Запад – Россия

 

Воины и торгаши

 

Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение,

при 20% он становится оживлённым,

при 50% положительно готов сломать себе голову,

при 100% он попирает все человеческие законы,

при 300% нет такого преступления, на которое

он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.

 

Английский публицист XIX века Tомас Джозеф Даннинг 

 

До сих пор, описывая нынешний украинский кризис, мы говорили о вине режима Януковича и, особенно, России. Но есть же еще мировое сообщество. Какова его роль в этом кризисе? Но понятно, что реально можно говорить о роли в этой драме (или уже трагедии?) Запада, ибо большинству остальных акторов на мировой арене события в какой-то там Украине до лампочки.

 

Так вот, если говорить о роли Запада в этой драме/трагедии, то первое, что следует сказать, – это то, что не будь реакции западных стран, главным образом, США и Евросоюза, Путин бы сделал с Украиной все, что бы захотел: уничтожил бы тех, кого он называет «киевской хунтой», вернул на трон Януковича, разделил Украину на удобные ему части или схрястал бы ее целиком – все было бы в его воле. В том, что до сих пор ничего из этого не произошло, безусловная заслуга Запада.

 

Но второе, что следует в связи с событиями в Украине и вокруг нее сказать, – это то, что в длящихся уже третий месяц муках Украины и в том, что ее ближайшее будущее как суверенного государства все еще не гарантировано, – за все это большая доля вины лежит на том же Западе, который пытается остановить агрессию России, но делает это очень уж робко. Каковы возможные пути разрешения этого кризиса, то есть приведения агрессора в чувство?

 

Военная операция

 

Надо сказать, не всегда так было. Когда в 1939 г. Советский Союз напал на Финляндию, он был исключен из Лиги Наций. Дело бы этим не ограничилось, но карты спутала начавшаяся Вторая мировая война.

 

Когда в 1950 г. Северная Корея напала на Южную Корею, а затем к агрессору присоединились в той или иной форме СССР и коммунистический Китай, США сформировали коалицию стран, которая заставила агрессоров отступить.

 

Когда в августе 1990 г. армия Саддама Хусейна вторглась в «братский» Кувейт, повторилось то же самое: Саддам получил хорошо по зубам и вынужден был ретироваться.

 

Совсем недавно, в марте-июне 1999 г., в ответ на геноцид албанского населения в Косово НАТО во главе с США провели воздушную военную операцию против Сербии, вынудив ее в конечном итоге предоставить независимость албанцам в Косово.

 

Однако, о военном ответе со стороны Запада на агрессию России против страны, расположенной в середине Европы и почти у самых границ НАТО, речь и близко не идет. Во-первых, Россия – ядерная держава. Во-вторых, в Европе в ХХ веке дважды локальные конфликты приводили к мировым войнам. Лучше не испытывать судьбу.

 

Дипломатия

 

Но сразу же возникает естественный вопрос: а почему бы не попытаться разрешить кризис дипломатическим путем? Пробовали, и не раз.

 

NEWSru.com 1 марта сообщил: «Совет безопасности ООН в ночь на 1 марта провел закрытое заседание по ситуации на Украине, по итогам которого США заявили об озабоченности в связи с разворачивающимися в Крыму событиями. Совбез выразил поддержку территориальной целостности Украины, призвал все стороны к политическому диалогу и напомнил о выполнении международных договоров, в том числе, и Будапештского меморандума».

 

Таким образом, 1 марта этого года Россия тоже проголосовала за сохранение территориальной целостности Украины и соблюдение Будапештского меморандума. Но постпред США в ООН Саманта Пауэр этим не удовлетворилась и выразила «серьезную озабоченность Вашингтона сообщениями о российском военном вторжении в Крым». Пауэр «высказалась за безотлагательную организацию международной посреднической миссии на Украине для урегулирования ситуации».

