Украина

 

Витязь на распутье

 

Обзор украинских событий в прошлом номере мы закончили тревожными новостями, поступившими к вечеру 9 декабря: в Киев стягиваются внутренние войска и отряды «Беркута». Успокаивало пришедшее тогда же сообщение о том, что 10 декабря Украину посетит Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Приходилось читать у некоторых комментаторов, что у президента Украины репутация дебила, но, подумалось, не настолько же, чтобы он стал применять силу, не дождавшись хотя бы отъезда госпожи баронессы.

 

Честно говоря, непонятно, подтвердили ли последовавшие события эту репутацию Виктора Януковича или нет. 10 декабря днем штурма не было, но в ночь на 11-е силовики таки попытались штурмовать баррикады, возведенные митингующими на Евромайдане. Но из этого ничего не вышло. То ли по причине неуверенности того (тех), кто отдавал приказы внутренним войскам и отрядам «Беркута», то ли потому, что часть подразделений силовиков отказались выполнять эти приказы, о чем поступала информация из разных источников.

 

Так, например, «Сегодня.ua» сообщило об отказе одного из подразделений внутренних войск выступить в решающий момент против митингующих. К тому времени на площади находились всего 7 тысяч человек и вытеснить их не представляло особого труда. Но, пока меняли солдат, к манифестантам подоспело подкрепление.

 

Независимый депутат Верховной рады написал на своей страничке в Фейсбуке о том, что отказались идти на штурм и 10 спецназовцев из оболонского подразделения «Беркута». О том, что весь областной состав кировоградского «Беркута» – 220 человек – вообще отказался ехать в Киев, сообщил сайт «Рідний Кіровоград».

 

Наутро Кэтрин Эштон, которая все еще была в Киеве, осудила попытку ночного штурма. В этот же день в Киев прилетела заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая прямиком направилась к манифестантам, чтобы поддержать их. А ее непосредственный шеф – Джон Керри – в этот же день сделал беспрецедентно жесткое, как отметили все комментаторы, заявление, нехарактерное для дипломатии: «Соединенные Штаты выражают свое отвращение по поводу решения украинских властей отреагировать на мирный протест на киевском Майдане посредством полицейского спецназа, бульдозеров и дубинок, а не проявив уважение к демократическим правам и человеческому достоинству. Такая реакция неприемлема и не подобает демократической стране… Как разъяснил вице-президент Байден президенту Януковичу во вчерашнем разговоре по телефону, уважение к принципам демократии, в том числе к свободе собраний, является определяющим фактором в отношении США к Украине. Это не только американская, но и всеобщая ценность. Уже несколько недель мы призываем президента Януковича и его правительство прислушаться к голосу народа, желающего мира, справедливости и европейского будущего. Похоже, что этой ночью лидеры Украины сделали совсем иной выбор.

 

Мы призываем к полной сдержанности. Необходимо обеспечить защиту людей. Украинские власти несут полную ответственность за безопасность украинских граждан.

Сейчас, когда церковные колокола звонят в дыму на улицах Киева, Соединенные Штаты стоят рядом с народом Украины. Этот народ заслуживает лучшей участи».

 

Устроенная госсекретарем США выволочка президенту Украины, как нашкодившему школьнику, возымела немедленное и прямое действие: в тот же день, 11 декабря, пришло сообщение, что подразделения внутренних войск и отряды «Беркута» покидают занятые в минувшую ночь территории. О том, что никакого штурма Майдана не будет – боже упаси, и не собирались штурмовать, что это вам в голову взбрело!? – заявили министр внутренних дел Виталий Захарченко, премьер Николай Азаров, а спустя несколько дней и лично президент Янукович, пообещавший «сделать все возможное для обеспечения права граждан на мирные демонстрации», а также провести «честное и прозрачное расследование событий 30 ноября 2013 года». Прямо непосильную ношу взвалил на себя наш профессор: неужели он уволит самого себя за разгон митинга?

