Германия

 

Шесть за пять

Германия: коалиционные муки

 

Вы еще не забыли, что 22 сентября в стране прошли выборы в Бундестаг, который должен сформировать новое правительство Германии? Идет третий месяц после выборов, а правительства, как у Пушкина Германа, все нет. Вы только не пугайтесь – не подумайте, что мы живем без руля и без ветрил: пока что у руля остается старое правительство, кое-как исполняющее свои обязанности. Но понятно, что министры, не знающие, кто из них сохранит свой пост, а кто – нет, работают без огонька, короче – хромые утки. Как мы еще живы, непонятно…

 

Было только известно, что уже длительное время идут переговоры о создании коалиции между блоком ХДС/ХСС («черными») и СДПГ («красными»). Наконец, 27 ноября кое-что прояснилось. Переговорщики сообщили, что ими достигнуто принципиальное согласие о формировании черно-красной коалиции. Главные параметры соглашения: СДПГ получит в новом кабинете во главе с Ангелой Меркель шесть министерств, к ХДС отойдут пять федеральных ведомств плюс должность главы ведомства федерального канцлера (в ранге министра), а представители ХСС возглавят три министерства.

 

Таким образом, за 5 (из 630) не дополученных «черными» в бундестаге мандатов им пришлось расплатиться шестью министерскими постами! Такова цена демократии обыкновенной, без прилагательных. Как вы знаете, существуют еще демократии народные, суверенные, управляемые и пр. Там, конечно, подобных несправедливостей не возникает.

 

Но триумфаторам (вы, очевидно, помните, что так многие наблюдатели оценили победу «черных»), помимо министерских постов, пришлось поступиться еще многими пунктами правительственной программы. Коалиционный договор, как объявлено, включает 170 страниц. Из того, что стало известно, складывается впечатление, что блоку ХДС/ХСС ради достижения соглашения пришлось согласиться на все требования социал-демократов.

 

Договор предусматривает установление в стране с 2015 года минимального уровня оплаты труда в размере 8,50 евро в час. Поскольку большинство наших читателей (не считая получателей пособий) относится к низкооплачиваемым категориям трудящихся, их эта новость должна обрадовать.

 

Согласован также комплекс мер по совершенствованию пенсионного обеспечения. В чем будут состоять эти меры, в сообщении не расшифровано.

 

В договоре записано, что в стране не будут повышаться налоги, а также, что с 2015 года ФРГ не будет брать на себя новых долговых обязательств. Здесь, видимо, в первую очередь имеются в виду обязательства, которые Германия брала на себя в рамках оказания финансовой помощи проблемным странам еврозоны.

 

Принято решение о введении пошлины за проезд по немецким скоростным автомагистралям с иностранных водителей легковых автомобилей. Соответствующий закон запланировано принять в 2014 году. Против этого изначально выступала Меркель.

 

Также блок ХДС/ХСС согласился с требованием социал-демократов разрешить рожденным в Федеративной республике детям иностранцев получать двойное гражданство.

 

Договор подписан, но правительство не сформировано. Дело в том, что руководство СДПГ решило вынести коалиционный договор на партийный референдум. Предполагается, что рядовые члены СДПГ будут опрошены с этой целью в начале декабря по почте. В зависимости от исхода референдума соглашение будет либо принято, либо отвергнуто. По этой причине на тот же период перенесено обнародование поименного списка будущих министров, что обычно всегда происходило непосредственно после завершения переговоров.

 

В случае положительного результата референдума, в чем вряд ли можно сомневаться, 17 декабря – почти через три месяца после выборов в Бундестаг, что, вероятно, является рекордом в истории ФРГ – новое правительство Германии будет приведено к присяге, а Ангела Меркель в третий  раз будет избрана канцлером ФРГ.

 

Основатель ФРГ Конрад Аденауэр пробыл на посту канцлера 14 лет (1949 – 1963). Рекордсменом по этой части стал Гельмут Коль – 16 лет (1982 – 1998). Ангела Меркель, первая женщина на этом очень неженском посту, если она будет переизбрана в 1917 г., может сравняться с ним.

