Израиль

 

Так ли уж все кучеряво в Израиле и вокруг него?

 

Многое в обеих приведенных выше статьях соответствует действительности, но в отношении некоторых их положений возникают вопросы, а другие, особенно в статье Даниэля Пайпса, представляются явными преувеличениями.

 

Александр Майстровой утверждает: «И Израиль, и арабские режимы столкнулись с одними и теми же грозными опасностями». И одна из этих опасностей, по его мнению, – это «трехглавая гидра суннитского фундаментализма – „Мусульманские братья“, салафиты и „Аль-Каида“».

 

Но одна из главных арабских стран, интересы которых ситуативно совпали с интересами Израиля, – это Саудовская Аравия, государственной религией которой как раз и является ислам салафитского (ваххабитского) толка. И что же, салафиты ей тоже угрожают? 

 

А вот о чем писал Жорж Мальбрюно 19 сентября в «Le Figaro»: «По данным ООН, на сегодняшний день в Сирии насчитывается около 600 влиятельных вооруженных группировок, и из них 58% являются представителями ультрарадикальных и обскурантистских течений ислама.

 

„По моим оценкам, еще год назад число повстанцев, которые состояли в группировках, связанных с „Аль-Каидой“, не превышало 5%, рассказал глава координационного бюро ООН Мохтар Ламани, имея в виду „Джабхат ан-Нусра“ и „Исламское государство в Ираке и Леванте“ (ИГИЛ). – Сегодня члены этих двух организаций и салафиты в целом составляют больше 40% из 150 тыс. повстанцев, сражающихся на территории страны“.

 

Исследование команды Ламани длилось больше года. Выяснилось, что удельный вес формирований, подчиняющихся Свободной сирийской армии (ССА), невелик, тогда как „Джабхат ан-Нусра“ и ИГИЛ – единственные, кто за два года боев никогда не испытывал недостатка в деньгах и оружии».

 

Понятно, что США и другие западные страны не станут вооружать группировки, связанные с «Аль-Каидой». Откуда же они могли в достатке получать оружие и финансы? Кроме как из Саудовской Аравии, Катара и других арабских стран Персидского залива, неоткуда. А между тем, эти группировки уже сейчас, когда им еще далеко до победы над режимом Асада, высказывают угрозы в адрес Израиля.

 

Весьма запутанными ныне выглядят и отношения арабских стран между собой. В свое время арабские страны Залива поддержали в Египте режим «Братьев-мусульман» во главе с Мурси, в том числе финансово. Это выглядело закономерно: исламские режимы поддерживают родственный режим. Но, когда в Египте случилась «вторая революция», и «Братишки» были отстранены от власти, страны Залива стали на сторону светского режима! 19 августа саудовское агентство новостей SPA передало такое сообщение: глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал объявил о том, что готов возместить Египту все убытки, которые тот, возможно, будет нести, лишившись финансовой помощи стран Запада, возмущенных поведением властей страны, жестко подавляющих беспорядки.

 

Какими практическими интересами это можно объяснить? Чем саудовских салафитов не устраивают египетские «Братья-мусульмане», которые, по Майстровому, вместе с ними и «Аль-Каидой» составляют «трехглавую гидру суннитского фундаментализма»? Что не поделили эти головы?

 

А вот Майстровой пишет, что в 2009 г., во время операции «Литой свинец», «правители стран Персидского залива» были разочарованы тем, что Израиль «не довершил начатую им работу по уничтожению ХАМАСа». Как это сочетается с тем, что в октябре 2012 г. катарский принц Тамим бин Хамад Аль Тани (вскоре ставший эмиром Катара) посетил сектор Газа и передал ХАМАСу чек на 400 млн. долларов?