 

Таким либералом он окончательно оборотился после того, как США заговорили о возможности введения политических и экономических санкций, причем, не против каких-то третьестепенных лиц, как в «списке Магнитского», а против правительства Украины. Конкретно речь шла о запрете украинским чиновникам на въезд в США и замораживании их банковских счетов. Оказалось, что повторить судьбу коллеги Лукашенко Янукович не готов.

 

Тем временем – в воскресенье 15 декабря – Украину посетили очередные эмиссары, американские сенаторы: небезызвестный республиканец Джон Маккейн и демократ Кристофер Мерфи. Прямо с трапа самолета они посетили Майдан. Джон Маккейн сказал, обращаясь к собравшимся:

 

Я республиканец, а сенатор Мерфи – демократ. Но мы здесь, с вами, чтобы выразить Майдану поддержку американского народа.

Америка с вами! Мы здесь, потому что ваш мирный протест вдохновляет вашу страну, вдохновляет весь мир. Мы здесь для того, чтобы поддержать ваше правое дело – суверенное право Украины свободно и независимо решать свою судьбу. И будущее, которое вы выбираете, – это будущее в Европе.

Эти люди (украинцы. – Ред.) любят Соединенные Штаты Америки, они любят свободу, и я не думаю, что (нынешнюю американскую политику в отношении Украины. – Ред.) можно рассматривать как-то иначе, чем нашу традиционную поддержку тех, кто борется за свободное и справедливое общество.

Речь не идет о военном вмешательстве, речь не идет о блокаде – мы говорим о возможных санкциях в случае, если они (украинское власти. – Ред.) продолжат грубое подавление своего народа. Это потребовало бы с нашей стороны определенных действий, ибо речь тут идет о том, ради чего существуют Соединенные Штаты Америки».

 

Затем Маккейн и Мерфи встретились с президентом Януковичем. Сенаторы, надо думать, продолжили почин госсекретаря и просто уже поставили двоечника в угол, популярно рассказав тому о возможных санкциях. Тогда Виктор Федорович окончательно утвердился в своих либеральных воззрениях и заявил о неизменности курса Украины на интеграцию с Европой. Тут же и первый вице-премьер Сергей Арбузов сказал в эфире канала ТСН, что работа над соглашением об ассоциации с ЕС продолжается, и премьер Николай Азаров, выступая на телеканале «Интер» заявил, что власти сделали выбор в пользу евроинтеграции, а во время предстоящего 17 декабря визита Януковича в Москву вступление Украины в Таможенный союз даже обсуждаться не будет. Вот так государственные мужи подраскинули мозгами и сделали выбор; осталось только непонятным, что же это за такие бяки за месяц до того сделали совсем противоположный выбор?

 

А вообще, хороший почин – конвейерное посещение Украины высокими гостями Запада. Почин надо поддержать: пусть приезжают и дальше, сменяя друг друга, вахтовым методом. Главное, чтобы процесс не прерывался, и президент со всей президентской ратью ни на минуту не оставался наедине с украинским народом. Тогда, можно надеяться, правовая ситуация в стране начнет выправляться.

 

Тут надо, конечно, выразить восхищение четкой и недвусмысленной, и даже бескомпромиссной позицией Запада в отношении украинских властей. Такое, увы, бывает не часто.

 

Януковича же в этой ситуации следует только пожалеть: не церемонятся с ним, как с Путиным. Тот с российскими демонстрантами обходился куда как круче (одно «Болотное дело» чего стоит!) и не единожды – и ничего, носятся с этим Путиным, как с цацой какой. А попробовал бы Госдеп раздавать «печеньки» на протестных митингах в России или господин Маккейн устраивать выволочку Владимиру Владимировичу!

 

А Виктор Федорович впервые и только разик попытался разогнать недовольных – и сразу облом. Точно, как в сказке у Леонида Филатова:

 

Хоть и злится царь, – а попробуй вдарь! Не такое время, чтобы бить в темя.

 

Почему не то время, у Филатова тоже сказано:

 

Вышел царь на крыльцо, сделал строгое лицо, а на площади народу – вся Расея (Украйна. – В. З.) налицо!

 

И силовики, надежа царская и опора, ненадежны стали:

 

Охранять тебя от бед

Нам теперь резону нет!