 

Внутренняя политика

 

Кое-что о том, чего следует ждать от нового правительства Германии во внутренней политике, мы рассказали, опираясь на коалиционный договор. Но некоторые важные аспекты этой политики то ли остались в нем не затронутыми, то ли нам о них не сообщили. В октябрьском номере «Рубежа» мы писали о том, что самой неотложной задачей бизнес и население считают изменение политики в области энергоснабжения. Сейчас мы остановимся на этой теме подробнее. Будут затронуты и некоторые другие вопросы экономической и социальной политики.

 

22 сентября, в день выборов, Жанетт Зайфферт и Андрей Гурков на Deutsche Welle в статье «Важнейшие задачи правительства Германии на ближайшие четыре года» писали, что «В экономической политике первостепенной задачей будущего правительства Германии является существенная корректировка так называемого энергетического поворота (Energiewende)форсированного перехода на возобновляемую энергетику при полном отказе от атомной энергетики. В первую очередь надо будет остановить рост цен на электричество: его дороговизна становится все более серьезной проблемой и для индивидуальных потребителей, и для бизнеса.

 

При этом стратегическая цель – переориентация энергетики на возобновляемые источники – меняться не будет, ведь с ней по-прежнему согласно абсолютное большинство населения страны. Принятое Ангелой Меркель в 2011 году под впечатлением катастрофы на АЭС в японском городе Фукусима решение резко ускорить свертывание ядерной энергетики и закрыть последнюю немецкую атомную электростанцию уже к 2022 году тоже останется в силе».

 

Надо только внести в закон о возобновляемой энергии, разработанный в свое время «зелеными» и социал-демократами, некоторые изменения.

 

23 сентября Андрей Гурков в статье «Бизнес призывает Ангелу Меркель срочно заняться энергетикой» возвращается  к этой теме, давая слово непосредственно представителям деловых кругов. Для начала он констатирует, что круги эти не слишком счастливы тем, что к решению этих проблем в правительстве, судя по результатам выборов, будут причастны социал-демократы.

 

Хорошо хоть без «зеленых». Социал-демократы и «зеленые» – это замечательная компания. Нигде больше подобная компания у власти не была, и потому нигде в мире нет такого замечательного закона о возобновляемой энергии.

 

А представители деловых кругов почему-то тоже ругают этот закон и говорят, если его не изменить, это «угрожает самому существованию некоторых энергоемких предприятий», что создает перспективу «ползучей деиндустриализации Германии», то есть угрожает основам нынешнего благополучия страны.

 

При этом деловые круги тоже не ставят под сомнение ликвидацию атомной энергетики и на возобновляемые источники энергии не покушаются. Единственное, чего они требуют – это «поставить возобновляемую энергетику „в более рыночные, более конкурентные условия“», прекратить ее субсидирование.

 

А что, если правительство перестанет субсидировать производство возобновляемой энергии, она подешевеет? Никто не решается сказать «абсолютному большинству населения страны», которое за возобновляемые источники энергии, правду: и невинность соблюсти, и капитал приобрести – не получается. Если перестать субсидировать производство возобновляемой энергии, поставить это производство в конкурентные условия, оно, при нынешнем его уровне, будет удушено.

 

И другое никто не решается сказать населению: что спешная, прямо-таки паническая ликвидация атомной энергетики в Германии – это большая глупость. Никакая другая страна в мире на это не пошла. Иран, который весь стоит на нефти и газе, договаривается с Россией о строительстве новой АЭС, втрое более мощной, чем ранее построенная в Бушере. И сама Россия, которой грех жаловаться на недостаток углеводородов, не собирается отказываться от АЭС. Даже нынешний премьер-министр Японии Синдзо Абэ, заступая на пост, обещал не гнать лошадей в этом вопросе.

 

Мы уже не раз об этом писали, но придется еще раз сказать: за многие уже десятилетия эксплуатации АЭС случились две серьезные катастрофы: в Чернобыле и Фукусиме. Но обе они по существу были не ядерными. Первая имела морально-идеологические (или морально-политические) причины. Коммунистические власти в СССР экономили на системах безопасности, научные круги не имели смелости им перечить, объекты сдавались к праздникам и т.д. Вторая катастрофа имела природную причину: Японии негде строить АЭС, кроме как на океанском побережье, известном как цунами-опасное.

