Постсоветское пространство
По мнению Российского совета по международным делам, если мы не сможем интенсифицировать помощь Центральной Азии в ближайшие пять лет, то потеряем ее навсегда.
Помогать Таджикистану, Узбекистану и другим странам региона сейчас хотят все – по объему финансовых вливаний Россия уже далеко не в лидерах.
Даже Турция финансово «орудует» в регионе уже больше, чем Россия. Остался у нас один-единственный козырь. Зато какой!
Граждане стран Центральной Азии работают в России. При этом трудовых мигрантов из стран этого региона не готовы принимать ни Китай, ни США. Да и выучить китайский язык таджику посложнее, чем русский. С россиянами у стран ЦА общее прошлое, сходный менталитет.
Казалось бы, страны Центральной Азии у нас, что называется, на коротком поводке. Но не все так просто. По оценкам политологов, в регионе грядет большой передел, спровоцированный в том числе и выводом войск американской коалиции из Афганистана.
Пять возможных сценариев развития событий описал доктор политических наук Андрей Казанцев. Согласно его докладу под эгидой Российского совета по международным делам, затевается начало новой большой игры, участники которой – великие державы – собираются побороться за окончательную и полную власть над регионом.
Центральная Азия перейдет в руки Китая. Китайцы воспользуются ослаблением позиций американцев в связи с их уходом из Афганистана, длительным экономическим кризисом в Европе, а также политической пассивностью России. Переход влияния к Китаю будет происходить постепенно: сначала с помощью экономических инструментов и ненавязчивого политического влияния, затем к ним прибавится «мягкая сила» в виде распространения языка и культуры среди элитных слоев общества. Китай найдет общий язык как со светскими элитами региона, так и (с помощью своего союзника Пакистана) с исламскими экстремистами, направляя их энергию против западного влияния. Уже с 2015 года, несмотря на скрытое сопротивление России и «общего рынка» ШОС, начнется процесс углубленной экономической и политической интеграции. В итоге лет через шестьдесят образуется расширенный Китай. В связи с этим стоит вспомнить, что границы Танской империи Китая проходили значительно западнее современных и включали в себя значительную часть ЦА, – знаменитый китайский поэт Ли Бо, к примеру, родился на территории нынешнего Кыргызстана, бывшего тогда китайской провинцией.
Кроме того, часть территорий после развала СССР Китай к себе уже присоединил – об этом мало кто говорит и пишет, но процесс определения границ в рамках «шанхайского процесса» сопровождался их сдвигом в пользу Китая.
По этому сценарию Россия вспоминает, что тоже была когда-то империей, и «возвращает» страны Центральной Азии в свои границы. Здесь стоит вспомнить о том, что страны ЦА – богатейшие территории. Бедными их сделали нынешние власти. Например, ВВП Туркменистана даже при нынешней добыче нефти составляет 8500 долларов на человека в год, однако все эти нефтяные деньги двадцать лет шли на золотые памятники Туркменбаши и различные бессмысленные проекты. Тем временем школы и больницы закрывались, население нищенствовало и деградировало.
По оценкам экспертов, страны ЦА со своими запасами нефти могли бы процветать и развиваться как Саудовская Аравия. Именно из-за богатств региона и идет спор за него между Китаем, США, Россией и прочими игроками. Именно поэтому даже США, которые из-за удаленности никогда не смогут присоединить к себе страны ЦА территориально, тратят на них больше, чем на какие-нибудь бедные страны Африки, у которых ни капли нефти за душой.
Вероятность воссоздания союзного государства наподобие Советского Союза или Российской империи, по мнению экспертов, сегодня не является нулевой, хотя она стремительно уменьшается с каждым годом. Россия имеет реальный шанс быстро сформировать эффективную и притягательную для соседей общую модель социально-экономического развития и предложить исчезновение границ с возвратом к ситуации второй половины XIX-XX веков.
Для реализации этого сценария России даже не нужно прикладывать ни больших усилий, ни каких-то громадных финансовых вложений.
Этот вариант изменения границ обсуждался в 1990-е годы. Речь идет о центральноазиатской интеграции по образцу Европейского союза. Модель «Большой Центральной Азии» лоббирует США – по идее американцев, в новое объединенное государство должны войти кроме бывших республик СССР также Афганистан, Пакистан и даже, возможно, Иран (после того как нынешний режим Ирана будет свергнут при помощи американцев). Надо ли говорить о том, какие «добрососедские» отношения получит в этом случае Россия? Новое государственное образование вряд ли будет посылать таджиков в Россию на работу. Но ничего, страны ЦА и без России в бедности как-нибудь проживут – недаром сегодня, к примеру, Таджикистан дает такой прирост населения, что средний возраст в стране составляет 22 года. Через 50 лет население Таджикистана увеличится в два раза, а население России сократится на треть.
