Россия – Китай

 

Эпохальный контракт

 

В газовой отрасли России, да и Советского Cоюза это эпохальное событие, самый большой контракт.

 

Владимир Путин

«Российская газета», 22 мая

 

Если верить правительственной  «Российской газете», 20 – 21 мая состоялся эпохальный визит российского президента в Китай, в ходе которого был, наконец, подписан рассчитанный на 30 лет контракт на поставки российского газа Китаю. «Газпром» на протяжении десяти лет вел переговоры по этому вопросу с Китаем, но безрезультатно. Но стоило самому Путину подключиться и – хлоп, контракт подписан! Разве это не эпохальное достижение?

 

Однако, оказывается, Путин не первый раз «подключается», но раньше это не помогало. Благодаря чему же ему на этот раз удалось достичь успеха? Попробуем разобраться.

 

27 марта этого года «Независимая газета» опубликовала статью Ивана Шварца «Накануне визита Путина Пекин достал новый газовый козырь», в которой, в частности, сообщалось: «В прошлом году „Газпром“ подписал с китайской компанией CPNC соглашение о поставках 38 млрд. куб. м газа на протяжении 30 лет при возможности увеличения объема до 60 млрд. куб. м… Документ был подписан в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина».

 

Господи, да это же точно те условия, на которых сторонами подписан нынешний эпохальный контракт! Зачем его подписывать второй раз? А вот зачем: воспроизводя только что приведенный абзац, я пропустил несколько слов, а именно: «Цена в этом соглашении не была согласована». Пустячок, но без него контракт – не контракт…

 

Этот «пустячок» и был камнем преткновения все десять лет. Но какой это волшебный «козырь» достал из рукава Китай, который помог разрешить ценовой вопрос?

 

Шварц приводит на этот счет сообщение официального органа компартии Китая «Жэньминь жибао»:. «„Компания Sinopec объявила в среду, что будет добывать по 10 млрд. куб. м сланцевого газа на месторождении в районе Фулин. Этот уровень добычи будет достигнут к 2017 году…В сентябре 2013 года Госуправление по делам энергетики КНР утвердило создание в районе Фулин пилотной зоны государственного уровня по освоению сланцевого газа. А в ноябре Sinopec приступила к ее строительству“.

 

Запасы сланцевого газа в районе Фулин оцениваются в 2,1 трлн. куб. м, сообщают китайцы. Это больше, чем запасы двух сибирских месторождений – Чаяндинского и Ковыктинского, о поставках с которых Китай ведет переговоры с Москвой почти 10 лет… Теперь названа новая дата подписания контракта – май 2014 года, во время визита Владимира Путина в Пекин…

 

Переговоры идут непросто. Китайцев устроила бы самая низкая цена – даже ниже себестоимости добычи и транспортировки к российско-китайской границе. Но „Газпром“, естественно, не заинтересован в убыточных поставках. Кроме того, в случае значительной скидки по сравнению с европейскими ценами „Газпром“ рискует столкнуться с валом претензий со стороны потребителей в Европе, которые обвинят российский концерн в искусственном завышении цен, – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков».

 

А теперь внимание, дальше идет самое интересное: «По его словам (того же Юшкова), до украинского кризиса переговорные позиции „Газпрома“ были очень сильны. Да и Китай проявлял заинтересованность в закупках знергоносителей, приобретая сжиженный газ по цене, соответствующей иногда даже и 600 долл. за 1000 куб. м. Но сегодня Москва должна учитывать риски сокращения доходов от экспорта газа в Европу. Сланцевый стратегический прорыв Китая, возможно, не столь значимый фактор. Но и его приходится сегодня учитывать».

