Грузия

 

Саакашвили и его Сакартвело

 

Событие, о котором говорили и которого ждали как минимум с осени прошлого года, когда после парламентских выборов партия «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили потеряла все позиции, кроме президентской, свершилось: теперь в отставку ушел и сам батоно Мишико. Смена власти в Грузии, растянувшаяся, по сути, на целый год, завершилась. Как закончилась де-факто и конституционная реформа: отныне Грузия – парламентская республика.

 

Очередные выборы президента Грузии состоялись в воскресенье 27 октября. На высший пост государства претендовали ни много ни мало аж 23 кандидата. Реальных претендентов было трое: кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили, кандидат от бывшего правящего, а теперь оппозиционного «Единого национального движения» Давид Бакрадзе, а также небезызвестная Нино Бурджанадзе, экс-спикер парламента, соратница Саакашвили в пору «Революции роз», ставшая одним из самых непримиримых его противников после российсско-грузинской войны 2008 года.

 

Саакашвили, отбывший два возможных по конституции президентских срока, в выборах не участвовал. Как и Бидзина Иванишвили, который пообещал – вы не поверите! – в течение недели после инаугурации нового президента покинуть пост премьера, и заняться созданием неправительственной организации для повышения роли гражданского общества. Думается, он сдержит слово – никто ведь его за язык не тянул.

 

Скажем честно, мы не были в восторге от победы Бидзины и его «Мечты» в прошлом году, но вот ведь человек совершенно добровольно уходит от власти! И почему это никто в Грузии не цепляется мертвой хваткой за галеры? Может быть, в том числе и потому, что с гражданским обществом дела здесь обстоят более-менее благополучно? И не уходящий ли президент-«диктатор» (в представлении Бурджанадзе) поспособствовал этому?

 

Результаты голосования оказались следующими: Георгий Маргвелашвили набрал 62,11% голосов, Давид Бакрадзе 21,73% и Нино Бурджанадзе – 10,18%. Фаворит гонки получил с большим походом более 50%, таким образом, необходимость в проведении второго тура отпала.

 

Наблюдатели оценили прошедшие выборы как честные и прозрачные. Лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, один из аутсайдеров гонки, набравший 2,87 процента голосов, утверждал, как и Бурджанадзе, что выборы были сфальсифицированы в результате сговора между «Грузинской мечтой» Иванишвили и «Национальным движением» Саакашвили. Но в стране с населением четыре с половиной миллиона человек было аж 20 тысяч своих, местных, наблюдателей и еще 1200 международных, и существенных нарушений они не обнаружили.

 

Уходящий президент признал выборы честными. «Избиратели Грузии сказали свое слово, я хочу сказать всем, кто недоволен результатами: мы должны уважать любой выбор – таковы правила демократии».

 

Комментируя итоги выборов, Саакашвили с сожалением заметил, что явка избирателей, по сравнению с предыдущими выборами в 2008 году, была низкая. Она составила 46,6%, то есть, в голосовании приняли участие менее половины граждан страны, имеющих право голоса. Но в Грузии нет порога явки, поэтому выборы признаны состоявшимися.

 

Я далек от мысли, что Грузия уже вплотную приблизилась к стандартам стран западной демократии, но в течение десяти лет правления Михаила Саакашвили она, несомненно, двигалась в этом направлении, а не назад, в прошлое, как некоторые ее соседи, не будем показывать пальцем.

 

При этом надо понимать (помнить), в каком состоянии принял страну победитель «революции роз». Об этом напомнил блогер tamerson: «За 10 лет он совершил рывок длиною в целый век. Чудес в реальной жизни не бывает и всех озолотить невозможно, но дать людям веру в себя, страну, будущее можно и нужно. Не просто заставить было людей в это поверить... более 13 лет страна была в разброде – сепаратизм, война, беженцы, воровские бароны и нищета… никакого просвета. Но он сделал это, не на словах, а на деле. Самый, наверное, главный урок, который он дал всем нам, кавказцам – это то, что реформы возможны, что разрубить этот воровской, навязанный нам, узел проблем возможно!»

 

Ему вторит Demien Amorales: «Начиная с 2003 года бывшую Грузинскую ССР возглавил молодой амбициозный политик Михаил Саакашвили, который смог превратить Грузинскую ССР в Сакартвело, вытащить страну из руин и хаоса в число наиболее динамично развивающихся стран Европы».

