Майдан и евреи

Исторический аспект

Итак, наши оппоненты обвиняют украинцев в антисемитизме и нацизме (фашизме). Но… как же они – я имею здесь в виду местных оппонентов – живут в стране, ставшей родиной нацизма и доведшей антисемитизм до его высшей точки – Холокоста? Более того, в городе, который был логовом нацизма, где проходили съезды нацистской партии, городе, в котором жил и творил, может быть, самый большой антисемит всех времен и народов Юлиус Штрайхер: даже сам Геббельс его порой за перехлесты в этом святом деле одергивал.

 

Так вот, как же эти оппоненты, всей душой ненавидящие украинцев (где, кстати, проживали до переезда сюда), чувствуют себя вполне уютно в Германии и, конкретно, в Нюрнберге. Во всяком случае, никаких претензий к немцам не предъявляют. Как этот явный диссонанс объяснить? Тайна сия несколько приоткрывается в упомянутой выше статье «О проклятых странах». Там приводятся такие слова одного из наших оппонентов: «Украина – проклятая страна, потому что не покаялась за геноцид против евреев Богдана Хмельницкого, за их пособничество нацистам в уничтожении евреев же во Вторую мировую войну».

 

А-га, значит, Германия покаялась, а Украина – нет, и в этом все дело. Но Германия покаялась только за Холокост, а с украинцев оппонент спрашивает и за довольно давние грехи середины ХVII века. Копать, так копать: не было ли также у немцев давних грехов перед евреями?

 

Не будем говорить о том, что в ХII веке, после первого Крестового похода, Рейнская область осталась практически юденфрай: некоторые христовы воины смекнули: зачем отправляться в Святую Землю, чтобы сразиться с тамошними неверными, которые ведь и зашибить могут, когда на месте имеются другие неверные, по счастью безоружные, которые, к тому же, как учит Святая церковь, повинны в смерти нашего Спасителя? Но не будем об этом говорить, ибо это было 9 веков назад.

 

Но нет ли на этот счет более близких ко времени Богдана Хмельницкого примеров? Позволю себе по этому поводу обратиться к своему труду «Две тысячи лет вместе».

 

Там приводится, по Дубнову, свидетельство «старинного немецкого писателя»: «С тех пор, как евреи живут на земле, они еще не переживали более жестокого столетия, чем четырнадцатое. Можно удивляться, как после такой бойни остался в Германии хоть один еврей».

 

А это свидетельство другого историка, Льва Полякова: «Можно датировать 1343 годом окончательную утрату немецкими евреями их гражданских прав… В 1343 году Людовик Баварский объявил евреям Нюрнберга: „Вы нам принадлежите, вы сами и все ваше имущество, и мы можем использовать его и поступать с вами по нашей воле и желанию“…

 

Немецкие города, которые в конце XV века предоставляли евреям право постоянного жительства, можно пересчитать по пальцам одной руки. Постоянным потоком, иногда целыми общинами немецкие евреи эмигрировали под более гостеприимное небо Польши и Литвы.

 

В то время как юридические документы предшествующих веков отражают в целом достаточно удовлетворительную ситуацию, то документы позднего средневековья содержат унизительные положения. В случае применения смертной казни с конца XIV века установился обычай вешать евреев за ноги, иногда также подвешивали рядом свирепую овчарку.

 

Если попытаться сравнить силу чувства, которое направлено на евреев в разных странах, то похоже, что она больше всего зависит от субстрата, на котором покоится национальная культура; эта сила оказывается более ярко выраженной в германских странах, чем в романских. Таким образом, все указывает на то, что Германия является избранной страной для антисемитизма».

 

А это американо-еврейский историк Даймонт: «Именно в Германии беспомощным евреям были предъявлены самые страшные обвинения. Именно там, на маленьком клочке земли, в течение трех столетий создался тип „униженного еврея из гетто»“».

 

А если хотите конкретно о нашем Нюрнберге, то вот из «Электронной еврейской энциклопедии». По меньшей мере, в городе дважды евреев сжигали живьем: во время эпидемии чумы, в 1349 г. «560 евреев были заживо сожжены». «В 1467 г. были сожжены по обвинению в ритуальном убийстве 18 евреев Нюрнберга». Многократно евреев изгоняли из города, разрешали вернуться и вновь изгоняли. Это все происходило в ХIVXV веках, не столь уж н задолго до Хмельнитчины.

 

Но хотите еще ближе? Пожалуйста. ХVI век, кончилось Средневековье, началось Новое время, Мартин Лютер положил начало великой Реформации.

