Украина

 

УКРАИНСКИЕ СЮЖЕТЫ

 

О проклятых странах

Станет ли Украина Островом Крым?

 

Один мой знакомый еще в январе месяце, в разгар противостояния на Майдане, утверждал, что Украина – проклятая страна, потому что не покаялась за геноцид против евреев Богдана Хмельницкого, за их пособничество нацистам в уничтожении евреев же во Вторую мировую войну. Следовательно, она заслужила бандитскую власть, и никогда не будет на Украине нормальной жизни. Одним словом, так ей и надо, гореть этим бандеровцам в аду, а с ними за компанию – всем остальным жителям Украины. Среди которых, между прочим, граждане разных национальностей, в том числе и евреи.

 

Что это нисколько не моя полемическая фантазия, подтвердил другой мой знакомый, без обиняков заявивший мне после ознакомления с последними номерами «Рубежа»: ты поддерживаешь фашистов, пришедших к власти на Украине, значит, ты тоже фашист. Согласно этой замечательной точке зрения получается, что российская агрессия против Украины – это уже и не агрессия вовсе и тем более не фашизм, а, наоборот, освобождение Украины от фашистской нечисти, а господа, санкционировавшие аннексию Крыма (пардон, освобождение) – Путин, Матвиенко, Совет Федерации полным составом, Слуцкий, Пушков, а также господа, обеспечивающие пропагандистскую поддержку во главе с Дмитрием Киселевым – это главные антифашисты нашего времени. Одним словом, ложь – это правда, война – это мир.

 

Ну, знаете, если все вышеперечисленные господа, точнее, товарищи – антифашисты, тогда я в этой новоязовской перевернутой системе координат – фашист, согласен.

 

Что речь здесь идет не о загибах и «особых мнениях» отдельных граждан, что такие взгляды – не исключение, что это выстраданная концепция мироощущения большого числа людей, подтвердила статья Льва Солодкина, сына недавно умершей Марины Солодкиной, депутата израильского Кнессета. Такое впечатление, что автор просто сговорился с первым моим знакомым: «Если речь идет об отношении к евреям, то хуже украинцев нет никого. За погромы, которым они подвергали наш народ, за деятельную помощь нацистам в период Холокоста и за безудержную ненависть к евреям лишь за то, что они евреи, я желаю этой стране никогда не знать покоя и процветания. Вот почему я не вижу никаких проблем в действиях Путина. Я предпочитаю, чтобы тамошние евреи жили под властью Путина, а еще лучше – чтобы сбежали, пока возможно. В конце концов, у евреев есть своя страна».

Скажу сразу, предвосхищая возможные обвинения в мой адрес, что я ни в коей мере не ставлю своей целью реабилитацию погромщиков – хоть времен хмельнитчины, хоть Второй мировой. Хочу только заметить, что сегодняшние украинцы в погромах прошлого уж точно виноваты не больше, чем нынешнее поколение немцев в Холокосте.

 

Солодкин даже не замечает, что он, со своей стороны, пропагандирует ненависть к украинцам только за то, что они украинцы. А вот то, что он не видит никаких проблем в действиях Путина и желает евреям жить под его властью – это и вправду интересно. 

 

Значит, все проклятья современной Украине и украинцам за их отношение к евреям со времен Богдана Хмельницкого. В этом случае пожелание евреям жить под крылом России (Путина) основывается, очевидно, на том, что Россия всегда относилась к гражданам иудейского вероисповедания, как мать родная. Не устанавливала им черту оседлости, не устраивала погромы, не притесняла во всех сферах жизни, не придумала процентную норму при приеме в учебные заведения.

 

А почему, посылая проклятия бандеровцам, как историческим, так и нынешним, господа солодкины ни разу не вспоминают черносотенцев, как исторических, так и верных их продолжателей, неонацистов, чувствующих себя в России более чем вольготно. Чем они хуже бандеровцев? А фашистская литература, включая «Mein Kampf» Гитлера, антисемитские газеты и журналы, свободно продающиеся на книжных развалах в России?

 

19 марта подоспела статья Буркхарда Бишофа в немецкой Die Presse, в которой он без обиняков пишет о послании Путина Федеральному собранию 18 марта: «Это напоминало национал-социалистические, сталинистские или маоистские политические шоу». Что касается фашистов, которыми, если верить Путину и его зомбоящику, кишит Украина, автор замечает: «Если в Восточной Европе и есть страна с угрожающе большой и продолжающей расти группой правых экстремистов, расистов и ненавистников евреев, то это скорее не Украина, а Россия. Вероятно, Путину следовало бы сначала позаботиться о „фашистах“ в своей собственной стране, а не использовать украинских как предлог для вмешательства во внутренние дела других стран».