Ты за собственную подлость

Сам должон держать ответ!

 

Если же перейти от сказочных аналогий ближе к нашим былям, то вспоминаются откровения одного милицейского чина, разгонявшего несанкционированные митинги еще в Перестройку. Этими откровениями он поделился тогда с Валерией Ильиничной Новодворской, а та сделала их достоянием гласности: «Плохо работаете, господа! – говорил он. – Что это за митинги! Если вы выведете 50 000, мы будем тихо стоять в оцеплении, если 200 000 – я вообще прикажу своим ребятам не выходить из отделения, а если вы выведете миллион, я сниму форму и сам к вам присоединюсь».

 

Ну вот, на Украине сейчас ситуация такова, что силовикам самое время снимать форму и присоединяться.

 

Братская помощь

 

Видя, такое скажем, аховое положение вещей – этот слабак Янукович под давлением обстоятельств в очередной раз может переменить курс – Путин подсуетился и выделил Украине кредит в 15 миллиардов долларов, а также снизил, наконец, цену на газ, и немало: с 404 долларов за 1000 кубометров до 268 долларов (на 34 процента!). Об этих договоренностях было объявлено после встречи двух президентов в Москве 17 декабря.

 

Откуда бы такая доброта, когда, как мы помним, дуумвират Путин – Медведев еще в 2010 году, перед пролонгацией Украиной контракта на пребывание Черноморского флота России в Севастополе, обещал Януковичу пересмотр цены на газ (на словах обещал), а после подписания договора по флоту откровенно кинул нашего профессора. А теперь вдруг, не торгуясь, сходу снизил цену на целую треть!

 

Но, конечно, никакой политикой здесь и не пахнет. Как пояснил Путин на пресс-конференции 19 декабря, решения приняты в связи с экономическими проблемами Украины, которые связаны «в значительной мере с мировым финансовым экономическим кризисом». Так сказать, бескорыстная помощь братскому украинскому народу. Прямая речь российского президента:

 

Скажу без всякой иронии: мы часто употребляем словосочетание «братская страна, братский народ». И сегодня мы видим, что Украина находится в сложном положении – и экономическом, и социальном, и политическом … И если мы действительно говорим, что это братский народ и братская страна, то мы должны поступить как близкие родственники и поддержать украинский народ в этой сложной ситуации … Уверяю вас, что это самая главная причина, по которой мы приняли это решение (разве кто-то сомневается?.В. З.)

 

Это никак не связано ни с майданом, не связано с европереговорами Украины (тоже никто не сомневается – В. З.). Мы просто видим, что Украина в сложном положении, и ее нужно поддержать.

 

Какой отзывчивый, душевный человек, просто слезы наворачиваются!

 

Украина, конечно, стояла на пороге дефолта: по оценке экономистов, его вероятность на начало декабря составляла более 50-ти процентов. Падение ВВП наблюдалось на Украине в течение последних пяти кварталов. А на удержание валютного курса, по оценке бывшего министра финансов Виктора Пинзеника, в течение последних двух лет было потрачено порядка 40 процентов золотовалютных запасов страны. Так что премьер-министр Николай Азаров был недалек от истины, когда назвал Путина «спасителем Украины». Но в связи с прорезавшейся вдруг такой отзывчивостью «Большого Брата», возникает вопрос: а что, мировой кризис разразился только на днях?

 

И никакого давления, конечно, на Украину здесь нет и в помине. «В отличие от некоторых других стран, – напомнил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, – наши представители не выступают на Майдане, не ходят среди людей на Майдане, ничего не требуют – это совершенно очевидно, и Путин неоднократно говорил о твердом принципе, принципиальной позиции невмешательства». Ну, мы не злопыхатели: не будем напоминать, что происходило, по сути, в течение всей осени, до того, как Янукович объявил о «приостановке» процесса интеграции с ЕС, как Россия, то грозя кнутом, то приманивая пряником не вмешивалась в украинские дела. Ну, а вспоминать, как в 2004 году лично Путин не вмешивался в президентскую кампанию на Украине, так и вовсе надо быть «наймитом Госдепа».