 

Вот что сообщал о нем англо-шотландский историк Малкольм Хэй: «После того, как он с помощью еврейских раввинов перевел Библию на немецкий язык, он заявил, что теперь это – немецкая книга. А единственная Библия, на которую есть права у евреев, „это та, что у свиньи под хвостом; добытыми оттуда письменами вы можете насыщаться вдоволь“. Он обвинял евреев в том, что по субботам они в своих синагогах проклинают Христа; что они при всякой возможности совершают грабежи, предательства и убийства христиан. Лютер облекал свою ненависть в выражения, ставшие образцом для современных немецких гонителей евреев…

 

Сочинения Лютера содержат множество высказываний, вполне подходящих для гитлеровской программы уничтожения евреев… „Худший из злых гениев Германии, – писал преподобный В. П. Инге, – не Гитлер, Бисмарк или Фридрих Великий, а Мартин Лютер“… .Немцы выказали подобающее уважение к своей исторической традиции, когда заявили, что первый крупный нацистский погром в ноябре 1938 года был благочестивым мероприятием в честь годовщины рождения Лютера».

 

Дополняет французский историк Лев Поляков: «Принятая Лютером точка зрения на „еврейский вопрос“ имела гигантские последствия… Реформатор многократно подчеркивал, что он адресует свое учение исключительно немцам, тем самым подготавливая ту почву, на которой через четыре века смогла появиться ересь гитлеризма. Во всем этом страстная душа Лютера уловила глухие чаяния его народа и дала начало процессу их кристаллизации и осознания».

 

Подтверждает английский историк Пол Джонсон, который пишет о Лютере: «Его памфлет „О евреях и их лжи“ можно назвать первым трудом в жанре современного антисемитизма и огромным шагом вперед по пути к Холокосту».

 

Как показано в двухтомнике «Две тысячи лет вместе», Холокост стал общехристианским проектом – результатом накопленной ненависти к евреям, вызванной еврейской эмансипацией. Но никуда не деться от того факта, что фитиль ненависти был зажжен в Германии. И большая заслуга в этом принадлежит Мартину Лютеру, которого и сегодня высоко чтит добрая половина немцев.

 

И я снова обращаюсь к нашим оппонентам: если вы за Хмельнитчину требуете покаяния от нынешних украинцев, почему вы не потребуете того же от нынешних немцев – за убитых и заживо сожженных в ХIVXV веках евреев, за бесконечные изгнания уцелевших, за Лютера, который во многом заложил основу Холокоста?

 

За Германию в целом должна произнести слово покаяния, очевидно, Ангела Меркель, а за выдающийся вклад в эти деяния нашего теперь родного Нюрнберга, вероятно, обер-бургомистр Мали.

 

Ну, что же вы – вперед, требуйте!

 

*  *  *

Теперь обратимся непосредственно к Холокосту. Германия за него покаялась, а Украина – нет. Но, извините, Холокост был спланирован и проведен в жизнь государством Германия, и ФРГ, как его правопреемница, за Холокост покаялась. А государство Украина ни с какого боку к Холокосту не причастно. Правда, некоторые европейские государства покаялись за своих граждан, ставших пособниками нацистов. Но то ж демократические государства. В Украине такого еще не было. Сейчас появилась некоторая надежда на его создание. Но наши оппоненты вместе с Путиным ложатся поперек этих усилий…

 

Наши оппоненты считают, что Украина – самая антисемитская страна в мире. Если бы… Обычно различают два вида антисемитизма – религиозный (христианский) и светский, или расовый. Но применительно к нашей теме лучше говорить об антисемитизме народном, или низовом, и элитарном. Бывает еще государственный антисемитизм.

 

С начала ХIХ века в западноевропейских странах силу все более набирал элитарный антисемитизм – по той причине, что интеллектуальной элите этих стран было трудновато конкурировать с эмансипированными евреями. А вот в странах Восточной Европы по-прежнему господствовал народный антисемитизм. Здесь тоже стали появляться успешные в бизнесе, культуре и науке евреи. Им, естественно, завидовали, но их было немного. А основную еврейскую массу на Востоке составляла голытьба, причем, этой голытьбы было много.

 

В Германии начала ХХ века евреи составляли чуть меньше одного процента населения, во Франции и Великобритании – доли процента. А в Польше, например, их было добрых 10 процентов! И виноваты в этом были западные страны. Из Англии евреи были начисто изгнаны в 1290 г., из Франции – веком спустя. Из Германии, ввиду ее раздробленности, всех евреев изгнать одним махом не удавалось, но гнали их многократно.

 

И куда же евреям было деваться? Бежали они на Восток. Здесь им поначалу были рады, так как они несли c собой навыки торговли, ремесел, зачатки промышленности. Аборигены понемногу перенимали у них эти навыки, и евреи становились нежелательными конкурентами. Большая часть аборигенов была занята крестьянским трудом. Евреи же не имели права владеть землей. Что им оставалось? Мелкая торговля, ремесло. Они в своих местечках отчаянно конкурировали друг с другом за кусок хлеба и, можно думать, не отличались особой щепетильностью в отношениях с окружающим населением.