 

И в этот же день в «Ежедневном журнале» была опубликована статья Веры Альперович, в которой она пишет о конкретных «достижениях» последних лет в России на почве этнической нетерпимости. Собственно, само название статьи говорит само за себя: «Быстрее, выше, сильнее: ксенофобия бьет новые рекорды». Приведу некоторые выдержки из статьи.

 

2013 год, к сожалению, прошел под знаком возросшей ксенофобной активности и националистов, и общества, и властей.

 

Был утрачен один из важнейших источников оптимизма последних лет: спад уличного расистского насилия, продолжавшийся с 2009 года, явно остановился.

 

…одной из главных особенностей 2013 года стала резкая активизация их (ультраправых. – В. З.) рейдов по поиску «нелегалов»». Из второстепенного вида деятельности, заполнявшего пробелы между политическими кампаниями, рейды превратились в одно из важнейших направлений активности ультраправых. Рейды привлекли внимание СМИ, в том числе телеканалов, что стало для националистов редкой возможностью прорекламировать себя и свою деятельность более широкой аудитории. Почувствовав, что эта деятельность одобряется как властями, так и обществом, рейды зачастую стали проводить так, что они больше походили на погромы … Кроме всего прочего, используя тему «охоты на мигрантов», националистам удалось укрепить связи с полицией и околовластными структурами. Правоохранители стали чаще привлекать ультраправых к своим рейдам, их стали приглашать на различные круглые столы и подобные мероприятия, если они затрагивали тему поиска «нелегалов»…

 

В итоге сочетание антимигрантской кампании властей, активности ультраправых и постоянного муссирования вопроса об «этнической преступности» в СМИ сильно поспособствовало главному для националистов событию года октябрьским беспорядкам в московском Бирюлеве Западном, переросшим в открытые погромы.

 

Если раньше власти, не решая проблему по существу, хотя бы не давали обществу и националистам широко спекулировать на ней, то теперь, как было отмечено выше, политики всех мастей сами развернули активную антимигрантскую кампанию, тем самым подогревая ксенофобные настроения.

 

Следует отметить, что к концу 2013 года ситуация более или менее стабилизировалась и ушла наконец-то с повестки дня. Однако события, происходившие в течение года, не остались без последствий: как показывают опросы Левада-Центра, число людей, разделяющих в той или иной степени лозунг «Россия для русских» за год выросло с 56% до 66%, а число согласных с тем, что приезжих из ближнего зарубежья необходимо выдворять за пределы России, а не помогать им адаптироваться, увеличилось с 64% до 73%.

 

Если говорить о том, какая страна проклятая, то это, по моим ощущениям, скорее тоже не Украина, а Россия. Потому что она уже как минимум два века наступает на одни и те же грабли, вектор ее развития определяют националистические великодержавные силы – сначала это были славянофилы, затем черносотенцы, теперь вот Путин. Всё занимаются поиском особопутейства, духовных скрепов, считают, что они, может быть, и нищие, зато самые духовные, и пытаются «одарить» этой духовностью соседей.

 

Исходя из этих мессианских побуждений, Россия неоднократно затевала или ввязывалась в войны (Крымская 19-го века, Русско-японская начала 20-го, Первая мировая) и военные авантюры уже в советское время, как то вторжение в Венгрию и Чехословакию, афганская авантюра – которые заканчивались или крахом или позором.

 

Имея такой-то вот послужной исторический список и опыт, Россия опять наступила на те же грабли, оттяпав Крым. Это ли не безумие, не проклятье? Ведь не все россияне в школах имели «неуд» по истории. Тем не менее, согласно совместному опросу ВЦИОМ и фонда «Общественное мнение», положительно оценили результаты крымского референдума 91 % россиян, в Москве, столице, на пять процентов меньше. Это безумие, охватившее жителей России – не результат ли наложенного на нее проклятия? Я этому вовсе не радуюсь, как господин Солодкин в отношении Украины, я с прискорбием констатирую факт. Совершенно очевидно, что граждане России тяжело больны, 91 процент – это не только результат опроса, это еще и диагноз. Даже когда Путин уйдет, общество нужно будет лечить от этого патриотического угара долго и кропотливо. Может не хватить и сорока лет, тем более, что вокруг будет не пустыня. И это ж нужно еще найти такого Моисея… И нужно, чтобы послепутинское общество его избрало…

 

В публикуемой как раз в этом номере «Рубежа» статье Александра Янова «Казус Достоевского и лестница Соловьева» из цикла «История русской идеи» (см. на стр. 17), автор приводит высказывание философа 19-го века Владимира Соловьева: «Национальное самосознание (то же, что патриотизм. – В. З.) есть великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство доходит до самообожания, тогда естественный конец для него национальное самоуничтожение». Янов делает вывод: «14 лет спустя после смерти Соловьева (он умер в 1900 году) именно это и случилось с культурной элитой России. Она совершила, как он и предсказал, коллективное самоубийство, „самоуничтожилась“». Кажется, к этому ведет нынешнюю Россию и Путин, любящий цитировать философа Ивана Ильина, и не знакомый, судя по всему, с трудами Владимира Соловьева.