 

Обе названные причины в Германии отсутствуют, действующие АЭС доказали свою надежность, цунами здесь сроду не бывало. Возможно, некоторые из АЭС требуют модернизации. Но, между прочим, их демонтаж тоже влетит в копеечку.

 

Но, видно, сильно велико влияние на немецкое общество этой компании – «зеленых» и левых. Даже Меркель, физик по образованию, поддалась их идеологии. Кстати, эта идеология повинна и в том, что в Германии, похоже, даже не намечается внедрение технологии добычи сланцевого газа.

 

Так и будет страна зависеть от импортных энергоносителей, а население и промышленность платить за энергию все больше…

 

Косность, перестраховки в этой области просто поразительные. И все это какими-то незримыми нитями связано с крайним пацифизмом современных немцев. Родовая травма…

 

*  *  *

По словам Гуркова, представители деловых кругов указали также «на  необходимость улучшить условия для частных капиталовложений в промышленном секторе и увеличить объемы государственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Так, в Германии в широкомасштабном обновлении срочно нуждаются дороги, мосты, железнодорожные линии и водные пути».

 

Зайфферт и Гурков, перейдя к социальной сфере, отмечали, что все острее в обществе стоит проблема повышения оплаты труда низкооплачиваемых слоев трудящихся. Как мы уже знаем, меры для смягчения этой проблемы заложены в коалиционном договоре.

 

Авторы указывали еще на одну социальную проблему: «Более справедливой, по мнению многих немцев, должна стать и система образования. По идее все дети равны, а потому должны иметь и равные шансы при получении знаний. Однако в реальности исходные позиции у детей образованных родителей несравнимо лучше, чем у выходцев из малообразованных слоев населения. И хотя система образования в Германии – это прерогатива федеральных земель, тем не менее будущее правительство не сможет остаться в стороне от попыток решить эту проблему».

 

От себя добавим: проблема эта не только социальная, но также и экономическая. Германия ныне ищет квалифицированные кадры по всему свету, но, между тем, не добирает специалистов из числа собственных детей, которые не смогли получить должного образования в связи с указанной социальной ситуацией. Нашло ли это отражение в коалиционном договоре, мы сказать не можем.

 

Внешняя политика

 

В целом внешняя политика при новом правительстве ФРГ больших изменений не претерпит, но в некоторых направлениях акценты могут измениться.

 

Пост министра иностранных дел, по традиции, достанется, очевидно, младшему партнеру по коалиции. Надо сказать, первый номер на выборах в списке СДПГ Пеер Штайнбрюк, посчитав их итог неудачным для партии, заявил об уходе из политики. Но только что из статьи от 5 декабря в «Der Spiegel» стало известно, что германский МИД возглавит Франк-Вальтер Штайнмайер, который занимал этот пост в коалиционном правительстве тех же партий в 2005 – 2009 гг., в том числе в период российско-грузинской войны. Ну, этот старый конь борозды не испортит – Россия может быть довольна.

 

В той же статье говорится: «России в коалиционном договоре между СДПГ и ХДС уделено больше внимания, чем кому бы то ни было: ей посвящена целая глава „Открытый диалог и более тесное сотрудничество с Россией“ сразу вслед за главой об отношениях с НАТО. Политики и представители бизнеса обеих стран надеются на существенное улучшение отношений».

 

3 декабря в Касселе открылся очередной германо-российский форум «Петербургский диалог». В прошлом году этот форум сопровождался изрядным скандалом. На этот раз все будет о’кей. Возможно, мы расскажем вам о нем в следующем номере газеты.

 

Вероятно, охладеют отношения Германии с США и уж точно – с Израилем. Левые всегда настроены по отношению к нему не слишком дружелюбно, а нынешний председатель СДПГ Зигмар Габриэль, побывав в марте прошлого года с визитом на Ближнем Востоке, назвал Израиль «режимом апартеида» и потребовал «международного признания» для ХАМАСа.

 

И. Зайдман