Россия
За федерализацию Российской Федерации!
Вы, вероятно, подумаете: что за нелепость, зачем федерализовать государство, которое, как следует из его официального названия, уже является федерацией? Тем не менее, как вы сейчас увидите, некоторые граждане этой федерации так не считают.
Надо сказать, эксперты с самого начала предупреждали о том, что российское руководство аннексией Крыма, а затем провоцированием сепаратистского бунта на востоке Украины открывает ящик Пандоры у себя дома. И долго ждать не пришлось.
Калининградские хулиганы
Началось, правда, не с требований федерализации, а с более тяжкого «преступления». 15 июля Грани.ру опубликовали следующую информацию (приводим с сокращениями):
«Мемориал» признал политзаключенными вывесивших флаг ФРГ на здании УФСБ
Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными активистов Олега Саввина, Михаила Фельдмана и Дмитрия Фонарева. С конца апреля их содержат под стражей в Калининграде по обвинению в хулиганстве.
«Из хулиганских побуждений в составе группы лиц по предварительному сговору разместили на здании Управления ФСБ России по Калининградской области... флаг Германии как символ необходимости выхода Калининградской области из состава РФ и присоединения к Европейскому Союзу, тем самым грубо нарушили общественный порядок», – говорится в постановлении суда об избрании активистам меры пресечения.
«С точки зрения ПЦ „Мемориал“, активисты являются политзаключенными, так как лишение свободы было применено к ним исключительно из-за их политических убеждений, в связи с ненасильственным осуществлением ими свободы выражения мнений, при отсутствии события или состава правонарушения и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство», – отмечают в правозащитной организации. В «Мемориале» считают, что мотив политической ненависти приписан обвиняемым безосновательно, а в их действиях нет состава преступления.
Преследование за вывешивание иностранного флага выглядит особо необоснованным на фоне публичной поддержки властями России вооруженных выступлений под российским флагом на Украине, считают правозащитники. В «Мемориале» требуют немедленного освобождения Саввина, Фельдмана и Фонарева, а также прекращения их уголовного преследования.
Сам Фельдман сообщал, что 11 марта он проходил мимо здания ФСБ, увидел, что неизвестные повесили флаг ФРГ, и решил сфотографировать. Почти сразу же его задержали люди в штатском, которых он опознал как сотрудников калининградского Центра «Э». Саввина и Фонарева задержали в тот же день возле калининградского вокзала… 28 апреля суд арестовал их.
2 мая МИД Украины выразил удивление по поводу ареста Саввина, Фельдмана и Фонарева. Киев обвинил Москву в использовании двойных стандартов.
«Вызывает удивление, что в то же время подобные действия сепаратистов на востоке Украины, осуществляемые к тому же с применением оружия, захватом административных зданий и заложников, всячески поощряются официальной российской властью. Более того, российская сторона еще и цинично требует освободить отдельных лидеров сепаратистов, задержанных не просто за поднятие иностранного флага над украинскими административными зданиями, а за организацию насильственных акций, направленных на раскол страны и присоединение ее отдельных частей к иностранному государству. Это является еще одним примером двойных стандартов Кремля…»
Бедная Москва, теперь каждый, кому не лень, тычет ее носом в ее политику в отношении Украины и обвиняет ее в двойных стандартах.
А «преступники», по-видимому, до сих пор сидят в СИЗО. Москва, вероятно, не решается, устроить над ними судилище под боком у Европы.
1 августа Грани.ру перепечатали из Вконтакте нижеследующий документ:
Заявление организаторов Марша за федерализацию Сибири
17 августа в Новосибирске пройдет Марш за федерализацию Сибири под лозунгом «Хватит кормить Москву!». Наша цель – создание Сибирской республики в составе РФ. Автономия от Москвы позволит сибирякам:
1) Ввести льготы и дополнительные надбавки для лиц, проживающих на территориях с суровыми климатическими условиями.
2) Ввести региональную составляющую в налог на добычу полезных ископаемых. Это приведет к более справедливому распределению доходов между местными и федеральным бюджетами.
3) Реализовать свое конституционное право на собственные, более независимые от центра органы власти и ликвидировать идиотскую ситуацию, когда все решения принимаются в Москве правительством, где нет представителей, способных и желающих постоять за интересы Сибирского региона.