 

То есть Китай – тот еще «друг». Без всякого сомнения, у других производителей он покупал газ по установившимся в каждый данный момент мировым ценам, вплоть до 600 долл. за тысячу кубов. А из России все 10 лет переговоров пытался выжать значительно более низкую цену, потому переговоры и были безрезультатными.  И вот «друг» дождался, когда Россия оказалась в тяжелом положении, чтобы добиться своего. И главным козырем Китая в этом бессовестном торге, как следует со слов Юшкова, оказался не собственный китайский сланцевый газ, а именно безвыходное положение, в которое Путин загнал Россию: одним из следствий его агрессии против Украины стало то, что Европа вот-вот начнет сокращать закупки российского газа. А куда его девать?

 

Шварц продолжает: «Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин смотрит на перспективы коммерческих поставок сибирского газа в Китай более скептически. „Нельзя исключить, что Россия будет вынуждена согласиться на невыгодные условия поставок. При этом контрактную цену российского газа на китайской границе мы можем так и не узнать“, – предполагает Крутихин. Если российский газ пойдет в Китай по низким ценам, то мы фактически будем субсидировать растущую экономику нашего соседа“».

 

Как в воду человек глядел. Напомню: эти строки писались в конце марта, когда Россия уже заграбастала Крым, и эксперты уже могли предвидеть последствия украинской авантюры Путина.

 

И вот 20 – 21 мая очередной визит Путина в Китай состоялся. В первый день соглашения по газу достичь опять не удалось. Но на этот раз вернуться домой с пустыми руками Путин не мог, и ему, судя по всему, пришлось пойти на большие уступки китайским «друзьям». Цену, по которой газ будет поставляться, общественности, ссылаясь на коммерческую тайну, так и не сообщили. Чтобы цена могла быть пониже, российская сторона пошла на то, чтобы обнулить налог на добычу полезных ископаемых для месторождений, с которых пойдет газ на китайский рынок.

 

Общая цена газового контракта с Китаем составит 400 млрд. долларов на 30 лет, сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Объем российских инвестиций на обустройство месторождений, транспортировку газа в Китай и компрессорные станции составят 55 млрд. долларов. Поставки российского газа в Китай могут начаться через 4 – 6 лет.

 

Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин по поводу заключенного контракта в тот же день заявил: «Прибылей от экспорта газа в Китай ждать не стоит. В первые годы поставки будут убыточными, и только по мере заполнения газопровода есть шанс выхода на минимальную прибыль, тем не менее, достижение европейского уровня прибыльности абсолютно исключено».

 

Ну, зачем же так грубо и противоречиво: прибыли все же, может быть, будут, пусть и скромные и где-то ближе к концу 30-летнего срока…

 

Целая серия откликов на событие в тот же день появилась в блогах на «Эхе Москвы». Несколько коротких навскидку:

 

Евгений Енин: «В результате истории с Крымом, Китай обеспечил себя на 30 лет дешевым газом».

 

Валерий Назаров: «Судя по тому, что солнцеликий пытался продать газ Китаю на 30 лет вперед по демпинговой цене, дела в российской экономике хуже самых мрачных прогнозов. Думаю – в этом году еще не бабахнет, а вот в следующем... Так что – спасибо китайским товарищам за их достойный вклад в дело мира во всем мире вообще и за отказ финансировать пророссийских боевиков в Украине в частности».

 

sozerzatel: «Есть граница двух стран, по одну сторону которой бурно развивающийся промышленный гигант с полутора миллиардами населения, а по другую Сибирь и Дальний Восток – гигантский пустырь планетарных размеров, принадлежащий стране, клептократическая власть которой не имеет ни сил, ни желания эту территорию развивать и заселять. Не надо быть геополитическим провидцем, чтобы понять, чем это должно кончиться. Отпихивать от себя Европу и Америку, чтобы слиться в экстазе с Китаем – грандиозная глупость российского режима».

 

dubius: «Сам Китай зависит от Запада на 100%, Он переваривает все новшества, получаемые от Запада. А нам можно рассчитывать только на, так сказать, отходы его пищеварения».