 

Предложение было поддержано представителями некоторых других стран. Но неувядающий российский постпред в ООН Виталий Чуркин на это ответил: «Нужно спросить власти Крыма, что они думают на этот счет. Мы против навязанного посредничества». Ну, раз «мы против», вероятно и Крым оказался против, и посредническая миссия не состоялась.

 

Как сообщала 4 марта «The Christian Science Monitor», «канцлер Германии Ангела Меркель, в свою очередь, решила проверить путинскую „легенду“ о защите соотечественников, предложив ему создать международную „контактную группу“ для посредничества между этническими группами полуострова. Путин согласился», но, видно, «забыл» дать необходимые указания подчиненным.

 

7 марта Обама в телефонном разговоре с Путиным настаивал на том, что для урегулирования ситуации Киев и Москва должны «провести прямые переговоры при посредничестве международного сообщества». На следующий день проблему обсудили между собой Обама и канцлер Германии Ангела Меркель. Они пришли к единодушному мнению, что «России необходимо быстрее согласиться на формирование контактной группы, (работа) которой приведет к прямому диалогу между Украиной и Россией с целью деэскалации ситуации и восстановления территориальной целостности Украины». Счас Путин разбежится – он только об обеспечении «территориальной целостности Украины» и мечтает.

 

9 марта Меркель, как сообщил представитель правительства Германии Штеффен Зайберт, вновь твердо заявила Путину, «что предлагаемый референдум в Крыму незаконный», а также «выразила сожаление, что до сих пор нет никакого прогресса в создании международной контактной группы для политического решения кризиса вокруг вторжения России в Украину».

 

Меркель потом очень удивлялась: Путин же обещал! Второй раз Меркель удивилась, когда Путин сообщил ей о «частичном отводе российских войск от восточной границы Украины», а затем выяснилось, что отведен всего один батальон – около тысячи человек из примерно 40 тысяч.

 

Видимо, после этих проявлений «честности» Путина Меркель сделала вывод о том, что «Путин способен на все». К такому заключению из выступления Меркель, как сообщила 3 апреля немецкая «Bild», пришли участники саммита лидеров ЕС, посвященного украинскому кризису.

 

Отдельная песня – о допуске миссии ОБСЕ в Крым для наблюдение за подготовкой и проведением референдума в Крыму. 8 марта ОБСЕ сообщила, что ее наблюдателей уже в третий раз не пропустили на территорию Крыма и встретили предупредительным огнем. На все обращения по этому поводу ведомство Лаврова отвечало: «А мы не знаем, кто вас туда не пускает».

 

15 апреля был опубликован доклад ООН о ситуации с правами человека на Украине, в том числе в Крыму. Документ составлен по итогам двух поездок на Украину заместителя генсека ООН по правам человека Ивана Шимоновича и группы инспекторов ООН. Что касается крымского референдума, в докладе отмечены массовые нарушения при его подготовке и проведении. Доклад также опровергает один из главных доводов российской стороны: «По широко распространенным оценкам, в Крыму русскоязычные жители не подвергались угрозам». Практически то же было отмечено на востоке Украины.

 

Еще хотите о дипломатических методах разрешения конфликтов, практикуемых российской стороной? Как сообщила 6 марта «Die Zeit», «Россия не явилась на встречу участников Будапештского меморандума о гарантиях безопасности Украины, которая состоялась накануне».

 

А это из сообщения РИА «Новости» от 30 апреля: «Российский постпред в ОБСЕ Андрей Келин заблокировал возможность обсуждения жалобы Украины на действия России у границ, покинув зал заседаний». Как сказал сам Келин: «Была провокационная попытка вынудить нас на обсуждения украинской жалобы, которая, во-первых, совершенно неоправданна и не имеет смысла, поэтому принимать участие в обсуждение такого механизма бессмысленно».

 

В только что цитированной статье в «Die Zeit» от 6 марта приведена еще такая аксиома, которую глава российского МИДа вывел из встреч с западными коллегами: действия по линии ОБСЕ, НАТО и других международных организаций «не помогают создать атмосферу диалога и конструктивного сотрудничества». Ну, конечно, если Россия одна идет в ногу, а все западные страны нет, какая с ними может быть дипломатия?

