Украина

 

 

Израиль ЗАЙДМАН

 

Брат 2

 

Но присвоением Крыма «заботы» старшего брата о младшеньком не закончились.

 

Восток и Юг Украины

 

После того, как Россия заграбастала Крым, встал вопрос: что дальше? Одно было ясно: одним Крымом она не удовлетворится.

 

Кстати, Путина часто называют то шизофреником, то параноиком. Вероятно, есть понемногу от первого и, особенно, от второго: есть в нем страх перед Западом, перед США. Но главная его психиатрическая квалификация, на мой взгляд, все же – маньяк. Все империи в мире, вплоть до самой маленькой и упорной – сербской, благополучно распались, и никто за ними, пожалуй, уже не тоскует. А у Путина мания: любой ценой восстановить российскую (советскую) империю и. что хуже, манией этой он заразил значительную часть русского народа, в котором, впрочем, имперские бациллы никогда не умирали.

 

Но какая может быть Российская империя без Украины? Напомню: Петр смог провозгласить Россию империей, а себя – императором после того, как при его папеньке, Алексее Тишайшем, к России была присоединена Украина. Как Индия была жемчужиной Британской империи, так и Украина – Российской.

 

Потому-то Путин так яростно сопротивлялся подписанию Украиной Ассоциации с Евросоюзом. Так что вопрос не стоит, будет он добиваться возврата Украины или хотя бы большей ее части в орбиту России или нет. Вопрос стоит по-другому: как, какими методами он будет этого добиваться?

 

Когда у Шойгу еще в феврале спрашивали, зачем вы стягиваете войска к границе с Украиной, он отвечал: так ведь маневры. Но «маневры» эти продолжаются уже третий месяц. А несколько дней назад у Лаврова спросили, зачем Россия столь длительное время держит войска у границ с Украиной, дескать, нехорошо это. Ответ был, как всегда, наглый: наша территория – где хотим, там и держим.

 

Эксперты расходятся в прогнозах: то ли Россия держит войска на границе, чтобы в подходящий момент вторгнуться на территорию «братской» страны, то ли с целью давления на новое руководство Украины и срыва назначенных на 25 мая президентских выборов, в частности. Ибо после этих выборов будет трудновато гундеть о нелегитимности власти в Украине. И, вообще, выборы эти будут способствовать стабилизации ситуации в Украине, а этого Путину никак не надо.

 

Ральф Шулер в «Bild» 3 апреля сообщил некоторые подробности экстренного саммита лидеров ЕС, который состоялся две недели назад в Брюсселе и был посвящен украинскому кризису. Со ссылкой на участников встречи газета приводит высказывание бундесканцлера ФРГ Ангелы Меркель: «Совершенно неясно, чего хочет Путин, какие у него намерения и что он предпримет в ближайшее время». Автор заключает»: «Для всех присутствующих смысл сказанного был ясен как белый день: Ангела Меркель считает Путина способным на все».

 

С Меркель согласны и российские эксперты. Политолог Станислав Белковский 4 апреля высказал по этому поводу такое мнение: «От Путина можно ожидать чего угодно, потому что он все решения принимает в последний момент. Для него самое главное – сохранять руки развязанными, сохранять большое пространство для маневров и принятия решений. Станет ли он препятствовать украинским выборам, не знает даже он сам. Но не исключено, что станет».

 

Это зависит от того, будут ли выполнены условия Путина в части предоставления русскому языку статуса второго государственного и федерализации Украины, говорит Белковский: «Если они будут проигнорированы, я не исключаю любых аварийных сценариев, тем более что Путин по-прежнему курирует Януковича как якобы легитимного президента Украины».

 

А что будут проигнорированы, – это без сомнения, ибо украинское руководство отчетливо понимает, что Путин с Лавровым потому так настойчиво добиваются федерализации Украины, ибо это прямой и скорый путь к расколу страны. Яценюк, став премьером,  сразу заявил, что стоит за расширение прав регионов, но не за федерализацию. Что касается языка, то вполне достаточно существующего положения о региональных языках.