 

marat_moscow: «Россия развернулась на Восток. Вот только Китай – это самостоятельная цивилизация, со своей системой ценностей (существенно отличной от христианских) и уникального исторического опыта народа. Интеграция или равная конкуренция здесь невозможна, лишь поглощение. Так что китайский вояж похож больше на нервный срыв и понты перед Западом, а не на наведение стратегических мостов и определение вектора нашего развития».

 

vikwlad: «Путин паникует. Он прекрасно понимает, что без продажи сырья за рубеж долго в Кремле не продержится. А так хочется еще порулить!»

 

Известный российский экономист Сергей Алексашенко, ныне директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики там же высказался более обстоятельно: «Поездка Путина в Китай – это, своего рода, поездка русского князя в Золотую Орду за ярлыком на княжение… Российский президент и его окружение считают, что закрывая двери для экономического и финансового сотрудничества с Западом, российская экономика сможет заместить его набором различных проектов со своим восточным соседом. И именно эта вера является отражением полного непонимания российскими политиками того состояния, в котором находится наша экономика и тех рецептов модернизации, которые ей предписаны…

 

Российские политики не понимают, что те контракты, которые Владимир Путин и сопровождающие его бизнесмены и губернаторы собираются подписать в Китае, еще больше консервируют закостенелую структуру российской экономики, закрепляют ее „унизительную сырьевую зависимость“ (и какая, в конце концов, разница – зависимость от Европы или Китая?). Впрочем, чего не сделаешь, чтобы насолить треклятому Западу? Как там сказал Сергей Лавров? – „Назло маме уши отморожу“? Ну-ну... Маме, конечно, не очень приятно будет, но жить с отмороженными ушами всю оставшуюся жизнь не она ведь будет. Правда?»

 

На следующий день после подписания эпохального контракта сайт Заголовки.ру привел оценки, которые дали ему российские эксперты в разных российских изданиях. «РБК daily» в статье с ироническим заголовком  «Китай теперь наш» (по аналогии с «Крымнаш») цитирует ироническую же оценку события известным уже нам Михаилом Корчемкиным: «Лучше продавать газ без прибыли, чем совсем не продавать. В явном выигрыше будут только подрядчики „Газпрома“, которые будут строить трубу. Выгоднее было бы нанять китайских подрядчиков, у которых затраты на строительство 1 км трубы в три раза ниже, тогда проект мог бы стать прибыльным».

 

«КоммерсантЪ» в статье, озаглавленной тоже не без иронии «С газом!», отметил: «По окончании переговоров президент России Владимир Путин общался с журналистами охотно, однако избегал конкретных вопросов о стоимости поставок».  

 

Целый букет оценок контракта привели «Новые известия» в статье Виталия Словецкого «Ученые бьют тревогу по поводу слишком тесного сближения России с Китаем»: «Депутат Госдумы от Красноярского края, бывший губернатор этого региона Валерий Зубов заявил, что вследствие сближения РФ с Китаем от нас может „уйти“ Сибирь. -- Известные экономисты расценивают опасения экс-губернатора как небезосновательные. Они полагают, что „уйти“ может не только Сибирь, но и Дальний Восток.


„Китайцы уже сказали, что российско-китайские договоры 1850 – 1860 годов о разграничении территории являются несправедливыми,
– сообщил красноярским СМИ Валерий Зубов. После присоединения Крыма мы остались с Китаем один на один. Всех потенциальных союзников на мировой арене Россия лишилась“, – добавил он.