Одновременно Грани.ру опубликовали объяснение (во избежание обвинений в сепаратизме) одного из организаторов Марша Артема Лоскутова, которое мы также приводим:
О сибирском марше
Марш за федерализацию Сибири – что это? Пародия, провокация или реальная попытка автономизации? Как художник скажу, что все сразу, а как сибиряк – что это формулировка вопроса о будущем Сибири.
В нынешних условиях оно выглядит мрачным: ресурсы исчерпываются, денег от их добычи на развитие региона Москва не оставляет – только на поддержание транспортной системы, которая позволяет эти ресурсы вывозить. Это беспокоит сибиряков. Предлагаются варианты изменения налоговой политики в сторону большей финансовой и политической самостоятельности Сибири как субъекта РФ.
Мы говорим не об отделении, а о федерализации Сибири, то есть о создании Сибирской республики в составе РФ, полноценного и равноправного субъекта федерации.
Опасной демонстрацию мы не считаем – даже на фоне нового закона об уголовной ответственности за сепаратизм и преследования калининградских активистов, поставивших у местного отделения ФСБ флаг Германии. В Новосибирске речь идет не о провокативном акционистском жесте, а о политической дискуссии, ведущейся во все еще легальной форме демонстрации, с уведомлениями и всеми прочими необходимыми бюрократическими ритуалами, призванными как раз избежать обвинений в нарушении закона.
Тогда же редакция Граней опубликовала свой комментарий к этой объявленной акции (даем с сокращениями):
Сибирание земель
В мэрию Новосибирска подано уведомление о проведении 17 августа Марша за федерализацию Сибири (Сибирского марша). Факсимиле уведомления опубликовал на своей странице в Фейсбуке один из организаторов акции – художник Константин Еременко…
В интервью порталу Tayga.info Еременко рассказал, что костяк оргкомитета составляют активисты Национал-большевистской платформы, которую образовали бывшие члены «Другой России», вышедшие из партии из-за неприятия агрессии на Украине. «Маршу будет предшествовать съезд, на котором будет создаваться новая НБП», – добавил Еременко. В то же время, заметил он, в организации мероприятия участвуют беспартийные гражданские активисты, а также «люди, которые не имеют отношения к политике».
Заявленная в уведомлении численность участников акции – 350 человек. Между тем по состоянию на 18:30 пятницы по Москве на Вк-странице марша о своем участии в мероприятии определенно заявили 943 человека, а еще 1721 – не исключил, что выйдет на акцию.
В последующие дни по поводу готовящейся акции высказались депутаты Госдумы. 29 июля ссылку на статью о Сибирском марше поместил в своем твиттере Илья Пономарев, избранный в нижнюю палату от Новосибирска, а в нынешнем году выдвигавшийся в мэры этого города. Позже во вторник единорос Николай Валуев раскритиковал мероприятие, расценив его как «первые наработки будущих глобальных попыток развития всероссийского сепаратистского движения».
В четверг (31 июля) на прокремлевском сайте «Политикус» появилась статья, в которой организаторов марша назвали «предателями родины». «Это Майдан. Это попытка уничтожить Россию», – заявил автор. Он также сообщил, будто «в Новосибирске уже находится группа из 27 человек с Майдана, обученных устраивать беспорядки». Статья завершалась призывом: «Сибирские мужики, покажите, что вы настоящие россияне, что вы не продадите свою Родину, как лживые и трусливые киевляне. Вы должны встретить майдановцев так, чтобы они побоялись выйти в других городах!»
В пятницу (1 августа) Еременко сообщил сайту «НГС.Новости», что страницы мероприятия во «Вконтакте» и Фейсбуке заблокированы в России по требованию Генпрокуратуры. «Мы не знаем, по какому праву заблокировали страницы, и думаем, как их разблокировать, кому и что писать», – заметил активист.
Очень скоро стало ясно, что писать в России по таким поводам некуда и некому. 5 августа «Новая газета» сообщила: «Власти Новосибирска запретили „Марш за федерализацию Сибири“, который его организаторы собирались провести 17 августа. Один из них, Алексей Баранов, 5 августа обнародовал ответ на поданное в мэрию уведомление, подписанный заместителем мэра Геннадием Захаровым: «Для обеспечения незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ в проведении марша отказать».