 

С другой стороны, Катар, как мы писали, из всех стран Залива наиболее активно устанавливает связи с Израилем, причем в некоторых случаях уже открыто. Но, с третьей стороны, вот о чем сообщил 28 марта этого года израильский сайт Jewish.ru: «Правительство Катара призвало к немедленному созданию фонда в миллиард долларов с целью „деевреизации“ Иерусалима и возвращения его палестинцам. Доха обещает сама внести в фонд 250 миллионов долларов.

 

Предложение было сделано в первые часы открывшегося во вторник саммита ЛАГ в Дохе. Главной повесткой дня считалась Сирия, но за отсутствием единства по данному вопросу арабские лидеры перешли к тому, что их объединяет – к евреям. Эмир Катара заявил, что Иерусалим всегда принадлежал палестинцам, и они должны получить то, что им принадлежит».

 

Ну, конечно, разве вы не слышали о древнейшем арабском государстве Палестина, которое соперничало по своей мощи и культуре с Египтом и другими крупнейшими державами Древнего мира?

 

Но Майстровой прав, когда говорит о том, что Совет сотрудничества стран Персидского залива решительно ввел санкции против «Хезболлы», не деля ее шизофренически, как это сделала Европа, на военное и политическое крылья.

 

А в декабрьском номере прошлого года «Еврейской газеты» была опубликована совсем сногсшибательная новость: «В Саудовской Аравии из последнего издания учебников для12-х классов изъяты параграфы откровенно антиеврейского характера, в которых содержались кровавые наветы и прочие негативные стереотипы о евреях». 

 

А вот 20 сентября на генеральной конференции МАГАТЭ арабскими странами был предложен проект резолюции, призывающий Израиль присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Эта нежелательная для Израиля резолюция большинством голосов была отклонена, и решающее значение в этом сыграло дружное голосование «против» 28 стран-членов ЕС.


В общем, нет у Израиля надежных союзников, он может только ситуативно сотрудничать то с одними, то с другими странами.

 

*  *  *

Что же касается статьи Даниэля Пайпса, то в ней, прежде всего, удивило, что из впечатляющих  успехов Израиля он отметил только классическую музыку. Успехи, достигнутые народом Израиля во множестве областей – в науке, технологиях, здравоохранении, сельском хозяйстве, обороноспособности, возрождении древнего языка и пр. – за такой короткий срок и в столь тяжелых условиях просто не с чем сравнить (о некоторых из последних достижений читайте ниже).

 

Тем не менее, и проблем у еврейского государства и его граждан хватает – во многом по причине все тех же внешних условий. А Пайпс, на наш взгляд, очень их преуменьшает или вообще не хочет видеть.

 

Он пишет: «Недавний опрос показал, что 93 процента израильских евреев гордятся быть израильтянами».

 

Но 30 сентября в Израиле были опубликованы результаты опроса, проведенного социологическим институтом «Диалог» под руководством профессора Камиля Фукса для 10-го канала израильского телевидения. Опрос показал, что 51% израильтян задумывались над возможностью уехать из Израиля. 49% респондентов заявили, что сегодня их отъезд из Израиля кажется им более оправданным, чем в прошлом. Отвечая на вопрос о том, поддержали бы они решение своих детей покинуть Израиль, 45% родителей ответили утвердительно. Еще 33% сказали, что предоставили бы детям возможность принимать такие решения самостоятельно.

 

В той же публикации сообщается: опрос, проведенный редакцией NEWSru.co.il в апреле этого года, показал, что около 48% читателей сайта (то есть русскоязычных) задумывались над возможностью уехать из Израиля. При этом процент этот не зависит от уровня доходов семьи.

 

Конечно, далеко не все, кто задумывается об отъезде, уедут в действительности. Но немало и уезжает, в том числе и к нам, в Германию. Но почему, если, как вслед за госсекретарем США Джоном Керри повторяет Пайпс, израильтяне живут в своей стране с «ощущением безопасности и процветания»? Чего же им еще надо?