 

А в правобережной Украине некоторые евреи устроились управляющими или арендаторами у польских панов и выжимали из крестьян все соки – для пана и, не исключено, немного для себя.

 

Работали на панов не многие, а ответили за это все. К тому же, в Восточной Европе, в отличие от Западной, сильные позиции продолжала занимать Церковь, и важной составляющей народного антисемитизма оставались христианские инвективы в адрес евреев..

 

Все это вместе и определило накал народного, или низового антисемитизма в странах Восточной Европы. В Румынии или в Польше он был нисколько не меньше, чем в Украине. Пособничество  нацистам поляков, как и литовцев и латышей, в уничтожении еврейского населения было ничуть не меньшим, чем в Украине. Более того, в Польше еврейские погромы имели место уже и после окончания Второй мировой войны, чего в Украине не было.

 

Так что не надо бла-бла.

 

*  *  *

Остается еще рассмотреть утверждение наших оппонентов о том, что антисемитизма в России было и, очевидно, есть намного меньше, чем в Украине. Как же иначе, если Россия объявляет бескомпромиссную войну антисемитизму на Украине.

 

Что касается прошлого, то низового антисемитизма в России долгое время действительно не было – по элементарной причине: в ней не было евреев. Но как же: когда евреев убивали и изгоняли из Франции, они бежали в Германию, когда их сжигали и изгоняли из Германии, они бежали в Польшу, включавшую тогда Правобережную Украину. А почему же, когда их стали убивать в этой Украине, они не побежали в Россию?

 

А очень просто: в России евреев не было, а государственный антисемитизм был: в нее евреев не допускали ни под каким видом. И тут я позволю себе обратиться к другому своему труду – «Евреи и Советский проект».

 

Итак: «Когда русский царь Иван Грозный отнял у поляков город Полоцк, он повелел окрестить всех местных евреев, а не желающих креститься – топить в Двине (1563 г.)».  А вот уже в России правит новая династия, русско-польская война 1648-1654 гг.: «В Могилеве полковник Полонский велел евреям убираться из города. Евреи тянули, тянули…они надеялись на то, что войска Речи Посполитой отобьют город у москалей. Но когда прошел слух, что поляки подходят, полковник велел евреям выйти из города. Едва они выполнили приказ, как русские солдаты напали на них и перекололи штыками и порубили саблями всех, кто не успел убежать… В русской Украине евреев вообще не осталось – если кто-то и пережил лихолетье 1648-1649 годов, то местные русские убивали их при вступлении на территорию московитских войск. А если евреи чудом оставались в живых, то их прогоняли уже москали, чтобы в их государстве не было врагов Христовых».

 

И все же в результате завоевания территорий какое-то число евреев оказывалось в пределах империи. Но власть строго за этим следила: уже в начале ХXIII века «при Екатерине I издан был указ о высылке за границу (то есть в Польшу) всех проживающих в Малороссии евреев…»

 

Не потому в России антисемитизма не было, что не было в ней евреев, а ровным счетом наоборот: в России долго не было евреев, потому что в ней веками существовал государственный антисемитизм – несмотря на отсутствие евреев.

 

Но вот в конце ХXIII века вместе с территорией уже собственно Польши в России оказались большие массы евреев. Высылать их было некуда. Но не волнуйтесь, российское правительство позаботилось, чтобы евреи не осквернили своим присутствием собственно русские области: евреев заперли на тех территориях Украины, Белоруссии и Польши, где они жили раньше. Так возникла черта оседлости.

 

Она была преступлением не только по отношению к евреям, но и  к украинцам и белорусам, среди которых они жили, а также к русским, где в евреях была нужда, но их туда не пускали. Киевлянин Василий Шульгин, сам называвший себя антисемитом, тем не менее писал: «Но вот что можно утверждать с несомненностью. Если имелось в виду защищать южнорусский народ от еврейства, то „черта оседлости“ была с этой точки зрения странной мерой. Ибо для нас, южан, конечно, выгоднее было разгрузить от евреев наш край, чем принудительно мариновать их у себя».  

А, с другой стороны, русский писатель Николай Лесков свидетельствовал, как в 1840-е годы «…евреи появились в великорусских помещичьих деревнях с предложением своих услуг… и везде торговали и работали. Еврея отсюда не только не гнали, а удерживали… Местные обыватели постоянно привечали и укрывали евреев-ремесленников… Местные власти тоже везде им мирволили, ибо и для них, как и для прочих обывателей, евреи представляли значительные удобства… Дело дошло до того, что пришлось устанавливать штрафы с помещиков Великороссийских губерний за проживательство у них евреев».

 

Таким образом, свободное расселение евреев по территории огромной империи было бы в интересах всех населявших ее народов, да и самой государственной казны, но этому мешал тупой государственный антисемитизм российской власти.

