Итого

 

 

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ

 

Три пошлости, которые уже невозможно слышать

 

Пошлость первая: «Все не так просто»

 

Ну да, все довольно сложно. И параллельные линии, говорят, пересекаются в бесконечности, и сама Вселенная куда-то расширяется при этом все время… Но все это, однако, не основание для того, чтобы перестать отличать круглое от квадратного.

 

В частности: наличие на Украине Яроша, Тягнибока и некоторого дополнительного количества националистов, демагогов, провокаторов и просто дураков, а также непростая судьба Крыма, прошедшего путь от древних греков до Украинской ССР, – совершенно не отменяют нижеследующего:

 

– современная Украина является суверенным государством;

– Россия грубо нарушила международное право, введя войска на территорию этого суверенного государства и аннексировав часть его территории;

– вооруженная агрессия автоматически вывела Россию из числа договороспособных государств, переведя ее в число стран-изгоев;

– список этих стран-изгоев и качество жизни в них прямо указывают на неизбежные и драматические, хотя по большей части и отложенные, последствия такого исторического выбора для России.

 

Согласитесь, все это довольно просто, правда? Скажу больше: это совсем просто! Тут ведь нет предположений и оценок, одни констатации. Можно, конечно, тупо отрицать реальность, хозяин-барин, но отрицание не освобождает от ответственности, как минимум исторической.

Если же, усилием хитрого мозга, мы все-таки преодолеем притяжение простых истин, то окажемся в черном демагогическом космосе, где нет ни верха, ни низа, ни законов, ни правил поведения, – в мире, где все дозволено на том чудесном основании, что все, видите ли, очень сложно…

 

Увы, будущее время я употребил напрасно: мы уже давно мотаемся в этом двусмысленном космосе, отрицая очевидное и гордясь тем, чего во всем мире стыдятся.

 

Тем важнее, по возможности твердым голосом (хотя уже и из-под плинтуса), напоминать о существовании таблицы умножения, белого и черного, добра и зла. «Ложь, – писал Ежи Лец, – отличается от правды тем, что не является ею».

 

Вот и не валяйте дурака со своей многозначительной сложностью.

 

Кончайте взбивать пену на болоте.

 

Мир держится на простых твердых вещах, как это ни покажется странным любителям размазывать белую кашу по чистому столу.

 

Главные принципы человеческого сосуществования сформулированы в глубоко дохристианскую пору – например, настоятельный древнееврейский совет не делать другому того, чего не желаешь себе.

 

Это, кстати, касается и расчленения соседнего государства.

 

История – дама злопамятная, и маятник может прилететь обратно довольно скоро…

 

«Ежедневный журнал», 20 мая

 

Пошлость вторая: «Россия за Путина»

 

Свежие заголовки: рейтинг поддержки Путина поднялся до новой рекордной отметки! Только и остается, что вздохнуть и в сотый раз процитировать Декарта, просившего, во избежание несчастий, договариваться о значении слов…

 

Рейтинг, говорите?

 

Присмотримся, что за зверь такой.

 

Рейтинг ФИФА, например, выстраивает в затылок футбольные сборные, исходя из турнирных показателей. Причем играют все они круглым мячом, на ровном поле, в равных составах, при нейтральном судействе. И никакие чемпионы мира не могут договориться с ФИФА о том, чтобы конкурентов заперли в раздевалке, – они вынуждены снова и снова доказывать свой класс на ровном поле, круглым мячом…

 

Это таки да – рейтинг! Не поспоришь.

 

К понятию «рейтинг» прилагается конкурентная среда. Поэтому растущий рейтинг западного политика означает, что его действия сегодня действительно поддерживают больше избирателей, чем поддерживали вчера.

 

Растущий рейтинг Путина (в условиях многолетней тотальной пропаганды в телевизионном эфире, без единого шанса для оппонентов) отражает, в сущности, только эффективность этой пропаганды и больше ничего. Впрочем, нет: там, внутри этой цифры, сидит еще и «стокгольмский синдром»… Вот только никакого рейтинга там нет в помине.

 

Температура с натертого градусника – не основание для диагноза, разве что для психиатрического. С этими политическими программами, этими бесконечными «планами Путина», за все хорошее против всего плохого, без малейшей возможности призвать его к ответу за постоянное вранье и провалы, с Чуровым на Ильинке и Добродеевым в Останкино… можно побеждать еще сто лет: страна так и умрет, празднуя.

 

Победа над терроризмом (херушки), удвоение ВВП (херушки), развитие Дальнего Востока (херушки), искоренение коррупции (no comments)… Теперь вот победа в Крыму, великая, всех одолевшая Россия – и на тебе новый массовый психоз на почве информационного недоедания.

 

Как будто кто-то из этих пресловутых 80% россиян был ознакомлен с ценой, которую ему и его детям придется заплатить за праздничный крымский фейерверк, как будто у кого-то из телезрителей была возможность получить взвешенную информацию, квалифицированный комментарий…

 

У кого-то, впрочем, такая возможность была – и контрольный замер снаружи от Киселева-Мамонтова фиксирует феноменальный разрыв мозга: поддержка Путина в его собственной управленческой среде валандается в районе 30%!

 

Ну да: имеющие доступ к информации имеют обыкновение ее анализировать; остальные (см. Козьму Пруткова) так и носят в себе то, чем их начинили с вечера.

 

Останкинский фарш для мозгов можно, конечно, назвать и рейтингом, но я бы, в память о Декарте, уточнил терминологию.

 

В этой доминирующей пошлости – «Россия за Путина» – есть еще один важный подпункт. Туркменские цифры «поддержки», как правило, выкладываются в диспуте главным козырем – как свидетельство окончательной путинской правоты. Восемьдесят процентов!

