Германия

 

Плоды триумфа

 

Если помните, результаты сентябрьских выборов в Бундестаг многие наблюдатели расценили как триумф консерваторов (блока ХДС/ХСС) и особенно лично Ангелы Меркель. Здесь мы расскажем вам о плодах этого триумфа.

 

Правительство

 

В декабрьском обзоре на эту тему мы сообщали, что ХДС/ХСС и СДПГ достигли принципиального согласия о формировании «большой коалиции» и о программе будущего правительства. Однако, тогда персональный состав правительства не был оглашен.

 

Причиной было то, что председатель социал-демократической партии Зигмар Габриэль решил проявить сверх-демократизм: опросить членов партии на предмет их согласия с вхождением в коалицию. Голосование проводилось по почте, его результаты стали известны 15 декабря, то есть через 3 месяца после выборов в Бундестаг. 76% социал-демократов высказались за коалицию. В тот же день был объявлен состав правительства.

 

ХДС, кроме поста федерального канцлера, получил пять министерских постов плюс должность руководителя ведомства федерального канцлера в ранге министра, баварский  ХСС – три министерских поста, СДПГ получила шесть министерств плюс пост государственного министра в ведомстве канцлера по вопросам миграции, беженцев и интеграции – без министерства.

 

Пост этот заняла женщина турецкого происхождения, Айдан Озогуз. Граждане турецкого происхождения ранее занимали посты в земельных правительствах, в федеральном правительстве это произошло впервые.

 

Из остальных фигур в новом правительстве ФРГ мы остановимся только на наиболее значимых или сенсационных.

 

Тяжеловесом правительства наблюдатели называют председателя СДПГ Зигмара Габриэля, занявшего посты вице-канцлера и министра экономики и энергетики. Тяжеловес он не потому, что является вице-канцлером – этот пост скорее ритуальный, – и даже не в силу того, что экономика и энергетика в ФРГ впервые объединены в одно министерство.

 

Фолькер Вагенер на Deutsche Welle 15 декабря так объяснил, почему пост главы этого объединенного министерства столь важен: «Реализация решения об отказе от атомной энергетики, принятого после атомной катастрофы в Фукусиме, – центральная политическая задача нового правительства, наряду с преодолением долгового кризиса в еврозоне. Так что Зигмар Габриэль находится на ключевом посту. Для него это больше чем просто шанс».

 

Никита Жолквер там же и того же 15 декабря пошел еще дальше, заявив: «Самым весомым именно этот министерский портфель можно считать потому, что главная внутриполитическая задача Германии в ближайшие четыре года – это организация по возможности безболезненного перевода всего народного хозяйства страны с традиционной на альтернативную, то есть „зеленую“ энергетику».

 

То есть, речь идет уже не просто об отказе от атомной энергетики, но о полной замене ее именно на «зеленую» энергетику, а не, скажем, частично на энергетику, работающую на природном газе. Ныне «зеленая» энергетика дает в Германии примерно 25% всей энергии, что уже влетает в хорошую копеечку немецкой промышленности и домохозяйствам. Перевести оставшиеся 75% энергопроизводства на «зеленку» – это, во-первых, абсолютно ненаучная фантастика, а, во-вторых, если бы это удалось, стало бы гробом для ряда отраслей промышленности и разорением для бюргеров.


Фолькер Вагенер даже считает, что Габриэль «может стать реальным конкурентом Ангелы Меркель на выборах в бундестаг 2017 года». То есть, если ему удастся за 4 года перевести всю экономику Германии на «зеленку», за такой подвиг большинство немецких избирателей в 2017 году отдадут свои голоса социал-демократам, и Габриэль станет канцлером.

 

Нам представляется, что, во-первых, социал-демократам в Германии в обозримой перспективе вообще не светит победа на выборах в Бундестаг. А, во-вторых, партнеры по коалиции, видимо, с той целью и подсунули их вождю это сдвоенное министерство, чтобы он сломал себе на нем шею – по причинам, которые, надеемся, ясны из вышеизложенного.