 

В подобной ситуации – когда и Россия, и ЕС тянут Украину к себе – Янукович, будь он посметливей, ну, хотя бы, как его белорусский коллега, поимел бы и с ЕС, и с России по максимуму. Как имеет тот же Лукашенко, ловко лавируя между двумя заинтересованными сторонами.

 

Но беда Януковича не только в том, что ему не хватает хитрости. Он, как я уже отмечал выше, не готов стать, как Лукашенко, изгоем мирового сообщества, не готов быть невъездным на Запад, лишиться банковских счетов там же. Это касается и нынешней так называемой украинской элиты. Как бы элиты. Как Янукович справится с этой вилкой – озвученным обещанием возобновить интеграцию в Европу и отработкой российского подкупа (простите, кредита), задач совершенно несочетаемых, противоположных – будет очень любопытно посмотреть.

 

Расправа с журналистом

 

25 декабря пришло сообщение о расправе над журналисткой «Украинской правды» и активисткой Майдана Татьяной Черновол.

 

Накануне вечером она ездила снимать особняки главы МВД Виталия Захарченко и генпрокурора Виктора Пшонки. Она еще успела опубликовать в своем блоге на сайте газеты фоторепортаж о доме Захарченко. В час ночи, когда она ехала домой в село Гора, машина, шедшая следом, вынудила ее затормозить. Журналистку вытащили из машины, жестоко избили, она получила сотрясение мозга, перелом носа и множество гематом.

 

Уже к вечеру следующего дня были задержаны первые подозреваемые в нападении на Черновол, а на следующий день Печерский райсуд Киева вынес решение об их аресте на два месяца.

 

Но вот что интересно.

 

«Украинская правда» напомнила общественности характер публикаций своей журналистки. В своих статьях она без всякой оглядки на лица и занимаемые этими лицами должности критиковала Виктора Януковича и его семью, премьер-министра Николая Азарова, главу президентской администрации Сергея Левочкина, секретаря Совета безопасности Андрея Клюева и политика Виктора Медведчука, который лоббирует сближение с Россией. «Всех этих людей, пока не будут пойманы нападающие, мы будем считать заказчиками нападения на Татьяну», – написала в редакционном комментарии «Украинская правда».

 

Заметка о доме главного милиционера страны Виктора Захарченко называлась без всякой политкорректности «Тут живе кат! Маєток міністра МВС Віталія Захарченка» («Тут живет палач. Поместье министра МВД Виталия Захарченко»).

 

При таких исходных данных какие лица или силы должны были бы в первую очередь попасть под подозрение в организации нападения на Черновол? Если вы думаете, что все вышеперечисленные, то три «ха-ха».

 

27 декабря начальник главного следственного управления Украины Николай Чинчин заявил, что в МВД проверяют причастность депутатов от оппозиционных партий к избиению журналистки. Конкретно ряд депутатов от партий «УДАР» и Батькивщина», с которыми якобы контактировали задержанные. А один из них, по словам Чинчина, Александр Котенко, входил в преступное сообщество, «с которым тесно взаимодействовали братья Кличко».

 

Лидер «УДАРа» Виталий Кличко в тот же день нанес ответный удар, обратившись в суд с иском к Чинчину о защите чести, достоинства и деловой репутации. «Вместо того, чтобы провести объективное расследование и найти настоящих исполнителей и заказчиков избиения Татьяны Чорновил, ведомство Захарченко прибегает к привычным провокациям и фактически покрывает преступников. Поэтому с тем, кому поручили озвучить ложь и чушь, мы будем говорить в суде», – сказал Кличко. Ну, тут Кличко все-таки неправ. Требовать от Захарченко провести объективное расследование нападения на журналистку, опубликовавшей фоторепортаж о его поместье и назвавшей его «катом» – это требовать невозможного, согласитесь.

 

А господин Чинчин, очевидно, преследовал простенькую цель: вбить в сознание общественности мысль, что оппозиция специально «заказала» Черновол, чтобы подставить белых и пушистых представителей власти.