 

С Белковским, в принципе, согласен другой российский эксперт, экономист, бывший советник  Путина, один из основателей российского Комитета солидарности с Майданом Андрей Илларионов. Он так оценил намерения Путина: «Как минимум еще одну наступательную кампанию он может и, вероятно, попробует провести. Понимая, что санкции уже неизбежны, а силового сопротивления со стороны Запада пока не будет, шанс получить кое-что еще сохраняется. Стратегическая цель сохраняется прежней – установление контроля над большей частью Украины. В рамках прямолинейной военной операции сейчас это сделать невозможно. Но этого можно добиться при использовании других инструментов. Промежуточная цель спецоперации – либо победа пропутинского кандидата 25 мая, либо (если это невозможно) срыв выборов».

 

Победа пропутинского кандидата на президентских выборах в Украине в данный момент видится нереальной, ибо, по данным опроса, даже в Донецке 75% населения высказалось за сохранение целостности Украины.

 

Судя по всему, Россия попытается добиться своих целей в соседней стране путем организованных через своих агентов и местного криминалитета «восстаний» в восточных и южных регионах Украины. Об этом читайте ниже в статье «Донецкие побоища».

 

Блестящая изоляция

 

Пока что российское руководство добилось того, что Россия оказалась практически в полной изоляции на мировой арене.

 

В Совете Безопасности ООН резолюцию с осуждением аннексии ею Крыма поддержали 13 членов Совета из 15, в том числе и ближайший союзник России Казахстан. Другой союзник России – Китай – воздержался при  голосовании. Против была только сама Россия, воспользовавшаяся таким образом своим правом вето в Совбезе.

 

Аналогичная резолюция была вынесена на Генеральную Ассамблею ООН. Там ее поддержали делегации 100 стран, 58 воздержались, и только 10, не считая самой России, проголосовали против.

 

Перечислим этих светочей демократии и мирового правопорядка: Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, Северная Корея, Никарагуа, Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве. Блеск!

 

24 страны от участия в голосовании уклонились, в том числе такие близкие союзники России как Иран и Сербия.

 

Тем не менее постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин после голосования объявил: «Результат вполне для нас хороший, мы одержали моральную и политическую победу».

 

На следующий после голосования день агентство Рейтер распространило сообщение под заголовком «Послы говорят, что Россия угрожала их странам перед голосованием в ООН». Конкретно, Россия пригрозила ряду стран Восточной Европы и Центральной Азии, что расквитается с ними, если они вздумают проголосовать за резолюцию.

 

Возмущенный представитель российской миссии при ООН заявил агентству «Мы никогда никому не угрожаем, Мы просто объясняем ситуацию».

 

Ну, конечно, разве хорошо воспитанный грабитель в подворотне станет вам угрожать? Он просто вежливо объяснит, что с вами случится, если вы не отдадите ему кошелек и не снимете с себя некоторые вещи, которые, кстати, вам не очень к лицу.

 

А еще 3 марта страны «Большой семерки» в совместном заявлении осудили вторжение России на территорию Украины и отменили подготовку к саммиту «Большой восьмерки», который должен был состояться в июне в Сочи. Похоже, «восьмерка» снова превратилась в «семерку».

 

А еще в эти дни в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) обсуждается вопрос то ли об исключении России из этой организации, то ли о лишении ее права голоса в ней.

 

Но зато российское руководство утешил лучший друг Башар Асад. Мало того, что Сирия в ООН голосовала против клеветнической в отношении России резолюции, так 6 марта государственное сирийское агентство SANA сообщило, что в телеграмме, направленной Асадом в Кремль, говорится, что сирийский народ поддерживает усилия Путина по восстановлению безопасности и стабильности на Украине. Сирийский президент при этом подчеркнул, что в своих действиях Владимир Путин опирается на международное законодательство, а его борьба является частью войны, объявленной экстремизму и террору.

 

Да их, почитай, двое в мире и осталось – Асад и Путин – борцов с экстремизмом и террором.

 

Гарантии

 

Нельзя отрицать, что, если бы не поддержка мирового сообщества, то есть, прежде всего, США и Евросоюза, Путин схрястал бы уже Украину без остатка. Но… Крым он уже аннексировал и, похоже, Запад с этим смирился, и угроза  материковой Украине еще тоже не снята. Из-за этого новое руководство страны не может целиком отдаться решению многочисленных тяжелейших проблем, оставленных ему предыдущим режимом.