 

Сенсацией нового состава правительства ФРГ стало назначение министром обороны ФРГ женщины, матери семерых детей – Урсулы фон дер Ляйен. Симоне Шмоллак и Ульрих Шульте в «Tages anzeiger» 17 декабря в статье, озаглавленной «Фрау канцлер в резерве», сообщают: «Речь идет о взятии женщинами очередного „мужского бастиона“… В послужном списке фон дер Ляйен уже есть несколько министерских постов (здравоохранения, труда, по делам семьи), а отныне она становится „фрау канцлером в резерве“».

 

Последнее утверждение может показаться плодом журналистской экзальтации, но вот и Никита Жолквер на Deutsche Welle 16 декабря пишет: «Пост министра обороны – это и шанс, и риск для Урсулы фон дер Ляйен. Если эта миниатюрная женщина сумеет завоевать симпатии 185 тысяч солдат и 70 тысяч гражданских служащих бундесвера, толково и рачительно распорядиться бюджетом в 33,3 миллиарда евро, то она вполне может стать преемницей Ангелы Меркель, которая на выборах в бундестаг в 2017 году, скорее всего, больше не будет выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера».

 

Что тут можно сказать? Урсула фон дер Ляйен родилась 8 октября 1958, в 2017 г. ей будет 59 лет. Вполне может еще оттрубить пару сроков на посту канцлера. Женщина она амбициозная и явно не лишенная способностей, а среди мужчин в ХДС особо ярких личностей что-то не просматривается. А что, если после второй женщины на посту канцлера Германии пост этот вообще станет традиционно женским?

 

Кстати, первоначально в новом составе кабинета министров Урсуле фон дер Ляйен предназначался пост министра иностранных дел. Но во время коалиционных переговоров социал-демократы настояли на том, чтобы пост этот был отдан им, конкретно – Франку-Вальтеру Штайнмайеру, который уже занимал его в коалиционном кабинете 2005-2009 гг. Консерваторам пришлось уступить, ибо традиционно сложилось так, что пост этот отдается младшему партнеру по коалиции.

 

Партии Меркель мало того что пришлось отдать ряд министерских постов социал-демократам, так у них возникли еще внутренние проблемы. Никита Жолквер так пишет об этом: «Проблема, как считают наблюдатели, возникла из-за того, что Ангеле Меркель так и не удалось уговорить Рональда Пофаллу остаться на посту руководителя ее ведомства, который координирует работу всех немецких министерств. 54-летний Пофалла окончательно решил уйти из политики, не проводить в своем служебном кабинете по 18 часов в сутки и иметь больше времени для своей 32-летней спутницы жизни, адвокату из Северного Рейна – Вестфалии Нины Хебиш, с которой сошелся три года назад». Ну, конечно, 54 и 32. Пусть тот из мужчин бросит в Пофаллу камень, кто на его месте поступил бы иначе.

 

Но продолжим цитирование: «Из-за упрямства начальника канцлерской администрации консерваторам пришлось заново тасовать всю свою кадровую колоду. В конце концов на место Пофаллы перешел из отданного социал-демократам министерства экологии Петер Альтмайер, который из-за своих организационных талантов слывет мастером на все руки».

 

Да, большой мастер. Это он на посту министра экологии душил атомную энергетику в пользу «зеленки», он же обставлял запретами развитие в Германии добычи сланцевого газа. Теперь он на влиятельном посту руководителя ведомства канцлера вместе с Зигмаром Габриэлем в четыре руки будут действовать в том же направлении. Ждем дальнейшего повышения цен на электроэнергию.

 

Поскольку Урсула фон дер Ляйен требовала для себя в новом кабинете достаточно высокого поста, а МИД от нее ушел, Меркель пришлось Томаса де Мезьера из минобороны вернуть на ранее занимаемый им пост министра внутренних дел, и, соответственно, члена ХСС, то есть нашего, баварского, Ханса-Петера Фридриха с внутренних дел перебросить на сельское хозяйство. А что, тоже внутренне дело.

