Украина

 

Дело не в Тимошенко

 

Готовность миссии Кокса-Квасьневского работать с украинским руководством практически до Вильнюса, осторожность в оценках происходящего в Киеве и надежда на торжество здравого смысла – все это, на первый взгляд, еще позволяет надеяться, что Виктор Янукович поймет, что без решения вопроса Юлии Тимошенко подписания соглашения об ассоциации не будет, даст «отмашку» депутатам, те проголосуют за необходимые законопроекты – и разум восторжествует.

 

Но эти расчеты могут оправдаться только в том случае, если Янукович действительно заинтересован в подписании соглашения об ассоциации, а не ищет возможности для неподписания. То, как стал вести себя президент после встречи с Владимиром Путиным в Сочи – и то, каким безумием сопровождалась последующая встреча двух авторитарных правителей «где-то в России» – как раз и свидетельствует о поиске такого повода. Янукович делает все возможное, чтобы лишить Европейский Союз возможности подписания соглашения с нашей страной – вот в чем на самом деле состоит его тактика. При этом он не закрывает двери полностью, оставляя для себя самого шанс изменить решение – и, похоже, в Брюсселе это начинают понимать.

 

Дело – не в Тимошенко. Дело – в отсутствии выбора между Европейским Союзом и Россией. Пока что трудно сказать – учитывая секретный характер переговоров Путина и Януковича – что стало причиной для этого отсутствия выбора – обещания или угрозы. Главное – сработало. Президент Украины использует вопрос Тимошенко для срыва процесса европейской интеграции Украины.

 

Безумцы, повторяющие повсюду – от речей в парламенте до реплик на интернет-форумах – что «от одного человека не может зависеть судьба целой страны» – могут успокоиться. Может зависеть, еще как. Только этот один человек – не Юлия Тимошенко. Этот один человек – Виктор Янукович. И если под соглашением об ассоциации с ЕС не появится его подпись – это будет означать не то, что Янукович боится Тимошенко и не хочет ее выпускать. Это будет означать то, что Янукович боится Путина и не может держать удар. И то, что вопрос превращения Украины в часть «Русского мира», а самого Януковича (или его более удобного для Кремля наследника) в генерал-губернатора Малороссии будет лишь вопросом времени.

 

Виталий Портников,

Newsru.ua, 14 ноября

 

Главный враг Януковича

 

Главное, чего боится власть – так это палаток. Суд запретил их устанавливать, глава Киевской горадминистрации заявил, что митинговать можно и без них. Власть все еще живет 2004 годом, когда палатки на Майдане стали символом ее поражения. Но история дважды не повторяется.

 

Конфронтация 2004 года происходила в условиях экономического роста – так что многие недоумевали, зачем это «сытые» киевляне вышли на Майдан, а во Львове на предприятиях устанавливали дежурства для поездок в Киев. Но на Майдан они выходили по принципиальным соображениям, а не потому, что были доведены до ручки. И первые акции в Киеве действительно выглядят отражением того Майдана.

 

Но никакого экономического роста в Украине сейчас нет. Есть – приближающийся экономический крах. И с каждым днем его реальность будет все заметнее – даже если предположить, что власть получит помощь из России (в чем я очень сомневаюсь). Да, крах мог бы произойти и в случае подписания соглашения с Евросоюзом – но тогда Янукович и Азаров разводили бы руками и объясняли бы, что европейцы не смогли компенсировать Киеву потери от сотрудничества с Москвой.

 

А теперь никаких европейцев нет. Есть Янукович. Есть Путин. Есть крах. И есть несбывшаяся надежда на то, что если бы Украина повернулась к Европе, то краха удалось бы избежать. И эта несбывшаяся надежда и есть главный враг власти. В сознании украинцев – не только тех, кто оказался на Майдане этой ночью, а большинства населения – будет формироваться устойчивая уверенность в том, что они стали жить хуже именно потому, что власть не сделала европейский выбор, который сама же называла единственно возможным для страны.

 

И с этой уверенностью власти будет справиться гораздо труднее, чем с палатками на Майдане. Вчера Европа перестала быть трудной, изнурительной и неблагодарной работой по изменению страны, которой она оказалась бы в случае подписания соглашения об ассоциации – и стала тем самым мифом о лучшей жизни, которого украинцам не хватало после разочарований последнего десятилетия. А в украинских условиях миф непобедим.

 

Виталий Портников,

Newsru.ua, 22 ноября