 

Между тем, именно эти цифры для любого мало-мальски образованного человека – набат тревоги. Таких цифр просто не может быть в цивилизованном мире! Это прямое напоминание об изоляционном отшибе, к которому мы идем. Отшибе, альтернативой которому может быть только ад социального взрыва, потому что все демократические механизмы преобразования энергии протеста во что-то позитивное Путиным давно разломаны.

 

80% «рейтинга» – закавычим для ясности скользкое слово – это очень, очень опасно для страны! (Ну, и для соседей, с учетом возможностей этой страны.)

 

Увы, я снова проповедую таблицу умножения, но что поделать – иногда надо проповедовать и самые простые вещи. Поэтому напомню: все полеты в исторические пропасти, какие знало человечество, совершались под радостные крики большинства, при запредельных рейтингах лидеров нации, при полной поддержке благодарного населения, своевременно взятого в заложники.

 

«Это даже больше, чем факт – так оно и было на самом деле».

 

Только за последний век – взаимный горячечный патриотизм Первой мировой, Гитлер, Сталин, китайская «культурная революция», Пол Пот, Иди Амин и далее со всеми остановками до Милошевича и Ким Чен Ына, и всюду – без единого исключения! – зашкаливающий «патриотизм», «особый путь», «враждебное окружение», «пятая колонна», состоящая из либералов, продавшихся Западу, изоляция и деградация – или взрыв…

 

Никакого особого пути в этом кстати, нет. Самый что ни на есть типовой путь – в ад.

 

И эта цифра – не рейтинг поддержки Путина: это рейтинг общественной деградации после полутора десятилетий абсолютизма, только и всего. Всмотритесь в него и покройтесь холодным потом – по возможности заранее.

 

«Ежедневный журнал», 22 мая

 

Пошлость третья. «Русский народ не готов к демократии»

 

Если ребенка не научить вытирать себе попку и выливать за собой горшок, он не будет этого делать. А если его с малолетства приучить грязной попкой гордиться – он будет ею гордиться!

 

Если этот опыт произвести со всем поколением – все поколение будет ходить сначала с грязными попками, а потом с большими грязными задницами – и гордиться.

 

Потом это станет национальной нормой.

 

И человек, который однажды робко заметит, что э-э-э… как бы сказать… при всем уважении к традициям… но, в общем, воняет, сильно воняет! – такой человек станет отщепенцем и позором cлавного обосравшегося коллектива.

 

Когда отщепенцев наберется на кружок, и, начитавшись переводных книг по гигиене, они попробуют предпринять какие-то меры по изменению родимых традиций – их закуют в кандалы, лишат имений, посадят в Шлиссельбург, отправят по Владимирской дороге, закроют в психушке, расстреляют без права переписки и вышлют в Горький.

 

Потом частично реабилитируют. Потом, по случаю внезапной оттепели, позволят жить, где все, но молча.

 

Все это время в любезном Отечестве будут рождаться и вырастать новые поколения детей, гордящихся грязной попкой. Они будут превращаться в здоровущих засранных дядек, традиционно обиженных на то, что в мире их никто не любит и все воротят нос…

 

На досуге, для самоуважения, дядьки заведут себе интеллектуалов. Интеллектуалы подведут под отечественное дерьмо историческую базу и, втягивая носом родимое амбре, начнут выражать дозволенную либеральную печаль по поводу того, что все сложилось именно так, а не иначе…

 

Но, скажут они, с этим же ничего не поделать! Ментальность, знаете ли. Ну, не готовы наши селяне жить с подтертыми попами, не прижилось это тут. Оставьте вы их в покое! Родина все-таки.

 

Ну, Родина, кто бы спорил. Ну, традиции, да.

 

Но люди рождаются – голенькими. Без традиций вообще. Ничего там, в ДНК, не записано про традиции и нормы поведения – эти нормы могут меняться, по много раз и очень существенно, причем даже на пространстве одного поколения! Нет, пардон, не менять-ся: нормы сами не изменятся, это вопрос усилий ума и воли.

 

Желательно – доброй воли, потому что норма может поменяться и вниз; за несколько лет из посетителей берлинских кафе можно сделать серийных убийц – это проверено.

 

А возвращаясь в родные палестины, просто констатируем: нынешняя неготовность российского народа к демократии – банальность, не требующая доказательств. Еще бы он был готов к демократии – народ, которому века напролет, от Ивана Третьего до Путина, под разными соусами вбивали голову «необходимость самовластья и прелести кнута».

 

Но в самом вопросе о «готовности-неготовности» прячется иезуитская подмена смыслов. Корректно было бы сформулировать его по-другому: способен ли российский народ освоить демократические инструменты самоуправления?

 

Должен вас прямо предупредить, что ответ «нет» на этот вопрос – будет означать русофобию в чистом виде. Японский, эстонский, чилийский, ирландский… – сотни народов, стало быть, на это способны, а народ-богоносец – мимо кассы? Ерунда. Разумеется, мы не дурее других – и вполне в состоянии справиться со сборкой и эксплуатацией этой нехитрой шестереночной передачи, разделения властей.

 

Но – не сразу, разумеется, не сразу!

 

Это как с попкой.

 

Для начала надо твердо решить, что таки да, лучше ходить с чистой, а гордиться грязной – это не особый путь, а обычное свинство. Начать учиться. С помощью старших, день за днем... анализируя ошибки и не давая себя сбить с панталыку воспоминаниями о том, как хорошо пахло в старые времена… приближая нормы к общепринятым в мире, улучшая координацию…

 

Глядишь, окрепнем – начнем попадать горшком в унитаз.

 

Что-то я размечтался, да?

 

«Ежедневный журнал», 26 мая