 

А вы заметили, какие мастера на все руки немецкие министры? У той же Урсулы фон дер Ляйен пост министра обороны – уже четвертый по счету. Что ж, может так и выковываются канцлеры Германии? Или, как сказал бы Владимир Маяковский: «Канцлеров бы делать из этих людей!»

 

Германо-российские отношения

 

В немецкой прессе в связи с созданием коалиционного правительства живо обсуждается вопрос о том, как это повлияет на германо-российские отношения, в которых, ввиду наступления путинского режима на гражданские свободы, в последнее время ощущалась известная напряженность.

 

Надо сказать, левая пресса и раньше негодовала по этому поводу. Так, Якоб Аугштайн в «Der Spiegel», возмущенный заявлением президента Гаука об отказе посетить Сочинскую олимпиаду, 11 декабря в статье «Плохой русский, хороший американец» писал: «Почти четверть века спустя после объединения Германии мы внезапно оказались в ситуации, когда и президент, и канцлер у нас – выходцы с Востока, и поэтому у них особое (плохое) отношение к России. И оба они точно так же склонны ошибочно считать США тем спасителем, которым они давно уже не являются.

 

Гаук признает достойными внимания лишь те угрозы свободе, с которыми он знаком. А русских он как раз знает по былым временам на Востоке. Гаук просто не может помыслить, что куда более серьезная угроза нашему жизненному укладу исходит сегодня с Запада. Меркель могла бы это помыслить, но не хочет».

 

Еще Аугштайн был жутко возмущен «открытой поддержкой Кличко со стороны Меркель», считая это «вмешательством во внутренние дела суверенного государства». Видимо, по его мнению, Путин даже пальчиком не вмешался во внутренние дела Украины…

 

16 декабря в том же «Spiegel» тему продолжил Ральф Нойкирх в статье «По отдельности, но против Путина». Правда, этот автор отмечает, что Меркель, в отличие от Гаука, критикует путинский авторитаризм с оглядкой: «Меркель неоднократно, причем даже в присутствии российского лидера, подвергала критике преследование российскими властями оппозиционеров, но она никогда не старалась бесцеремонно обращаться с русскими». То есть Гаук критикует путинский режим бесцеремонно, а Меркель – церемонно (или правильно – с церемониями?).

А вот почему, по мысли автора, нельзя «бесцеремонно обращаться с русскими» (с другими, видимо, можно). «Ведь без России невозможно решение большого количества проблем, в частности, сирийского, иранского и украинского вопросов».

 

Это примерно то же, что сказать, что в сентябре 1938 года в Мюнхене без Даладье и Чемберлена невозможно было решить проблемы мира в Европе…

 

Мы уже говорили о том, что по коалиционному соглашению немецкий МИД вновь возглавил Франк-Вальтер Штайнмайер, занимавший этот пост в 2005-2009 гг. Сейчас, не успев еще занять свой пост, он озаботился «улучшением» отношений с Россией. Никита Жолквер в цитированной выше статье от 15 декабря сообщает: «Он – автор идеи модернизационного партнерства между Германией и Россией. Как считают в Amnesty International (AI), именно Штайнмайер настоял в ходе переговоров с консерваторами на более обтекаемых, „беззубых“ формулировках главы коалиционного соглашения, посвященной отношениям с Россией.


“В первоначальном проекте этого соглашения содержались четкие указания на ухудшение правозащитной ситуации в России в последние месяцы, - говорила Имке Дирсен на пресс-конференции AI в начале декабря. – В окончательном варианте соглашения таких указаний больше нет, о чем мы очень сожалеем“.

 

Научный директор Германо-российского форума Александр Рар заявил в интервью DW, что „возвращение Штайнмайера в МИД открывает большой шанс на нормализацию отношений между Германией и Россией, которые оказались сильно омраченными после принятия бундестагом осенью прошлого года известной резко критической резолюции“».

 

Никита Жолквер приводит на этот счет также мнение аналитика берлинского Фонда науки и политики Ханса-Хеннинга Шрёдера: «Идею модернизационного партнерства, которое предполагает не только экономическое, но и общественно-политическое обновление России, можно считать „умершей“. В дальнейшем, считает он, контакты между двумя странами будут развиваться на сугубо прагматичной основе».