Отказ был предсказуем: тремя днями ранее надзорные органы, федеральные, попытались свести на нет обсуждение этой темы в интернете: Генпрокуратура и Роскомнадзор увидели в ней подрыв «основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». По требованию прокурорских были заблокированы страницы, посвященные маршу, «ВКонтакте» и на Facebook, а надзиратели за интернет-изданиями предупредили 14 сайтов, которые сообщили о нем, об ответственности за «осуществление экстремистской деятельности», после чего эти публикации были удалены.
Ничего особенно нового в повестке дня «Сибирского марша» не было: как сказал Артем Лоскутов в интервью Slon.ru (тоже удаленному, но сохраненному на форуме другого ресурса), «движение за независимость Сибири существует больше 150 лет – в городе есть улица Потанина, названная в честь его зачинателя». В 2011 активисты сняли документальный фильм «Нефть в обмен на ничего» – о том, что Сибирь в России по сути является колонией. «Мы отдаем свои ресурсы, – заметил Лоскутов – а в обмен получаем набор идиотских законов».
Блогеры считают реакцию федеральных ведомств неадекватной, в частности Алексей Навальный: «В общем, шизофрения полная… Глядя на все это безумие, можно подумать, что в Сибири прям марш за отделение идет. А нет ведь, в стране под названием „Российская Федерация“ чуваки проводят марш за федерализацию. За то, чтобы в регионе оставалось больше денег и полномочий».
Несмотря на запрет сибирского марша, 12 августа множество сайтов опубликовали следующую информацию: «Жители российского Екатеринбурга запланировали на 17 августа проведение пикета в поддержку марша за федерализацию Сибири. Об этом сообщила заявитель пикета Ирина Скачкова».
По ее словам, местные власти уже отклонили заявку на проведение митинга якобы из-за ремонтных работ в месте, где хотели собраться активисты. Однако митингующие намерены подать новую заявку – на тот же день, но на другое время. В случае очередного отказа сторонники федерализма готовы выйти на одиночные пикеты.
В то же время Роскомнадзор пытается стереть любые упоминания о проведении митингов за федерализацию: в Интернете блокируются сообщества в Фейсбуке и Вконтакте, цензура пытается стереть из СМИ любые упоминания о готовящемся марше и выносит предупреждения «за призывы к участию в противоправных мероприятиях».
А на следующий день, 13 августа, российские сайты распространили еще одну подобную информацию:
Вечером в воскресенье, 17 августа, в российском городе Краснодар собирается «Марш за федерализацию Кубани», который пройдет под лозунгом «Хватит кормить Москву!». Об этом активисты сообщают в Вконтакте. Активисты говорят, что автономия от Москвы позволит жителям Кубани ввести региональную составляющую к налогу на курортный бизнес, приведет к более справедливому распределению доходов между местными и федеральным бюджетами.
Также граждане РФ хотят реализовать свое конституционное право на собственные, более независимые от центра органы и «ликвидировать идиотскую ситуацию, когда все решения принимаются в Москве правительством, где нет представителей, способных и желающих постоять за интересы Кубани».
Кроме того, жители Кубани требуют реализации своего права на федерализацию в соответствии со статьей 1-й Конституции Российской Федерации и право на самоопределение.
18 августа Илья Мильштейн на Гранях.ру в статье «Сепаратный русский мир» так подвел итог этим спонтанным всплескам народной инициативы в российских регионах:
Пародийные митинги «в защиту федерализации» Сибири, Урала и Кубани вызвали прямо-таки паническую реакцию российской власти – от Москвы, где отдавались приказы, до самых до окраин, где местные держиморды гасили эти акции. Горстку граждан, отказавшихся кормить Москву и пожелавших защитить Конституцию, буквально затерроризировали прокуроры, чекисты и полисмены.
Хотя действовали граждане строго в рамках закона. Никаких народных мэров и министров обороны. Никаких «буков» и танков, да что танки – ни одного ополченца с подствольным гранатометом не разоблачила даже всевидящая ФСБ.
Однако, Дарью Полюдову на Кубани посадили на 14 суток. Сибирским активистам Михаилу Пулину и Марии Катынской на Алтае подбросили чужой мобильник, долго прессовали, выясняя, откуда взялась трубка, и они не успели вернуться в Новосибирск. Константина Еременко принудительно доставили в СК, обвинив в том, что он якобы готовил революцию. Полякову шили агитацию за вступление в «Правый сектор». В Екатеринбурге повязали двоих, стоявших в пикетах.