 

Рассказали мне недавно о девушке, приехавшей в Германию в гости из Израиля. Она уже отслужила в армии, а когда дело дошло до высшего образования, оказалось, что это для ее семьи не по карману: оно в Израиле стоит дорого. Когда она узнала, как с этим дело обстоит в Германии, расплакалась. Проблема эта известна мне не понаслышке: с нею столкнулись в Израиле и внуки моей сестры.

 

Гости из Израиля неизменно отмечают существенно более низкие цены на продукты и товары в Европе по сравнению с их страной. Жизненный уровень в Израиле в целом, очевидно, ниже, чем в европейских странах.

 

Патриотизм большинства израильтян вне сомнения, но все же три года армейской службы для юношей и два года для девушек, да затем еще периодические призывы резервистов – это не пустяк.

 

Все это и многое другое – плата за относительную безопасность, в которой живут израильтяне. По проценту расходов на оборону и безопасность в бюджете Израиль почти неизменно занимает первое место в мире.

 

За 65 лет своего существования Израиль пережил 8 военных конфликтов и две интифады. Какая еще страна в мире может похвастаться таким «достижением»? А в промежутках – теракты и обстрелы из Газы на юге и из Ливана на севере. Да, благодаря возведению стены и другим мерам число жертв удалось уменьшить, но не свести к нулю.

 

И еще вопрос: кого считать жертвой? Вот о чем в №12 «Еврейской газеты» за прошлый год в статье «Посттравматическое детство» рассказал Петр Люкимсон: «За 11 лет, прошедшие с того времени как первые ракеты стали падать на Сдерот и его окрестности, в стране выросло поколение людей, страдающих посттравматическим синдромом… Один из первых его признаков: ребенок в возрасте 6-9 лет начинает мочиться в постель, по  ночам его мучают кошмары, он кричит во сне… Дети, хотя бы раз оказавшиеся на улице в момент падения ракеты, почти перестают выходить из дома даже с родителями…Еще одна проблема заключается в том, что дети с посттравматическим синдромом не способны нормально учиться. Сегодня в городах и поселках, находящихся в зоне обстрелов, проживают сотни детей в возрасте 8-9 лет, которые в силу своего психического состояния не умеют читать и писать».

 

Кто хотел бы, чтобы его дети или внуки жили в зоне обстрела? Ныне эта зона достигает уже предместий Тель-Авива. Это из Газы. А Насралла хвалится, что его «Хезболла» теперь обладает ракетами, способными из Ливана  достигать любой точки Израиля, вплоть до Эйлата. Попутно: вы, случайно, не в курсе, большие друзья Израиля в ЕС относят Насраллу к военному или политическому крылу «Хезболлы»? Во втором, естественно, обретаются исключительно убежденные миротворцы.

 

Такова «безопасность» для граждан Израиля. Что же касается радости Пайпса по поводу того, что «Израиль поддерживает дипломатические отношения со 156-ю из 193-х членов ООН», то стоило бы ему ознакомиться с тем, как эти члены в своем большинстве голосуют при обсуждении разных сторон ближневосточного конфликта.

 

Пайпс признает, что университетские кампусы настроены враждебно по отношению к Израилю, но считает более важным позитивное отношение к нему американских конгрессменов. Но ведь через непродолжительное время выпускники тех же университетов займут места конгрессменов, наводнят собою – уже наводняют – редакции газет и журналов и сделают атмосферу в западном обществе еще более враждебной к еврейскому государству.

 

*  *  *

Конечно, впадать в уныние по поводу положения Израиля в окружающем мире не стоит – есть у еврейского государства и друзья, хоть и не очень многочисленные; лавируя, удается ему находить союзников, пусть и не слишком постоянных, а главное – внутренне он достаточно крепок и демонстрирует выдающиеся достижения во многих областях деятельности.

 

Но и предаваться успокоению нет оснований, и прежде всего потому, что союзники Израиля – практически все – имеют свойство одновременно быть его недругами.

 

И. Давидович