СМИ сибирских регионов дружно утверждают, что Китай уже перекраивает и формирует экономическую инфраструктуру Восточной Сибири и Дальнего Востока в своих интересах. Нефть и лес уже уходят в Поднебесную по бросовым ценам…


Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов подтверждает наличие угрозы. По его словам, в настоящее время к России применяется прием „коробочки“: с одной стороны – санкции ЕС и США, с другой – сильное, многонаселенное государство Китай. Это грозит не только экономической „оккупацией“ Сибири и Дальнего Востока, но и возможным отсоединением этих регионов от РФ. „Причина та же – экономическая слабость России. Нас просто затопчут“, – добавляет Юрий Крупнов…


Доктор экономических наук, член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков считает, что на этих территориях вероятен „крымский сценарий“. „Они активно заполняются гражданами Китая, в то время как численность местного населения сокращается. Может дойти до того, что подавляющую часть жителей ряда субъектов Сибири и Дальнего Востока станет составлять китаеориентированное население. Что произошло в Крыму? В „майданный“ период 60% росиеориентированных жителей воскликнули: „Хотим в Россию!“ И оказались в ней. Когда-нибудь аналогичная часть жителей, например, Амурской области заявит: „Хотим в Китай!“».

 

За недостатком места я не смог привести мнения всех экспертов. Но и остальные высказались в том же духе. Общее мнение сводится к следующему: своей агрессией против Украины, аннексией Крыма Путин противопоставил себя всему Западному миру и вынужденно бросился в объятия Китая. Это сулит России большие финансовые потери, экономическую деградацию и, не исключено, отторжение Китаем огромных российских территорий по «крымскому сценарию».

 

Сценарий этот еще не раз аукнется России в самых разных ситуациях. За почти 70 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, никто в Европе не посягал на территорию соседей. Путин бросил вызов сложившимся основам международного права, и при всей «квелости» Запада это ему с рук не сойдет.

 

Что еще стоит отметить. Из цитированных экспертов двое – Валерий Зубов и Александр Четвериков – являются депутатами Государственной Думы России. В прессе, как мы видим, они позволяют себе критические замечания в адрес внешней политики российского руководства. Но вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то из них позволил себе подобное в самой Думе? Да Боже упаси! Вот это и губит Россию: никто во властных структурах не позволяет себе слова сказать поперек воли «царя». Вспомним, как Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – в течение 15 минут дала «добро» на ввод российских войск в Украину, то есть на войну. Это, вероятно, мировой рекорд…

 

Оценка «эпохальной сделки» зарубежной прессой 22 мая была противоречивой. Обозреватель «Foreign Policy» Джамила Триндл писал: «Российско-китайское соглашение о поставках газа –  крупная победа российских нефтегазовых компаний, которые жаждут найти новые рынки экспорта. Возможно, оно также нанесло смертельный удар неудачным попыткам Запада наказать Путина за его вмешательство в дела Украины и аннексию Крыма… Соглашение укрепляет формирующийся экономический альянс „Москва – Пекин“, недоступный для западного влияния и финансового нажима». 

 

Схожее мнение высказала «The Wall Street Journal»: «Договор кажется экономически и стратегически выигрышным для обеих сторон. Сделка с Китаем нейтрализует риск того, что Европа сможет в какой-то момент всерьез принять на вооружение энергетическую политику с целью снизить свою теперешнюю зависимость от российских поставок».

 

Однако, публикации других западных изданий от того же дня показали, что эти мнения носят поверхностный характер. «Financial Times» в редакционной статье поставила все на свое место: «Подписав данный контракт, Путин может заявить – кaк международному сообществу, так и собственному народу, – что у него есть мощный новый союз на Востоке. Однако Путину следует воздержаться от гордыни. Будучи отнюдь не триумфом Кремля, этот пакт не влечет за собой серьезных перемен в стратегических отношениях России. Если уж на то пошло, он только подчеркивает растущую экономическую слабость страны.

 

В рамках данного соглашения количество газа, который Россия будет продавать Китаю, в конце десятилетия по-прежнему будет меньше 25% от объемов, который она сейчас поставляет в Европу, Это означает, что судьба российского энергетического гиганта „Газпром“ неразрывно связана с Европой на годы вперед».

 

О том же написал в «Frankfurter Allgemeine» Андреас Мим: «В разгар конфликта вокруг Украины и переживаний по поводу того, что Европа уязвима для давления со стороны российских поставщиков газа, Москва сигнализирует Западу о собственной независимости: у нас есть еще один клиент!».