 

То есть в расчет будут браться только интересы немецкой экономики: чтобы газ из России без перебоев поступал, и немецкие компании имели благоприятный климат для своей деятельности в стране. А о благоприятном климате для гражданского общества в России пусть заботится та же Amnesty International. Она для решения подобных задач и создавалась.

 

Джуди Демпси в «The New York Times» 18 декабря писала: «Самая большая помеха для жесткого курса Меркель в отношении России – не Москва, а немецкие социал-демократы и в особенности новый глава МИД Германии Штайнмайер… Это дурная новость как для Европы, так и для США. Жесткая позиция Меркель создала ощущение единства ЕС в отношениях с Кремлем, а также, хотя бы на сей раз, единства Европы и США. Теперь же Штайнмайер может оспорить жесткий курс в отношении России. В 2005-2009 году МИД Германии под его руководством часто имел разногласия с канцлером из-за России.

 

Многие социал-демократы держатся за концепцию Ostpolitik, которую в 60-х сформулировал канцлер Брандт, – идею, что торговля и контакты с Западом постепенно размоют коммунистический режим. Но в итоге не Ostpolitik, а возмущение народа и политика Горбачева стали толчком к краху коммунистической системы. И все же многие социал-демократы доныне считают Ostpolitik лучшим способом стимулировать перемены и демократию. Многие также считают, что особые отношения с Россией – долг Германии ввиду того, что Гитлер вел с Россией жестокую войну».

 

Бσльшую глупость придумать трудно. Если немецкие социал-демократы хотят загладить вину Германии перед русскими, это было бы логично сделать, содействуя укреплению гражданского общества в России, а не закрывая глаза на его подавление путинским режимом.

 

Можно было еще как-то понять заигрывание социал-демократов с коммунистическим режимом СССР, учитывая идеологическую близость обоих левых течений. Но ныне у власти в России находится махровый капиталистический режим, в котором между трудящимися и толстосумами зияет пропасть, как ни в одной стране мира. Что же связывает социал-демократов с этим режимом?

 

Правда, в тот же день 18 декабря Даниэль Фридрих Штурм в «Die Welt» в статье с громким заголовком «Новый министр иностранных дел Германии Штайнмайер с ходу дал пощечину России» сообщил: «Штайнмайер назвал „скандальным“ то, как Россия использовала тяжелое положение Украины, чтобы подорвать ее Соглашение об ассоциации с ЕС».

 

Что это было: действительное возмущение министра поведением России в украинском кризисе или же попытка замаскировать свою пророссийскую позицию? Дальнейшее развитие событий говорит скорее в пользу второй версии.

 

10 января немецкие газеты сообщили о том, что новым координатором германо-российского сотрудничества при правительстве ФРГ станет 70-летний эксперт Социал-демократической партии по вопросам внешней политики Гернот Эрлер. Он уже находился на посту уполномоченного по германо-российскому сотрудничеству с 2003 по 2006 годы.

 

Назначение нового уполномоченного стало причиной крупного спора в немецком правительстве. Прежний уполномоченный Андреас Шоккенхофф изначально отказывался покинуть этот пост. Именно он был главным инициатором критичной резолюции бундестага об обращении российских властей с оппозиционерами.

 

Статья Беньямина Биддера и Маттиаса Шеппа в «Der Spiegel» об этом назначении была озаглавлена «В Москву с любовью». Текст – почти ликующий: «Этот человек расставит другие акценты… Будучи экспертом по России с многолетним опытом, политик обладает хорошими связями как с правозащитниками, так и с представителями Кремля. Большим плюсом является то, что он говорит по-русски. Новый уполномоченный задаст тон, какого в немецкой политике по отношению к России не было уже длительное время: как и его босс, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, Эрлер считает, что преобразования в России скорее начнутся с помощью сближения. Например, в вопросе размещения элементов ПРО в Европе он советует идти на компромисс с Москвой, также политик писал статьи в защиту России („Хватит бить Россию“ в Die Zeit) и российского президента („Новое самосознание российского президента“ и „Завершение успешного года для Путина“)...