 

Наивные люди ожидали каких-то результатов от 4-сторонних (Украина, Россия, США и ЕС) переговоров, на которые Лавров милостиво позволил себя 17 апреля затащить. Что из этого вышло? Пауль Ронцхаймер 22 апреля в «Bild» сообщает о реакции на эти переговоры «народного мэра» Славянска: «По поводу женевского соглашения Пономарев сказал следующее: „Эти переговоры проводились в Женеве, нас они не касаются. Мы здесь для того, чтобы защищать свою страну, и никто не может нам указывать, что делать“».

 

Клеменс Вергин в «Die Welt» в статье с говорящим заголовком «Московская ложь» тогда же писал: «Москва и не собиралась выполнять женевские соглашения. „Зеленые человечки“ в камуфляже без опознавательных знаков продолжают на востоке Украины свою работу. Нет ни малейших признаков того, что „крестные отцы“ в Москве дали им отбой. Вместо этого Москва предпочитает обвинять Киев в несоблюдении соглашений. Это называется – с больной головы да на здоровую. Но на фоне наглого московского вранья в последние месяцы это представляется новым нормальным состоянием. Путин уже несколько месяцев осыпает Запад смесью из пропагандистской войны, тайных военных операций, политических уловок и умелого воздействия на западную общественность. Это любой поклонник Макиавелли оценит.

 

Вот и притворная готовность к компромиссу в Женеве была умелым маневром. Это была кость, которую Москва бросила тем на Западе, кто требует еще одного раунда переговоров, еще одной встречи, лишь бы не вводить более жесткие санкции».

 

Лавров своим беспардонным враньем так достал американского госсекретаря Керри, что тот на одном из мероприятий в Вашингтоне, отбросив дипломатический этикет, заявил: «За последние несколько недель я шесть раз говорил с Лавровым. Последний разговор был просто кафкианским, это была другая планета, это было просто дико. Никто не умеет объяснять, что красное – это синее, а черное – это белое, так, как он... Вот с чем мы имеем дело», – пожаловался Керри, сказав, что он „в гневе и отчаянии“».

 

Андрей Илларионов 16 марта в livejournal.com заключил: «Дипломатическое общение США с Россией относительно путинской агрессии против Украины – это примерно то же самое, что читать Библию громиле в подворотне».

 

Или вы все еще будете настаивать на том, что агрессию России против Украины можно остановить с помощью дипломатии?

 

Экономические санкции

 

Если войны никто не хочет, а дипломатия тонет в путинско-лавровском вранье, остается один способ остановить российского разбойника – финансово-экономические санкции. И Запад прибег к этому средству. Но как робко, нехотя это делается. Начнем, впрочем, не с санкций, а с оценки общего поведения лидеров западных стран в этом острейшем кризисе.

 

Владимир Абаринов 7 апреля на Гранях.ру приводит мнение на этот счет французского историка Алена Безансона: «Она (Россия. – В.А.) может сделать все, что ей заблагорассудится, потому что западный мир – это мир без врагов. Он больше боится даже не врага, а того, что у него будет враг. Он беспомощен перед российским нахрапом. И потому, несмотря на этот нахрап, он делает вид, что Россия ему не враг».

 

Абаринов приводит также, как он говорит, «трезвый взгляд» болгарского аналитика Ивана Крастева: «Теперь Запад живет в мире Путина. И это не потому, что Путин прав или что он сильнее, – это потому, что он берет на себя инициативу. Путин „дикий“, в то время как Запад „осторожный“». Крастев, можно думать, немного еще поделикатничал. Правильнее будет сказать: «Путин „наглый“, в то время как Запад „трусливый“».

