принципиальное значение для развития конкуренции имеет развитие транспортных коммуникаций, включая новые железнодорожные пути, и коммерческое освоение Северного морского пути.

 

„Еще 2-3 года назад объем грузов, который перевозился по Северному морскому пути, составлял порядка 300 тысяч тонн в год, сейчас мы уже перевозим Северным морским путем 4 млн. тонн, – поведал Медведев своим коллегам. – Цифра в районе 10 млн. тонн является абсолютно нормальной, но может быть и больше“.

 

Россия будет модернизировать береговую и портовую инфраструктуру, развивать современные системы мониторинга, навигации и связи, пообещал Медведев. „Идея максимально широкая. Главное, чтобы под эту идею были деньги. И вот это уже задача и для правительств, и для бизнеса“, – заключил Дмитрий Медведев».

 

Ричард Мили в «Financial Times» 22 июля в статье  «На фоне таяния льдов в Арктике ожидается рекорд судоходства»: «Текущий год должен стать рекордным для арктического судоходства, которое благодаря таянию льдов может стать новым торговым путем, соединяющим Европу и Азию. По состоянию на 19 июля администрация Северного морского пути (СМП), протянувшегося вдоль северного побережья России, выдала разрешение на проход 204 судам, говорится в статье. Для сравнения, в 2012 году этим путем проследовали 46 кораблей, а в 2010 – всего 4.

 

Эксперты предрекают, что в ближайшие десятилетия судоходство в Арктике продолжит расти, однако составить конкуренцию южному пути через Суэцкий канал СМП сможет лишь через несколько лет. Капитан российского флота атомных ледоколов Валентин Давыдянц считает, что к 2021 году морское сообщение через Арктику увеличится в 10 раз, а сам СМП будет открыт 8 месяцев в году. Морской институт Южной Кореи, в свою очередь, прогнозирует, что к 2030 году на долю СМП будет приходиться четверть всех торговых перевозок между Европой и Азией».

 

Сайт NEWSru.com 10 сентября в статье «Китайцы начали коммерческое освоение Северного морского пути»: «Политики и ученые внимательно следят за плаванием сухогруза Yong Sheng, принадлежащего контролируемой китайскими властями компании Cosco и следующего под флагом Гонконга по Северному морскому пути (СМП) через Берингов пролив и пролив Вилькицкого, вдоль российской береговой линии.

 

Использование СМП позволило судну выиграть две недели пути по сравнению с традиционным маршрутом доставки грузов из Китая в Европу по морю через Индийский океан и Суэцкий канал (45 – 48 дней). Любая возможность сократить пребывание груза в пути означает существенное снижение издержек для судовладельцев, импортеров и, соответственно, потребителей.

 

Yong Sheng покинул порт Тайцан близ Шанхая с 20 тыс. тонн металлических изделий на борту. В голландском Роттердаме его ожидают 10 или 11 сентября. Это первый коммерческий контейнеровоз, который совершает путешествие из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по Северному морскому пути.

 

Сейчас, на фоне потепления климата, в арктических водах меньше льда, чем в последние десятилетия, и объемы перевозок по Северному морскому пути стремительно растут. К тому же СМП, как пояснил журналистам менеджер Cosco, намного безопасней традиционного маршрута, на котором между Индонезией и Малайзией, а также у берегов Сомали можно натолкнуться на пиратов.

 

Северный морской путь представляет собой кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность – примерно 15 тыс. километров, что почти на 4,5 тыс. километров короче, чем путь через Суэцкий канал.

 

СМП, в прошлом исключительно российская вотчина, сегодня активно осваивается иностранцами, и прежде всего китайцами. Первый китайский ледокол прошел по Севморпути в 2012 году. КНР даже объявила о сенсационных планах освоения так называемых „полярных владений СССР“.

 

Развитие трансконтинентальных перевозок и использование Северного морского пути стали основными темами обсуждений на завершившемся 6 сентября 17 заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта.

 

По информации Национального центра по мониторингу снега и льда США, площадь арктических льдов с 1979 года уменьшилась на 53%».

 

Дэвид Роуз в «Daily Mail» 9 сентября в статье «А теперь глобальное похолодание! Арктический ледяной покров увеличился за год на 60%»: «После прохладного арктического лета площадь ледяного покрова океана стала на 60% – почти на миллион квадратных миль – больше, чем в прошлом году.

 

Ледяной покров увеличился после того, как в 2012 году были зафиксированы рекордно низкие показатели его площади. За шесть лет до этого BBC передавало прогноз, по которому глобальное потепление оставит Арктику безо льда летом 2013 года. На самом деле еще до наступления периода ежегодного осеннего ледостава сплошной слой льда площадью с пол-Европы распростерся от канадских островов до северных берегов России.

