Украина. Восток

 

Донецкие побоища

 

В начале апреля казалось, что острая фаза кризиса на восточной границе Украины миновала, Россия оставила мысль о вторжении, наступило некоторое затишье. Однако, как выяснилось, это было затишье перед бурей. В воскресенье 6 апреля кризис разразился с новой силой. Началась вторая часть Марлезонского балета.

 

Апогей предыдущей части пришелся на конец марта, когда у границы с Украиной были сконцентрированы российские войска численностью до 30 тысяч военнослужащих (см. об этом подробно в заметке «Если завтра война…» на стр. 7). На Западе в связи с этим поднялся такой шум, России грозили такие жесткие санкции, что Путин дрогнул и даже отвел часть войск от границы. Пока. Как выясняется теперь, всего-то на 30 км). Но, отказавшись от прямого военного вторжения, он не отказался от глобальных планов по отторжению востока Украины. Тихой сапой. Точнее не тихой, а очень даже громкой. Бандитской.

 

В воскресенье 6 апреля одновременно, как по чьей-то команде (интересно, чьей?) в трех крупных областных центрах востока Украины – Харькове, Донецке и Луганске – пророссийские митингующие захватили здания гособладминистраций, а в ночь на понедельник также были захвачены здания управления СБУ в Донецке и Луганске.

 

Тон задавался в Донецке. Здесь была провозглашена Донецкая независимая республика. Причем, поначалу захватившие Донецкий областной совет сепаратисты пытались заставить (уговорить) депутатов облсовета принять такое решение, чтобы оно имело хоть какую-то легитимность. Когда же депутаты отказались выполнить это требование, захватчики «лишили» их мандатов и сами сформировали «народный областной совет», на котором и провели соответствующую резолюцию.

 

О создании Донецкой республики было сообщено на митинге у здания облсовета. «Отныне Донецкая область является независимой республикой. Ура!» – провозгласил ведущий митинга. В ответ толпа восторженно скандировала: «Россия, Россия!». Затем тем же «легитимным» советом было принято решение о проведении в области не позднее 11 мая референдума о вхождении в состав России, а также принято обращение к ней же с просьбой ввести в Донецкую область миротворческий контингент. «Только в России мы видим единственного защитника нашей культуры русского мира. Только миротворческий контингент российской армии сможет дать убедительный сигнал киевской хунте, которая пришла к власти через оружие и кровь», – заявил один из лидеров самопровозглашенной республики.

 

Сходные события происходили в Харькове и Луганске, там тоже были приняты решения о проведении референдума 11 мая. Прямо единый день референдума.

 

Совершенно очевидно, что события на восточной Украине так или иначе были инспирированы старшим братом. Как сообщается, в захватах административных зданий принимали участие всего по несколько тысяч человек, но очень агрессивных. Часть из них, как утверждается, вообще прибыли из России. Милиция же, как можно понять из сообщений, особенного сопротивления не оказывала, а в Харькове часть правоохранителей так вообще аплодировала захватчикам. Иначе не понять, почему не смогли привести в чувство не такую уж многочисленную толпу (на следующий день и. о. министра МВД Арсений Аваков объявил о намерении уволить часть личного состава харьковской милиции за саботаж). Но то, что в этих акциях участвовало столь мало для больших областных центров народу – говорит не в пользу Путина и провоцируемых им сепаратистов.

 

Харьков, Донецк, Луганск – это все же не Крым. В этих городах гораздо больше украинцев и поддержка сепаратизма там много меньше, чем в Крыму. Яркой иллюстраций этому стало заявление председателя Независимого профсоюза горняков Михаила Волынца о том, что шахтеры Донбасса не поддерживают сепаратистов: «Они хорошо осведомлены о том, что в России в прошлом году на 40% сократились инвестиции в угольную промышленность... Люди останутся без зарплат и работы. В Украине на данный момент шахты не закрываются, а шахтерам выплачивают зарплату».

 

Понятно, несколько тысяч пророссийских митингующих вряд ли решились бы на жесткие агрессивные действия, во-первых, ввиду своей малочисленности, во-вторых, по причине далеко, мягко говоря, не всенародной поддержки своих действий, если бы не чувствовали всестороннюю поддержку со стороны России.

 

Георгий Чижов 7 марта пишет в «Ежедневном журнале» по этому поводу: «Для успеха такого проекта (отсоединение от Украины и присоединение к России. – В. З.) поддержка со стороны Москвы должна быть всеобъемлющая. Даже если не говорить о вводе войск, нужна и моральная помощь, и финансовая, и организационная, и в той или иной степени кадровая. Собственных ресурсов на сегодняшний день явно недостаточно, нет такого количества пассионарных сторонников вхождения в состав России. Конечно, если провести простой опрос, то какое-то количество людей найдётся, но они явно в меньшинстве и не все готовы подняться и выйти. Поэтому нет никаких сомнений, что эти события инспирированы, хотя надо разбираться, кто эти 2 или 3 тысячи людей. Вполне возможно, что это пророссийские активисты. Но без поддержки извне они просто не чувствовали бы себя так уверено, потому что их действия подпадают под ряд статей Уголовного кодекса, и в принципе им всем грозит тюремное заключение».