 

Здесь нет места рассказать, как в первой половине ХIХ века царское правительство старалось завлечь еврейских детей в русские школы, надеясь таким образом оторвать их от их религии, и как в 60-е годы того же века, когда еврейские детки таки пошли в школы, а затем в университеты, с известными во всех странах результатами, в Великороссии, и прежде всего в столицах, буквально за одно десятилетие в дополнение к государственному сформировался элитарный антисемитизм.

 

Первая волна массовых погромов прокатилась в империи в начале 80-х годов ХIХ века в связи с убийством Александра II, к которому евреи практически не имели отношения. Но пресса Великороссии изобразила все ровным счетом наоборот, а уж погромщики нашлись в Малороссии. Так и далее великорусский государственный и элитарный антисемитизмы будут взаимодействовать с украинским низовым антисемитизмом.

 

А кто на рубеже ХIХ – ХХ веков создал шедевр антисемитизма в виде «Протоколов сионских мудрецов», который до сегодняшнего дня остается на вооружении антисемитов во всем мире? Не украинцы, а царская охранка.

 

Кто в начале ХХ века создал погромные черносотенные организации? Не украинцы, а русские славянофилы.

 

Кто сфабриковал процесс Бейлиса, кто по всей Европе за любые деньги скупал источники, долженствовавшие подтвердить истинность кровавого навета на евреев? Царская бюрократия. Кто в Думе из кожи лез, поддерживая этот навет? Великорусские черносотенцы. А кто вынес Бейлису оправдательный вердикт? 12 простых украинских мужиков.

 

Но будем справедливы: в защиту Бейлиса горой встала и лучшая часть русской интеллигенции и даже иерархи Русской Церкви.

 

А где уже в советское время, после короткого перерыва, примерно с 1938 г., началось возрождение государственного антисемитизма? Это из Москвы шли указания о вычищении от евреев партийного и государственного аппарата, во время войны – об ограниченном награждении военнослужащих еврейского происхождения. Это в Москве фабриковались кампания борьбы с космополитизмом, процесс против Еврейского антифашистского комитета, дело «убийц в белых халатах» и ряд других подобных «дел», направленных против евреев. Это из Москвы шли директивы о восстановлении процентной нормы для еврейской молодежи при поступлении в ВУЗы.

 

Да, в Украине еще долгие годы ощущалось наследие низового (народного) антисемитизма. В толще великорусского населения он практически не ощущался по той простой причине, что в Великороссии не было евреев. Но в последний период существования царизма, а еще больше в советское время благодаря государственному и элитарному антисемитизму русские народные массы все больше инфицировались низовым антисемитизмом.

 

Нынешняя верховная российская власть, начиная от президента Владимира Путина, не исповедует специально государственного антисемитизма. Но власть эта, особенно в последние годы, усиленно внедряет в народные массы худший вид национализма, тот, от которого предупреждал Владимир Соловьев (см. в «Рубеже» цикл статей Александра Янова) – имперский национализм. Поскольку в противостоящих ему либеральных кругах российского общества заметна еврейская прослойка, это, вкупе с советским наследством, поддерживает в народе российском, а также в среднем и низовом этажах аппарата довольно таки значительный уровень антисемитизма. Примеры этого мы постараемся дать если не в этом, то в следующем номере газеты.

 

На наш взгляд, сегодня в России антисемитизма явно больше, чем в Украине.

 

*  *  *

В заключение небольшое наблюдение. Оппоненты, о которых мы говорили, это несколько конкретных человек. Но у нас есть ощущение, что в нынешнем российско-украинском конфликте сторону России поддерживает большая часть здешних еврейских иммигрантов. А вот бывшие советские евреи в Израиле, как можно судить по откликам в «Мы здесь», склонны поддержать Украину. Что за странность?

 

В Иерусалиме у меня живет сестра. По ее впечатлениям, бывшие советские евреи делят свои симпатии в данном конфликте примерно поровну между Украиной и Россией. О том же говорят мои американские родственники.

 

Может быть, ларчик открывается просто: одно дело бла-бла, то есть устные разговоры, а другое – отклики в «Мы здесь», где выступают люди пишущие? Что, вообще говоря, означает умение связно мыслить. Для бла-бла это не обязательно, достаточно повторять зады путинской пропаганды

 

На странице 21 мы печатаем письмо бывшего главного редактора «Еврейской газеты» Михаила Гольдберга. Он, как и остальная творческая часть коллектива, разошелся в оценке российско-украинского конфликта с издателем газеты, бывшим российским аппаратчиком Николаем Вернером. Расхождение во взглядах по той же линии…

 

Если кто-либо из наших оппонентов желает опровергнуть это мое предположение, милости просим: страницы «Рубежа» к вашим услугам.

 

Израиль Зайдман