Возникает естественный вопрос, сформулированный полтора месяца назад Виталием Портниковым (в статье «От Украины до окраин», которую мы публиковали в августовском номере «Рубежа» – И. З.): понимают ли Путин и его окружение, что они наделали? Коллега имел в виду российскую интервенцию на Украине, аннексию Крыма и городскую герилью в Донбассе, которые рано или поздно могут обернуться для Кремля большими неприятностями дома.
Все они понимают. Оттого с такой суматошной, граничащей с идиотизмом жестокостью власти и набрасываются на пересмешников, что для них, для президента РФ, его силовиков и прочих вельмож, это совсем не шутки. Самую страшную опасность для Российской Федерации Кремль как раз и усматривает в ее федерализации, то есть реальном разделении прав и обязанностей между центром и регионами.
Тогда же,18 августа, британская «The Guardian» посвятила этой теме сразу две статьи. Бывший советник президента США по внешней политике Пол Гобл писал: «Москва, как представляется, успешно предотвратила попытки провести марш за независимость Сибири в Новосибирске в это воскресенье. Но российским властям не удалось остановить распространение стоящих за ним идей не только в других сибирских городах, но и в Калининграде и на Кубани».
Относительно Калининграда Гобл приводит мнение «московского обозревателя Владимира Титова»: «Полуэксклавное расположение Калининграда, его близость к странам ЕС и тот факт, что у 25% его жителей есть шенгенские визы, а у 60% – заграничные паспорта, – эффект всего этого состоит в том, что все больше его жителей ориентируются скорее на Европу, чем, собственно, на Россию.
Зажиточные калининградцы покупают недвижимость в ЕС, посылают своих детей учиться в Литву, Польшу и Германию, а молодые калининградцы уже затрудняются назвать основные российские города… Сделать уступки Калининграду при его особом положении кажется вполне резонным, но тогда возникает вопрос: Если можно Калининграду, то почему нельзя Сибири».
Гобл продолжает: «Движения регионализма существуют в Карелии, Ингерманландии, Новгороде и других местах, и теперь к ним примкнуло еще одно – на Кубани… Хотя эти движения невелики и только зарождаются, с точки зрения Москвы, они все равно вызывает угрозу регионального сепаратизма, вроде того, что распространился в Российской Федерации в начале 1990-х годов и над подавлением которого усердно работал российский президент Владимир Путин.
Более того, это поднимает вопросы об опасностях, которые Москва навлекла на себя, поддерживая „федерализм на экспорт“ в случае с Украиной. Для тех власть предержащих, кто помнит 1991 год, это поистине пугающая перспектива», – заключает Гобл.
Автор другой статьи в «The Guardian» Алек Лун тоже не прошел мимо напрашивающегося сравнения выступлений в российских регионах с ролью России в бойне на востоке Украины: «В то время как „сторонники федерализации“ на Восточной Украине удостоились многочисленных похвал от российских политиков и государственных СМИ, те, кто поддерживает подобные идеи собственно в регионах России, были допрошены и задержаны полицией. Активисты утверждают, что Москва выкачивает деньги, которые должны идти в местный бюджет, и отказывает региональным правительствам в правах, гарантированных конституцией Российской Федерацией».
* * *
Мы хотели бы еще раз обратить внимание тех наших читателей, которые все еще считают, что украинское правительство в Донбассе «воюет с собственным народом», на то, что весь цивилизованный мир не сомневается: здесь Украине приходится отражать почти не замаскированную агрессию России. То, что в этой агрессии принимает участие некоторое число украинских граждан, которым кремлевский зомбоящик задурил, как и вам, головы, ничего не меняет.
Что касается самой России, то эксперты давно полагают: Россия только формально считается федерацией, на самом деле это унитарное государство. Действительную федерацию (точнее, даже конфедерацию) Путин хочет только для Украины, чтобы легче было помыкать ею, как своим сателлитом. Между тем, эксперты полагают, что изменения в Конституции Украины, которые через несколько дней после назначения на пост премьер-министра Украины предложил Арсений Яценюк (и позднее поддержал президент Петр Порошенко), дадут регионам Украины больше автономии, чем имеют регионы Российской Федерации.
Нынешнее, достаточно малочисленное, движение в этих регионах за реальную федерализацию будет Москвой с легкостью задушено. Но надолго ли? Путинский режим истощает силы страны в погоне за химерами и загоняет ее в положение международного изгоя. О вероятном развитии ситуации в России на ближайшие годы читайте на соседней странице в прогнозе Николая Митрохина.