 

Исполняющий обязанности премьера Арсений Яценюк заявил по поводу попытки аннексии очередных кусков Украины: «Я хотел бы обратиться в первую очередь ко всем жителям восточных областей Украины. Всем совершенно понятно, что идет реализация антиукраинского, антидонецкого, антилуганского и антихарьковского плана. Плана по дестабилизации ситуации, плана того, чтобы иностранные войска перешли границу и захватывали территорию страны, чего мы не допустим. Какие-либо другие призывы к федерализации являются попыткой уничтожения украинской государственности и сценарием, который написан РФ, цель которого – расчленение и уничтожение Украины. И превращения части Украины в территорию рабства под диктатом РФ. Этого не будет».

 

А и.о. президента страны Александр Турчинов пообещал начать антитеррористическую операцию против пророссийских боевиков.

 

«Вчера началась вторая часть спецоперации Российской Федерации против Украины, цель которой – дестабилизировать ситуацию в государстве, свергнуть украинскую власть, сорвать выборы и разорвать на куски нашу страну, – заявил Турчинов. – Враги Украины пытаются разыграть крымский сценарий, но мы этого не допустим».

 

Турчинов отметил пассивность правоохранительных структур, не противостоявших бандитствующим молодчикам, и пообещал доукомплектовать их сотрудниками из других регионов. Также он сообщил о планах ужесточения уголовной ответственности за сепаратизм: «Я с уважением отношусь к разным политическим взглядам, в том числе и наших оппонентов. Но сепаратизм и использование оружия против собственного государства, которое несет прямую угрозу безопасности и жизни наших граждан, – это не политика. Это тяжкое преступление! А против преступников мы будем действовать адекватно и решительно». 8 апреля Верховная рада такой закон, ужесточающий ответственность за сепаратизм, приняла.

 

Действительно, пора переходить от слов к делу и принять меры к зарвавшимся сепаратистам. Это все-таки не Крым, ситуация другая, и утихомирить несколько тысяч экстремистов вполне по силам даже сегодняшней весьма слабой украинской власти. А то Путин, одно из любимых выражений которого «Не надо никого пугать, вытащил оружие – стреляй», вероятно, забавляется, слыша очередную угрозу того, что «будет как в Одессе»

 

Новости о новом осложнении ситуации в восточных областях Украины, как и следовало ожидать, негативно отразились на рынке российских акций и понизили стоимость рубля по отношению к доллару и евро. Доллар в понедельник 7 апреля вырос на 32 копейки по сравнению с уровнем предыдушего торгового дня, его стоимость составила 35,63 рубля. Евро стал дороже на 53 копейки и стоит теперь 48,9 рублей. Россия доиграется – и без всяких санкций.

 

8 апреля, на момент сдачи этого номера газеты, поступили сообщения о попытке захвата сепаратистами здания госадминистрации в Николаеве, а также об освобождении, в результате штурма силовиками, Харьковской госадминистрации. Александр Турчинов на заседании Верховной рады сообщил по результатам штурма: «Сегодня полностью освобождена от сепаратистов областная администрация Харьковской области. Причем при освобождении ОГА против работников милиции применялось оружие и ручные гранаты. Несколько работников силовых структур получили тяжелые ранения. Задержаны 70 преступников».

 

Когда я заканчивал этот горячий обзор, пришло сообщение о готовящемся штурме силовиками Донецкой администрации. Вот замечательный штрих к моральному облику сепаратистов, готовящихся к обороне и призвавших к участию в ней женщин: «А вы, женщины, ни в коем случае не расходитесь! Ну не будут по вам стрелять. Они просто не имеют права. Оставайтесь, стойте здесь, милые женщины», – заявил один из вождей. А детей почему не призвали участвовать в живом щите?

 

И вот еще из последних сообщений. Цитирую по Грани.ру: «Народные сборы 66 административно-территориальных единиц Донецкой области выступили против создания „Донецкой республики“, говорится в заявлении пресс-службы Комитета патриотических сил Донбасса. Сборы отменили решение самопровозглашенного „народного совета“ о создании „Донецкой республики“. Кроме того, решено запретить проведение любых референдумов на территории Донецкой области до создания соответствующей правовой базы. Также признаны незаконными заявления об отделении Донецкой области от Украины и решено сохранить регион в составе независимого Украинского государства». Надеемся, это – конец Донецкой республики, финито ля комедия.

 

Любопытно: когда украинская власть наконец-то очнулась и стала применять силу к сепаратистам, всполошился российский МИД, призвавший Киев прекратить на юго-востоке страны «любые военные приготовления, чреватые развязыванием гражданской войны»: «Согласно имеющейся информации, в юго-восточные районы Украины, в том числе в Донецк, стягиваются подразделения внутренних войск и национальной гвардии Украины с участием боевиков незаконного вооруженного формирования „Правый сектор“. Перед ними поставлена задача силового подавления протестов жителей юго-востока страны против политики нынешних киевских властей». Ну да, когда к границам суверенного украинского государства подгоняют десятки тысяч российских военнослужащих, это, разумеется, ничем не чревато, а вот когда пытаются унять зарвавшихся сепаратистов, это чревато всем.

 

* * *

Пару недель назад я беседовал со знакомым в Запорожье. Он говорил, что сепаратистских настроений в городе особенно нет и сетовал, что все бы уже в Запорожье устаканилось, если б воду не мутили всевозможные приезжие активисты из Мелитополя. Мелитополь – совсем рядом с Крымом, эти активисты инфицировались крымским сепаратизмом и пытаются заразить им областной центр.

 

Если бы не провокационная роль России, давно уже было бы на Украине относительное спокойствие, и страна готовилась к президентским выборам. А так – какие выборы, когда страну раздирают на части.

 

Может, это и есть одна из главных задач Путина, задача, конечно, минимум – сорвать выборы?

 

В. Зайдман