 

А вот как характеризовала эпоху Саакашвили Анна Зафесова в итальянской La Stampa 28 октября: «Это была неспокойная эпоха, полная адреналина, заговоров и реформ, непонятных смертей и войн, выборов и дискуссий, сделавшая маленькую кавказскую республику одним из главных элементов новой холодной войны. При этом Саакашвили удостоился личной ненависти Кремля: Путин хотел видеть Саакашвили „повешенным“ … После первых лет независимости от Москвы, характеризовавшихся переворотами и межэтническими войнами, Саакашвили вывернул Грузию, как перчатку. Его сторонники аплодируют ему за решительные либеральные реформы и, самое главное, за борьбу с коррупцией, преобразовавшую страну, которая и в советские времена считалась эпицентром взяток, кумовства и мафии. Сотни чиновников, полицейских и даже университетских профессоров и врачей были уволены без предупреждения за поборы … Для русских он (Саакашвили. – В. З.), вероятно, враг номер один, который осмелился вывести маленькую страну с орбиты Кремля, чтобы направить ее к Европе, НАТО и США, заплатив за это войной с Москвой, которая в 2008 году привела к тому, что Грузия де факто лишилась территорий, унаследованных от СССР … Чем бы все ни закончилось, Грузия теперь – другая страна… Грузия – страна, в которой президент после двух мандатов подряд уходит, не пытаясь прибегать к уловкам, испытанным его коллегами на постсоветском пространстве».

 

Сожалеет о выборе, сделанном грузинами, блогер surkovrussia. «Oчень жалко Грузию. У гордых грузин был шанс. Шикарный шанс вылезти из болота советской шизофрении, сбросить оперение гадкого утенка и стать Сингапуром, Тайванем, Израилем... Или хотя бы Чехией...

 

Нет смысла рассказывать о том, как Саакашвили коварно заставил гордых горцев из каменного века перейти в XXI столетие. Подлец отменил священный народный обычай целовать ноги ворам в законе. Нарушил благородный завет коммунистических предков платить дань ментам. Понастроил светлых стеклянных офисов, где невозможно всучить взятку... Короче, жить стало реально сложно.

 

Вместо того чтоб лизать сапоги, нужно пожимать руки, вместо платы ментам следует соблюдать закон, вместо распила бюджета необходимо открывать бизнес... Ужас!

 

Вместо темных подворотен грузины вынуждены ходить по светлым улицам. Ужас-ужас!»

 

Кстати, об Израиле. Да простят меня наши евреи, но я бы в данном случае сравнил Грузию именно с Израилем. «Грузинское чудо» состоялось, как и «чудо Израиля», во многом, что называется, вопреки: враждебному соседу.

 

Саакашвили, в общем, повторил участь всех реформаторов, отважившихся на глубокие реформы, на ломку отжившего, но устоявшегося порядка вещей (вспомним судьбу Егора Гайдара, например). Как правило, по достоинству их могут оценить лишь потомки. Об этом 1 ноября написала The Wall Street Journal в редакционной статье «Грузинский Джордж Вашингтон» (привожу в изложении Инопресса.ру):

 

Возможно, лишь приближенные бывшего президента могут прочувствовать, какую боль испытывает Михаил Саакашвили. «Президент Грузии отходит от власти непопулярным и неоцененным, но мы полагаем, что история окажется более благосклонным судьей», – говорится в редакционной статье.

 

За 10 лет правления в кавказской республике Саакашвили допустил много ошибок, но в крупных вещах он был прав, утверждает издание. Он привнес энергию и идеалы в страну, пытавшуюся выжить под пятой России.

 

Он разогнал транспортную полицию с ее традицией мелкого взяточничества и облегчил условия для начинающих предпринимателей. Но «харизматичный лидер нации с неглубокими демократическими традициями», как характеризует его WSJ, разогнал и антиправительственные протесты в 2007 году, закрыл национальный телеканал и „пережил войну с Россией Владимира Путина в 2008 году“.

 

 Михаил Саакашвили покинет свой пост этаким грузинским Джорджем Вашингтоном, обеспечившим переход к демократии в регионе, где избранные лидеры сплошь и рядом превращались в диктаторов. Иванишвили мог бы воздать должное его достижениям и оставить Грузию образцовой страной региона, отказавшись от политической мести».

 

Избранный президент Георгий Маргвелашвили настроен, как и уходящий президент, на интеграцию в Европу и НАТО, но надеется при этом улучшить отношения с северным соседом: «Интеграция в Европу и северо-атлантический альянс – конечная цель нашей внешней политики. В то же время мы хотели бы добиться определенных результатов в снижении напряжения в отношениях с Россией».

 

Но не надо забывать, что власть теперь будет сосредоточена в руках премьер-министра. 2 ноября премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили назвал главу МВД Ираклия Гарибашвили своим преемником на посту премьера. «Ираклий Гарибашвили доказал во время своего правления в министерстве, что он будет достойным и на посту премьер-министра. У премьера будет больше власти, и Ираклий будет соответствовать этому посту», – сказал Иванишвили.

Сам нынешний премьер, напомним, намерен уйти из политики 24 ноября – через неделю после инаугурации избранного президента Георгия Маргвелашвили, которая пройдет 17 ноября. Правда, высказываются опасения, что Иванишвили никуда на самом деле не уйдет, а будет править страной из-за кулис, ни за что не отвечая.

В ближайшее время прояснится, сдала ли Грузия тест на демократию, насколько она укоренилась в результате реформ ушедшего президента, легко – или трудно – ее поколебать.

 

Напомним еще о том, что в конце этого месяца Грузия, наряду с Украиной и Молдовой, должна принять участие во встрече «Восточного партнерства».

 

Вадим ЗАЙДМАН