 

В завершение сюжета следует отметить, что нападение на Татьяну Черновол стало самым резонансным, но далеко не единственным нападением на журналистов.

 

Новогодние итоги

 

Во время Оранжевой революции 2004 года, когда в России многие с завистью следили за украинскими событиями, ряд политологов высказали мнение, что Украина находится вовсе не впереди планеты всей. Что на самом деле она только сейчас достигла стадии России 1991 года, победы над ГКЧП. То есть, этим проводилась та бесхитростная мысль, что Украина как плелась в хвосте России, так и продолжает плестись, копируя, с лагом во времени, происходящее у Старшего Брата.

 

Отсюда уже логически следовал вывод, что ей еще предстоит пройти через стадию разочарования итогами революции, после чего неминуем приход к власти украинского Путина и реванш темных сил. В общем, все это в какой-то мере так и случилось, но тут львиная доля вины за это лежит на Ющенко, демократе, но политически безвольном президенте, и окружавшей его элите.

 

Тем не менее, нынешняя украинская революция опрокидывает эту красивую и казавшуюся стройной схему. Вот в России случились волнения 2011 – 2012 годов, но, в общем, ни во что это не вылилось, закончилось разгромом «Болотной». На Украине и в 2004 году, и сейчас все серьезнее. Это, кстати, подтверждает ту мысль, что, в общем, жизнь сложнее самых стройных схем, и дважды ничего в точности не повторяется. Факт, что российские либералы опять с завистью смотрят на Украину. О том, что Украина – не Россия, с завистью констатировал и Виктор Шендерович, заметку которого мы публикуем ниже.

 

Но первый вопрос сейчас – чем закончатся нынешние события. Юлия Мостовая, главный редактор «Зеркала недели», в статье, которую мы также публикуем ниже, считает, что революция уже выдохлась. Многие наблюдатели обращают внимание на то, что нынешние вожди оппозиции оказались застигнутыми врасплох случившимся. Мостовая характеризует их: «Люди без поступков за плечами, вторичные лидеры, оказавшиеся неготовыми к тому, что нужно не только казаться, но и быть». Им явно не хватает Юлии Тимошенко, этого прирожденного буревестника революции в юбке.

 

Но в любом случае всего через год Украине предстоят очередные выборы президента. Если бы выборы прошли честно (как предыдущие президентские выборы), можно не сомневаться, что не видать Януковичу второго срока, как своих ушей. Но также можно не сомневаться, что власть попытается сфальсифицировать их, насколько сможет. Вопрос в том и заключается: насколько?

 

Анализу возможных фальсификаций и посвящена львиная доля статьи в «Зеркале недели». Прогнозы, которые делает Мостовая, в общем, довольно пессимистичны. Тут ей, живущей в Киеве, в самой гуще событий, конечно, видней. В чем она, безусловно, права, так это в том, «что Янукович свою власть будет защищать до последнего». Но, с другой стороны, она же сама пишет, что «Воздействие США и ЕС, безусловно, имело место при решении вопроса о неприменении силы к Майдану». Налицо очередная дилемма для нашего профессора: и власть надо защищать до последнего, и остаться рукопожатным для Запада. Здесь Янукович прямо как витязь на распутье…

 

Но главная надежда на то, что ситуация в стране все-таки не безнадежна состоит, по-моему, в том, что Украина действительно не Россия, а Верховная Рада – не Дума, а место для дискуссий, причем, порой даже чрезмерных – с применением кулаков.

 

А главной проблемой, в случае, если удастся одолеть банду Януковича, будет проблема лидера. С лидерами, элитой в полном значении этого слова, у Украины проблемы. Кличко, Яценюк или, не дай бог, Тягнибок – президент? Или даже Юля, если представить, чисто теоретически, что ее выпустят из тюрьмы и допустят до выборной кампании. В этом случае, конечно, президентом будет она, но мы уже не раз писали: она хороша в качестве ледокола революции, но на что она способна, находясь во власти, она уже тоже показала.

 

И эту проблему, возможно, решить будет труднее, чем убрать от власти Януковича.

 

Вадим ЗАЙДМАН