 

Назначение Эрлера, сообщает издание, в кругах СДПГ было воспринято положительно. В ХДС, в свою очередь, поговаривают о «социал-демократизации немецкой внешней политики по отношению к России», ведь в скором времени пост председателя российско-германского форума также может занять член СДПГ Маттиас Платцек.

 

О том же писал Карстен Лютер в «Die Zeit» в статье под названием «С Путиным лучше ругаться, чем обниматься»: «Гернот Эрлер назначен новым координатором германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ. Открытая и прямая критика Москвы, которая была свойственна его предшественнику Андреасу Шоккенхоффу из ХДС, теперь будет звучать реже…

 

Шокенхофф вызывал большое уважение в среде российских правозащитников, но на государственном уровне никто не хотел с ним разговаривать… Эрлер на протяжении многих лет был близок к министру иностранных дел Франку-Вальтеру Штайнмайеру, который в свою очередь находился в оппозиции к канцлеру Ангеле Меркель. Понятно, почему Шокенхофф больше не вписывался в концепцию: Штайнмайер видел взаимоотношения с Россией как партнерство для модернизации. Находясь в оппозиции, он критиковал канцлера за то, что она слишком жестко ставила перед Путиным вопросы о правах человека в России».

 

А это из сообщения Кристофа Хикмена в «Sόddeutsche Zeitung» от 11 января: «У Штайнмайера и Эрлера еще много общих политических планов, ведь полномочия координатора по сотрудничеству с Россией в будущем должны расшириться: он будет также отвечать за Центральную Азию и страны „Восточного партнерства“. Получается, что Эрлер будет координировать сотрудничество с двенадцатью странами – в том числе с Украиной, которая сейчас является наиболее проблематичным моментом в отношениях с Россией».

Герхард Гнаук в «Die Welt» 20 января, рассказав о выступлениях Эрлера по российскому вопросу, заметил: «Не ведется ли в Германии самая что ни на есть массированная лоббистская работа в интересах нынешнего кремлевского руководства?». Гнаук приводит еще такой пикантный штрих, характеризующий взгляды человека, который будет играть значительную роль в формировании восточной политики Германии: «В 2003 году Эрлер выступил в печати с тезисом, что тюремное заключение Михаила Ходорковского, возможно, является для России признаком надежды на социальную справедливость».

 

Остается сказать, что 4-5 декабря в Касселе состоялся 13-й германо-российский форум «Петербургские диалоги». И, хотя темой его было объявлены «Социальные и политические права как залог свободного общества», прошел он на вполне беззубом уровне – не то что предыдущий форум, на котором координатором со стороны Германии выступал Андреас Шоккенхофф. Как пишут немецкие СМИ, запомнилась в Касселе разве что «свежая» мысль из выступления Матиаса Платцека, что «Германии не следует говорить с Россией с позиции учителя». На форуме также было высказано предположение, что Платцек вскоре станет его председателем с немецкой стороны.

 

Итак, политика Германии на восточном направлении четыре года будет во многом определяться компанией социал-демократов: министром Штайнмайером, председателем форума «петербургские диалоги» Платцеком и координатором этого форума Эрлером. Четвертым в этой компании будет «научный директор» форума Александр Рар, который не является социал-демократом, но в защите интересов путинского режима превосходит их всех.

 

Заключение

 

Переговоры о создании «большой коалиции» между консерваторами и социал-демократами шли долго и тяжело и закончились уступками консерваторов почти по всем пунктам программы, на которых настаивали социал-демократы. Был ли другой выход из ситуации? Был: ввиду несовместимости программ прошедших в Бундестаг партий объявить новые выборы. Большинство наблюдателей сходится на том, что на них консерваторы одержали бы чистую победу. Конечно, повторные выборы стоят денег. Но «большая коалиция», на наш взгляд обойдется Германии гораздо дороже.

 

Израиль Зайдман