Есть вероятность, что объединенное государство страны ЦА построят без участия США. Это еще один исход новой большой игры. В основе этого сценария лежит рост исламского экстремизма. Сценарий уникален тем, что в случае возникновения халифата на российском Кавказе начнется кровопролитная война – идея единой исламской уммы лежит в основе чеченского и дагестанского сепаратизма, а халифат, в свою очередь, будет не уставать посылать на Кавказ своих воинов – тем более что работать молодому растущему населению халифата будет по большей части все равно негде.
Политологи напоминают, что нынешние границы стран ЦА ненадежны – они были сформированы большевиками в ходе национально-территориального размежевания 1920-1930-х годов. При этом игнорировались племенные, региональные, старые политико-административные и языковые особенности. Все это вызывает к жизни серьезные кланово-племенные и кланово-региональные разногласия, которые еще больше расшатывают обстановку в регионе. Здесь можно вспомнить опыт Африки, где схожие проблемы искусственно проведенных границ привели недавно к образованию нового государства под названием Южный Судан. Согласно пятому сценарию, страны ЦА охватят гражданские межэтнические войны, которые приведут к дроблению государств на более мелкие, собрать которые уже не смогут ни новый СССР, ни халифат, ни Китай, ни Соединенные Штаты. Например, гражданская война в Таджикистане спровоцировала спекуляции на тему полного распада этого государства. Столкновения в Горном Бадахшане летом 2012 года лишь подлили масла в подобные обсуждения. Глубочайший геополитический раскол между севером и югом делает актуальным обсуждение вопроса о расколе Кыргызстана – контроль правительства в Бишкеке над югом страны, и прежде всего над городом Ош, уже сейчас носит достаточно символический характер.
Так по какому же пути пойдет Центральная Азия? Наиболее вероятным эксперты называют сценарий «Синоцентричный мир», поскольку в настоящее время именно позиции Китая выглядят наиболее сильными.
В этом случае Россия, скорее всего, будет избавлена от исламских вооруженных конфликтов. Китай наведет в странах ЦА порядок, будет наращивать экономику. Так будет ли хорошо России с таким соседом под боком?
Аделаида Сигида,
«Мир новостей», 29.11.13
Наш комментарий. В материале, как он представлен журналом «Мир новостей» и автором публикации, смешаны два прогноза: в преамбуле говорится о перспективах региона на ближайшие 5 лет, а в докладе доктора политических наук Андрея Казанцева дается прогноз на 60 лет. Надо ли говорить, что это совершенно разные вещи? Впрочем, и сам Казанцев, если верить статье, смешивает два прогноза.
Вот как он начинает: «Центральная Азия перейдет в руки Китая. Китайцы воспользуются ослаблением позиций американцев в связи с их уходом из Афганистана, длительным экономическим кризисом в Европе, а также политической пассивностью России».
А через несколько строк читаем: «В итоге лет через шестьдесят образуется расширенный Китай».
Делать прогноз такого типа на 60 лет вперед дело вообще сомнительное. А выводить его из сиеминутных реалий – вообще пустое занятие. «Длительный экономический кризис в Европе», похоже, подходит к концу, и какое он может иметь значение для картины мира через 60 лет? Уход американцев из Афганистана также вряд ли можно считать долго действующим фактором, ибо, исключая последнее десятилетие, их в этой стране никогда не было. И ни Китай, ни Россия, ни даже Британская империя не могли захватить его.
Рассмотрим поочередно предложенные Казанцевым варианты развития событий в регионе, но имея в виду, главным образом, ближайшие 5 – 10 лет.
Сценарий 1. Синоцентричный мир
Экономическое влияние Китая в регионе, скорее всего, действительно будет усиливаться. Но никакой углубленной экономической и, тем более, политической интеграции стран региона с Китаем «уже с 2015 года» не будет. Назарбаеву и, надо думать, его наследникам идти под Китай никакой необходимости нет и не будет. Казахстан – самая сильная страна региона, и через нее Китай не перепрыгнет – как в географическом смысле, так и в политическом. Помимо всего прочего, казахи хорошо осведомлены о жизни под Китаем родственных им уйгуров.
Скажется и религиозный фактор. Надежды в этом отношении на помощь Пакистана – это из области ненаучной фантастики.
Большое значение будет иметь и фактор, о котором говорится в преамбуле статьи: мигранты из стран ЦА ни Китаю и никому другому в округе и, тем более, за ее пределами не нужны. Многое будет зависеть от политики России в этом вопросе.