 

Западные лидеры жалуются на коварство, непредсказуемость Путина. Так, «Bild» 3 апреля приводит слова Меркель: «Совершенно неясно, чего хочет Путин, какие у него намерения и что он предпримет в ближайшее время». Таких жалоб много. Но кто, господа, виноват в том, что вы в своих планах и намерениях в этой почти военной ситуации открыты, как Иванушка-дурачок?

 

Абаринов в цитированной выше статье от 7 апреля приводит высказывание Барака Обамы в Брюсселе: «Российское руководство посягает на истины, которые еще несколько недель назад считались абсолютными: что в XXI веке нельзя силой перекраивать государственные границы в Европе, что международные законы должны соблюдаться…» Но тут же он добавил: «Россию не будут военной силой изгонять из Крыма или принуждать ее воздерживаться от дальнейшей эскалации».

 

Эту же «клятву» ни при каких условиях не применять против России военную силу повторила постпред США в ООН Дженнифер Псаки. Ту же «клятву» несколько раз повторил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Извините, господа, но это отдает идиотизмом. Вы можете так считать, но противнику совсем не обязательно знать об этом.

 

У Ангелы Меркель другая слабость, вероятно, женская: каждый раз, заявляя о том, что, вероятно, придется включить следующий этап экономических санкций к России, она тяжко вздыхает: но нам так не хочется это делать! Не надо в таком случае жаловаться на то, что Путин вас переигрывает.

 

Вот еще картинка с натуры из «The Washington Post» от 22 апреля. После подписания 17 апреля Женевских соглашений «госсекретарь США Джон Керри заявил: „Мы ожидаем, что русские в полной мере продемонстрируют серьезность своих намерений, настояв на том, чтобы пророссийские сепаратисты, которых они поддерживают, сложили оружие и покинули здания“ на Восточной Украине. „Если мы не увидим улучшения к ближайшим выходным, у нас не будет иного выбора, кроме как ввести дальнейшие санкции против России“, – добавил он.

 

Выходные наступили и прошли, но Россия продолжает обострять конфликт. Путин вновь вызывающе игнорирует предупреждения и „красные линии“ администрации Обамы. У него есть на то причины: президент Обама тоже их не соблюдает».

 

Это у Обамы тоже своя слабость, известная еще по сирийскому кризису, которую вряд ли можно назвать мужской.

 

Но главный фронт борьбы за санкции против России пролегает по экономике. Экономика Европы гораздо теснее связана с российской, чем американская экономика. Поэтому сопротивление введению санкций в Европе значительно сильнее, чем в США. Но и в Европе в этом отношении имеются большие различия: намного сильнее других с российской связана экономика Германии. Соответственно, и лобби против санкций здесь наиболее мощное, по крайней мере, среди крупных стран.

 

Первые пакеты санкций были приняты в середине марта в связи с аннексией Россией Крыма. Американский пакет коснулся 11, а европейский – 21 официального лица в России и Украине (из окружения Януковича). Из России в эти списки угодили Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин, Владислав Сурков, некоторые наиболее воинственные депутаты. Их активы заморожены, а им самим запрещен въезд соответственно в США и страны ЕС.

 

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов так охарактеризовал мощь этих санкций: «Все угрозы, которые формировались Западом за последнее время, и если они вылились в эти санкции, то это говорит, что они признали наше право на Крым».

 

«The Wall Street Journal» 18 апреля так отозвалась на санкции: «Барак Обама грозил Путину „последствиями“, если тот пойдет до конца с референдумом в Крыму, однако даже российский президент вряд ли мог предположить, что они будут такими слабыми». Алексей Навальный написал у себя в Twitter: «Обама только развеселил всех наших жуликов и ободрил их». А российские рынки ценных бумаг, просевшие в ожидании санкций, на их объявление ответили даже некоторым ростом: никто не ожидал, что они будут столь слабыми.

 

В дальнейшем, по мере усиления разбоя российской агентуры на востоке и юге Украины, США и Европа еще дважды принимали новые пакеты санкций. В сумме они оказали некоторое подавляющее действие на российскую экономику, но в основном они опять же касались отдельных лиц. О санкциях, которые задели бы целые сектора российской экономики, пока идут только разговоры.