 

Северо-Западный проход от Атлантики до Тихого океана оставался заблокированным льдом целый год. Лед встал на пути более 20 яхт, намеревавшихся пройти по нему, а круизный лайнер, пытавшийся пройти по этому маршруту, был вынужден вернуться.

 

Некоторые из именитых ученых ныне полагают, что мир близится к периоду похолодания, который не кончится до середины этого столетия. Этот процесс противоречит компьютерным прогнозам неминуемого катастрофического потепления.

 

Американский профессор-климатолог Джудит Карри считает, что поведение льда в ближайшие пять лет будет важно как для понимания климата, так и для будущей политики. „Арктический лед – это индикатор, за которым следует наблюдать“, – сказала она».

 

Наш комментарий. Что же это, граждане, выходит: пока в России, Китае и Европе радовались отступлению арктических льдов и открывающимся в связи с этим грандиозным перспективам судоходства по Северному морскому пути (СМП), природа сыграла с нами злую шутку – от потепления повернула к похолоданию?

 

Конечно, делать далеко идущие выводы по одной статье в «Daily Mail» рановато. Надо ждать дальнейших сообщений. Но этот звоночек настораживает. Как бы не получилось, что в инфраструктуру СМП будут вложены огромные средства, а путь этот опять закроется, как окошко в Париж в известном фильме.

 

Но возможен ли этот внезапный поворот от потепления к похолоданию? Если считать, что похолодание связано с выбросами в атмосферу парниковых газов, то нет. Ибо мы, вопреки усилиям экологов и всей прогрессивной общественности во главе с Нобелевским лауреатом Альбертом Гором, продолжаем успешно «коптить небо».

 

Однако, в статье от 30 апреля в той же «Daily Mail» (см. выше) приведено мнение российского академика из Пулково Владимира Котлякова, который утверждает: «Человеческая деятельность и промышленные выхлопы оказывают большое влияние на окружающую среду, но силы природы намного мощнее». Вряд ли с ним можно спорить: хорошо известно, что климатические изменения в обе стороны, в том числе и гораздо более значительнее тех, которые мы ныне наблюдаем, в истории нашей планеты не раз имели место задолго до того, когда это можно было связать с человеческой деятельностью.

 

Правда, в той статье говорится, что похолодание, по оценкам пулковских  ученых, «может начаться между 2030 и 2040 годами». Но в расчетах космических процессов расхождение в 15-20 лет допустимо.

 

В связи с этим мы хотели бы напомнить нашим читателям опубликованную в №4 «Рубежа» за 2008 г. статью «Спечемся или замерзнем?» с подзаголовком «В какую сторону меняется климат планеты и меняется ли вообще?». В той обширной статье приводилось мнение еще одного российского ученого, заведующего сектором космических исследований той же Пулковской обсерватории Хабибулло Абдусаматова, который, как говорилось в статье, «за несколько последних лет в десятках статей и интервью доказывает, что наблюдаемое потепление вызвано не парниковым эффектом и, следовательно, не связано с выбросами газов в атмосферу, а является чисто природным явлением, на которое мы повлиять не можем, да и незачем нам пытаться это делать, ибо процесс вот-вот пойдет в обратную сторону, и мы, того и гляди, станем замерзать».   

 

Абдусаматов рассказывал о различных циклах солнечной активности, совместное влияние которых и ответственно за изменения земного климата, которые также были прослежены в той статье. В частности, там говорилось: «Во второй половине XIX века завершился малый ледниковый период, и началась сравнительно теплая эпоха, продолжающаяся и сейчас. Вот это и служит одним из главных аргументом для того меньшинства ученых, которые отрицают антропогенное происхождение нынешней фазы потепления».

 

И далее приводился вывод Абдусаматова: «…нынешнее потепление есть просто фаза выхода из Малого ледникового периода, объясняемая увеличением солнечной активности. Сейчас мы переживаем пик этой активности, а уже примерно в 2012 году начнется опять похолодание. Около 2035 года глобальная температура Земли понизится на 0,6 – 0,8 градуса, а примерно к 2060 году – на 1,2 градуса. В начале ХХII века вновь начнется потепление».

 

Несколько позднее, как мы писали в №11 «Рубежа» за 2010 г. в статье «Ученые все еще решают: спечемся или замерзнем?», Абдусаматов уточнил, что похолодание начнется в 2014 г. Там же приводились мнения некоторых американских ученых, которые, исходя из наблюдений за Солнцем, также предрекли скорое начало похолодания на Земле.

 

Если считать первый прогноз Абдусаматова (2012 г.), по терминологии артиллеристов, недолетом, а второй (2014 г.) перелетом, то начало похолодания, по Дэвиду Роузу (2013 г.), в точности попадает в эту вилку.

 

Но подождем подтверждений приведенных им данных.

 

Обзор подготовил Израиль Зайдман