 

Обратимся для начала к самому очевидному моменту. 6 марта израильская газета «The Jerusalem Post» в статье «Украинский урок» писала: «Когда распался СССР, у некоторых его бывших республик, в частности у Украины, остались обширные ядерные арсеналы. Справедливо обеспокоенный этим Запад убеждал независимый Киев разоружиться. В 1994 году Украина согласилась отказаться от ядерного оружия в обмен на гарантии Америки и Британии защищать ее территориальную целостность. Другими словами, они пообещали прийти на помощь Украине в том случае, если кто-то будет ей угрожать. Этим „кем-то“ не мог быть никто, кроме России».

 

Меморандум был подписан в Будапеште. Газета забыла сказать, что соглашение о гарантиях Украине подписал еще третий гарант – Россия. Поскольку напасть на Украину, как сказано в статье, не мог никто другой, кроме России, она как бы гарантировала, что она, Боже упаси, этого никогда и ни за что не сделает.

 

Но с России какой спрос? Как-то пришлось читать, что из подписанных Советским Союзом договоров и соглашений не было ни одного, который бы он не нарушил. А Россия – наследница…

 

А что же два других гаранта, из цивилизованного мира, США и Великобритания? А, по большому счету, ничего. Пригласили, правда, Россию для обсуждения невыполнения Будапештского договора, а она на это обсуждение просто не явилась. Оно ей нужно?

 

А теперь, за другими угрозами России в отношении Украины, о Крыме практически уже и не вспоминают. Некоторые наблюдатели даже пишут, что концентрация российских войск на границе с Украиной одной из целей и имеет – чтобы Западу было не до Крыма.

 

Авторы цитированной выше статьи в «Jerusalem Post» делают из этого закономерный вывод: «В настоящее время Израиль вынуждают отказаться от стратегически важных объектов в Иудее и Самарии, оставив незащищенным густонаселенный центральный регион страны. Единственной защитой Израиля должны стать гарантии, пугающе похожие на те, что были даны украинцам. Происходящее в Крыму должно стать громогласным предостережением от вверения нашей судьбы в руки так называемых союзников».

 

Полностью согласен: как только кто-либо из «союзников» Израиля попросит (потребует) от него пойти на какие-либо территориальные уступки арабам, естественно, под их железные гарантии, еврейскому государству следует ответить: будьте любезны, прямо, прямо, никуда не сворачивая – на хер.

 

К такому выводу пришли многие страны. Западная пресса пишет, что тем самым авторитет США в мире существенно подорван.

 

Ряд авторов считает, что Украине, имеющей под боком такого братца, не следовало отказываться от ядерного оружия. 20 марта несколько народных депутатов внесли в Верховную Раду проект закона о денонсации Будапештского меморандума. Поздновато. На мой взгляд, руководству Украины, как только стало ясно, что гаранты этого договора не намерены выполнять свои гарантии, следовало немедленно объявить, что одной из первоочередных своих задач они видят восстановление ядерного потенциала страны. Мировое сообщество, то есть западные страны, очень нервно реагируют на распространение этого оружия. Неважно, стала бы Украина действительно его восстанавливать или нет, но само объявление об этом, возможно сделало бы гарантию гарантов немного гарантийнее.

 

Хотел еще рассказать о том, как Запад вообще защищает Украину от наглой агрессии, но нет уже времени – надо сдавать номер. Предлагаем вам на эту тему статью Владимира Абаринова.

 

Нам в этой статье особенно бросилась в глаза позиция Барака Обамы. С одной стороны, он заявляет, что Россия нарушает основополагающие международные законы, а с другой, спешит заверить агрессора в том, что за все, что он сотворил и собирается творить в дальнейшем, никто ему силой препятствовать не будет.

 

Мы тоже не хотим войны: начать ее легко, а остановить бывает очень трудно. Но заранее уверять хулигана, что ему ничего не будет, это, извините, маразм.

 

Мы надеемся к этой теме еще вернуться.