 

15 апреля «Sόddeutsche Zeitung» сообщала: «Председатель совета директоров немецкого концерна BASF Курт Бок „невысокого мнения“ об экономических санкциях, которые могут быть введены странами Запада против России. Свое мнение он высказал в интервью:

 

„В наших ли это интересах, вот в чем вопрос. Ответ очевиден – нет“, – сказал Бок. Принимая решение о бойкоте России, нужно тщательно взвесить издержки и выгоды, которые он принесет, а также предусмотреть способ выхода из режима санкций, считает Бок. Кроме того, глава BASF усомнился, что подобные меры помогут изменить политику российского руководства».

 

Спросить бы у этого Бока: войны с Россией он, как и все, безусловно, не хочет; санкции, как он считает, «не в наших интересах», что же он в таком случае предлагает: пусть все идет, как идет, пусть Путин и дальше разрушает страну в центре Европы? А уже раздаются голоса, что после Украины Путин пойдет на Прибалтику и даже на Финляндию. Главное, чтобы «наши интересы» не пострадали?

 

А это из «The New York Times» от 28 апреля: «Пока Барак Обама предупреждает Москву о новом раунде санкций, Россия и ее союзники в европейском частном секторе проводят собственную кампанию, цель которой – гарантировать сохранение глубоких и давних экономических связей даже в том случае, если Кремль отдаст приказ о новых боевых действиях.

 

Присутствие европейских банков и предприятий в российской экономике гораздо больше, чем у их американских коллег. В 2012 году товарооборот между Евросоюзом и Россией составил почти 370 млрд. долларов, а между США и Россией – около 26 млрд. долларов. В результате они активно пытаются предотвратить или хотя бы ослабить любые санкции против Москвы, затрудняя для Вашингтона и Брюсселя выработку единого пакета мер.

 

Начиная с аннексии Крыма Россией энергетические компании, экспортеры, крупные потребители российского газа и инвесторы, вложившиеся в российскую экономику, призывают к осторожности. „Мы не должны отворачиваться от России ни в энергетическом, ни в политическом плане“, – заявил Райнер Зеле, председатель правления Wintershall – дочернего предприятия немецкого концерна BASF.

 

На прошлой неделе руководители „Газпрома“ объездили европейские столицы, добиваясь поддержки клиентов и поставщиков в борьбе с новыми санкциями. „Санкции не помогут никому, они причинят боль не только России, но и Германии и всей Европе“, – уверен Зеле.

 

Наиболее открыто свою поддержку России демонстрирует европейская энергетическая отрасль. Руководители компаний публично высказывали свой скептицизм относительно эффективности санкций, лоббировали за кулисами с целью предотвратить их введение и, по крайней мере, однажды посетили Россию, чтобы попозировать для фотографий с Владимиром Путиным. Российские должностные лица, в свою очередь, в официальных заявлениях занижают действенность санкций, но пытаются оказывать давление на Брюссель».

 

К сожалению, нет уже места для материалов, которые показывают, что ущерб для экономики Европы, в том числе и Германии, от введения усиленных санкций против России, будет далеко не столь значительным, как это рисует пророссийское лобби, и во много раз меньше, чем для российской экономики. Попустительство Путину может в итоге обойтись Европе намного дороже.

 

Один раз Европа и весь мир уже очень дорого заплатили за корыстные интересы немецкого капитала. Возможно, после окончания публикации цикла статей Александра Янова мы дадим небольшой цикл на эту тему из недавно вышедшего моего двухтомника «Две тысячи лет вместе» – для тех, кто по бедности не может приобрести сам двухтомник.

 

Не помню кто высказал такую мысль: раньше немцы считали себя воинами, а евреев – торгашами. Ныне евреи стали воинами, а немцы (да и все европейцы) – торгашами.

 

Израиль Зайдман