 

«Коллективное самоубийство» в 1914 году – это вступление России в Первую мировую войну, без чего не случилась бы Катастрофа 17-го года. В этом году как раз исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой. И так же, как сейчас, 100 лет назад в России был небывалый подъем и эйфория в связи с началом войны. Причем, либералы-западники приветствовали начало военной кампании с не меньшим энтузиазмом, чем славянофилы. Ну, хорошо известно: российский либерал заканчивается там, где начинается национальный вопрос.

 

Янов пишет по этому поводу: «…практически вся тогдашняя российская элита – от министра иностранных дел Сергея Сазонова до философа Бердяева, от председателя Думы Михаила Родзянко до поэта Гумилева, от высокопоставленных сановников до теоретиков символизма, от веховцев до самого жесткого их критика Павла Милюкова – в единодушном порыве дружно столкнула свою страну в бездну „последней войны“ (снова выражение Владимира Соловьева). Заметьте причем, что говорю лишь о правоверных западниках, славянофилы-то само собой были вне себя от счастья по случаю этой войны». Кстати, такой же патриотический подъем наблюдался в России и в 1853-м году, накануне Крымской войны. Но в том и другом случае отрезвление и катастрофа наступили довольно скоро…

 

В 21-м веке Россия по прежнему живет и действует методами века 19-го, а нынешние государственные патриоты, наследники славянофилов и черносотенцев, как и 200, и 100 лет назад не дают России, а вместе с ней и бывшим советским республикам, выбраться на столбовую дорогу развития человечества, все пускают ее по кругу. Если бы и Украина, и страны Запада не проявляли сдержанность, а действовали на манер Путина, уже наверняка разразилась бы очередная Крымская, а возможно, и мировая война.

 

Ближайшие годы покажут, на какой стране лежит проклятье. Что Россия при Путине тренд своего развития не переменит и дальше будет скатываться в прошлое – я думаю, не станут отрицать даже верные путинцы; только они это воспринимают как благо для России. Надвигающаяся изоляция России от остального мира, новая «холодная война» процесс только ускорят.

 

Крым уже в этом году продемонстрирует вектор своего развития, «профукав» летний сезон. Россияне, радующиеся сейчас «возвращению» блудного Крыма, в массе своей, несмотря на весь патриотический угар, не рванут отдыхать на полуостров, а привычно поедут в более дешевую и с лучшим сервисом Турцию. Жители Украины тем более не поедут в аннексированный Крым.

 

Украине же без Крыма в практическом плане станет только легче – это же на 70 % дотационный регион. Вот пусть Россия и дотирует. Какое в результате этих дотаций может наступить процветание в Крыму – тут к гадалке ходить не надо, достаточно обратить внимание, какого «процветания» достигла Южная Осетия и особенно – Абхазия, бывшая когда-то не менее благодатным местом отдыха, чем Крым. Мне возразят: формально ни Абхазия, ни Южная Осетия не вошли в состав России. Тогда посмотрите, как живут люди в самой России – из многих городов и весей летят к Путину просьбы ввести войска к ним, навести порядок, защитить россиян…

 

В итоге Крым превратится в остров – по Аксенову, только со знаком «минус». Если у писателя это был островок капитализма, окруженный морем социализма, то Крым рискует стать «совком» в чистом виде.

 

В такой большой «Остров Крым» с отрицательным знаком все стремительнее превращается и сама Россия. А вот Украина могла бы стать тем Островком свободы, каким он описан у Василия Аксенова. И это уже почти целиком зависит от самой Украины, от ее народа и от тех руководителей, которых он выберет 25 мая.

 

В свое время история поставила чистый эксперимент, разделив на две части Германию (ГДР и ФРГ) и Корею (КНДР и Южную Корею). Результаты этого эксперимента очевидны, мы знаем, как жили немцы в ФРГ и ГДР (и там, и там – один народ!), и как еще и сегодня живут корейцы в южной части полуострова и те же самые корейцы в северной части.

 

История может повторить такой эксперимент в отношении Украины и Крыма (а с ним и всей России). И если Украине удастся стать аксеновским «Островом Крым», это будет самым лучшим ответом российскому агрессору.

 

Ведь все нынешние действия Путина, если отбросить шелуху его пропаганды, вызваны стремлением не дать ей стать таким Островом и уплыть от Старшего брата.

 

Вадим Зайдман,

20 марта