 

Однако: «В деньгах российское правительство нуждается не меньше, чем в этом внешнеполитическом успехе. Поэтому Китай извлечет из ситуации максимум выгоды. Если разложить стоимость контракта на 30 лет, в течение которых будет поставляться газ, получится меньше 10 млрд. в год. То же самое касается и обговоренных объемов подачи. 38 млрд. кубометров – это немало, но это лишь около пятой части того, что поставляется сейчас в Европу».

 

То есть еще один клиент – это хорошо, но стоит еще посмотреть, какую долю твоей продукции он купит. Я бы еще добавил: и по какой цене и на каких прочих условиях.

 

22 – 24 мая состоялся очередной Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Корреспондент «The New York Times» Эндрю Крамер сообщал с него: «Как правило, российские должностные лица использовали ПМЭФ для привлечения иностранных инвестиций, однако в этом году все обстоит по-другому. Вместо топ-менеджеров и гендиректоров американских и немецких компаний на форум приехали российские должностные лица, эксперты-аналитики и главы компаний, а также китайские инвесторы».

 

Других практически не было. Капитал – как зарубежный, так и свой родной – бежит из России семимильными шагами.

 

27 мая Gazeta.ua опубликовала статью «Китай предлагает РФ заселить Сибирь китайскими гражданами», в которой говорится: «Китай предложил России заселить Сибирь. Такое мнение на встрече с представителями РФ высказал заместитель председателя КНР Ли Юаньчао. В дополнение к денежным инвестициям в России, восточный сосед РФ предлагает сделать еще и „инвестиции трудовым капиталом“ и заселить малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока».

 

А вот и обоснование: «Во-первых, между нами естественное экономическое сотрудничество, не то что сотрудничество через океан. Во-вторых, наше сотрудничество является взаимодополняющим. Как сказали наши бизнесмены, у России большая территория, а в Китае самый трудолюбивый в мире народ. Если мы сможем соединить эти факторы, то получим существенное развитие. У России большая территория и мало народу, в Китае – наоборот», – добавил он.

 

Неясно, изложил эту «ценную идею» высокопоставленный представитель Китая россиянам в ходе Петербургского форума, в котором он принимал участие, или после него. Осталось также неясным, как прореагировали на нее российские представители, но, похоже, большого восторга они по этому поводу не высказали.

 

Но, если подумать, что еще России остается – в том положении, в которое она сама себя загнала?

 

А заканчивается статья так: «Ранее профессор Латвийского университета, востоковед Леон Тайванс высказал мнение, что присоединение Россией Крыма может привести к серьезным геополитическим проблемам РФ на Дальнем Востоке. По его словам, злую шутку с Россией, доказавшей возможность безнаказанно присоединить часть территории другой страны, может сыграть близость перенаселенного Китая, жители которого сейчас активно переезжают в Восточную Сибирь».

 

Ну, это мы уже знаем…

 

Путин своей агрессией принес много страданий и жертв украинскому народу. Но и россияне от его политики еще наплачутся. Он считает распад Советского Союза самой большой катастрофой ХХ века и пытается в какой-то форме возродить его. На деле его политика ведет к распаду уже нынешнюю Россию.

 

Израиль Зайдман

 

В дополнение к изложенному предлагаем вам два материала. Объединяет их только то, что в обоих затрагивается тема выбора Россией ориентации – на Запад или на Восток. Статья Владимира Милова (публикуется с небольшими сокращениями) полностью посвящена этой теме, в интервью Юрия Пивоварова – это только одна из тем, но важная. Дано оно было несколько лет назад, в эпоху (ну, не надо смеяться) президентства Дмитрия Медведева. Мне давно хотелось познакомить вас с этим текстом и его автором, и данный случай я счел подходящим. Я знаком с другими его трудами. Но, надеюсь, и по данному интервью вы оцените масштаб этого человека.