Но главное: в самом Китае экономическое развитие неизбежно будет замедляться. И с большой вероятностью можно ожидать в Поднебесной начало социальных катаклизмов в конце текущего десятилетия или в начале следующего. Как мы писали в предыдущем номере «Рубежа», руководители Китая страшно боятся повторить судьбу Горбачева, стараясь ограничиться необходимыми экономическими реформами, всячески избегая политических. Правильно боятся. Но и Горбачев поначалу имел в виду ограничиться изменениями в экономике: кооперативы, малые предприятия, но чтобы все было посоциалистичнее…
И не надо забывать геополитический фактор: США и Европа всячески будут препятствовать поглощению Китаем Центральной Азии. Европе мало улыбается перспектива иметь общую границу с Китаем, и в этом противоборстве она встанет на сторону России, если только последняя осознает, откуда для нее исходит реальная угроза, и сохранит волю к борьбе…
Сценарий 2. Реинтеграция постсоветского пространства
России не надо вспоминать, что она когда-то, а точнее, совсем недавно была империей – она об этом никогда не забывала. Но «вероятность воссоздания союзного государства наподобие Советского Союза» – голубая мечта российского президента, – что бы ни говорили эксперты, равна большому-большому нулю.
О прибалтах не говорим. На наших глазах уходят Молдова и Грузия, на очереди Украина. Войти в «подобие Советского Союза» ни Назарбаев, ни, тем более, Каримов, Алиев или новый Туркмен-баши, и даже Рахмон, ни за какие коврижки не согласятся: они же все были там. Может быть, при их преемниках? Но Казанцев и сам пишет, что вероятность реализации этой модели «стремительно уменьшается с каждым годом».
Что касается шансов России «быстро сформировать эффективную и притягательную для соседей общую модель социально-экономического развития», то она за 20 с лишним лет не смогла сформировать такую модель даже для самой себя.
Прогнозы экономического развития России на ближайшие годы весьма тревожны (материалы на эту тему – на стр…. данного номера) А в мире назревает и уже началась революция в области энергообеспечения, сулящая падение цен на нефть и газ. России следует отбросить мечты о возрождении в любом виде империи и заняться своими внутренними проблемами, иначе ей грозит дальнейший распад.
У Росси и у стран ЦА есть важный общий интерес. У этих стран, кроме разве Казахстана и Туркмении, имеется большой избыток рабочей силы, который в ближайшие десятилетия будет еще расти (например, население Таджикистана. как пишет Казанцев, через 50 лет увеличится вдвое). А у России будет расти потребность в мигрантах из этого региона, ибо потоки мигрантов из Украины, Молдовы, Белоруссии переориентируются на Европу.
Если Россия сосредоточится на своих внутренних проблемах и введет положение гастарбайтеров из стран ЦА в приемлемые рамки, у нее есть шанс сохранить влияние в этом регионе. Не более того.
Сценарий 3. Ценральноазиатская интеграция
Мы никогда не слышали о том, что США лоббируют создание «нового объединенного государства», в которое, по словам Казанцева, «должны войти кроме бывших республик СССР также Афганистан, Пакистан и даже, возможно, Иран».
Это чистый бред сивой кобылы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть хотя бы на то, как «объединяются» арабы: шииты с суннитами, сунниты с алавитами и т.д. Очень мечтал объединить всех арабов Гамаль Абдель Насер. Но даже состряпанное им объединение Египта с Сирией продержалось очень недолго.
Сценарий 4. Халифат
Объединение стран региона в одно государство или хотя бы в прочный союз на религиозной основе столь же невероятно, как и предыдущий вариант, и по тем же причинам.
Сценарий 5. Полный распад
Этот вариант, в отличие от предыдущих двух, имеет шансы на осуществление. В полном объеме, правда, вряд ли. Но отдельные столкновения, переделы границ возможны. С уходом американцев из Афганистана вероятно проникновение исламистов в некоторые из стран ЦА, что уже имело место в прошлом. Это усложнит обстановку в регионе. Но сильно распоясаться, можно надеяться, им не дадут доблестные силы ОДКБ.
Сценарий 6, не предусмотренный автором доклада
Если Россия сохранит свою целостность, на ближайшие десятилетия в ЦА, скорее всего, сохранится примерно нынешнее положение. Россия с Китаем будут бороться, с переменным успехом, за влияние в регионе. Успехи каждой из сторон во многом будут зависеть от внутреннего положения в каждой из них. Свои интересы в регионе будут преследовать также США, Турция, европейские страны. Богатств ЦА хватит на всех.
Будем надеяться, что кое-что из них перепадет и народам Центральной Азии.
Что будет через 60 лет, мы не беремся прогнозировать. Единственное, что мы осмелимся предположить, – это то, что и через 60 лет страны ЦА не войдут в состав Китая.
Поживем – увидим.
Израиль Зайдман